Социально-психологическая деятельность по коррекции агрессивного поведения у подростков

Проанализировав полученные результаты, нами было выявлено количество детей, обладающих следующими видами агрессивных и враждебных реакций:

физическая агрессия – 3 мальчика (12%) и 0 девочек (0%)

косвенная агрессия – 0 мальчиков (0%) и 1 девочка (4%)

раздражение – 1 мальчик (4%) и 0 девочек (0%)

негативизм – 1 мальчик (4%) и 0 девочек (0%)

обида – 1 мальчик (4%)

подозрительность – 0 детей

вербальная агрессия – 1 мальчик (4%) и 2 девочки (8%)

угрызения совести и чувство вины – 2 мальчика (8%) и 0 девочек (0%)




Анализ табличных и графических данных на формирующем этапе эксперимента показал, что в данной группе испытуемых 40% подростков имеют проявление агрессивности и враждебности: из них 28% мальчики и 12% девочки. Сравнивая с результатами констатирующего эксперимента, можно сделать вывод, что проявления агрессивности и враждебности у подростков понизилось.

Таблица 7 Результаты методики "Методика рисуночной фрустрации" диагностирующей фрустрационные реакции на формирующем этапе эксперимента

№ п/п

Фамилия и имя ребенка

GCR,

в %

Типы реакции

OD

ED

NP

1

Акулян А.

72,9


а


2

Агишева Э.

95,8


а

+

3

Артамонова А.

75

+

н


4

Ахмадуллина Ю

72,9


а


5

Белоножко А.

81,2


а

+

6

Габбасов А

37,5


в


7

Гулинян Н.

62,5


в


8

Закиров В.

85,4


а

+

9

Заприлюк В.

33,3


в


10

Иванова В.

68,7


а


11

Игнатьева С.

70,8

+

а


12

Иркабаев Ф.

87,5


а

+

13

Киселева С.

91,6


а

+

14

Копылов Е.

81,2


а

+

15

Кулаков А.

62,5


а

+

16

Майовский А.

41,6

+

в


17

Масленников А

37,5


н


18

Марченко Н.

58,3


в

+

19

Молодец А.

39,6


н


20

Музафарова А.

70,8


а

+

21

Норкевичуте Т.

64,5


а

+

22

Степашин А

75

+

н


23

Тибеев Р.

79,1


а

+

24

Усманов Р.

91,6


а

+

25

Юлдашева Д.

95,8


н



GCR – коэффициент групповой конформности (конфликтность личности)

OD – фиксация на препятствии

ED – фиксация на самозащите (самооценка)

NP – фиксация на удовлетворение потребностей



Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что в исследуемой нами группе у 60% подростков адекватная самооценка, что сказалось и на коэффициенте групповой сплоченности. В результате - 24% конфликтных подростков, где 20% мальчиков и 4% девочек, то есть после проведенных коррекционных занятий, конфликтность в группе подростков понизилась.

Таблица 8 Результаты методики "Опросник К. Томаса" диагностирующей стиль поведения в конфликтной ситуации на формирующем этапе эксперимента

№ п/п

Фамилия и имя ребенка

Соперни

чество

Сотруд

ничество

Компро

мисс

Избегание

Приспособ

ление

1

Акулян А.





+

2

Агишева Э.


+




3

Артамонова А.



+



4

Ахмадуллина Ю


+




5

Белоножко А.


+




6

Габбасов А





+

7

Гулинян Н.


+




8

Закиров В.



+



9

Заприлюк В.

+





10

Иванова В.



+



11

Игнатьева С.





+

12

Иркабаев Ф.




+


13

Киселева С.



+



14

Копылов Е.


+




15

Кулаков А.



+



16

Майовский А.

+





17

Масленников А

+





18

Марченко Н.


+




19

Молодец А.

+





20

Музафарова А.


+




21

Норкевичуте Т.


+




22

Степашин А





+

23

Тибеев Р.



+



24

Усманов Р.


+




25

Юлдашева Д.




+



Всего человек

4 м

3 м и 6 д

3 м и 3 д

1 м и 1 д

3 м и 1 д


В процентах

16

36

24

8

16




Результаты представленные в таблице показывают, что из стилей поведения в конфликтной ситуации чаще всего испытуемые в группе стали использовать стиль сотрудничество (36%) и компромисс (24%).

Таким образом, анализ результатов на констатирующем и формирующем этапе эксперимента показал, что в данной группе подростки научились рационально использовать стратегии решения конфликтов, а именно – чаще всего стал использоваться стиль сотрудничество и компромисс, что положительно сказалось на социально-психологическом климате в группе, поэтому ситуация в данном коллективе характеризуется пониженной конфликтностью и комфортном прибивании подростков в классе.

Таблица 9 Результаты методики "Фрейбурский личностный опросник (FPI)" диагностирующей особенности личности на формирующем этапе эксперимента

№ п/п

Фамилия и имя ребенка

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

1

Акулян А.





+

+



+

э


м

2

Агишева Э.





+

+



+

э


ф

3

Артамонова А.



+



+


+

+

и


ф

4

Ахмадуллина Ю




+


+


+

+

э


ф

5

Белоножко А.





+

+



+

э


м

6

Габбасов А

+

+


+



+



э

+

м

7

Гулинян Н.





+


+



э


ф

8

Закиров В.





+

+



+

э


м

9

Заприлюк В.


+


+



+



э

+

м

10

Иванова В.





+

+



+

э


м

11

Игнатьева С.






+



+

э


ф

12

Иркабаев Ф.



+





+

+

и


ф

13

Киселева С.





+

+



+

э


ф

14

Копылов Е.





+

+



+

э


м

15

Кулаков А.




+


+



+

э


м

16

Майовский А.

+

+


+






э

+

м

17

Масленников А

+

+


+



+



э

+

м

18

Марченко Н.




+

+


+



э

+

м

19

Молодец А.

+

+

+

+



+



и

+

м

20

Музафарова А.





+

+



+

э


м

21

Норкевичуте Т.





+

+



+

э


ф

22

Степашин А





+

+



+

э


ф

23

Тибеев Р.






+



+

и


м

24

Усманов Р.





+

+



+

э


м

25

Юлдашева Д.






+


+

+

и


ф


Всего человек

3

8

13

17

6

4

18


6



В процентах

16

20

12

32

52

68

24

16

72


24




Анализ результатов исследования по данной методике на формирующем этапе эксперимента показал, что в группе преобладают такие особенности личности, как: общительность, уравновешенность, самокритичность, открытость, искренность, эмоциональная устойчивость в 92% случаев у мальчиков и 100% у девочек.

Таким образом, сравнивая результаты исследования на констатирующем и формирующем этапе эксперимента можно сделать вывод о том, что снизился уровень агрессивных и враждебных реакций.

 

Вывод по главе II


В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Проявления агрессивности в подростковом возрасте рассматриваются как эффективный способ защиты собственного Я. Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами.

В ходе экспериментальной работы были использованы диагностические методики, такие как: "Опросник Басса-Дарки", "Методика рисуночной фрустрации" Тест Розенцвейга, Опросник К. Томаса и Фрейбурский личностный опросник (FPI)

Данные диагностические методики были проведены с целью выявления у подростков видов агрессивных проявлений для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности, стиля поведения в конфликтной ситуации, личностной предрасположенности к конфликтному поведению, некоторых важных свойств личности.

Таким образом, нами было выявлено, что наиболее значимыми проблемами является: 1) низкий и завышенный уровень самооценки, низкий уровень самоконтроля и активности; 2) высокий уровень агрессии; 3) негативные черты личности подростков.

С учетом выявленных проблем мы осуществили подбор рекомендаций по коррекции агрессивного поведения мальчиков подросткового возраста. Основными направлениями в данных рекомендаций было: 1) уровень самооценки стабилизировать до адекватного, развитие самоконтроля и активности; 2) понижение уровня агрессии и агрессивных проявлений; 3) коррекция основных характеристик личности.

Практические рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростков были разработаны как для работы в учебном процессе, так и для работы во внеурочное время.

В целях проверки эффективности предложенных рекомендаций, нами была проведена контрольная диагностика.

Результаты, полученные нами после эксперимента показали, что у большинства мальчиков и девочек подросткового возраста уровень самооценки стабилизировался до адекватного, в результате чего понизился уровень агрессии и агрессивных проявлений, а также стабилизировался самоконтроль, способность и умение держаться принятой линии поведения. Подростки стали более спокойные, жизнерадостные, доброжелательные, уверенные в себе, обязательные, самостоятельные.


Заключение


На протяжении подросткового возраста агрессивные проявления во фрустрирующих ситуациях отличаются постоянством.

При различных видах агрессии имеют значение разнообразные факторы:

1. Пол объекта агрессии. Мальчики гораздо чаще демонстрируют такую агрессию по отношению к мальчику-новичку, чем к девочке (возможно, потому, что новичок-мальчик сам ведет себя более агрессивно, чем девочка). Девочки того же возраста примерно одинаково реагируют на новичков разного пола (имеется в виду открытая физическая агрессия);

2.       Боязнь возмездия. Возможно, физически слабые девочки, как и подобные мальчики, опасаются проявлять открытую агрессию по отношению к сильным мальчикам.

3. Провоцирование агрессии. Часто "жертва" агрессии в значительной мере ответственна за ее проявление у партнера по взаимодействию. В том числе это касается и агрессии во время совершения преступления: жертвой - и агрессии и преступления - может быть не только женщина (как принято считать), но и мужчина, однако гораздо чаще при этом обвиняют мужчину

4. Социальное подкрепление. За проявление агрессии мальчики скорее поощряются своими сверстниками, а девочки - ожидают негативных санкций;

5. Гендерные нормы поведения. Они различны - физическую агрессию со стороны женщины воспринимают как проявление неумения владеть собой и несоблюдение общепринятых норм поведения, а мужчины - как способ повысить свою самооценку и усилить позицию в группе;

6. Техника измерения физической агрессии. Не всегда есть уверенность в надежности этого измерения - в частности, в силу сложности предмета.

Если же выделить другие формы и виды агрессии: скрытую - вербальную и невербальную, то картина становится иной. Поскольку прямое проявление агрессии может угрожать сохранению хороших взаимоотношений с окружающими, что традиционно считается более важным для девочек, они прибегают к скрытой вербальной агрессии в виде клеветы, злословия, раскрытия чужих секретов, остракизма, стремления вызвать у другого человека чувство вины. Так, девочки сильнее, чем мальчики, реагируют на новичков (как мальчиков, так и девочек), но используют скрытую агрессию (игнорирование, избегание, отказ во взаимодействии, исключение из группы). В подростковом возрасте девочки также чаще мальчиков прибегают к стратегиям социального остракизма и манипулирования другими в конфликтах с представителями своего пола. Представители мужского пола начинают использовать скрытую агрессию только во взрослости, но продолжают уступать женскому полу по частоте ее использования.

Половые различия в агрессии пытаются объяснять влиянием как биологических, так и социальных факторов. К первым относится наличие подобных половых различий у животных, связь агрессивности с доминантностью и сексуальностью и гормональный фактор, ко вторым -формирование гендерных стереотипов, позволяющих мужчинам открыто демонстрировать свою агрессивность, а от женщин требующих ее скрывать.

Для акцентуантов с гипертимным и возбудимым типами акцентуации характера более свойственны, чем для остальной выборки, проявления физической и вербальной агрессии, раздражения, подозрения, обиды, агрессивных реакций во фрустрирующих ситуациях.

Агрессивность в возрасте 12 – 14 лет рассматривается как способ достижения собственной независимости и желательных взаимоотношений с окружающими, проявления активности в межличностном взаимодействии; в возрасте 15 – 16 лет – как способ повышения социального статуса, завоевания авторитета в группе.

Проявления как ситуативной, так и личностной тревожности в подростковом и юношеском возрастах характеризуются стабильностью; они не связаны с проявлениями агрессивности, и лишь в 19 – 20 лет её открытые формы начинают вызывать постоянные чувства вины, тревоги и беспокойства.

Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Отклоняющееся поведение детей и подростков имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует, во-первых, реализации системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязь неблагоприятных факторов, во-вторых, – применение сравнительного анализа, сопоставляющего условия благоприятного социального развития с процессом социопатогенеза, в-третьих, реализации междисциплинарного подхода, который не позволяет замыкаться в рамках одной специализации, а напротив, предполагает использование достижений таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская.

Профилактика и предупреждение агрессивного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;

современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Результаты, полученные нами после применения рекомендаций по коррекции агрессивного поведения, показали, что у мальчиков и девочек подросткового возраста уровень самооценки стабилизировался до адекватного, в результате чего понизился уровень агрессии и агрессивных проявлений, а также повысился уровень самоконтроля, способность и умение держаться принятой линии поведения. Подростки стали более спокойные, жизнерадостные, доброжелательные, уверенные в себе, обязательные, самостоятельные, а это значит, что поставленная нами гипотеза о существующей взаимосвязи между гендерными особенностями и агрессивностью проявляющейся у подростков доказана.


Список литературы


1.                 Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 570 с.

2.                 Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 2004. – 485 с.

3.                 Божович Л.И. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.-Воронеж, 2005. – 455 с.

4.                 Бранден Натаниель Мощь самооценки. - М.: Омега-Л, 2006. – 215 с..

5.                 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Речь, 2007. – 350 с.

6.                 Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Просвещение, 2006. – 570 с.

7.                 Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. М.: Просвещение, 2004. – 375 с.

8.                 Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова - М: Педагогика, 2006. – 388 с.

9.                 Колесникова Г.Н. Психологическое консультирование. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 283 с.

10.            Масагутов Р.М. Детская и подростковая агрессия: От нормы до патологии. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006. – 159 с.

11.            Можгинский Ю. Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика, М.: Издательство: Когито-Центр, 2006. – 115 с.

12.            Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 560 с.

13.            Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2005. – 450 с.

14.            Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2006. – 688 с.

15.            Раис Филип Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: Учеб. пособие: Пер. с англ. СПб., 2006. – 656 с.

16.            Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности.// Ананьевские чтения-97. СПб.: Питер, 2004. - С. 13-16.

17.            Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 2006. № 5. - С.3-18.

18.            Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. – М.: Когито-Центр, 2003. – 230 с.

19.            Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384 с.

20.            Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – 460 с.

21.            Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Под ред. Д.И. Фельдштейн. –М.: НПО МОДЭК, 2006. – 318 с.

22.            Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Издаиельский центр "Академия", 2006. – 336 с.

23.            Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 671 с.

24.            Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.

25.            Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: МПСИ, Флинта, 2006. – 352 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты