Роль семьи в формировании потребности в самоутверждении у сельского школьника

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. (13, с. 45).

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и, в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Здесь важно упомянуть одну особенность, сложившуюся в семейном воспитании на данном этапе развития. Почему-то по мере взросления ребенка, по мере его приближения к среднему школьному возрасту не только ребенок отдаляется от родителей, но и родители от ребенка. Может быть, они в этом случае считают свою воспитательную миссию выполненной, может быть, они ориентируются на возможности ребенка к самовоспитанию, но результатом этого процесса становится утрата родительского авторитета и возможностей родителей влиять на детей. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

В таком случае первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему. (4, с. 48)

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества. (4, с. 49)

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают.

В таком случае, когда связи между родителями и детьми нарушаются, первый шаг на пути восстановления отношений должны сделать как раз родители. И в том случае, если один из них, например – семья, пользуется заметно большим уважением у младшего школьника, именно от семьи ребенок ждет этого шага. Поводом к подобного рода примирениям может быть совместные дела семьи и сына – поход на рыбалку, в кино, на спортивное мероприятие, на концерт. Мальчик уже относительно взрослый и семья должна ориентировать его на участие в жизни семьи – можно советоваться с ним по поводу того, каким образом провести выходной, куда сходить вместе вечером и др. Таким образом, ребенок почувствует свое участие в жизни семьи.


РАЗДЕЛ 2 Влияние семьи на процесс формирования потребности в самоутверждении сельского школьника в младшем школьном возрасте

2.1 Методики исследования формирования потребности в самоутверждении сельского школьника

Семейная жизнедеятельность поддерживает повседневный порядок существования, обеспечивает появление и развитие поколений.

Поэтому вполне естественно, что изучение различных аспектов семейной жизнедеятельности, связей и отношений между ее членами, личностных, групповых и социальных последствий действия, тенденций и закономерностей, определяющих состояние семьи, не могут не привлекать внимание научных кругов, руководителей и специалистов.

В процессе научного исследования был выбран ряд методик, диагностик, анкет, подобранных по возрастам исследуемой семьи. В соответствии с этими диагностиками строила свою работу.

Мы предположили, что проблемы семьи (в частности проблемы в самоутверждении детей) можно решить на локальном уровне, т.е., в образовательном учреждении при реализации различных методов: родительские собрания, родительские практикумы, тренинги, анкетирования, консультирования.

База практики: МОУ «Подболотная СОШ»

Участники исследования: ученица 2 класса Нурдинова Ирина и ее семья.

Исследование проходило по двум этапам:

1 этап: Знакомство с объектом исследования.

2 этап: Проведение диагностического исследования.

Объектом исследования мы выбрали семью, семейное положение которой не всегда положительно.

В ходе диагностического исследования проведены следующие методики (беседа, тесты, диагностики, анкеты, опросник, рисуночные тесты), которые направлены на изучение воспитания ребенка в семье и его потребности в самоутверждении.

1.        Паспорт семьи (см. Приложение 1).

Цель: получение полной информации о данной семье.

2.        Тест: «Кто Вы своему ребенку: родитель или приятель?» (см. Приложение 2).

Цель: изучение взаимоотношений родителей и детей.

3.        Тест: «Понимаете ли Вы своего ребенка?» (см. Приложение 3).

Цель: выявление отношения родителей к дочери.

4.        Опросник для родителей АСВ. (Анализ семейного взаимодействия) (см. Приложение 4).

Цель: позволяет определить нарушение семейного воспитания, и причины этих нарушений.

5.        Тест: «Рисунок семьи» (см. Приложение 5).

Цель: выявление особенностей восприятия и переживания ребенком внутрисемейных отношений.

6.        Беседа с объектом исследования (см. Приложение 6).

Цель: получение полной информации о взаимоотношениях в семье.

7.        Анкета для родителей (см. Приложение 7).

Цель: выявить правильно ли родители воспитывают своих детей.

8.        Анкета для родителей « Общение в семье» (см. Приложение 8).

Цель: изучение приспособленности ребенка, его взаимоотношения в семье, выявление потребности в самоутверждении.

9. Проведение родительского собрания: «Семья – важнейший институт воспитания детей: опыт, трудности, проблемы» (см. Приложение 9).

Цель: способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенала их знаний по вопросу воспитания ребенка в семье.

10.Семейное консультирование «Методы воспитания ребенка в семье» (см. Приложение 10).

Цель: формирование умений эффективного воспитания детей.

11. В конце исследования мы провели повторную диагностику, чтобы выявить достоверность поставленной гипотезы.

2.2 Анализ результатов педагогического исследования по выявлению роли семьи в формировании потребности в самоутверждении сельского школьника

В период преддипломной практики мною было проведено исследование по теме: «Роль семьи в формировании потребности в самоутверждении сельского школьника».

Объектом исследования мы выбрали семью ученицы 2 класса Нурдиновой Ирины Подболотной школы. Применялись методы анкетирования, беседы, наблюдения, диагностики и опроса.

Данная семья является немногодетной, т.к. в ней живет только мать, двое детей, отца нет. Возраст матери на момент исследования: 31 год. Мать имеет неполное среднее образование, не работающая, есть сын, Саша ходит в 1 класс.

1.   Анализируя паспорт семьи, мы сделали следующий вывод: семья Иры Н. относится к благополучным семьям, хотя семейное положение не всегда положительно. Мать нигде не работает. Отца у них нет. Мать занимается воспитанием дочери.

2.   Тест: «Кто Вы своему ребенку: родитель или приятель?». Вывод: родители должны основательно пересмотреть свою воспитательную позицию. Пытаются воспитать в ребенке отзывчивость и доброжелательность.

3.   Тест: «Понимаете ли Вы своего ребенка?».

Вывод: родители не всегда понимают свою дочь. Девочка не всегда воспринимает их методы воспитания.

4.   Анализируя опросы «АСВ», мы пришли к выводу, что мать уделяет Ире достаточно внимания. Центральным делом жизни мать считает воспитание ребенка.

Причины нарушений в семейном воспитании: мать стремится отдать свою любовь дочери, но боится ее самостоятельности, т.к. не хочет, чтобы ее дочь быстро взрослела. Также отмечается недостаточная развитость чувств, т.е. у матери отсутствует чувство долга перед ребенком.

5.   Тест: «Рисунок семьи».

На момент рисования в душе девочки субъективную значимость занимает младший братик, т.к. он изображен больше по линейным размерам.

Рядом с собой Ира нарисовала маму, потому что этот человек в психологическом отношении ближе всех. Ира не отобразила на своем рисунке бабушку и дедушка, т.к. они живут в другом доме. Девочка в окружении своей семьи чувствует себя комфортно.

6.   Беседа с объектом исследования.

Мать Иры не достаточно знает о воспитательном потенциале семьи, но преобладает много информации о индивидуальных особенностях своего ребенка. В ходе беседы дали рекомендации объекту исследования.

7.   Анкета для родителей.

Вывод: по результатам анкеты выявилось, что у матери есть педагогические навыки, но их не достаточно для формирования потребности в самоутверждении.

Присутствует желание воспитывать ребенка. Для большей информации о воспитании и их самоутверждении было проведено родительское собрание.

8. Анкета для родителей «Общение в семье».

Была направлена на изучение условий воспитания в семье. По результатам диагностики выявилось, что мать в воспитательной работе чаще всего из методов использует требование. Но единство требований соблюдается не всегда. Из видов поощрения чаще всего использует похвалу и одобрение. Мать иногда наказывает ребенка физически. Дети иногда делятся секретами с родителями, что говорит о низкой степени взаимопонимания между ними. Родители не всегда контролируют свое собственное поведение ради воспитания детей, но уважают ребенка как личность. Таким образом, в семье созданы практически все условия для воспитания детей.

9. Родительское собрание « Семья – важнейший институт воспитания детей: опыт, трудности, проблемы».

В ходе собрания родители обсуждали ситуации, отвечали на вопросы анкеты, обменивались мнениями, отвечали на поставленные вопросы. Пытались найти пути выхода из предложенных ситуаций, высказывали свое мнение.

Родители обменивались опытом воспитания детей. И в конце встречи отметили актуальность обсуждаемых ситуаций. Родители выявили желание посещать данные мероприятия, т.к. они помогают воспитывать детей.

В ходе семинара было предложено ряд занятий, в которых чередовался вид деятельности. Родителям была предложена полезная информация по воспитанию ребенка в семье.

10. Основным видом работы с родителями является консультирование, которое мы также включили в исследование. Оно было направлено на формирование у родителей знаний эффективного воспитания детей. В ходе консультирования мы познакомили родителей с результатами проведенных диагностик, с успеваемостью Иры Н. в школе. Они активно отвечали на поставленные вопросы, спрашивали совета. На вопрос: «Какие методы воспитания вы используете?». Они выделили следующие методы:

- требование;

- поощрение;

- наказание (в редких случаях).

А на вопрос: «Не хотите ли Вы поменять свои методы и почему?», родители ответили положительно. Они считают, что в определенных случаях нужно использовать не наказание, а другие, более эффективные методы.

В ходе консультирования были даны советы по проблемам воспитания ребенка в семье.

11. В конце исследования мы провели повторную диагностику, чтобы выявить достоверность поставленной гипотезы.

С родителями было повторное проведение методик. В диагностиках родители выделяют, что они стали применять методы убеждения, из видов поощрений – одобрение. Они стали больше времени уделять детям, т.к. поняли, что это необходимо для полноценного развития и становления личности в обществе и для формирования потребности самоутвердиться.

Таким образом, проведенные мероприятия положительно повлияли на родителей, и они частично изменили свое отношение к воспитанию детей.

Результаты позволили выделить следующие рекомендации для родителей, которые направлены на формирование и выбор самых эффективных методов воспитания в семье.

1.   Проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов:

- роль родителей в формировании потребности в самоутверждении; адекватного поведения в отношении к сверстникам;

- значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, отношений между ними;

- взаимоотношения в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирование позитивных отношений между детьми и взрослыми;

- воспитание детей с учетом пола и возраста;

- наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей.

2.Проведение индивидуальных тематических консультаций, психологических занятий с родителями.

3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательном процессе:

- совместные творческие дела;

- помощь в укреплении материально-технической базы.

4. Расположение к общению: использование общепринятых фраз, сдержанное и доброжелательное общение, ровное отношение к каждому члену семьи, отсутствие отрицательных эмоциональных реакций.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проблема участия семьи в воспитании своего ребенка на сегодняшний день стоит очень остро. В силу сложной экономической ситуации, главы семейства, зачастую, вынуждены направлять все свои силы на процесс обеспечения материального благополучия семьи, в то время как процесс воспитания ребенка, хорошо если предоставляется матери (при наличии у неё такой возможности). Часто дети, уже начиная с младшего школьного возраста предоставлены сами себе, улице. Данный факт, конечно же отражается в общем уровне воспитания современных школьников.

Очень актуальна проблема «занятого папы». Задача отца, не только обеспечить материальное благополучие семьи, но и наравне с матерью участвовать в воспитании и развитии ребенка, начиная с самого раннего возраста.

Только в этом случае, можно будет добиться реализации требуемых обществом от своих будущих полноправных членов потребности в самоутверждении.

Ребенок, особенно в период с 7 до 10 лет испытывает необходимость в общении именно с родителями, т.к. на это время приходится пик активности по формированию тех или иных особенностей личности, и поэтому именно в это время необходимо проследить за формированием желания и возможности ребенка самоутвердиться. И если данная потребность не удовлетворяется, постепенно влияние авторитета семьи на ребенка снижается, и последний, зачастую, выходит из-под контроля семьи, подпадая под власть других авторитетных для него личностей.

В том случае, если семья принимает участие в воспитании, важно еще педагогически правильно координировать её деятельность. Она должен обеспечивать поддержку своего авторитета, при этом совершенно не пользуясь силовыми методами, заинтересовывать ребенка

Процесс формирования потребности к самоутверждению как уже говорилось сложный психологический процесс, и, поэтому родителям особое внимание следует обращать на уровень самооценки ребенка, и всячески его завышать в рамках разумного, иначе, в противном случае развитие ребенка может пойти не по прогрессивному, а по регрессивному пути.

Благодаря своей репродуктивной функции семья является источником продолжения человеческой жизни. Именно в семье формируются те качества личности, которые представляют ценность для общества, в том числе и потребность в самоутверждении.

В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам: что семья является главным социальным институтом, т.к. именно в ней осуществляется воспитание детей, и именно она является фактором социализации ребенка в обществе.

В ходе практической деятельности была выбрана семья, с которой проведен ряд диагностических методов. По их результатам выявилось, что семья в целом благополучная, но недостаточно уделяет времени воспитанию детей.

После применения данных методов мы провели повторную диагностику, которая показала, что выбранные методы эффективны в работе с семьями и в большей степени воспитание стало рассматриваться как благоприятный фактор потребности в самоутверждении.

Таким образом, мы считаем, что поставленная гипотеза подтвердилась в ходе проведения исследования.

Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность всебе, в своих силах и возможностях, умения бороться с трудностями – все это зарождается в дружной, теплой атмосфере дома.


БИБЛИОГРАФИЯ


1. Антонов А.И. Семья, - какая она и куда движется // Семья в России.- 1999г.

2. Анзорг Линда. Дети и семейный конфликт. М.: "Просвещение", 1987 г.

3. Блага К., Шебек М. Я - твой ученик, ты - мой учитель. М.: "Просвещение", 1991 г.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностке. Киев: "Наукова думка", 1989г.

5. Возрастная и педагогическая психология под ред. Гамезо и др.М.: 1984

6. Волкова Е.М. Трудные дети или трудныеродители? М.:”Профиздат",1992 г.

7. Гаврилова Т.Г. Учитель и семья школьника.М.:1988г.

8. Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни.М.:1991г.

9. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни.М.: "Просвещение", 1990 г.

10. Ивашенко. Как работать с проблемной семьей. // Социальная педагогика.2004г.

11. Клеманович И.А. Современнаясемья: структура, специфика, воспитательные возможности.// Воспитание школьников – 1998г.

12. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: "Просвещение", 1988 г.

13. Ковалев С.В. Психология семейного воспитания. Минск.: 1980 г.

14. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.М.: «Академия»,1999г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты