Самосознание подростков с ограниченными возможностями

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Первая гипотеза исследования, которая заключалась в предположении, что в экспериментальной группе испытуемые имеют неадекватную самооценку (или очень высокую или очень низкую), а в контрольной группе - адекватную самооценку, частично подтвердилась.

Анализ полученных данных показывает, что большинство здоровых подростков и подростков с ограниченными возможностями имеют неадекватную низкую самооценку и очень высокий уровень притязаний.

Исследование фрустрационной толерантности показало, что по типу реакции обследуемые: в экспериментальной группе у 53,9 % испытуемых в ответах преобладал тип реакции «с фиксацией на самозащите», в контрольной группе данный тип реакции продемонстрировали 36,2%. Таким образом подтвердилась вторая гипотеза: в ответах подростков инвалидов чаще всего встречаются самозащитные реакции, что означает слабость и уязвимость личности, и так же служит признаком неадекватной самооценки, тем самым косвенно подтверждая первую гипотезу.

56

Так же было выявлено, что степень социальной адаптации у подростков с ограниченными возможностями выше, чем у их здоровых сверстников. Интерпритация теста фрустрационной толерантности Розенцвеига сводилась к выявлению среднего значения коэффициента социальной адаптации (GCR), которое у подростков с ограниченными возможностями составило 38,7% и достоверно отличается (р~0,2) от здоровых подростков 36,6%. При этом низкое значение коэффициента GCR (до 35,7%) выявлено у 47,6% испытуемых из экспериментальной группы и у 51,7% испытуемых из контрольной группы. Для этих подростков характерны разного типа конфликты с окружающими людьми, они недостаточно адаптированы к своему окружению.

На основе методики личностный дифференциал было выявлено следующее:

Уровень развития у себя волевых качеств подростки с ограниченными возможностями оценивают ниже, чем их здоровые сверстники. В программе по дальнейшему саморазвитию рекомендуется обратить повышенное внимание психолога к развитию у подростков уверенности в себе, независимости, обучению самоконтролю.

По уровню направленности личности подростки с ограниченными возможностями практически не отличаются от здоровых сверстников. И в контрольной, и в экспериментальной группах, примерно равное количество интроверсированных и экстраверсированных подростков. Полученные данные не подтвердили выдвинутую третью гипотезу. В качестве практических рекомендаций предлагается расширение социальных контактов подростков с ограниченными возможностями.

Среди проблем, выявленных в ходе исследования, наиболее значимой для подростков с ограниченными возможностями являются трудности в общении. Это объясняется тем, что в подростковом возрасте общение является ведущей формой деятельности, а у подростков с ограниченными возможностями микросреда значительно уже, чем у здоровых сверстников.

57

В связи с этим, рекомендуется интегрировать подростков с ограниченными возможностями в среду здоровых подростков.

Таким образом полученные данные не подтверждают основную гипотезу: самосознание подростков с ограниченными возможностями не отличается от самосознания их здоровых сверстников.

Чтобы предотвратить формирование у подростка с ограниченными возможностями негативной Я-концепции, психологу, ведущему психокоррекционную работу с детьми с ограниченными возможностями необходимо учитывать следующие практические рекомендации:

-         развивать   у   подростков   с   ограниченными   возможностями   активный познавательный интерес;

-         добиться удовлетворения у подростков с ограниченными возможностями от преодоления трудностей;

-         соизмерять   нагрузки   с   умственными   и   физическими   возможностями подростка;

расширять      социальные     контакты     подростка     с      ограниченными возможностями;

-         способствовать  развитию   самостоятельности,   меньшей  зависимости   от окружающих;

-         укреплять веру в свои силы, обеспечив возможность, проявлять себя в практической деятельности.

Из выше сказанного вытекает, что человек должен понять себя не только как объект, но и осознать себя изнутри с позиции своего существования.

Таким образом, самосознание становится одним из ключевых понятий в психологии человеческого бытия.

58

Список литературы

1. Акопов Г.В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа
Самара. Изд. СНЦ РАИ - СамИКП, 2002, 206с.

2.       Белобыркина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки
старших школьников. - Вопросы психологии. - 2001. -№4 - с.31-39.

3.Берне Р. Развития Я-концепции и воспитание. Под общ редакц. Пилиповского В.Я. - М.: Прогресс, 1986. - 420с.

4.  Бороздина Л.В. Что такое самооценка? - Психологический журнал. 1992. -
№4- с. 33-38.

5.    Гордеева   О.В   Представления   Выготского   Л.С.   о   самосознании.   -
Психологичекий журнал. 1996. - №5 - с. 31-42.

6.       Гримак Л.П. Общение с собой: начало психологии активности, М.,1991-132с.

7.       Джеймс У. Психология. - Л.: Мысль, 1975. -260с.

8.       Ермолова Т.В., Комогорцева И.С. Временной аспект образа себя у старших
школьников. - Вопросы психологии. - 1995. - №2 - с.47.

9.   Если ваш ребенок не такой как другие. Книга для родителей детей с
ограниченными возможностями здоровья / Под ред. О.И, Волжиной - М.: НИИ
семьи, 1997.-180с.

10.        Каган В.Е. Стереотипы мужественности - женственности и «образ Я» у
подростков. - Вопросы Психологии. - 1989. - №3- с. 17-20.

11.        Карцева К.Л.  Социальная работа с  семьей:  психолого-педагогический
анализ.Учебное пособие. В 2-х частях. Часть 1. - Казань 1998. - с. 59.

12.        Кон И.С, В поисках себя, личность и ее самосознание. - М.: Политиздат,
1984.-335с.

13.        Кон И.С. Открытие Я. - М.: Политиздат, 1978. -367 с.

14.        Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология - 2-е изд„ перераб. И
доп - М.: Медицина, 1984,- 272с.


59

15.        Латова И.П. Психологические условия эффективности профессиональной
деятельности работников  социальных служб.  -М.:  Изд-во  МГСУ  «Союз»,
1999.- 127с.

16.        Лучшие психологические тесты. - Петрозаводск, 1992. - 285с.

17.        Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитиию
-СПб: Речь, 2001.-201с.

18.  Менделевич В.Д. Клиническая психология. - М.: МЕДпресс, 1998. - 588с.

19.    Немов   Р.С.   Психология   Кн.1.   Общие   основы   психологии.   -   М.:
Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576с.

20.        Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека. -
Вопросы психологии. - 1995. - №2 - с. 12

21.        Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования/ пер. с
англ. жамкочьян М.С. под ред. Магуна B.C. - М: Аспект - Пресс, 2000. - 607с.

22.        Психология / Под. общ. ред . Дружинина В.Н. - СПб.: Питер, 2ОО.-672с.


23.               Роджерс  К.   Клиент-центрированная   психотерапия  /  Пер.   с   англ.   Т.
Рожковой, Ю.Овчинниковой, Г. Пимочкиной. - М.: Апрель. Пресс, Изд-во
ЭКСМО - Пресс,2002. -512с.

24.               Романова И.А.  Основные направления исследования самопонимания в
зарубежной психологии. Психологический журнал. - 2001. -№1 - с. 102-114.

25.      Романова     О. Л.      Экспериментально-психологическое     исследование
особенностей личности больных страдающих физическими недостатками. -
Журнал неврологии и психиатрии Им. С.С. Корсакова. - 1982. - №2- с. 94-98.

26.  Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.:
Изд-во МГУ, 1989.-215с.

27.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972. - 303с.

28.        Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Просвещение, 1983 - 284с.

29.        Цукерман Г.А., Мастер Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс,
1995.-288с.


60

30.        Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.- М.: Прогресс, 1997.
50с.

31.        Шильштейн Е.С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте. -
Вопросы психологии. - 2000.- №2- с.37-42.


Приложение 4.

Методика Дембо-Рубинштейн (здоровые подростки)

№/№

Здоровье

Ум, способ.

Характер

\вторитарносп

Терпиливость

Внешность

Уверен, в себе


Самоо ценка

Уров.п

ритяз.

Самоо ценка

Уров.пр итяз.

Самоо ценка

Уров. притя

Самоо

ценка

Уров.пр итяз.

Самоо ценка

Уров.пр

итяз.

Самоо

ценка

Уров.п ритяз.

Самооц енка

Уров.при тяз.

1.

75

90

60

65

80

80

80

80

70

70

85

100

70

80

2.

30

100

50

70

70

70

50

65

64

64

80

96

84

90

3.

70

80

30

100

28

90

50

50

48

54

40

100

40

90

4.

100

100

60

90

40

100

30

100

90

30

90

90

60

100

5.

60

100

70

80

70

74

30

100

30

100

60

99

30

100

6.

98

100

80

100

30

100

45

100

30

100

78

100

40

100

7.

60

100

60

80

30

99

20

100

90

60

40

99

30

100

8.

48

98

90

98

80

80

54

60

20

80

40

99

30

90

9.

39

97

20

90

40

90

20

99

20

99

54

99

20

99

10.

20

90

65

100

50

90

54

100

30

90

60

90

70

100

11.

70

100

90

100

60

100

60

100

75

100

40

100

40

100

12.

90

99

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты