Социально-психологические факторы правонарушений несовершеннолетних

7)                 Семьи с психическими отклонениями.

В любой из этих семей может быть воспитан с большой долей вероятности, правонарушитель.


1.2.Принципы превентивной диагностики и профилактической работы с несовершеннолетними

В организации и проведении психопрофилактической работы с детьми и подростками в образовательном учреждении важно основываться на общих принципах, превращающихся в конкретном приложении в правила взаимодействия[14].

Позитивный настрой. Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно, если оно связано со стремлением изменить другого человека. Случившееся с ребенком уже не изменить, можно только предотвратить нарушения поведения в будущем. Чтобы взаимодействие было наиболее эффективным, потратьте некоторое время на собственный настрой, задайте себе вопрос: что я чувствую? Если Вами владеют гнев, злость или другие негативные чувства, то следует, прежде всего, успокоиться, привести себя в равновесие. Для этого можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, переключить внимание, сосредоточиться на образах покоя и равновесия или сделать что-то еще, позволяющее растопить негативные чувства. Обращаясь к себе, следует также ответить на вопрос: «Каково мое отношение к ребенку?» Если в этом отношении превалирует негатив, то Вам также вряд ли удастся достигнуть взаимопонимания. При этом необходимо оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Возможно, если Вам удастся отделить одно от другого, то уже что-то изменится. Соберите мнения о достоинствах ребенка. В любом случае, переключение на позитивные стороны в поведении ребенка - это проверка гуманистической направленности вашей позиции.

Доверительное взаимодействие. Необходимо потратить немало времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком. При взаимодействии ребенок ведет себя в соответствии с законами живой природы. Уровень его открытости прямо связан с ощущением его безопасности. Представьте, что Вам попался раненый еж. Активно пытаясь помочь ему, вы натыкаетесь на колючки до тех пор, пока еж не почувствует тепло, покой и безопасность и не развернется сам. До этого помощь невозможна. Ребенок будет молчать, огрызаться, лгать, демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушит его безопасности. Доверие к миру, ситуации, другому человеку - это базовая потребность ребенка. Поэтому достижения доверия - первоочередная задача. Ее решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принятия его, заботой о реализации его потребностей. Для установления доверительных отношений с детьми, имеющими девиантное поведение, помимо позитивного поддерживающего отношения к ним, нужно освоить приемы и способы, позволяющие пробиться через коммуникативные барьеры: агрессию, замкнутость, ложь. Субъективность взаимодействия. Помочь ребенку можно только тогда, когда он ощущает себя не объектом воздействия, а творцом собственной жизни. Задача взрослого не сформировать у ребенка зависимость от взрослых, а помочь ему «держаться на воде, отправляясь в жизненное плавание». Главное - это сделать ребенка союзником, заинтересованным во всех позитивных изменениях, происходящих с ним.

Выявление причин. Нужно найти причины отклоняющегося поведения. Конкретное поведение - это следствие чего-то. Типичные причины нарушения поведения могут быть следующими:

- стремление привлечь к себе внимание;

- стремление к самоутверждению;

нравственно-духовная незрелость;

-                     стремление отомстить родителям или другим взрослым за причиненные обиды, унижения.

Последовательность во взаимоотношениях. Вряд ли удастся добиться желаемого результата, если Вы будете менять свою позицию или ваши слова не будут соответствовать вашим действиям. Но не стоит стоять на своем, если ваша позиция искренне изменилась.

Позитивность взаимодействия. Вопрос о пользе наказания в работе по преодолению девиантного поведения должен решаться только с позиции полезности наказания для выработки у ребенка новых форм поведения Позитивность взаимодействия предполагает следующее:

-  постановку позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка;

- опору на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. У ребенка, подвергающегося критике со стороны взрослых, часто формируется отрицательная самооценка: «Я - плохой». Иногда формируется негативный жизненный сценарий. Тогда девиации просто притягиваются, чтобы доказать правоту сценария. Необходимо выявлять достоинства ребенка, его ресурсы вместе с ним. Необходимо искренне поощрять позитивные поступки ребенка. Необходимо помочь ребенку найти положительный смысл в собственных действиях (например, драка может свидетельствовать о стремлении отстоять справедливость, упрямство - об упорстве и т.д.).

Поощрение положительных изменений. Поощрение даже самых малых изменений, умение выделять и ценить самые малые достижения. Вознаграждать, отмечать успехи необходимо с точки зрения не общественного, а индивидуального эталона.

Привлекательная альтернативность. Работа по изменению поведения должна сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. Важно, чтобы ребенок не только осознал негативность некоторых девиантных поступков, но и выработал формы альтернативного поведения.

Разумный компромисс. Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя. Следование данному правилу предполагает понимание того, что абсолютный идеал недостижим и, что любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка.

Гибкость. Используйте различные формы, способы и стратегии работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы. Тревожным детям с чувством вины больше подойдет интерес к их чувствам. При работе с несовершеннолетними правонарушителями эффективными являются прямолинейные, директивные стратегии работы, когда больше внимания обращается не на внутренние переживания, а на внешние способы контроля поведения.

Индивидуальный подход. Любая помощь будет эффективной настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка. Индивидуальный подход означает, что в каждом конкретном случае выявляется психологический механизм, лежащий в основе детских проблем.

Системность. При оказании психологической поддержки ребенку нужно создавать позитивную воспитывающую среду. Постарайтесь выявить значимых для подростка лиц. Выявите и постарайтесь изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье, во время досуга.

Превентивность. Всегда легче предупредить, чем исправить. Лучшим способом предупреждения отклоняющегося поведения является оказание ребенку помощи в реализации его основных потребностей: в любви, в безопасности, в понимании, во внимании, в самоутверждении. Необходимо содействовать формированию волевых, моральных, интеллектуальных качеств, способствующих устойчивости поведения.

Для эффективной работы с детьми с отклоняющимся поведением необходимо учитывать общие принципы отбора диагностических методик для профилактической работы.

Прежде чем определить, какой методикой психолог будет пользоваться в профилактических целях, ему стоит ответить самому себе на главные вопросы:

- что является объектом, какие его параметры, с какими целями психолог  проводит обследование; для кого предназначены результаты психологического обследования;

- в какой форме следует передавать результаты обследования. Текст заключения, его стиль, использование  специальной лексики всегда влияет на того, кому он предназначен. С момента оформления заключения начинается коррекционная или терапевтическая работа. Психолог всегда предполагает, что у читающего заключение есть глаза, уши, собственная личность и определенное отношение к затрагиваемым проблемам.

С.А. Беличева отмечает, что «превентивный подход предусматривает переход от карательных мер к превентивным в отношении детей., еще не ставших преступниками, но имеющих отклонения в социальном развитии. Диагностика должна быть направлена на выявление характера трудностей ребенка и его ближайшего окружения. Далее проводится коррекция, оздоравливающая социальную ситуацию развития и индивидуально-личностная коррекция»[15]. Общие принципы отбора превентивных диагностических методик:

1. Превентивная диагностика должна начинаться с выявления наличия либо отсутствия психобиологических предпосылок отклоняющегося поведения, затрудняющих социальную адаптацию детей и подростков (наличие или отсутствие ЗПР, нервно-психические заболевания, неврозы, психопатии, психиатрические расстройства, эпилепсия и пограничные состояния). В данном случае необходим навык работы с документами, в том числе и с медицинскими; способность по крупицам собирать отражения личной истории ребенка или подростка; уметь продуктивно контактировать с родителями, медицинскими работниками, милицией.

2.  Можно рассматривать дефекты индивидуально-психологического характера (нарушения эмоционально-волевой и мотивационной сфер, повышенная тревожность, агрессивность, снижение эмпатии, акцентуации характера, неадекватная самооценка). В данном случае неоценимой будет помощь учителей-предметников, классных руководителей. Нужно научиться извлекать психологическую информацию о детях из бесед с педагогами, видеть за конкретными проявлениями детского поведения признаки дезадаптации - адаптации. Следует быть изобретательным в порождении гипотез относительно причин детского неблагополучия. Это важно при составлении диагностических программ. Часто начинающие психологи диагностируют все, что им показалось важным, набирают огромное количество материала, с которым потом не знают, что делать. Чтобы не попадать в подобную ситуацию стоит все же сначала сделать предположения о причинах и механизмах отклоняющегося поведения конкретного ребенка.

3. Социально-психологические особенности личности подростка:

А). Уровень социального развития, основные диагностические признаки которого определяются сферами социализации индивида (сфера труда, познания, самоопределения, самопознания);

Б).  Важнейшая социально-психологическая характеристика личности - направленность (ценностные ориентации и социальные установки, ценностно-нормативные представления);

В). Референтные ориентации (играют большую роль в подростковом возрасте);

Г). Система самооценок и ожидаемых оценок индивида.

4. Необходимо исследование социальной ситуации развития подростка, провоцирующей дезадаптацию (неблагоприятные детско-родительские отношения, атмосфера семьи, характер межличностных отношений, социометрический статус, педагогическая позиция учителя, школьная атмосфера, социально-психологический климат классного коллектива).

5. Остается добавить, что перечисленное не является определенной схемой или порядком. В связи с конкретной психологической задачей можно  использовать диагностику индивидуально-психологических особенностей, или социально-психологическую диагностику, либо исследовать социальную ситуацию развития ребенка и т.д. В зависимости от конкретной проблемы и задачи может использоваться диагностика тревожности, агрессивности, склонности к депрессивному поведению, суицидам, анкеты, выявляющие алкогольную зависимость, тесты интеллекта, профессиональной направленности, структуры личности, акцентуаций характера, социологические методы, предполагающие некоторый статучет, связанный с широтой распространения исследуемой проблемы и т.д. и т.п.

6. Принципы консультирования детей и подростков с отклоняющимся поведением, их родителей и педагогов

Диагностика в большинстве случаев связана с последующим консультированием. К важнейшим принципам психологического консультирования в образовании по данным проблемам мы можем отнести следующие, приводимые А.Г.Лидерсом[16]:

1)  Психолог должен представлять интересы ребенка (перед родителями и перед системой образования);

2) Не вредить;

3) Принцип уважения к личности консультируемого (не навязывать ему свое мнение, нет задачи перестроить личность...);

4) Принцип неразглашения информации (он же принцип конфиденциальности);

5) Принцип системности в диагностике, учета всех влияний.

Стоит дополнить этот перечень принципами консультирования подростков, описанными Н.Самоукиной[17]:

6) Принцип нейтральности и открытости;

7) Принцип персонифицированности;

8)                 Принцип профессиональной настойчивости;

9)                 Консультация - это диалог клиента и психолога. Это означает двустороннее принятие личной свободы каждого. Результат консультации - это сумма двусторонней ответственности психолога и клиента;

10) Принцип сравнения с возрастной нормой психического развития;

11) Принцип анализа жизненного пути ребенка.

По материалам Главы 1 можно сделать следующие выводы:

-                     Отклоняющееся поведение подростков нельзя назвать только психологической проблемой. Оно осмысливается как комплексная социальная проблема;

-                     Одной из основ социально-психологических теорий стали научные знания, накопленные в области биологии, генетики, социологии, культурологии и т.д.

-                     Социально-психологические подходы представлены психоаналитическим, бихевиоральным, эклектическим. Углубленно изучаются агрессия, мотивация противоправного и преступного поведения, а также социальные условия и факторы формирования личности, искажения функционирования ее структур. Исследуется роль групп членства и референтных групп в формировании противоправного поведения;

-                     Собственно причины правонарушений: а) социологические факторы, проявление которых обусловлено структурой общества и культурой; б) психологические факторы (влияние межличностных отношений, характер подростка и т.д.); в) биологические факторы;

-                     В организации и проведении психопрофилактической работы с детьми и подростками в образовательном учреждении важно основываться на общих принципах, превращающихся в конкретном приложении в правила взаимодействия.

-                     Общие принципы отбора превентивных диагностических методик основаны на понимании девиаций, в том числе и противоправного поведения, как результата дезадаптации подростка и необходимости оказать ему помощь в социальной адаптации.

2.Диагностическое исследование социально-психологических факторов правонарушений несовершеннолетних
 
2.1.Методические основы диагностического исследования

Для оценки социально-психологического статуса подростка, мы использовали модифицированный метод «20 позиций Куна».[18]

Метод 20 позиций Куна применим как в групповом, так и в индивидуальном порядке. Применение метода 20 позиций предпочтительно потому, что:

-                     Он является проективным методом, способным во многом снивелировать влияние многих защитных механизмов;

-                     Возможно получение комплексной психологической информации, касающейся основных аспектов социальной ориентации у подростков этой возрастной категории;

Методика «20 позиций» относится к классу проективных методов исследования личности и характеризуется интегративным подходом к ее оценке. Внимание исследователя при работе с данной методикой фокусируется на общей картине социально-психологического статуса личности и степени ее социальной адаптации, а не на измерении отдельных ее свойств.

Применение методики в практике отечественных исследований связывается с выяснением общих установок личности, ее ценностных образований. В предлагаемой модификации методики С.А. Беличевой, интерпретация данных проводится с помощью шкалы Гутмана с использованием методов контент-анализа, а также представлений о построении психосемантического пространства сознания.

Испытуемым предлагают ответить на вопрос «Кто я? Какой я?» за 12 минут.

Получение количественной оценки по данной методике можно проводить следующим образом:

1. Любой вид рефлексивной продукции отмечается в качестве отдельного предъявления, например, - «я любящая дочь, интересующаяся музыкой» 1 - любящая, 2 - дочь, 3 - интересующаяся музыкой. Подобная оценка предъявлений, классификация должна быть проведена по всему тексту. Подсчитывается общий объем рефлексивных предъявлений, который затем распределяется по уровням значимости, в каждый из которых входит по пять рефлексивных предъявлений, независимо от его содержательной направленности. Первые два уровня считаются наиболее информативными с точки зрения актуализированности их в сознании субъекта.

Общий объем рефлексивной продукции характеризует сформированность рефлексивной функции у подростков, как основного социально-психологического новообразования этого возраста. В среднем, для подростков 14-16 лет общее количество рефлексивных предъявлений по этой методике составляет от 16 до 20 позиций и зависит не только от сформированности рефлексивной функции, но и от социокультурных представлений. Практика работы с данной методикой показывает, что подростки, способные в указанное время представить 20 и более предъявлений, обладают большим объемом рефлексивной деятельности. Объем в 10 и менее позиций считается недостаточным, а менее 5 предъявлений, как правило, свидетельствует о возможных явлениях средовой или личностной дезадаптации у подростков.

После распределения всех рефлексивных категорий по уровням значимости и определения общего объема происходит количественно-качественный анализ их содержания с целью отнесения к основным компонентам личностной структуры.

В отечественной психологии методы референтометрии применяются для выяснения значимости для каждого члена группы его товарищей по сообществу. В основе указанных методов референтометрии лежит гипотеза сравнительного представления личности о собственном статусе со статусом других членов группы. Таким образом, получив репертуар референтных групп, можно с определенной долей вероятности определить сферу общения индивида, получить представление о проблемах, существующих в ней, и, соответственно, степень социальной адаптации.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты