Проанализировав полученные результаты, нами было выявлено количество детей, обладающих следующими видами агрессивных и враждебных реакций:
физическая агрессия – 5 мальчиков (20%) и 1 девочка (4%)
косвенная агрессия – 1 мальчик (4%) и 1 девочка (4%)
раздражение – 2 мальчика (8%) и 1 девочка (4%)
негативизм – 1 мальчик (4%) и 2 девочки (8%)
обида – 1 мальчик (4%)
подозрительность – 0 детей
вербальная агрессия – 1 мальчик (4%) и 4 девочки (16%)
угрызения совести и чувство вины – 3 мальчика (12%) и 2 девочки (8%)
Анализ табличных и графических данных показал, что в данной группе испытуемых 76% подростков имеют проявление агрессивности и враждебности: из них 40% мальчики и 36% девочки. Причем у девочек большее проявление имеют вербальная агрессия и негативизм, а у мальчиков – физическая агрессия.
Методика 2. "Методика рисуночной фрустрации" Тест Розенцвейга
Методика разработана С. Розенцвейгом и предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности (см. Приложение 2).. Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели.
Таблица 3 Результаты методики "Методика рисуночной фрустрации" диагностирующей фрустрационные реакции на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п |
Фамилия и имя ребенка |
GCR, в % |
Типы реакции |
||
OD |
ED |
NP |
|||
1 |
Акулян А. |
43,7 |
|
в |
|
2 |
Агишева Э. |
95,8 |
|
а |
|
3 |
Артамонова А. |
52,1 |
+ |
н |
|
4 |
Ахмадуллина Ю |
47,9 |
|
н |
|
5 |
Белоножко А. |
72,9 |
|
а |
+ |
6 |
Габбасов А |
25 |
+ |
в |
|
7 |
Гулинян Н. |
47,9 |
|
в |
|
8 |
Закиров В. |
79,1 |
|
а |
+ |
9 |
Заприлюк В. |
27 |
|
в |
|
10 |
Иванова В. |
50 |
|
в |
|
11 |
Игнатьева С. |
54,1 |
+ |
в |
|
12 |
Иркабаев Ф. |
86,9 |
+ |
а |
+ |
13 |
Киселева С. |
91,6 |
|
а |
+ |
14 |
Копылов Е. |
81,2 |
|
а |
|
15 |
Кулаков А. |
50 |
+ |
н |
|
18 |
Марченко Н. |
45,8 |
|
в |
|
19 |
Молодец А. |
31,2 |
|
н |
|
20 |
Музафарова А. |
52,1 |
+ |
н |
|
21 |
Норкевичуте Т. |
45,8 |
+ |
в |
|
22 |
Степашин А |
72,9 |
+ |
н |
|
23 |
Тибеев Р. |
68,7 |
|
н |
|
24 |
Усманов Р. |
87,5 |
|
н |
|
25 |
Юлдашева Д. |
93,7 |
+ |
н |
|
GCR – коэффициент групповой конформности (конфликтность личности)
OD – фиксация на препятствии
ED – фиксация на самозащите (самооценка)
NP – фиксация на удовлетворение потребностей
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что в исследуемой нами группе у 76% подростков самооценка занижена или завышена, что влияет на их конфликтное поведение. В результате - 60% конфликтных подростков, где 28% мальчиков и 32% девочек
Методика 3. Опросник К. Томаса
Методика разработана К. Томасом и направлена на определение стиля поведения в конфликтной ситуации, личностной предрасположенности к конфликтному поведению (см. Приложение 3).
Таблица 4 Результаты методики "Опросник К. Томаса" диагностирующей стиль поведения в конфликтной ситуации на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п |
Фамилия и имя ребенка |
Соперни чество |
Сотруд ничество |
Компро мисс |
Избегание |
Приспособ ление |
1 |
Акулян А. |
|
|
|
|
+ |
2 |
Агишева Э. |
|
+ |
|
|
|
3 |
Артамонова А. |
|
|
|
+ |
|
4 |
Ахмадуллина Ю |
|
|
|
+ |
|
5 |
Белоножко А. |
|
+ |
|
|
|
6 |
Габбасов А |
+ |
|
|
|
|
7 |
Гулинян Н. |
+ |
|
|
|
|
8 |
Закиров В. |
|
|
+ |
|
|
9 |
Заприлюк В. |
+ |
|
|
|
|
10 |
Иванова В. |
+ |
|
|
|
|
11 |
Игнатьева С. |
+ |
|
|
|
|
12 |
Иркабаев Ф. |
|
|
|
+ |
|
13 |
Киселева С. |
|
|
+ |
|
|
14 |
Копылов Е. |
|
+ |
|
|
|
15 |
Кулаков А. |
|
|
|
+ |
|
16 |
Майовский А. |
+ |
|
|
|
|
17 |
Масленников А |
+ |
|
|
|
|
18 |
Марченко Н. |
+ |
|
|
|
|
19 |
Молодец А. |
+ |
|
|
|
|
20 |
Музафарова А. |
+ |
|
|
|
|
21 |
Норкевичуте Т. |
+ |
|
|
|
|
22 |
Степашин А |
|
|
|
|
+ |
23 |
Тибеев Р. |
|
|
|
+ |
|
24 |
Усманов Р. |
+ |
|
|
|
|
25 |
Юлдашева Д. |
|
|
|
+ |
|
|
Всего человек |
6 м и 6 д |
2 м и 1 д |
1 м и 1 д |
3 м и 3 д |
2 м. |
|
В процентах |
48 |
12 |
8 |
24 |
8 |
Таким образом, результаты представленные в таблице показывают, что из стилей поведения в конфликтной ситуации чаще всего в группе испытуемых используется стиль соперничество (48% - 24% мальчиков и 24% девочек) и избегание от участия в конфликте (24%- 12% мальчиков и 12% девочек); по результатам эксперимента меньше всего испытуемые владеют стилем сотрудничество (12%) и компромисс (8%).
Значит можно сказать, что в данной группе не рационально используются стили поведения в конфликтной ситуации, а именно – чаще всего используется стиль соперничество и избегание от участия в конфликте, что, несомненно, оказывает негативное влияние на социально-психологический климат в группе, поэтому ситуация здесь характеризуется высокой конфликтностью.
Методика 4. Фрейбурский личностный опросник (FPI)
Опросник разработан группой исследователей, куда входили Й. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел и направлен на диагностику некоторых важных свойств личности (Приложение 4).
Таблица 5 Результаты методики "Фрейбурский личностный опросник (FPI)" диагностирующей особенности личности на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п |
Фамилия и имя ребенка |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII |
1 |
Акулян А. |
|
|
|
+ |
+ |
|
+ |
|
|
э |
+ |
м |
2 |
Агишева Э. |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
э |
|
ф |
3 |
Артамонова А. |
+ |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
и |
|
ф |
4 |
Ахмадуллина Ю |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
и |
+ |
ф |
5 |
Белоножко А. |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
э |
|
м |
6 |
Габбасов А |
+ |
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
э |
+ |
м |
7 |
Гулинян Н. |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
э |
+ |
ф |
8 |
Закиров В. |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
э |
|
м |
9 |
Заприлюк В. |
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
э |
+ |
м |
10 |
Иванова В. |
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
э |
+ |
м |
11 |
Игнатьева С. |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
|
и |
+ |
ф |
12 |
Иркабаев Ф. |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
и |
|
ф |
13 |
Киселева С. |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
и |
|
ф |
14 |
Копылов Е. |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
э |
|
м |
15 |
Кулаков А. |
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
э |
+ |
м |
16 |
Майовский А. |
+ |
+ |
|
+ |
|
|
|
+ |
|
э |
+ |
м |
17 |
Масленников А |
+ |
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
э |
+ |
м |
18 |
Марченко Н. |
|
|
|
+ |
+ |
|
+ |
|
|
э |
+ |
м |
19 |
Молодец А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
|
и |
+ |
м |
20 |
Музафарова А. |
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
э |
+ |
м |
21 |
Норкевичуте Т. |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
э |
|
ф |
22 |
Степашин А |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
и |
|
ф |
23 |
Тибеев Р. |
+ |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
и |
|
м |
24 |
Усманов Р. |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
и |
+ |
м |
25 |
Юлдашева Д. |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
и |
|
ф |
|
Всего человек |
10 |
7 |
9 |
14 |
8 |
5 |
11 |
9 |
6 |
|
14 |
|
|
В процентах |
40 |
28 |
36 |
56 |
32 |
20 |
44 |
36 |
24 |
|
56 |
|