Склонность к употреблению психически активных веществ как проблема личностного развития современного...

II.2. Анализ результатов исследования.

По методике «Диагностика потребности в поисках ощущений» получили следующие результаты (См. Приложение 1).

Для Ф.К. характерен высокий уровень потребности в ощущениях, так как он набрал 13 баллов, что означает наличие влечения, возможно бесконтрольного, к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать субъекта на участие в рискованных мероприятиях и авантюрах.

Для С.Л. характерен средний уровень потребности в ощущениях, т.к. она набрала 9 баллов, что свидетельствует об умении контролировать эту потребность, об умеренности в ее удовлетворении, т.е. с одной стороны – об открытости новому опыту, с другой – о сдержанности и рассудительности в определенные моменты жизни.

Для К.А. характерен высокий уровень потребности в ощущениях, т.к. он набрал 12 баллов, что означает наличие влечения, возможно, бесконтрольного, к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать субъекта на участие в рискованных мероприятиях и авантюрах.

Для Ж.А. характерен низкий уровень потребности в ощущениях, т.к. она набрала 4 балла, что означает присутствие предусмотрительности и осторожности в ущерб получению новых впечатлений и информации. Человек с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному.

Для М.В. характерен средний уровень потребности в ощущениях, т.к. он набрал 9 баллов, что свидетельствует об умении контролировать эту потребность, об умеренности в ее удовлетворении, т.е. с одной стороны – об открытости новому опыту, с другой – о сдержанности и рассудительности в определенные моменты жизни.

По методике «Мое здоровье» были получены следующие показатели:

·                   все испытуемые понимают, что происходит с организмом человека при курении сигареты («отравление», «загрязняются легкие»);

·                   понимают происходящие изменения в сердечно-сосудистой системе и органах пищеварения («головокружение, тошнота», «начинает болеть сердце, сбивается ритм сердца, человек часто нервничает, сбивается режим питания»);

·                   основными причинами начала употребления психически активных веществ называют «хочется многого», «скорей всего из-за случая в жизни» «от нечего делать», «в обществе все курят, родители», «чтоб быть взрослым», «хочется ощущений»;

·                   понимают вред от курения, алкоголизма и наркомании («болит сердце», «к заболеваниям дыхания», «загрязняет легкие»);

·                   понимая вред курения, не проявляют готовности избавиться от этой привычки («буду курить меньше или брошу вообще»);

·                   причинами наркомании называют: наличие денег, отчаяния в жизни, отсутствие смысла жизни, безвольность;

·                   умеют подобрать аргументы в пользу отказа от спиртного («спиртные напитки к хорошему не приводят», повеселиться можно по-другому», «это же паленка, от которой недавно умер наш сосед», «в нашем возрасте пить плохо, особенно, эту дешевку», «алкоголь – смерть».

Таким образом, в группу проблемных детей входят: К.А. по методике «Диагностика потребности в поисках ощущений» набрал 12 баллов, что характеризует высокий уровень потребности в ощущениях, что означает наличие влечения, возможно, бесконтрольного, к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать субъекта на участие в рискованных мероприятиях и авантюрах. По методике «Мое здоровье» понимает, что происходит с организмом человека при курении сигареты. Понимает происходящие изменения в сердечно-сосудистой, нервной системы и органах пищеварения. Осознает вред от курения, алкоголизма и наркомании. Умеет подобрать аргументы в пользу отказа от спиртного.

С.Л. по методике «Диагностика потребности в поисках ощущений» набрала 9 баллов, что свидетельствует об умении контролировать эту потребность, об умеренности в ее удовлетворении, т.е. с одной стороны – об открытости новому опыту, с другой – о сдержанности и рассудительности в определенные моменты жизни. По методике «Мое здоровье» понимает, что происходит с организмом человека при курении сигареты. Понимает происходящие изменения в сердечно-сосудистой, нервной системы и органах пищеварения. Осознает вред от курения, алкоголизма и наркомании. Умеет подобрать аргументы в пользу отказа от спиртного. Называет причины употребления наркотиков. Понимая вред курения, не проявляет готовности избавиться от этой привычки.

Ф.К. по методике «Диагностика потребности в поисках ощущений» набрал 13 баллов, что характеризует высокий уровень потребности в ощущениях, что означает наличие влечения, возможно бесконтрольного, к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать субъекта на участие в рискованных мероприятиях и авантюрах. По методике «Мое здоровье» понимает, что происходит с организмом человека при курении сигареты. Осознает вред от курения, алкоголизма и наркомании. Умеет подобрать аргументы в пользу отказа от спиртного.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подростковый возраст – это сложный этап в формировании личности, он характерен резкими перепадами настроения, что способствует возникновению кризисных ситуаций. Очень важно создать благоприятные условия, которые обеспечили бы позитивный настрой в самоактуализации, в нахождении себя как личность. Развитие личности во многом зависит от социальной среды, поэтому так часто дети, попадая в ассоциативные группы, легко поддаются их влиянию.

Ребенок в этом возрасте уже ощущает свое «я», свою значимость, но пока еще расплывчато и неопределенно. И поэтому нужно определить, установить четкие границы своего «я» т укрепить эти границы. Но это возможно только в результате взаимодействия ребенка с «я» других, прежде всего тех, кто ближе к нему. Осознать себя – значит осознать систему отношений с другими людьми, понять в чем ее отличие от системы отношений других людей – сверстников, родителей, взрослых, друзей.

В подростковом возрасте появляется выработка чувства взрослости. Привлекательность почувствовать себя взрослым объясняется тем, что взрослые в глазах подростка обладают максимумом самостоятельности, а поэтому и поступают так, как хотят. Следовательно, быть взрослым в глазах подростка означает делать то, что разрешается взрослым, но запрещается детям.


ЛИТЕРАТУРА


1.                 Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебн. пособие для студентов ВУЗов. – 3-е изд., испр. – М.: Издат. Центр «Академия», 1998. – 672 с.

2.                 Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебн. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.

3.                 Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки// Школьный психолог. – 2005. - № 1. – С. 1-15.

4.                 Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 416 с.

5.                 Волков Б.С., Волкова Н. В. Возрастная психология: В.24.: Учеб. Пособие. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 343 с.

6.                 Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1000 с.

7.                 Гализо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология, - М.: РИЦ МГОПУ. – 234 с.

8.                 Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 280 с.

9.                 Делеви В.С. Феномен созависимости в семьях наркозависимых подростков.// Вестник. – 2006. - №3. – С. 75-87.

10.            Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.; Издательский центр «Академия», 1999. – 144 с.

11.            Железняк Л.Ф., Клемантович И.П. Основы общей психологии: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 632 с.

12.            Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ.  высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.

13.            Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

14.            Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учеб. пособие для студ.  высш. учеб. заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.

15.            Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.

16.            Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. ВУЗов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.

17.            Немов Р.С. Общая психология: Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

18.            Обухова Г.С. Общая психология: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: Академ. Проект, 2002. - 431 с.

19.            Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 442 с.

20.            Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.

21.            Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Рена – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 432 с. – (Серия «Психологическая энциклопедия»).

22.            Психологическая энциклопедия // Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003. – 1097 с.

23.            Рогов Е.Л. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 529 с.

24.            Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. Учеб. пособие для студ.  высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.

25.            Хуклаева О.В. Психология подростка: Учеб. пособие для студ. ВУЗов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с.



Приложение 1

 

Методика « Диагностика потребности в поисках ощущений»

            Инструкция.

Вам предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары. Из каждой пары необ­ходимо выбрать одно, которое наиболее характерно для вас, и отметить его в бланке соответ­ствующей буквой.

Текст опросника.

1.   а)  Я бы предпочел работу, требующую многочисленных разъездов, путешествий.

      б) Я бы предпочел работать на одном месте.

2.   а)  Меня взбадривает свежий, прохладный день.

       б)   В прохладный день я не могу дождаться, когда попаду домой.

3.   а)   Мне не нравятся парфюмерные запахи.

     б)  Мне нравится запах некоторых духов.

4.  а)  Я рискнул бы попробовать какой-нибудь наркотик, чтобы испытать новые ощущения.

        б)  Я не стал бы пробовать наркотик, так как не испытываю потребность в каких-то осо­бенных ощущениях.

5.   а)   Я бы предпочел жить в стабильном обществе, без революций и потрясений.

      б)  Я бы предпочел жить в смутные дни истории страны.

6.   а)   Я не могу понять людей, которые любят ездить на большой скорости.

      б)   Я люблю ездить быстро, так как меня это возбуждает.

7.   а)   Я люблю риск, азарт.

     б)  Я не люблю рискованные" мероприятия и действую по принципу «семь раз отмерь и один раз отрежь».

8.   а)  Споры по политическим или мировоззренческим вопросам меня не увлекают.

        б)  Я люблю поспорить, это меня возбуждает.

9.    а)  Я не люблю однообразную деятельность, она меня усыпляет.

       б) Я спокойно отношусь к однообразной работе.

10.   а)  Я бы не хотел оказаться загипнотизированным.

        б) Я хотел бы попробовать быть загипнотизированным.

11.   а)  Наиболее важная цель в жизни — жить на полную катушку и взять от жизни столько, сколько возможно.

        б)  Счастье — это спокойная жизнь.

12. а)  В холодную воду я вхожу постепенно, дав себе время привыкнуть к ней.

       б) Я люблю сразу нырнуть в холодную воду, чтобы ощутить обжигающее чувство.

13.   а)  Я могу с удовольствием каждый раз слушать передаваемые по радио популярные песни.

       б)  Мне быстро надоедают популярные песни.

14. а) Худший недостаток человека — быть всегда веселым, легкомысленным.

       б)   Худший недостаток человека — быть скучным, занудой.

15.   а)   Мне бы понравилась ездить на мотоцикле «с ветерком».

        б)  Люди, ездящие на мотоцикле с большой скоростью, — самоубийцы,

16. а) Я больше предпочитаю людей спокойных, даже «отрегулированных».

        б)  Я предпочитаю эмоционально-выразительных людей, даже если они немного не урав­новешенны.

Бланк для ответов:

а

б

а

б

а

б

а

б

1

 

 

5

 

 

9

 

 

13

 

 

2

 

 

6

 

 

10

 

 

14

 

 

3

 

 

7

 

 

11

 

 

15

 

 

4

 

 

8

 

 

12

 

 

16

 

 


Обработка результатов.

Полученные ответы соотносятся с ключом:

1  а                    5 б                         9 а                   13 б

2  а                    6 б                        10 б                  14 б

3 б                    7 б                         11 а                  15 а

4 б                    8 б                         12 б                  16 б

Каждый ответ, совпавший с ключом, оценивается в 1 балл. Полученные баллы суммируются.

Выводы:

Высокий уровень потребности в ощущениях (11-16 баллов) означает наличие влечения, возможно бесконтрольного, к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать субъекта на участие в рискованных мероприятиях и авантюрах.

Средний уровень потребности в ощущениях (6-10 баллов) свидетельствует об умении контролировать эту потребность, об умеренности в ее удовлетворении, т.е. с одной стороны – об открытости новому опыту, с другой – о сдержанности и рассудительности в определенные моменты жизни.

Низкий уровень потребности в ощущениях (0-5 баллов) означает присутствие предусмотрительности и осторожности в ущерб получению новых впечатлений и информации. Человек с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты