Склонность к употреблению психически активных веществ как проблема личностного развития современного...

Во-первых, появились новые формы наркоманий и токсикоманий вследствие того, что наркотики изготавливаются кустарным способом из лекарств или веществ, которые не считаются наркотиками, поэтому легкодоступны.

Во-вторых, из-за «прозрачности» наших границ значительно возросло количество наркотиков, поступающих контрабандными путями из других стран, в частности через бывшие Закавказские и Среднеазиатские республики, откуда идет лавинообразный поток наркотиков из стран Ближнего и Среднего Востока.

В-третьих, увеличился «ассортимент» наркотиков за счет контрабанды. О некоторых из них, в частности, о героине, кокаине, ЛСД, подростки раньше знали лишь понаслышке. А теперь эти наркотики регулярно поступают по контрабандным каналам. Соответственно появляются новые формы наркоманий и увеличивается число больных наркоманиями.

В-четвертых, в последнее десятилетие среди детей и подростков стало чрезвычайно популярным злоупотребление многими средствами бытовой химии – вдыхание паров растворителей, лаков, красок, пятновыводителей, бензина, некоторых сортов клея, которые объединены в группу ингалянтов. Эти вещества свободно продаются повсюду, стоят недорого, однако флакона аэрозоля хватает надолго, что значительно дешевле спиртного, а такое опьянение для детей и подростков гораздо привлекательнее, чем алкогольное. Поэтому злоупотребление ими приобрело в подростковых группах характер эпидемии; последствия этого катастрофические [13].

Существует большое количество веществ, которые называют психоактивными.

Психоактивные вещества – это различные по своей химической структуре средства, которые обладают способностью изменять настроение, поведение и другие психические проявления человека. Если эти вещества обладают привлекательным для человека действием, то они могут вызвать зависимость от них.

К психоактивным веществам, способным вызвать зависимость, относятся наркотики, некоторые лекарственные средства, способные оказывать наркотическое действие, а также вещества, не являющиеся наркотиками, но обладающие привлекательным для человека психоактивным действием.

Наркотики – это вещества, включенные в Официальный Перечень наркотиков Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ). Этот перечень в разных странах различен: одни страны официально признают наркотиками все вещества, включенные в Перечень ВОЗ, другие – не все.

Список веществ, официально признаваемых наркотиками, в нашей стране постоянно пополняется и расширяется.

Зависимость от наркотиков называется наркоманией.

Остальные психоактивные вещества, не включенные в Официальный Перечень наркотиков, но обладающие психоактивным действием, способны вызвать зависимость, называемую токсикоманией. В отечественной наркологии их называют наркотически действующими веществами [21].

Наиболее частые сочетания наркотиков и  наркотически действующих средств: препараты из группы опиатов + снотворные средства; опиаты + стимуляторы; опиаты + гашиш; опиаты + кокаин; алкоголь + седуксен; алкоголь + барбитураты; алкоголь + другие снотворные или транквилизаторы; алкоголь + гашиш.

Состояние, которое возникает после приема наркотика или наркотически действующего вещества, называется наркотическим опьянением или наркотической интоксикацией [10].

Эффект интоксикации зависит от дозировки препарата, от способа его введения, от особенностей личности больного и в некоторой степени от ситуации, в которой оказался наркоман, - имеет ли он возможность расслабиться в состоянии наркотического опьянения или же должен скрывать его от окружающих (например, в школе, училище, на работе, в официальной обстановке, при осмотре врачом или в присутствии правоохранительных органов.

Прием наркотических средств с целью испытать состояние опьянения называется наркотизацией.

Толерантность – это способность переносить увеличивающиеся дозы наркотического вещества. Потребность в увеличении количества принимаемого наркотического вещества связана с тем, что с течением времени эффект прежней дозы ослабевает, и так же, как алкоголик должен увеличивать количество выпиваемого спиртного, чтобы достичь желательной степени опьянения, так и наркоман должен наращивать дозировки, чтобы наркотическое опьянение было таким же как и прежде.

Как и при алкоголизме, толерантность при наркомании меняется в динамике заболевания: возрастает на первой стадии, стабилизируется на второй и снижается на третьей стадии.

В Санкт- Петербурге 64 % подростков пробуют опьяняющие вещества в 14-16 лет и  4,4 % - в 17-19 лет.

Исследования Л. Кесельмана и М. Мацкевич подтверждают большую уязвимость мальчиков крупных городов – Самары и Петербурга. В Петербурге среди мужчин в возрасте до 25 лет показатель общей приобщенности достигает 70 %, тогда как у их сверстниц в пределах от 25 до 30 %. В Самаре показатель общей приобщенности – 43 % против 16,5 % женщин. В целом, несмотря на различные сообщения о феминизации наркотизма, в России это явление по-прежнему затрагивает в первую очередь мужскую часть населения [21].

Курение табака как наркотическое пристрастие.

В настоящее время уже не возникает сомнения о том, что смолы табачного дыма провоцируют онкологические заболевания, и прежде всего рак легких. Смолы табака – не единственное из опасных для жизни веществ, вдыхаемых в процессе курения.

 Еще недавно в табачном дыме насчитывали 500, а затем 1000 компонентов. Согласно современным данным, количество этих компонентов составляет 4720, в том числе наиболее ядовитых – около 200.

Эти тысячи химических веществ представлены в табачном дыме в виде частичек (смола, никотин и др.) и газов (оксид углерода, аммоний, цианид водорода, акролеин, формальдегид и др.). Большинство из этих веществ обладают явно выраженными раздражающими свойствами, а примерно 60 – известные канцерогенные вещества.

Если привычка к табаку, а тем более, химическая зависимость возникает из-за воздействия никотина на мозг, то причиной большинства серьезных болезней (зачастую со смертельным исходом) являются табачные смолы, парализующие очистительные процессы в легких, снижающие иммунитет, вызывающие рак и другие заболевания легких.

Никотин – один из самых сильных ядов растительного происхождения. Птицы погибают, если к их клюву поднести стеклянную палочку, смоченную никотином; кролик погибает от ¼ капли, собака – от 4. Для человека смертельная доза – 2-3 капли; это примерно 20-25 сигарет. Курильщик не погибает потому, что эта доза никотина вводится постепенно (в течение суток), а не в один прием, а также в результате частичной нейтрализации яда формальдегидом табачных смол.

Необходимо заметить, что курение существует в двух, совершенно различных, клинических разновидностях: в виде привычки к курению и в виде табачной зависимости. Во втором варианте у курящего возникает патологическое, болезненное влечение к табаку, а в первом оно не формируется.

Согласно имеющимся данным, из 100 систематически курящих только семь курят в результате привычки, остальные 93 больны – они стали носителями табачной зависимости, для которой характерно патологическое влечение к курению, причем на мыслительном уровне, на уровне психических процессов.

Никотин – чрезвычайно сильный яд, не уступающий по токсичности синильной кислоте. В малых дозах действует возбуждающе на нервную систему, в больших вызывает ее паралич: остановку дыхания, прекращение работы сердца. Многократное поглощение никотина при частом курении формирует никотинизм – хроническое отравление, в результате которого снижается память и работоспособность, наблюдается постоянный кашель с мокротой. Одним из разрушительных последствий отравления никотином являются и такие признаки: дрожание рук, неуверенная походка, человека бросает то в жар, то в холод, сердце при этом то стучит, как молот, то замирает.

Никотин – основной  из компонентов табачного дыма, вызывающих разрушительные изменения в спинном мозге, воспаление пояснично-крестцового нервного сплетения. За счет его воздействия на надпочечники после каждой выкуренной сигареты значительно увеличивается по сравнению с нормой количество циркулирующих в крови кортикостероидов, а также адреналина и норадреналина, участвующих в регуляции важнейших физиологических функций организма. Адреналин, в частности, сужает кровеносные сосуды, в результате чего повышается артериальное давление. Никотин увеличивает минутный ударный объем сердца и скорость сокращения миокарда. А так как коронарные сосуды заядлого курильщика, как правило, сужены и не доставляют миокарду необходимых порций кислорода, возникает кислородное голодание сердечной мышцы.

Ряд исследований показал, что рост заболеваний раком легких возрастает прямо пропорционально количеству выкуренных сигарет. У тех, кто курит много, этот риск увеличивается в 15-20 раз по сравнению с некурящими. Было также доказано, что риск заболевания усиливается такими факторами, как затяжка дымом при курении сигареты, курение  раннего возраста, удерживание сигареты во рту между затяжками, зажигание недокуренной сигареты. Употребление спиртных напитков усиливает вредное воздействие курения на органы дыхания. У активных курильщиков развиваются обширные метапластические изменения в бронхах.

У курильщиков, которые подвергаются воздействию асбеста на рабочем месте, риск развития онкологических заболеваний в 10-40 раз выше по сравнению с некурящими работниками асбестовой промышленности и в 90 раз выше в сравнении с тем, кто не курит и не подвергается действию асбеста на производстве.

Потребление курящими алкоголя достоверно увеличивает риск развития рака органов пищеварения, особенно полости рта, глотки, пищевода.

При прохождении курящими женщинами курса лечения рака молочной железы, риск рака легких у них возрастает примерно в 10 раз по сравнению с некурящими.

Эффективность антитабачной пропаганды может быть проиллюстрирована следующими данными: ежедневно только США теряют 500 потребителей табачной продукции, из которых 3500 удается бросить курить, а остальные уходят из жизни. Разумеется, лучший вариант – не начинать.


I.3. Коррекция нарушений в развитии подростка.

Воспитательно-коррекционная работа с подростками во

внеурочной работе.


Наряду с учебно-познавательной деятельностью подростки с отклоняющимся поведением являются участниками и других видов деятельности: общественно-полезной, трудовой, спортивно-оздоровительной. Художественно-эстетической, игровой и т.д.

Только для их участия в этих видах деятельности и сила влияния последних на формирование и развитие подростков разная.

Деятельность становится интересной и значимой для подростков, если она приносит эмоциональное удовлетворение, чувство достижения намеченной цели. Важным в отношении к деятельности и результативности коррекционного воздействия на подростков является вовлечение их в позицию активного участника данного вида деятельности [8].

Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что педагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе.

Внеурочная воспитательная деятельность представляет возможность подростку не только свободы выбора действия, но и создает условия для упражнения и тренировки определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

Воспитательно-коррекционный потенциал внеурочной деятельности зависит от ее характера и содержания, от места, которое она занимает в едином педагогическом процессе, от задач, которые решаются в ходе ее осуществления.

Художественно-эстетическая деятельность направлена на развитие способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности, на выработку системы художественных представлений, взглядов  убеждений, на воспитание у школьников стремления и умений вносить элементы прекрасного во все стороны жизни, бороться с проявлением уродливого, безобразного.

Участие в нравственно-правовой деятельности формирует систему знаний о нравственных нормах и правилах, об эстетических требованиях к человеку, развивает отношение к другим людям, к самому себе, своему труду, природе, моральным нормам, формирует основы культуры поведения ребенка.

Внеурочная воспитательная деятельность сама по себе не решает проблем предупреждения отклонений в поведении подростков, в преодолении недостатков развития личности ребенка. Для того, чтобы она обладала необходимым коррекционно-развивающим потенциалом, содержала в себе компенсирующий и восстановительно-реабилитирующий заряд, воспитательная работа должна быть соответствующим образом организована и педагогически инструментирована, снабжена общепедагогическими и специальными методами, приемами и средствами [8].

Современная психолого-педагогическая наука и коррекционная практика обладают достаточным арсеналом путей и средств воздействия на личность девиантного подростка, преодоление отклонений в его развитии и поведении.

Деятельность является ведущим средством формирования личности, то методами коррекции целесообразно считать те способы организации и осмысления деятельности, которые изменяют к лучшему черты школьника и способствуют исправлению, коррекции трудновоспитуемости и педагогической запущенности.

Выделяют четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности:

·                   Методы разрешения отрицательного типа характера: метод «взрыва» и метод реконструкции характера;

·                   Методы перестройки мотивационной сферы и самосознания:

o                        объективного переосмысления своих достоинств и недостатков;

o                        переориентировки самосознания;

o                        переубеждения;

o                        прогнозирования отрицательного поведения;

·                   Методы перестройки жизненного опыта:

o                         предписания;

o                         ограничения;

o                         переучивания;

o                         переключения;

o                         регламентации образа жизни;

·                   Метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:

o                  поощрения и наказания;

o                  соревнования;

o                  положительной перспективы.

Охарактеризуем метод «реконструкции» характера подростка, где коррекционный аспект проявляется наиболее ярко. Нельзя вместе с ликвидацией отрицательных черт личности разрушать положительное в ней, поэтому при достаточном уровне общего развития ребенка целесообразно частное изменение его личности, т.е. реконструкция, перестройка характера. Метод включает в себя несколько элементов педагогической деятельности:

ü                выявление положительных качеств воспитанника, которые надо использовать в процессе перестройки характера, в первую очередь развивая и углубляя их;

ü                прогнозирование положительного развития личности воспитанника на основе выявленных позитивных тенденций его поведения, образа жизни;

ü                восстановление положительных качеств, привычек, здоровых потребностей, которые были заглушены неблагоприятными обстоятельствами;

ü                видоизменение отрицательных свойств, которые школьник считает положительными, от которых не хочет отказываться;

ü                переоценка отрицательных свойств, нетерпимое отношение к ним;

ü                восстановление здорового образа жизни, при котором отрицательные свойства, вредные привычки и нездоровые потребности оказываются неприемлемыми [8].

В методе реконструкции особое внимание уделяется нахождению в нравственном облике школьника точки опоры, которая может стать исходным направлением изменения, переориентации и в конечном итоге реабилитации личности несовершеннолетнего.

В комплексе приемов педагогического воздействия выделяются приемы, задерживающие, тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанников и создающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведения педагогически запущенных подростков (Э.Ш. Натанзон).

Созидающие приемы:

ü                способствующие повышению успеваемости школьника (организация успехов в учении, ожидание лучших результатов);

ü                строящиеся на понимании динамики чувств и интересов воспитанника (опосредование, «фланговый» подход; активизация сокровенных чувств воспитанника);

ü                содействующие улучшению взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками, устанавливающие душевный контакт между ними (проявление доброты, внимания и заботы; просьба; поощрение; прощение; поручительство).

Тормозящие приемы:

ü                в которых открыто проявляется власть педагога (осуждение; наказание; приказание; выявление виновного);

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты