Роль семьи в формировании потребности в самоутверждении у сельского школьника

126. Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).

127. После уроков (или придя домой с работы) мой сын (дочь) занимается тем, что ему (ей) нравится.

128. Когда я вижу или представляю сына с девушкой, у меня портится настроение.

129. Мой сын (дочь) часто болеет.

130. Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.

Приложение 5

Тест « РИСУНОК СЕМЬИ»


Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений.

Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Инструкция: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. Время выполнения 15 - 30 минут.

При тестировании следует отмечать в протоколе следующее:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием;

Обычно задаются вопросы:

1.                 Скажи, кто тут нарисован?

2.                 Где они находятся?

3.                 Что они делают? Кто это придумал?

4.                 Им весело или скучно? Почему?

5.                 Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6.                 Кто из них самый несчастный? Почему?


Обработка теста «Рисунок семьи» проводится по следующей схеме

Выделяемые признаки

Отметки о наличии признаков

1

Общий размер рисунка

2

Количество членов семьи

3

Соответствующие размеры членов семьи

мать

отец

сестра

брат

дедушка

бабушка

4

Расстояние между членами семьи Наличие каких-либо признаков между ними

5

Наличие животных

6

Вид изображения:

Схематическое изображение

Реалистическое

На фоне пейзажа и т.п

7

Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1,2,3,…)

Степень аккуратности исполнения

При выполнении задания по данной инструкции оценивается наличие или отсутствие в тех или иных ситуациях, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест.


Приложение 6


БЕСЕДА С ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ


1. Какие у Вас отношения с дочерью?

- Нормальные, в основном не ругаемся.

2. Какие воспитательные меры Вы предпринимаете, если Ваша дочь в чём-то «провинилась»?

- Не отпускаю её гулять, но она меня редко слушается, в редком случае применяю наказание ремнем.

3. Когда она уходит гулять, спрашивает ли Ваше разрешение?

- Да, конечно. Без разрешения не уходит.

4. А помогает ли она Вам по домашнему хозяйству?

- Да, она очень любит мне помогать, особенно на кухне.

5. На какие средства Вы живёте, если Вы не работаете?

- Я получаю пенсию, и детские пособие.

6. Рассказывает ли Вам Ира о своих друзьях?

- Да, и кто приходит к нам в гости, всех знаю.

7. Нравятся ли Вам её друзья?

- Вроде бы не плохие.

8. Доверяет ли Вам дочь свои тайны?

- Мне кажется, у нее есть свои тайны, которые она не может мне рассказать.

Рекомендации: Старайтесь проводить с дочерью больше времени, например, в выходные дни, можете делать вместе приборку. Устройтесь обязательно на работу, она станет больше Вас уважать. Никогда не критикуйте её действия, а старайтесь больше давать советов, только не

навязчиво. Больше интересуйтесь её учёбой и тем окружением, в котором она проводит свободное время.

Приложение 7

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


Можете ли Вы:

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

2. Посоветоваться с ребёнком, несмотря на его возраст?

3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребёнком в случае, если Вы были не правы?

5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел Вас из себя?

6. Поставить себя на место ребёнка?

7. Поверить хотя бы на минутку, что Вы добрая фея или прекрасный принц?

8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

9. Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

10.Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение? 11.Выделить ребёнку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, а Вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

12.Не прореагировать, если Ваш ребёнок ударил, толкнул или не заслуженно обидел другого ребёнка?

13. У стоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

Приложение 8


Анкета « Общение в семье»


При заполнении анкеты проставьте знак «+» в соответствующей графе

№ п\п

Вопросы

Да

Нет

Иногда, отчести

1.


2.


3.

4.

5.

6.


7.

8.

9.


10.

Считаете ли Вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с ребенком?

Говорит ли с Вам ребенок «по душам», советуется ли по личным делам?

Интересуется ли он Вашей работой?

Знаете ли Вы друзей вашего ребенка?

Бывают ли они у Вас дома?

Участвует ли ваш ребенок вместе с Вами в домашних делах?

Проверяете ли Вы, как он учит уроки?

Обсуждаете ли Вы прочитанные книги?

Участвуете ли Вы вместе с ребенком в прогулках, походах?

Предпочитаете ли Вы проводить отпуск вместе с ним или нет?





Оценка результатов анкеты.

За каждое «да» ставится 2 балла, за каждое «иногда, отчасти» - 1 балл. За «нет» - 0. Далее подсчитывается количество набранных балов.

Более 20 баллов. Ваши отношения с ребенком в основном можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние.

Менее 10 баллов. Ваши контакты с ребенком явно недостаточны. Необходимо применять срочные меры для их улучшения.

Приложение 9

Родительское собрание


«Семья – важнейший институт воспитания детей: опыт, трудности, проблемы»

Цель: способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенала их знаний по вопросу воспитания ребенка в семье.

Задачи:

1. Изучить точки зрения родителей в решении проблемных ситуаций, связанных с воспитанием детей в семье;

2. развивать интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих в процессе воспитания;

3. побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в семье;

Форма работы: обучающий семинар.

Подготовка. Среди учащихся проводится графический тест « Рисунок семьи», а также анкетирование детей и родителей. Анкеты обрабатываются и выявляются проблемные вопросы по теме семинара.

Анкета для родителей

1.     Что такое семья для вас?

2.     Что более всего заботит вас в семье?

3.     Какое место в Вашей семье занимает ребенок?

4.     Как Вы думаете, захочет ли Ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на Вашу?

5.     Знаком ли Ваш ребе5нок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в Вашей семье?

6.     Что для Вашего ребенка значит вечер, проведенный дома?

Анкета для учащихся

1.     Какое значение имеет для тебя семья?

2.     Какое место в своей семье ты занимаешь?

3.     Любишь ли ты проводить вечера в кругу своей семьи?

4.     Какую семью, по – твоему, можно назвать счастливой?

5.     Хотел бы ты, чтобы твоя будущая семья была чем-то похожа на ту семью, в которой ты растешь?

Ход собрания

1.     Вступительное слово классного руководителя

Классный руководитель приветствует родителей, объявляет тему собрания, объясняет ее актуальность, ставит вопросы.

2.     Анализ детских рисунков « Моя семья», а также других психологических исследований

Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок – благополучным или нет – зависит от того, каковы взаимоотношения в семье между ее членами. Анализ данных опроса показал, что, с точки зрения родителей и детей, семья – это, прежде всего, любовь друг к другу. Главными и значимыми критериями существования семьи, по мнению детей и взрослых, являются взаимопонимание, уважение, отсутствие лжи во взаимоотношениях.

На вопрос: « Хотели ли вы, чтобы ваша будущая семья была чем-то похожа на ту, в которой вы растете» - лишь 30% учащихся ответили утвердительно. 70% школьников обратили внимание на те проблемы, которые их более всего волнуют.

Нравится ли подругам и товарищам ваших детей ваша семья? Часто ли они приходят к вам, не к детям, а именно в семью? Вспомните, как празднуется день рождения в вашей семье. Доставляет ли детям радость этот праздник? Хотят ли они, чтобы вы присутствовали на этих вечерах? Если нет, то подумайте, почему – вы слишком деспотично распоряжаетесь всем и мешаете веселью, или вы мало знакомы с друзьями ребят и ваше присутствие стесняет их. Ответы на эти вопросы очень помогут вам понять психологию ваших детей и ваши отношения с ними.

Светлые впечатления, верные взгляды, полученные в детстве, оставляют след всю жизнь и как броня защищают душу от всех плохих влияний. С другой стороны, тяжелые впечатления тоже остаются в сознании. Все это надо учитывать в воспитании.

Вам, конечно же, приходится наблюдать жизнь многих семей, в которых растут дети. Обратите внимание, как там складываются отношения с детьми. Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт, к которому стоит приглядеться и проанализировать. Это натолкнет вас на новые мысли, поможет вам в ваших поисках.

3.     Выступление родителей

Примерные вопросы:

·                   Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка.

·                   Традиционные культурные ценности как основа воспитания детей в семье.

·                   Доверие и взаимопонимание в семье – одно из важнейших условий воспитания полноценной личности.

4.     Работа родителей в группах

Родителям предлагается обсудить и выстроить принципы семейного воспитания. Их задача – понять, какие стороны семейного воспитания способствуют развитию детей, их адаптации в школе и в обществе, а какие факторы являются тормозящими и отклоняющ9ими развитие от нормы.

Примерные принципы:

1.                 Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви, счастья. Для этого нужно одобрять, поощрять хорошие дела и поступки; не допускать злой иронии, грубости в отношении ребенка и других членов семьи; проявлять больше веселого юмора, шуток в общении с детьми; активно привлекать их к организации и проведению семейных праздников.

2.                 Родителям нужно понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего.

3.                 Воспитательное воздействие должно строиться с учетом половых и индивидуальных особенностей детей. Необходимо обеспечить ребенку здоровый режим дня с первых дней обучения; систематически следить за состоянием здоровья (физического и душевного); поддерживать ребенка во всех его инициативах, делах и школьных заботах.

4.                 В основу системы семейного воспитания должно быть положено единство глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней.

5.                 Родители должны внушать ребенку уверенность в своих силах, сами верить в его успех; уважать самостоятельность в делах, поступках, суждениях своих детей; чаще говорить своему ребенку, что гордятся им.

6.                 Личность самих родителей – идеальная модель для подражания, поэтому следует делиться с ребенком своими успехами и неудачи; постоянно рассказывать о достижениях членов семьи, воспитывать в ребенке чувство гордости за своих родных и близких.

5.     Рефлексия   

Каждому участнику собрания предлагается продолжить фразу: « Сегодня на собрании я задумался о том, что…»

Приложение 10

Семейное консультирование

«Методы воспитания ребенка в семье»

Цель: формирование у родителей знаний для эффектного воспитания детей.

Задачи: познакомить родителей с методами воспитания ребенка всемье;

выявить отношения родителей в данным методам.

Ход работы:

1.                 Информация о результатах проведенных диагностик (АСВ, общение в семье и т.д.)

2.                 Информация об успеваемости Иры Н. в школе.

3.                 Сегодня я хотела бы поговорить о методах и формах воспитания детей.

Их существует великое множество.

·                   А какие методы воспитания используете Вы?

·                   Считаете ли Вы их эффективными?

·                   А как Ваши методы влияют на учебную деятельность детей, их общение?

·                   Не хотите ли Вы поменять свои методы и почему?

4.                 В каждой семье существуют проблемы, связанные с воспитанием детей.

·                   А у Вас они существуют?

·                   Какие именно?

·                   Как Вы их пытаетесь исправить?

5.                 Рекомендации.

Достигнуть успеха в воспитании и формировании потребности в самоутверждениии можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы.

Сотрудничество принесет свои плоды тогда, когда родные и близкие люди. Без которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы и мужество каждый день быть настоящей Матерью и настоящим Отцом.

Пусть эти законы родительской истины помогут вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к вам!

Закон 1.

Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон 2.

Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете и навых унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.

Закон 3.

Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.

Закон 4.

Не налагайте запретов. В природе ребенка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5.

Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон 6.

Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон 7.

Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЕКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Юто лучше, чем если над ним будут смеяться другие люди.

Закон 8.

Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он из просто не слышит!

Закон 9.

Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон 10.

Не лишайте своего ребенка прва быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и вего взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители!

Постарайтесь выбрать те методы воспитания, которые помогают ребенку самоутвердиться и которые будут наиболее эффективны.

Помните. Что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты