Состояние установок толерантного поведения у современного подростка

4. Когда игроки бросают или ловят мяч, они должны задействовать все свое тело. Вид мяча определяет, как мы движемся, действуем и реагируем. Группа играет примерно 5 минут.

5. После игры обсуждаются следующим вопросы:

а) Как идет в группе совместная работа?

б) Все ли участники были задействованы в этой игре?

в) Было ли трудно принимать воображаемый мяч за действительный?

г) Не чувствовали ли вы себя глупо во время игры?

д) Чей «язык тела» был особенно отчетлив и поэтому помогал играть?

е) Все ли игроки старались одинаково?

ж) Обращали ли вы внимание на разный уровень спортивной подготовки членов группы?

з) Как можно улучшить совместную работу?

Упражнение №4. Наблюдение за собой и другими. «Я тоже». 15 мин.

Подготовка: отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.

1. Члены группы произвольно рассаживаются на полу или садятся в кружок. В центре комнаты должно оставаться свободное место. Там встает первый доброволец, он будет ведущим в данной игре.

2. Ведущий внимательно наблюдает за сидящими вокруг него людьми. Он должен какую-то присущую некоторым игрокам (и бросающуюся в глаза) общую деталь, но не называть ее вслух, а произнести лишь имена людей, к которым она относится, и попросить их встать рядом с собой.

3. Оставшиеся сидеть игроки должны определить, что же сходное есть во всех вызванных в середину круга людях.

4. Тот, кто догадывается первым, становится новым ведущим и выходит на середину. Все остальные садятся обратно на пол.

5. Игру можно проводить несколько раз, чтобы каждый игрок был выбран хотя бы однажды.

Замечания: сначала общей чертой может быть какая-то характерная деталь внешности игрока: элемент одежды, цвет глаз, волос и т.д. Постепенно принцип отбора может усложняться: в центр комнаты выходят только женщины, только смешливые игроки, только те, чье имя содержит определенную гласную и т.д.

Упражнение №5. Повышение самооценки. «Мой вклад». 30 мин.

Материалы: разноцветные нитки. Количество цветов из расчета – один цвет на четыре человека. От каждого цвета надо отрезать по четыре куска длинной 50 см. таким образом каждая группа из четырех человек получит нитки собственного цвета.

1. Членам группы раздаются отрезанные куски ниток. Команду образуют участники, которым достались нити одного цвета. Они начинают связывать узлами свои куски в одну длинную нитку. Каждый раз, когда узел готов, участник, завязавший его, говорит о том, каким может быть его вклад в совместную работу. Речь не обязательно должна идти о данной игре. Участник может по рассуждать о своем месте в группе в принципе, отвечаю на следующие вопросы:

а) Какой опыт принес я с собой в группу?

б) Что я умею делать?

в) Как я могу способствовать общей работе?

Постепенно из отдельных нитей образуется длинная «лента». На выполнение задания отводится 10 минут.

2. Когда отрезки нитей в маленьких группах уже сделаны, начинается следующий этап игры. Получившиеся «ленты» поочередно связывают между собой. В результате из ниток должен получиться большой круг. Члены группы стоят по кругу, и каждый держит в руке часть пряжи, которая объединяет всех.

3. Теперь каждый участник рассказывает группе о том, что он хочет внести как свою долю в общую работу. Предложения могут выглядеть таким образом: «Я внесу в общую работу мое лояльное отношение к людям, доброту и умение стратегически мыслить». Следующие члены группы стараются не повторять уже упомянутые категории.

4. В заключении тренер обходит круг и отрезает для каждого игрока нить таким образом, чтобы в каждом отрезанном куске был узел. Следовательно, каждый участник получает еще и отрезок «чужой» пряжи. Это символизирует зависимость работы группы от каждого ее участника. Эффект возможен только тогда, года различные ресурсы объединяются друг с другом.

Упражнение №6. Настройка на группу. «Передача ритма». 10 мин.

1. Группа усаживается в тесный кружок на полу или на стульях.

2. Участники легко держат друг друга за руки.

3. Каждый один раз сжимает руку своего соседа справа.

4. Дается инструкция: «Сжатые руки – сигнал, который мы будем использовать в игре. Игра начинается, когда я пожму руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожатие, то должен передать направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направо по кругу, пока не вернется ко мне. В первый раз мы можем работать медленно и спокойно. Вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше».

5. Когда первый раунд завершен, можно предложить участникам закрыть глаза и играть так дальше. От раунда к раунду темп слегка ускоряется.

6. В заключении участники должны сильно сжать руки обоим своим соседям и потом открыть глаза.

Вариант: можно вслед за первым рукопожатием отправить второе. Это побудит группу еще больше сконцентрироваться.

Упражнение №7. Уважительное отношение к другим. «Круг доверия». 10 мин.

Подготовка: отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.

1. Группа выстраивается в большой круг. Участникам предлагается закрыть глаза, а руки держать на уровне груди ладонями наружу.

2. Участники должны одновременно медленно перейти с одной стороны круга на другую. Совершенно очевидно, что в середине круга возникнет порядочная толкотня, но если каждый сориентируется в ситуации, то сможет выполнить задание. Сначала продвижение возможно только в медленном темпе.

3. Когда группа успешно справится с заданием, участники могут повторить эксперимент, попытавшись двигаться немного быстрее. Чем быстрее они идут, тем осторожнее приходится быть. Участники должны быть предельно внимательны, чтобы никто не ушел домой в синяках.

Замечание: это упражнение доказывает, что по жизни можно идти по-разному (вовсе не обязательно во что бы то ни стало пробиваться, расталкивая всех на своем пути), что люди, к которым вы проявили бережное отношение, скорее всего, отнесутся к вам также, что не обязательно стремиться быть быстрее и лучше остальных.

Упражнение №8. Умение прислушиваться к своим ощущениям и настраиваться на другого. «Картина» на спине». 10 мин.

1. Игроки делятся на пары. Партнеры самостоятельно решают, кто из них будет А, а кто – Б. в первом раунде Б становится за А и пальцем «рисует» на его спине отдельные буквы. Игрок А должен угадывать их. При этом глаза А закрыты. Желательно также, чтобы на игроках не было толстых жакетов или пуловеров.

2. Если А с легкостью отгадывает буквы, игрок Б может писать простые слова и даже короткие фразы. Игроку А необходимо сконцентрироваться. Он может попросить партнера, чтобы тот, когда слово заканчивается нажимал чуть сильнее. На выполнение задания отводится 5 минут.

3. В следующем раунде игроки меняются ролями.

4. В конце игры партнеры обсуждают следующие вопросы:

а) Насколько каждый был доволен «художником»?

б) Удалось ли настроиться на совместную работу?

в) Какая роль была проще или доставила больше удовольствия?

Варианты: можно заранее подготовить карточки с буквами, словами, геометрическими фигурами, которые будут даваться «художникам». Игру можно провести, разделив группу на равные команды. Каждая получает задание восстановить и озвучить краткую фразу. Которая по одному слову «записывается» на спинах игроков.

Упражнение №9. Акклиматизация в группе. «Мастер». 15 мин.

Подготовка: отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.

1. Члены группы расходятся по игровому залу. Каждый участник с закрытыми глазами отправляется на поиски Мастера, однако сначала никто не знает, кто из них является Мастером.

2. Тренер стоит с открытыми глазами и следит за безопасностью участников.

3. Все члены группы закрывают глаза и начинают движение по комнате. Через минуту тренер кладет одному из участников руку на плечо, не говоря при этом ни слова. Таким образом, он выбирает Мастера. Мастер знает, что все его ищут. У него есть некоторые привилегии: во время игры он может молчать о открывать глаза.

4. Все идут с закрытыми глазами друг мимо друга, держа руки перед собой ладонями наружу.

5. Когда два игрока встречаются, они спрашивают друг друга: «Мастер?». Они знают, однако, что Мастер молчит. Поэтому когда какой-нибудь игрок встречает Мастера и задает вопрос, Мастер не отвечает. Игрок, который обнаружил Мастера, может открыть глаза, положить Мастеру руку на плечо и идти за ним. Следующий, нашедший Мастера в свою очередь открывает глаза и присоединяется к ним и так далее. Все ученики, идущие за Мастером, также должны молчать.

6. Через некоторое время за Мастером идет толпа учеников. Каждый ученик кладет руку на плечо стоящего перед ним. Игра заканчивается, когда все окажутся в одной цепочке.



Заключение


Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличности по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы представить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.

В интересах решения этой задачи было проведено исследование уровня установок толерантности у учащихся 6–9 классов общеобразовательной школы №7 г. Сегежи с целью поиска способов диагностики толерантности у подростков и создания эффективного тренинга формирования толерантного поведения для подросткового возраста.

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

В среднем по результатам исследования у подростков 6–9 классов толерантность находится на низком уровне. Учащиеся, более старшие по возрасту, менее толерантны. Низкий уровень толерантности у подростков проявляется по отношению к людям другой национальности, часто корни нетерпимости уходят в невежество и страх: страх перед неизвестным, другими культурами, нациями, религиями. Нетерпимость также часто имеет общее с гипертрофированным ощущением собственной ценности и высокомерия: личным, национальным или религиозным. Эти представления формируются в раннем возрасте, опираясь на опыт родителей, старших братьев и сестёр.

У подростков 8–9 классов уровень нетерпимости по отношению к людям без определённого места жительства и безработным также очень низок, только 30% всех опрошенных учеников отметили сочувствие и готовность предложить помощь вышеотмеченным группам населения.

В демографической культуре существует терпимость к позиции тех членов общества, которые выступают с несколько отличными политическими, религиозными, экономическими лозунгами. В современном обществе среди молодёжи появляется огромное количество субкультур, таких как готы, эмо, скинхеды. 40% опрошенных подростков не понимают социальное направление данных групп, относятся к ним с некоей толикой страха и поэтому, как следствие, отвергают людей, входящих в данную группу, а в некоторых случаях применяют к ним силовые приёмы воздействия.

Из 28 опрошенных учащихся 9 «А» класса 10 человек интолерантно относятся к американцам. Здесь, наверно, сказалось то, что подростки смотрят фильмы, играют в компьютерные игры, где в образе главного врага всегда предстаёт американский солдат или человек «очень похожий» на американского солдата. Китайцев и вьетнамцев тоже не очень жалуют – 6 человек отрицательно относятся к этой национальности. 9 человек интолерантно относятся к людям кавказской национальности. Чем старше становятся дети, тем непримиримее – национальные отношения.

Среди социальных групп наиболее толерантно учащиеся относятся к рабочим – 84 ч., к людям бюджетных организаций – 65 ч., интеллигенции – 67 ч., хуже всех относятся к бизнесменам. Это объясняется социальным статусом большинства семей уровень которых определяется термином «малоимущие».

Из этого можно сделать вывод: образование – это процесс, который длиться всю жизнь, не начинается и не заканчивается школой. Попытки привития толерантности через школьное образование будут безуспешны, до тех пор, пока они не будут направлены на все возрастные группы и не станут повсеместными дома, в школе, на работе, в обучении по юридической или правоприменительной специальности, и даже при проведении досуга.

В старших классах можно предложить следующую методику воспитания толерантности:

1. Слово педагога о толерантности

-                                           Игра «Ассоциации» (терпение; терпимость).

-                                           Обсуждение ассоциативных понятий: сходство и различия – определение понятий «Терпение, терпимость, толерантность».

2. Способы воспитания терпимости (толерантности); развитии восприимчивости ко всему новому, необычному.

-                                           Воспитание способности видеть Другого

-                                           Игра «Смотрящий и видящий».

-                                           Обсуждение поведенческих характеристик, этических умений «видеть Другого». Тест «Изменить себя или другого».

-                                           Причины конфликтности людей (нетерпимости). Упражнение «Эгоцентрик». Упражнение «Дружеский шарж».

-                                           Способность «не видеть», «не замечать».

-                                           Игра «Почта комплиментов».

-                                           Рефлексия.

3. Воспитание способности «слышать Другого».

-                                           Упражнение «психология восприятия информации».

-                                           Упражнение «Поза и интонация».

-                                           Упражнение «Заговори, чтобы я увидел».

-                                           Рефлексия.

4. Воспитание способности «принимать Другого».

-                                           Игра-эксперимент «Ракурс. Аспект. Позиция».

-                                           Упражнение «А не странен ли кто?». «Что такое патогенное мышление?»

-                                           Упражнение «Аттракция».

-                                           Рефлексия.

5. Тренинг. Техника повышения социокультурной толерантности и эмпатии.

Планируемые результаты

-                   – Снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах.

-                   Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных, политических и т.п. разногласий.

-                   Достижение гармонии между «Я» каждого ученика и «МЫ», под которым подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям.

Диагностика толерантности проводится путем психолого-педагогического мониторинга школьной тревожности, дезадаптивности, повышенной агрессии (Айзенка, Веймера и др.)

Воспитание толерантности в условиях общеобразовательного процесса играет значительную роль в формировании подростков – выдвинутая нами гипотеза доказана.


Список использованных источников


1.         Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2002–2005 гг.) – Народное образование, 2002, №1, с. 255–261 (Цели, задачи, сроки и этапы реализации; перечень основных мероприятий; основные направления программы)

2.         О проведении учебно-просветительской акции «Права человека и их защита»: Информационное письмо Министерства образования РФ от 01.08.2001 г. №АС-462/03

3.         О толерантности: Информационное письмо Департамента образования и науки Приморского края от 17.02..2004 г. №20–629

4.         О проведении декады толерантности и прав человека с 10 по 20 ноября в образовательных учреждениях города: Приказ Управления образования г. Находки от 12.10.2004 г. №449-а

5.         Декларация принципов толерантности принята ЮНЕСКО в 1995 г. всемирный призыв к толерантности. «Вестник» УрМИОН 08.08.02 г.

6.         «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2008 гг.)». Приказ Министерства образования 01.10.01 №3250. // Вестник образования 2001, №20.

7.         Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений [текст] / В.С. Агеев. – М. – 1983. – 453 с. – ISBN – ISBN 5–93618–004–2.

8.         Айзенк Г. Как измерить личность [текст] / Г. Айзенк, Г. Вильсон. М. – 2000. – 246 с. – ISBN – ISBN 5–89353–028–4

9.         Асмолов А.Г. О смыслах понятия толерантность [текст] / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М. – 2001. – 243 с. – ISBN – (не найден)

10.     Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа [текст] / А.Г. Асмолов // Толерантность в общественном сознании России. – М. – 1998. – 231 с. – ISBN –5–9296–0317–0

11.     Асмолов А. Мы обречены на толерантность [текст] / А. Асмолов // Семья и школа, 2001, – 43 с. – ISBN – 978–5–93216–234–7.

12.     Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности [текст] / А. Асмолов. – Мемориал. – М. – 2001. 85 с. – ISBN – (не найден)

13.     Бондырева С.К. Толерантность Введение в проблему [текст] / С.К. Бондарева, Д.В. Колесов. – М. – 2003–523 с. – ISBN –978–5–8333–0320–7

14.     Барднер Г. Я хочу [текст] / Г. Барднер / Психологическое сопровождение естественного развития ребенка. – СПб.: Стройлеспечать. – 1996. – 83 с. – ISBN – 5–94348–046–3

15.     Блонский П.П. Психология младшего школьника [текст] / П.П. Блонский. – М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК. – 1997. – 263 с. – ISBN – (не найден)

16.     Божович Л.И. Проблемы формирования личности [текст] / Л.И. Божович – М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК. – 1999. – 341 с. – ISBN – 5–87224–086–4

17.     Васильева – Гиагнус Л. Азбука вежливости [текст] / Л. Васильева – Гиагнус. – М.: Педагогика. – 1990. – 412 с. – ISBN – (не найден)

18.     Вафина Э. Формирование толерантных отношений у молодежи [текст] /Э Вафина: Преподавание истории в школе. – 2004. – №3. – с. 56–58. ISBN – (не найден)

19.     Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства [текст] / Б.З. Вульфов // Внешкольник. – М. – 2002.112 с. – ISBN –5–94038–082–4

20.     Гершунский Б. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования [текст]/ Б. Гершунский: Педагогика. – 2002. – №7. с. 3–12 – ISBN 978–5–9273–1128–6

21.     Годфруа Ж. Что такое психология [текст] / Ж. Годфруа; В 2х томах Издательство 2е, перевод с французского – М: Мир. – 1999. – 247 с. – ISBN –5–03–003695–4.

22.     Гудошникова Н. Сотрудничество плюс дух партнерства [текст] / Н. Гудошникова: Толерантность – важное качество личности // Граждановедение. – 2002. – №47. – с. 2–3 – ISBN 5–16–0.00758-Х

23.     Гудошникова Н. Умение уживаться – не значит пасовать [текст] / Н. Гудошникова: Граждановедение. – 2003. – №20. – с. 7 – ISBN 5–89123–575–7

24.     Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения школьников [текст] / В.В. Давыдов. – М.: ИПП. – 2004. – 361 с. – ISBN – (не найден)

25.     Джуринский А.Н. Поликультурное образование в современном мире [текст] / А.Н. Джуринский. – М. – 2002. – 288 с. – ISBN – (не найден)

26.     Замедлина Е.А. Конфликтология [текст] / Е.А. Замедлина: Учеб. пособие. – М.: Издательство РИОР. – 2005. – 164 с. – ISBN –5–9557–0244-Х

27.     Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в школе [текст] / А.И. Иванова. Творческий центр. Москва. 2004. 400 с. – ISBN –978–5–89144–815–5

28.     Иоффе А. Толерантность как один из принципов культуры общения [текст] / А. Иоффе: Граждановедение. – 2003. – №16. – с. 4 – ISBN – 5–201–14628–7

29.     Козлова С.А. Я – человек [текст] / С.А. Козлова. Москва. «Школьная пресса». 2004. 114 с. – ISBN – 5–9219–0484–8

30.     Куликовская И.Э. Технология по формированию у дошкольников целостной картины мира [текст] / И.Э Куликовская, Чумичева Р.Н. Педагогическое общество России. – Москва. – 2004 – 512 с. – ISBN –5–93134–252–4

31.     Матазов Д.А. Программа специального учебного курса «Введение в этнотолерантность» [текст] / Д.А. Матазов: Образование в современной школе. – 2005. – №1. – с. 24–28 – ISBN – (не найден)

32.     Никольсон П., Толерантность как моральный идеал [текст] / П. Никольсон: «Вестник» УрМИОН. – 2002. 5–9 с. – ISBN 5–901650–02–6.

33.     Немов Р. Психология [текст] / Р. Немов / учебник для студентов высш. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн.1 Общая психология. – 3-е изд. – М.: гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС. – 2002. – 185 с. – ISBN –5–305–00067-X

34.     Овчинникова Ю. Единство разных: Материалы по формированию установок толерантного сознания в молодежной среде [текст] / Ю. Овчинникова: Школьная библиотека. – 2004. – №3. – с. 63–68; №5. – с. 58–60 – ISBN – 978–5–7749–0529–4

35.     Пчелинцева И. Толерантность и школьник [текст] / И. Пчелинцева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – 2003. – 143 с. – ISBN –978–5–9516–0272–5

36.     Пчелинцева И. Толерантность, как она формируется? [текст] / И. Пчелинцева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – 2001. – 153 с. – ISBN –978–5–902284–26–0

37.     Реброва Е. Искусство жить рядом с непохожими [текст] / Е. Реброва: Библиотека в школе, 2004, №20, с. 17–18 – ISBN – 978–5–353–02878–9

38.     Риэрдон Бетти Э. Толерантность – дорога к миру [текст] / Э. Риэрдон Бетти. М. – 2001. – 95 с. – ISBN -21–09–3–0

39.     Руднев В. О формировании толерантности у юных россиян [текст] / В. Руднев: Библиотека учителя словесности. – 2001. – №4. – с. 95–98I – SBN 5–02–018496–9

40.     Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. [текст] /Л.И. Семина: Семья и школа. 2001. №№11–12, с. 36–40. – ISBN – 5–04–004336–8

41.     Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь… [текст] / Н.П. Слободяник: Практическое пособие. – М.:Генесиз. – 2003. – 285 с. – ISBN – 5–85297–016–6.

42.     Соловейчик А.С. Простое – непростое слово [текст] / А.С. Соловейчик: Библиотека в школе, 2004, №20, с. 2 – ISBN – (не найден)

43.     Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков [текст] / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. М. – 2000. – 266 с. – ISBN – (не найден)

44.     Степанов П. Как воспитать толерантность? [текст] / П. Степанов: Народное образование, 2001, №9, с. 91–97; 2002, №1, с. 159–165 – ISBN -5–8429–0106–4

45.     Трубина Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия [текст] / Л. Тубина: Воспитание школьников. – 2003. – №3. – с. 33–35 – ISBN – (не найден)

46.     Тыртышная М. Описание занятий с подростками по проблеме толерантности [текст] / М. Тыртышная: Классный руководитель. – 2005. – №5. – с. 125–129 // Классный руководитель. – 2005. – №4. – с. 125–129 – ISBN -978–5–222–13294–4

47.     Уланов В. Формирование толерантности в школе: подход, основанный на понимании природы человека [текст] / В. Уланов: Директор школы. – 2004. – №2. – с. 43–49 – ISBN – (не найден)

48.     Шадриков В.Д. Способности человека [текст] / В.Д. Шадриков. – М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК. – 1998. – 92 с. – ISBN – 5–88439–015–7

49.     Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации [текст] / П.М. Якобсон. – М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК. – 1998. – 86 с. – ISBN – (не найден)


[1] Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений [текст] / В.С. Агеев.- М.- 1983.- 453 с

[2] Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа [текст] / А.Г. Асмолов// Толерантность в общественном сознании России. -  М. -  1998. – 231 с.

[3] Асмолов А.Г. О смыслах понятия толерантность [текст] / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.- 2001.–243 с.

[4] Бондырева С.К. Толерантность Введение в проблему [текст] / С.К. Бондарева, Д.В. Колесов. - М.- 2003-523 с

[5] Васильева – Гиагнус Л. Азбука вежливости [текст] / Л. Васильева - Гиагнус. – М.: Педагогика.- 1990.-412 с

[6] Пчелинцева И. Толерантность и школьник [текст] / И. Пчелинцева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ.- 2003.- 143 с.

[7] Иванова А.И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в школе [текст] / А.И. Иванова. Творческий центр. Москва. 2004. 400 с

[8] Реброва Е. Искусство жить рядом с непохожими [текст] / Е.Реброва: Библиотека в школе, 2004, №20, с.17-18

[9] Степанов П. Как воспитать толерантность? [текст]  / П.Степанов: Народное  образование, 2001, №9, с.91-97

[10] Уланов В.  Формирование толерантности в школе: подход, основанный на понимании природы человека  [текст] / В.Уланов: Директор школы.- 2004.- №2.-  с.43-49

[11] Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2006 г., с 17.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты