Сознательное самовнушение как путь к господству над собой

Название этой книги: «Внушение и самовнушение». Автор посвящает ее «с глубокой благодарностью Эмилю Куэ, пионеру и другу человечества».

Я ее начал читать и до самого конца не мог оторваться.

В ней содержится простой и ясный очерк великого гуманитарного дела, основанного на теории, которая может показаться наивной, насколько она понятна и доступна каждому человеку. И каждый, применив ее на практике, убедиться в ее благодетельном действии.

Эмиль Куэ работает неустанно свыше двадцати лет. Сейчас он живет в Нанси, где в свое время он наблюдал за работами и опытами Льебо, родоначальника теории внушения. Больше двадцати лет он занимается одним этим вопросом, — в особенности же распространением метода самовнушения.

К началу нашего века Куэ достиг цели своих изысканий: он открыл огромную и всем присущую силу самовнушения. На основании бесчисленных опытов он доказал роль подсознания при органических болезнях. Это совершенно новая мысль, и великая заслуга скромного ученого состоит в отыскании средства против страшных болезней, считавшихся до сих пор неизлечимыми, и против самых тяжелых болезненных ощущений, которые не знали никогда облегчения.

Не имея возможности входить здесь в подробные научные рассуждения, я постараюсь показать лишь, каким образом нансийский ученый практически применяет свой метод.

В результате многолетней упорной работы и бесчисленных наблюдений Куэ выработал краткую формулу, которую нужно повторять утром и вечером.

Произносить ее нужно с закрытыми глазами, приняв позу, удобную для расслабления мускулатуры, т. е. в постели или в кресле, — вполголоса, однообразным тоном молитвы.

Эта магическая формула следующая:

«Мне с каждым днем становится во всех отношениях все лучше и лучше».

Повторять формулу следует двадцать раз подряд, отсчитывая на бечевке с двадцатью узелками, играющей роль четок. Эта кажущаяся мелочь имеет большое значение: она способствует механическому произношению формулы, а это особенно важно.

Пока человек говорит эти слова, проникающие в подсознание, он не должен думать ни о чем определенном, — ни о болезни, ни о заботах, он должен быть совершенно пассивным, испытывая одно лишь желание, чтобы ему стало действительно лучше. Слова: «во всех отношениях» имеют обобщающее значение.

Желание это должно проявляться без особой страстности, без всякого напряжения, но с твердой уверенностью в достижении успешного результата.

Применяя самовнушение, Эмиль Куэ отнюдь не обращается к воле, а исключительно к воображению. Воображение играет первенствующую роль, оно неизмеримо могущественнее, чем наша воля, к которой мы привыкли всегда обращаться.

«Проникнетесь верой в себя самих», говорит нам мудрый учитель, «будьте уверены, твердо уверены, что все обстоит хорошо». Слова его действительно сбываются: тем, кто обрел веру, слепую веру, укрепленную терпением и выдержкой, в самом деле становится все лучше и лучше.

Так как наилучшее доказательство — факты, то я позволю себе рассказать, что испытал я сам, прежде чем познакомиться с Куэ.

Повторяю еще раз, что только в сентябре этого года я впервые увидел книгу Бодуэна. После обстоятельного теоретического очерка автор приводит длинный ряд случаев исцеления самых разнообразных болезней: воспаления кишок, экземы, заикания, афазии, воспаление лобной пазухи, длившегося двадцать пять лет и потребовавшего одиннадцати операций, воспаления матки, воспаления яичника, различных опухолей, расширения вен и пр., — в особенности же глубоких туберкулезных язв и чахотки в последней стадии (случай госпожи Д. из Труа, 30 лет, ставшей матерью после полного выздоровления). Исцеления эти в ряде случаев подтверждаются врачами, пользующими больных.

Эти примеры произвели на меня глубочайшее впечатление: передо мной было настоящее чудо. Речь шла ведь не о нервных заболеваниях, а о недугах, перед которыми совершенна бессильна медицина. Для меня было полным откровением, что этим путем можно излечить даже туберкулез.

В течение двух лет у меня было воспаление лицевого нерва, и я невыносимо страдал от боли. Четыре врача, из них два специалиста, изрекли приговор, который один уже своим вредным влиянием на мою психику способен был только усилить страдания: «Тут ничего поделать нельзя». Эта безнадежность стала для меня, конечно, источником пагубного самовнушения. Усвоив себе формулу: «с каждым днем... и т. д.», я стал повторять ее с такой верой, что она действительно, казалась, была способна двигать горы. Сняв с себя все бинты и повязки, я под дождем и ветром ходил с обнаженной головой по саду и тихо повторял про себя: «Я буду здоров, воспаление нерва пройдет, оно проходит, проходит, оно больше не повторится и т. д. и т. д.». Уже на следующий день я был здоров и никогда с тех пор не испытывал этой страшной болезни, благодаря которой я не мог ступить шагу из дому при малейшем ветерке или малейшей сырости и которая отравляла мне всю жизнь. Я был вне себя от счастья. Скептики скажут: что же тут особенного, все это нервы. Они правы, конечно, я с ними не спорю. Но воодушевленный достигнутым первым успехом, я попробовал применить метод к отеку на левой лодыжке, образовавшейся вследствие якобы неизлечимой болезни почек. Через два дня отек как рукой сняло. Я стал применять тогда самовнушение к своей легкой утомляемости, к угнетенному состоянию духа и пр. и достиг и тут таких поразительных результатов, что у меня было одно только желание: поскорее поехать в Нанси и поблагодарить своего спасителя.

Я отправился туда и познакомился с этим выдающимся человеком. Его простота и доброта очаровывают. Он стал моим другом.

Я не мог дождаться увидеть его поскорее за работай. Он пригласил меня на свой публичный сеанс. Я услышал нескончаемый поток благодарности. Для него не существует препятствий, он побеждает все болезни: легочные заболевания, перемещения органов, Поттову болезнь (!), астму, параличи, — короче говоря, весь вражеский легион. Я сам был свидетелем, как паралитичка, только что в скрюченной позе сидевшая на стуле, встала и пошла по комнате. Куэ говорил с больными и возбуждал в них веру, огромную, неизмеримую веру в самих себя. Он говорил: «Научитесь лечит себя самих, это в ваших силах, если вы это можете. Я никогда еще никого не исцелил. Вас самих ключ к исцелению, обратитесь к вашему собственному духу, заставьте его служить вашему телесному и душевному благу, — он вас услышит, он вас исцелит, вы будете счастливыми и сильными. После этих слов Куэ подошел к парализованной женщине: «Вы слыхали то, что я говорил? Вы верите, что вы будете ходить?» — «Да». — «Тогда встаньте и идите». Женщина встала, пошла и обошла кругом всего сада. Чудо свершилось.

Одна молоденькая девушка, страдавшая Поттовой болезнью, рассказала мне с восторженной радостью, как после трех сеансов ее позвоночник совершенно выпрямился, как она чувствует себя вновь возрожденной, — а ведь еще только недавно она считала себя навек обреченной...

Три женщины, исцелившиеся от легочных заболеваний, дрожащим от счастья голосом рассказывают, как они вернулись к работе, к нормальной жизни. Куэ посреди всех этих людей, к которым он относится с любовью, показался мне каким-то существом особого порядка: ведь он ни за что не берет денег, весь свой труд исполняет бесплатно, его исключительное самопожертвование не хочет слышать ни о каком вознаграждении. «Но ведь я же вам должен, — говорю я ему, — ведь я вам обязан всем...». «Ничем, — кроме радостного сознания, что вы и впредь будете здоровы...».

Непреодолимую симпатию вселяет этот простой и добрый человек. Взяв меня под руку, он пошел показывать свой огород: он встает очень рано и сам его возделывает. Будучи почти абсолютным вегетарианцем, он с особой любовью осматривает плоды рук своих. А потом опять возобновляет серьезную беседу: «Вы обладаете неограниченной силой духа». Если научиться овладеть ей, то она оказывает благотворное воздействие на наш физический мир. Воображение подобно коню без узды и поводьев. Он впряжен в нашу повозку и способен наделать всяческих глупостей: может понести и убить нас. Но запрягите его как следует и направьте его верной и твердой рукой: он пойдет, куда вы хотите. Точно так же обстоит дело и с воображением. Ради нашего собственного блага мы должны управлять им. Самовнушение, произнесенное вслух, хотя бы тихим шепотом, но непременно сопровождающееся движением губ, есть приказание, которому подчиняется подсознание; это приказание выполняется без нашего ведома, главным образом ночью, — вечернее самовнушение играет поэтому наиболее существенную роль и дает наиболее благоприятные результаты.

«Если вы испытываете физическую боль, применяйте сверх этого еще и формулу: «Проходит, проходит...»; произносите ее очень быстро, скороговоркой, поглаживая рукой по больному месту или по лбу, если речь идет о тяжелом душевном переживании».

«На психику этот прием оказывает чрезвычайно благоприятное влияние. Призвав таким образом на помощь свое подсознание, вы можете им потом пользоваться во все трудные минуты жизни».

В этом направлении мне тоже удалось убедиться на опыте, насколько благотворное действие оказывает новый метод.

Вы теперь с ним познакомились. Но вы узнаете его еще лучше, если прочтете названную мной книгу Бодуэна, его брошюру «Сила внутри нас» и, наконец, коротенькую книжку самого Куэ.

Если своими строками я сумею пробудить в читателе желание лично отправиться в Нанси, то он, как и я, встретит там и от всего сердца полюбит человека, который единственный, может быть, своей благороднейшей добротой и истинной любовью к ближним воплощает в жизнь заветы Христа.

И подобно мне каждый обретет там свое телесное здоровье и душевное благополучие. Жизнь покажется ценнее и прекраснее. А ведь все это стоит того, чтобы произвести опыт.


Каким должно быть воспитание детей?


Какой бы парадоксальной не показалась на первый взгляд моя мысль, но я утверждаю, что воспитание ребенка должно быть начато до его рождения. В самом деле: если женщина, забеременев, составит себе представление о поле ребенка, который должен появиться на свет, и о тех физических и душевных качествах, которые ей хотелось бы видеть в нем воплощенными, и будет в течение всей беременности это представление в себе поддерживать, то у нее, наверное, родится ребенок соответствующего пола и соответствующего типа.

У спартанок рождались только сильные дети, становившиеся в последствии неустрашимыми воинами, так как наибольшим желанием матерей было дать отечеству именно такое потомство. Напротив того, у афинских женщин рождались дети с наклонностью к интеллектуальным интересам: духовные качества значительно преобладали в них над физическими.

Рождающийся при таких условиях ребенок чрезвычайно легко воспринимает делаемые ему благие внушения и превращает их в самовнушения, которые впоследствии обусловливают дальнейшее течение его жизни. Следует твердо помнить, что все наши слова и все наши поступки суть не что иное, как результат самовнушений, вызываемых в большинстве случаев внушением примера или слышанного слова.

Что же должны делать родители и наставники, чтобы препятствовать проникновению в детей вредных самовнушений и, наоборот, способствовать внедрению благих? Прежде всего — быть с ними всегда ровными и спокойными и говорить, хотя и ласковым, но твердым и решительным тоном. Таким путем легче всего заставить детей слушаться: у них не возникнет при этом желания оказать какое-либо сопротивление.

В особенности — и это самое главное — избегайте в отношении к детям грубости: вы всегда рискуете вызвать у них этим самовнушение страха, сопряженного с ненавистью.

Избегайте также говорить в их присутствии дурно о ком-нибудь, как это часто слышишь в салонах, где с самым невинным видом перемывают косточки близких друзей. Дети следуют неизбежно дурному примеру, и это может повлечь за собой в некоторых случаях самые печальные последствия.

Пробуждайте в детях желание знакомиться с явлениями природы и старайтесь заинтересовать их понятными объяснениями, даваемыми живым, занимательным тоном.

Отвечайте с охотой на все их вопросы и не отталкивайте их словами: «Ты мне надоел, оставь меня в покое, узнаешь в свое время».

Каков бы ни был повод, никогда не говорите ребенку: «Ты лентяй, ты ни к чему не способен и т. п.». Эти упреки могут вызвать в нем действительно соответствующие недостатки.

Если ребенок ленив и плохо учится, попробуйте сказать ему, хотя бы это была и неправда: «Ну вот, сегодня ты лучше, чем всегда, приготовил урок. Старайся, мой милый!» Ободренный этой непривычной похвалой, ребенок несомненно займется в следующий раз более усердно, и мало-помалу, благодаря такому разумному поощрению, действительно станет прилежным.

Ни в коем случае не говорите в присутствии детей о болезнях, — вы всегда рискуете тем, что вы их в них вызовете. Разъясните им, наоборот, что нормальное состояние человека — здоровье и что болезнь — аномалия, своего рода недостаток, которого можно избегнуть правильной и умеренной жизнью.

Не приучайте детей бояться возможных неприятных ощущений, — холода, жары, дождя, ветра и т. п. Говорите им, что человек может превосходно переносить все, нисколько не страдая и не жалуясь.

Не рассказывайте и без того боязливым детям про всякую нечисть: Страх, поселенный в ребенке, может проявиться впоследствии в очень печальной для него форме.

Родители, не воспитывающие своих детей сами, должны выбирать для этого лиц, которым они вполне доверяют. Мало еще, чтобы воспитатель любил детей, — нужно, чтобы он обладал именно теми качествами, которые вы хотели бы развить в ребенке.

Пробуждайте в детях любовь к труду и к занятиям, — говорите им, что это вовсе не трудно, давайте им все объяснения, как я уже указывал, в понятной и занимательной форме, вводите в них забавный анекдотический элемент, чтобы ребенок всегда с нетерпением ожидал следующего урока.

Вселяйте в детей убеждение, что труд необходим человеку, что тот, кто не работает, никому не нужен, что всякая работа доставляет чувство глубокого и здорового удовлетворения, между тем как праздность, которая кажется некоторым такою заманчивой, порождает тоску, неврастению, отвращение к жизни и в конце концов приводит к распутству и даже к преступлению: человек не располагает возможностью удовлетворять те свои страсти, которые вызвала у него праздная жизнь.

Научайте детей быть всегда вежливыми и учтивыми со всеми, — в особенности же в отношении тех, кого случайность рождения поставила ниже их, — уважать старость и не смеяться над зачастую связанными с ней физическими и моральными недостатками.

Говорите им, что человек должен любить одинакового всех, без различия происхождения, что он должен быть всегда готовым оказать помощь тому, кто оказался в нужде, что он должен думать о других больше, чем о самом себе. Только действуя таким образом, человек, не стараясь даже, обретает внутреннее удовлетворение, которого всю свою жизнь ищет эгоист, но никогда не находит.

Вселяйте в детей веру в самих себя, — научите их тому, что перед тем, как что-нибудь сделать, человек должен все хорошенько обдумать и тщательно избегать скороспелых решений. Но затем, однако, обдумав, он не должен уже колебаться и отходить от решений, — разве только если ему докажут, что он заблуждался.

Обратите особое внимание ребенка на то, что каждый должен вступать в жизнь с вполне определенной идеей и твердой уверенностью в достижении цели, что благодаря влиянию идеи, он этой цели безусловно достигнет. Но при этом он вовсе не должен сидеть сложа руки: нет, — побуждаемый своей идеей, он просто сделает все, что ему нужно сделать; он воспользуется всеми возможностями или даже одной какой-нибудь малейшей случайностью, пусть это будет хотя бы даже соломинка в руках утопающего. И, наоборот, тот, кто в себе сомневается, ничего достигнуть не может: он фатально делает все для того, чтобы потерпеть неудачу.

Чрезвычайно важно, чтобы родители и наставники показывали детям пример. Ребенок в высшей степени восприимчив к внушению. Он делает все, что на его глазах делают другие. Пусть родители удерживаются поэтому от дурных примеров.

Как только ребенок научается говорить, заставляйте его произносить утром и вечером по двадцати раз: «Мне с каждым днем становится во всех отношениях все лучше и лучше». Эта формула способствует и у детей прекрасному физическому и душевному состоянию.

Устранять в детях замеченные недостатки и вызывать в них желательные качества можно чрезвычайно успешно нижеследующим внушением:

Каждую ночь, как только ребенок уснет, подойдите к его постели как можно тише, чтобы его не разбудить, станьте на расстоянии около метра подле него и пятнадцать, двадцать раз произносите тихим голосом (шепотом) то, что вам бы хотелось в нем вызвать.

«Наконец, я считаю весьма желательным, чтобы наставники каждое утро делали своим воспитанникам нижеследующее внушение. Заставив их закрыть глаза, следует сказать им: «Дети, я знаю, что вы будете всегда вести хорошо, будете учтивы ко всем и будете слушаться своих родителей и воспитателей. Когда они вам что-нибудь велят сделать или сделают замечание, вы его сейчас же исполните и вам это будет нисколько не трудно. Вам кажется иногда, что вам делают замечание для того только, чтобы вам было неприятно. Теперь вы хорошо понимаете, что это делается только в ваших же интересах и поэтому вы всегда будете испытывать только чувство благодарности к тем, кто с этим к вам обращается.

Вы полюбите всякий труд, каков бы он ни был. А так как сейчас ваш труд сводится к занятиям, то вы с любовью будете относиться ко всем предметам, которые вы изучаете, в особенности же к тем, которые до сих пор вам не нравились. Когда вы придете в школу и будете слушать учителя, вы устремите все свое внимание, все целиком на то, что он будет говорить и совершенно не будете думать о шалостях или глупых выходках ваших товарищей и сами, конечно, их не будете делать.

А так как у вас есть способности, то вы легко поймете и усвоите себе то, что будет говорить вам учитель: все, чему вы научитесь, расположится в порядке на полочках вашей памяти и будет там всегда в вашем расположении: по мере надобности вы всегда сможете воспользоваться оттуда тем или другим.

Когда дома вы занимаетесь одни или готовите уроки, относитесь к занятиям так же со всем вашим вниманием и у вас будут всегда наивысшие отметки».


[1] Следуя желанию автора, мы пользуемся здесь и в дальнейшем изложении термином «бессознательное» (inconscient), хотя в научной литературе гораздо более употребителен другой соответственный термин: «подсознательное» (subconscient), «подсознание» и пр. (Примеч. переводчика).

[2] Сколько всевозможных фобий, самого разнообразного вида и свойства, иногда почти совершенно незаметных, развивается таким путем в широких слоях населения! Сколько излишних страданий мы все, без исключения, сами себе создаем! И при этом повсюду, во всех областях жизни, — и все потому лишь, что сейчас же, «немедленно» не заменяем «зловредные бессознательные самовнушения» — «самовнушениями благими и сознательными», способными устранять наши объективно ничем необоснованные страдания.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты