Проанализировав полученные результаты, нами было выявлено количество детей, обладающих следующими видами агрессивных и враждебных реакций:
физическая агрессия – 3 мальчика (12%) и 0 девочек (0%)
косвенная агрессия – 0 мальчиков (0%) и 1 девочка (4%)
раздражение – 1 мальчик (4%) и 0 девочек (0%)
негативизм – 1 мальчик (4%) и 0 девочек (0%)
обида – 1 мальчик (4%)
подозрительность – 0 детей
вербальная агрессия – 1 мальчик (4%) и 2 девочки (8%)
угрызения совести и чувство вины – 2 мальчика (8%) и 0 девочек (0%)
Анализ табличных и графических данных на формирующем этапе эксперимента показал, что в данной группе испытуемых 40% подростков имеют проявление агрессивности и враждебности: из них 28% мальчики и 12% девочки. Сравнивая с результатами констатирующего эксперимента, можно сделать вывод, что проявления агрессивности и враждебности у подростков понизилось.
Таблица 7 Результаты методики "Методика рисуночной фрустрации" диагностирующей фрустрационные реакции на формирующем этапе эксперимента
№ п/п |
Фамилия и имя ребенка |
GCR, в % |
Типы реакции |
||
OD |
ED |
NP |
|||
1 |
Акулян А. |
72,9 |
|
а |
|
2 |
Агишева Э. |
95,8 |
|
а |
+ |
3 |
Артамонова А. |
75 |
+ |
н |
|
4 |
Ахмадуллина Ю |
72,9 |
|
а |
|
5 |
Белоножко А. |
81,2 |
|
а |
+ |
6 |
Габбасов А |
37,5 |
|
в |
|
7 |
Гулинян Н. |
62,5 |
|
в |
|
8 |
Закиров В. |
85,4 |
|
а |
+ |
9 |
Заприлюк В. |
33,3 |
|
в |
|
10 |
Иванова В. |
68,7 |
|
а |
|
11 |
Игнатьева С. |
70,8 |
+ |
а |
|
12 |
Иркабаев Ф. |
87,5 |
|
а |
+ |
13 |
Киселева С. |
91,6 |
|
а |
+ |
14 |
Копылов Е. |
81,2 |
|
а |
+ |
15 |
Кулаков А. |
62,5 |
|
а |
+ |
16 |
Майовский А. |
41,6 |
+ |
в |
|
17 |
Масленников А |
37,5 |
|
н |
|
18 |
Марченко Н. |
58,3 |
|
в |
+ |
19 |
Молодец А. |
39,6 |
|
н |
|
20 |
Музафарова А. |
70,8 |
|
а |
+ |
21 |
Норкевичуте Т. |
64,5 |
|
а |
+ |
22 |
Степашин А |
75 |
+ |
н |
|
23 |
Тибеев Р. |
79,1 |
|
а |
+ |
24 |
Усманов Р. |
91,6 |
|
а |
+ |
25 |
Юлдашева Д. |
95,8 |
|
н |
|
GCR – коэффициент групповой конформности (конфликтность личности)
OD – фиксация на препятствии
ED – фиксация на самозащите (самооценка)
NP – фиксация на удовлетворение потребностей
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что в исследуемой нами группе у 60% подростков адекватная самооценка, что сказалось и на коэффициенте групповой сплоченности. В результате - 24% конфликтных подростков, где 20% мальчиков и 4% девочек, то есть после проведенных коррекционных занятий, конфликтность в группе подростков понизилась.
Таблица 8 Результаты методики "Опросник К. Томаса" диагностирующей стиль поведения в конфликтной ситуации на формирующем этапе эксперимента
№ п/п |
Фамилия и имя ребенка |
Соперни чество |
Сотруд ничество |
Компро мисс |
Избегание |
Приспособ ление |
1 |
Акулян А. |
|
|
|
|
+ |
2 |
Агишева Э. |
|
+ |
|
|
|
3 |
Артамонова А. |
|
|
+ |
|
|
4 |
Ахмадуллина Ю |
|
+ |
|
|
|
5 |
Белоножко А. |
|
+ |
|
|
|
6 |
Габбасов А |
|
|
|
|
+ |
7 |
Гулинян Н. |
|
+ |
|
|
|
8 |
Закиров В. |
|
|
+ |
|
|
9 |
Заприлюк В. |
+ |
|
|
|
|
10 |
Иванова В. |
|
|
+ |
|
|
11 |
Игнатьева С. |
|
|
|
|
+ |
12 |
Иркабаев Ф. |
|
|
|
+ |
|
13 |
Киселева С. |
|
|
+ |
|
|
14 |
Копылов Е. |
|
+ |
|
|
|
15 |
Кулаков А. |
|
|
+ |
|
|
16 |
Майовский А. |
+ |
|
|
|
|
17 |
Масленников А |
+ |
|
|
|
|
18 |
Марченко Н. |
|
+ |
|
|
|
19 |
Молодец А. |
+ |
|
|
|
|
20 |
Музафарова А. |
|
+ |
|
|
|
21 |
Норкевичуте Т. |
|
+ |
|
|
|
22 |
Степашин А |
|
|
|
|
+ |
23 |
Тибеев Р. |
|
|
+ |
|
|
24 |
Усманов Р. |
|
+ |
|
|
|
25 |
Юлдашева Д. |
|
|
|
+ |
|
|
Всего человек |
4 м |
3 м и 6 д |
3 м и 3 д |
1 м и 1 д |
3 м и 1 д |
|
В процентах |
16 |
36 |
24 |
8 |
16 |
Результаты представленные в таблице показывают, что из стилей поведения в конфликтной ситуации чаще всего испытуемые в группе стали использовать стиль сотрудничество (36%) и компромисс (24%).
Таким образом, анализ результатов на констатирующем и формирующем этапе эксперимента показал, что в данной группе подростки научились рационально использовать стратегии решения конфликтов, а именно – чаще всего стал использоваться стиль сотрудничество и компромисс, что положительно сказалось на социально-психологическом климате в группе, поэтому ситуация в данном коллективе характеризуется пониженной конфликтностью и комфортном прибивании подростков в классе.
Таблица 9 Результаты методики "Фрейбурский личностный опросник (FPI)" диагностирующей особенности личности на формирующем этапе эксперимента
№ п/п |
Фамилия и имя ребенка |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII |
1 |
Акулян А. |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
э |
|
м |
2 |
Агишева Э. |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
э |
|
ф |
3 |
Артамонова А. |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
+ |
и |
|
ф |
4 |
Ахмадуллина Ю |
|
|
|
+ |
|
+ |
|
+ |
+ |
э |
|
ф |
5 |
Белоножко А. |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
э |
|
м |
6 |
Габбасов А |
+ |
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
э |
+ |
м |
7 |
Гулинян Н. |
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
э |
|
ф |
8 |
Закиров В. |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
э |
|
м |
9 |
Заприлюк В. |
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
э |
+ |
м |
10 |
Иванова В. |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
э |
|
м |
11 |
Игнатьева С. |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
э |
|
ф |
12 |
Иркабаев Ф. |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
и |
|
ф |
13 |
Киселева С. |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
э |
|
ф |
14 |
Копылов Е. |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
э |
|
м |
15 |
Кулаков А. |
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
э |
|
м |
16 |
Майовский А. |
+ |
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
э |
+ |
м |
17 |
Масленников А |
+ |
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
э |
+ |
м |
18 |
Марченко Н. |
|
|
|
+ |
+ |
|
+ |
|
|
э |
+ |
м |
19 |
Молодец А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
|
и |
+ |
м |
20 |
Музафарова А. |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
э |
|
м |
21 |
Норкевичуте Т. |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
э |
|
ф |
22 |
Степашин А |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
э |
|
ф |
23 |
Тибеев Р. |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
и |
|
м |
24 |
Усманов Р. |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
э |
|
м |
25 |
Юлдашева Д. |
|
|
|
|
|
+ |
|
+ |
+ |
и |
|
ф |
|
Всего человек |
4м |
5м |
3 |
8 |
13 |
17 |
6 |
4 |
18 |
|
6 |
|
|
В процентах |
16 |
20 |
12 |
32 |
52 |
68 |
24 |
16 |
72 |
|
24 |
|
Анализ результатов исследования по данной методике на формирующем этапе эксперимента показал, что в группе преобладают такие особенности личности, как: общительность, уравновешенность, самокритичность, открытость, искренность, эмоциональная устойчивость в 92% случаев у мальчиков и 100% у девочек.
Таким образом, сравнивая результаты исследования на констатирующем и формирующем этапе эксперимента можно сделать вывод о том, что снизился уровень агрессивных и враждебных реакций.
В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Проявления агрессивности в подростковом возрасте рассматриваются как эффективный способ защиты собственного Я. Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами.
В ходе экспериментальной работы были использованы диагностические методики, такие как: "Опросник Басса-Дарки", "Методика рисуночной фрустрации" Тест Розенцвейга, Опросник К. Томаса и Фрейбурский личностный опросник (FPI)
Данные диагностические методики были проведены с целью выявления у подростков видов агрессивных проявлений для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности, стиля поведения в конфликтной ситуации, личностной предрасположенности к конфликтному поведению, некоторых важных свойств личности.
Таким образом, нами было выявлено, что наиболее значимыми проблемами является: 1) низкий и завышенный уровень самооценки, низкий уровень самоконтроля и активности; 2) высокий уровень агрессии; 3) негативные черты личности подростков.
С учетом выявленных проблем мы осуществили подбор рекомендаций по коррекции агрессивного поведения мальчиков подросткового возраста. Основными направлениями в данных рекомендаций было: 1) уровень самооценки стабилизировать до адекватного, развитие самоконтроля и активности; 2) понижение уровня агрессии и агрессивных проявлений; 3) коррекция основных характеристик личности.
Практические рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростков были разработаны как для работы в учебном процессе, так и для работы во внеурочное время.
В целях проверки эффективности предложенных рекомендаций, нами была проведена контрольная диагностика.
Результаты, полученные нами после эксперимента показали, что у большинства мальчиков и девочек подросткового возраста уровень самооценки стабилизировался до адекватного, в результате чего понизился уровень агрессии и агрессивных проявлений, а также стабилизировался самоконтроль, способность и умение держаться принятой линии поведения. Подростки стали более спокойные, жизнерадостные, доброжелательные, уверенные в себе, обязательные, самостоятельные.
На протяжении подросткового возраста агрессивные проявления во фрустрирующих ситуациях отличаются постоянством.
При различных видах агрессии имеют значение разнообразные факторы:
1. Пол объекта агрессии. Мальчики гораздо чаще демонстрируют такую агрессию по отношению к мальчику-новичку, чем к девочке (возможно, потому, что новичок-мальчик сам ведет себя более агрессивно, чем девочка). Девочки того же возраста примерно одинаково реагируют на новичков разного пола (имеется в виду открытая физическая агрессия);
2. Боязнь возмездия. Возможно, физически слабые девочки, как и подобные мальчики, опасаются проявлять открытую агрессию по отношению к сильным мальчикам.
3. Провоцирование агрессии. Часто "жертва" агрессии в значительной мере ответственна за ее проявление у партнера по взаимодействию. В том числе это касается и агрессии во время совершения преступления: жертвой - и агрессии и преступления - может быть не только женщина (как принято считать), но и мужчина, однако гораздо чаще при этом обвиняют мужчину
4. Социальное подкрепление. За проявление агрессии мальчики скорее поощряются своими сверстниками, а девочки - ожидают негативных санкций;
5. Гендерные нормы поведения. Они различны - физическую агрессию со стороны женщины воспринимают как проявление неумения владеть собой и несоблюдение общепринятых норм поведения, а мужчины - как способ повысить свою самооценку и усилить позицию в группе;
6. Техника измерения физической агрессии. Не всегда есть уверенность в надежности этого измерения - в частности, в силу сложности предмета.
Если же выделить другие формы и виды агрессии: скрытую - вербальную и невербальную, то картина становится иной. Поскольку прямое проявление агрессии может угрожать сохранению хороших взаимоотношений с окружающими, что традиционно считается более важным для девочек, они прибегают к скрытой вербальной агрессии в виде клеветы, злословия, раскрытия чужих секретов, остракизма, стремления вызвать у другого человека чувство вины. Так, девочки сильнее, чем мальчики, реагируют на новичков (как мальчиков, так и девочек), но используют скрытую агрессию (игнорирование, избегание, отказ во взаимодействии, исключение из группы). В подростковом возрасте девочки также чаще мальчиков прибегают к стратегиям социального остракизма и манипулирования другими в конфликтах с представителями своего пола. Представители мужского пола начинают использовать скрытую агрессию только во взрослости, но продолжают уступать женскому полу по частоте ее использования.
Половые различия в агрессии пытаются объяснять влиянием как биологических, так и социальных факторов. К первым относится наличие подобных половых различий у животных, связь агрессивности с доминантностью и сексуальностью и гормональный фактор, ко вторым -формирование гендерных стереотипов, позволяющих мужчинам открыто демонстрировать свою агрессивность, а от женщин требующих ее скрывать.
Для акцентуантов с гипертимным и возбудимым типами акцентуации характера более свойственны, чем для остальной выборки, проявления физической и вербальной агрессии, раздражения, подозрения, обиды, агрессивных реакций во фрустрирующих ситуациях.
Агрессивность в возрасте 12 – 14 лет рассматривается как способ достижения собственной независимости и желательных взаимоотношений с окружающими, проявления активности в межличностном взаимодействии; в возрасте 15 – 16 лет – как способ повышения социального статуса, завоевания авторитета в группе.
Проявления как ситуативной, так и личностной тревожности в подростковом и юношеском возрастах характеризуются стабильностью; они не связаны с проявлениями агрессивности, и лишь в 19 – 20 лет её открытые формы начинают вызывать постоянные чувства вины, тревоги и беспокойства.
Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Отклоняющееся поведение детей и подростков имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует, во-первых, реализации системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязь неблагоприятных факторов, во-вторых, – применение сравнительного анализа, сопоставляющего условия благоприятного социального развития с процессом социопатогенеза, в-третьих, реализации междисциплинарного подхода, который не позволяет замыкаться в рамках одной специализации, а напротив, предполагает использование достижений таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская.
Профилактика и предупреждение агрессивного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:
выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.
Результаты, полученные нами после применения рекомендаций по коррекции агрессивного поведения, показали, что у мальчиков и девочек подросткового возраста уровень самооценки стабилизировался до адекватного, в результате чего понизился уровень агрессии и агрессивных проявлений, а также повысился уровень самоконтроля, способность и умение держаться принятой линии поведения. Подростки стали более спокойные, жизнерадостные, доброжелательные, уверенные в себе, обязательные, самостоятельные, а это значит, что поставленная нами гипотеза о существующей взаимосвязи между гендерными особенностями и агрессивностью проявляющейся у подростков доказана.
1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 570 с.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 2004. – 485 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.-Воронеж, 2005. – 455 с.
4. Бранден Натаниель Мощь самооценки. - М.: Омега-Л, 2006. – 215 с..
5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Речь, 2007. – 350 с.
6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Просвещение, 2006. – 570 с.
7. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. М.: Просвещение, 2004. – 375 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова - М: Педагогика, 2006. – 388 с.
9. Колесникова Г.Н. Психологическое консультирование. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 283 с.
10. Масагутов Р.М. Детская и подростковая агрессия: От нормы до патологии. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006. – 159 с.
11. Можгинский Ю. Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика, М.: Издательство: Когито-Центр, 2006. – 115 с.
12. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 560 с.
13. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2005. – 450 с.
14. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2006. – 688 с.
15. Раис Филип Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: Учеб. пособие: Пер. с англ. СПб., 2006. – 656 с.
16. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности.// Ананьевские чтения-97. СПб.: Питер, 2004. - С. 13-16.
17. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 2006. № 5. - С.3-18.
18. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. – М.: Когито-Центр, 2003. – 230 с.
19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384 с.
20. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – 460 с.
21. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Под ред. Д.И. Фельдштейн. –М.: НПО МОДЭК, 2006. – 318 с.
22. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Издаиельский центр "Академия", 2006. – 336 с.
23. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 671 с.
24. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
25. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: МПСИ, Флинта, 2006. – 352 с.