Нормальная семья представляется нам союзом, в котором, при всей индивидуальности ее членов, царят дружественные отношения, взаимная поддержка и помощь, неразделимость радостей и горестей, словом, совместный труд с целью сделать жизнь и лучше, и легче. Дети в семье не первые и не последние, а равноправные члены ее. Но появление их в семье составляет событие, с которого начинается новая полоса жизни. Дети порождают много забот, огорчений, лишений, но зато дарят и много радостей, недоступных бездетным супругам. Дети вызывают необходимость строже относиться к самим себе, к взаимным отношениям, в своем отношении к детям, к прислуге, к родным, к друзьям. Справедливо говорят, что, воспитывая других, мы воспитываем, прежде всего, и самих себя, ибо присутствие детей часто служит уздой против распущенности, несдержанности, требует обдуманности и труда, чтобы придать жизни больше порядка, удовлетворить разнообразным запросам и потребностям, материальным и духовным.
Каждому известно, как часто приходится слышать, матерей, открывающих в своих детях разные удивительные достоинства, таланты, способности. Но еще в этой родительской любви, гордости и могут встречаться преувеличения, то в основе чувства эти вполне естественны. Дело, в которое вложил свою душу, в которое потрачено много сил, каждому дорого. Тем более если это дело - воспитание живой души.
4. Что и как формирует семья у детей дошкольного и школьного возраста
Семья́ - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. В семье начинается воспитание, закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится последующая жизнь человека, его общественная деятельность. В.А. Сухомлинский часто задавал себе вопросы «как»? Как воспитывать? Как найти гармонию родительской любви, ласки, требовательности? Как дать детям счастье? Нужно научить родителей мудрости воспитания человека. К материнскому и отцовскому долгу человека надо готовить чуть ли не с колыбели – вот в чем проблема. Родителям хочется, чтобы ребенок был умным, сообразительным, чтобы духовные богатства и ценности человека стали его личным достоянием. Осуществление этих желаний зависит от многих причин. Во-первых, корни одной из причин кроются в безответственности, с какой молодые мать и отец подходят к созданию нового человека, новой жизни. Умственные способности имеют материальную основу – мозг. Эта основа и начинает формироваться в утробе матери. Родители должны вести здоровый образ жизни, чтобы иметь здоровое поколение. Нужно всегда помнить, что умственное развитие детей полностью зависит от родителей. Создание человека – это не просто биологический акт. Человек тем и отличается от животного, что он осознает свою деятельность, включая и повторения самого себя в детях. Умственное развитие ребенка так же зависит от окружения, от семьи, в которой он делает первые шаги познания. Мы говорим о человеческом окружении, о сложных и многогранных взаимоотношениях в семье, а затем в школе, благодаря которым ребенок познает мир и себя, как частицу природы, как разумное, одаренное, творческое существо. С первых шагов сознательной жизни ребенка родители должны обращать его внимание на причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира, чтобы маленький человек умел видеть, умел замечать то, что с первого взгляда не отличается чем-то особенным. Первоисточник разума, мысль, мышление – в окружающем мире, в тех явлениях, которые человек видит, понимает, познает, которые вызывают у него интерес. Затем это удивительное непонятное явление ему хочется понять, определить сущность этого явления. С давних времен человеческой культуры и по сей день окружающий мир, и прежде всего природа, является богатейшим и неисчерпаемым источником мысли. Разум это, прежде всего любознательность детей, которую надо воспитывать, надо учить ребенка наблюдать. С этого начинается путь ребенка в мир познания. Нужно использовать каждый свободный час для того, чтобы помочь ребенку сделать много шагов по этому пути, нужно идти вместе с ним в поле, в лес, на берег пруда, нужно уметь увидеть самим родителям и раскрыть на них глаза своему ребенку. Незабываемые минуты изумления, удивления, которые переживет ребенок, - это взлеты пытливой мысли. В детском мозге в такие мгновения совершаются удивительные вещи: между мыслящими клетками устанавливаются тончайшие нити взаимосвязи, и чем больше вещей и истин открывается перед ребенком в окружающем мире, тем больше он видит непонятного, загадочного, интересного. И чем больше он поставит вопросов, тем больше увидит вокруг себя в годы раннего детства, тем умнее он пойдет в школу, тем зорче будет его глаз и острее память. Нужно быть воспитателями ума своего ребенка, нужно учить его мыслить с раннего детства.
Нет родителей, которые бы не хотели, чтобы их дети выросли хорошими людьми, честными тружениками, имели хорошую, крепкую семью. Сами дети являются огромной воспитывающей силой для взрослых. В доме, где есть дети, открывается благотворная возможность формировать очаг моральной чистоты, благородства, духовного богатства, сердечных человеческих отношений.
Очень важным элементом семейного воспитания является трудовая закалка детей. Идеалом здесь должна служить мудрая заповедь народной педагогики: ребенку нужно трудиться с того момента, как он научился держать ложку в руках и нести из тарелки пищу в рот. В разный период времени ребенок обязательно должен нести посильный вклад труда для членов семьи и делать это с удовольствием. Важно, чтобы этот труд был в семье совместным. У ребенка должна быть радость от созидания чего-то нужного, удовольствие от того, что он сделал доброе для семьи.
Какими бы прекрасными ни были наши детские сады, самыми главными в формировании у детей разума, мысли, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, - это такая основа детского мышления, которую не может заменять в этом возрасте никто. Только ежедневное общение с матерью и отцом, с бабушкой и дедушкой, с братьями и сестрами, обеспечивает благоприятную обстановку для развития детского мышления, для всестороннего развития личности ребенка, его умственного воспитания в семье.
Мы вступаем сегодня в такой сложный период развития нашего общества, когда общая педагогическая культура всего населения, и особенно родители, являются одной из предпосылок выполнения каждым гражданином своего долга перед обществом, а этот долг заключается, прежде всего, в воспитании молодого поколения. Вот поэтому, прежде всего, нужно заботиться о повышении педагогической культуры родителей, особенно в тех ее вопросах, от которых зависит полноценное развитие мышления ребенка. Трудно найти более важное дело для родителей, чем забота о формировании и развитии мышления ребенка. Нужно воздействовать на чувства детей, их воображение, фантазию. Мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Детское видение мира, это своеобразное художественное творчество. Образ, воспринятый и в тоже время созданный ребенком, несет в себе яркую эмоциональную окраску. Дети переживают бурную радость, воспринимая образы окружающего мира и прибавляя к ним что-нибудь из фантазии. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества. Без эмоционального подъема невозможно нормальное развитие клеток детского мозга. С эмоциональностью связаны и физиологические процессы, которые происходят в детском мозгу: в моменты напряженности, подъема, увлеченности происходит усиленное питание клеток коры головного мозга. Клетки мозга в эти периоды расходуют много энергии, но в тоже время много получают ее от организма. В период большого эмоционального подъема мысли ребенка становятся особенно ясными, а запоминание происходит наиболее интенсивно. Замедленное мышление это во многих случаях следствие общего недомогания, переутомления, плохого питания, длительного пребывания в помещении. Ребенок теряет способность к сосредоточенному умственному труду. Особенно возрастает число недомоганий в период бурного роста организма и половой зрелости. Единственным радикальным решением в таком случае является изменение режима труда и отдыха: продолжительное пребывание на свежем воздухе, сон при открытой форточке, ранний отход ко сну и ранний подъем, хорошее питание. Нужно стремиться, чтобы детей восхищало, одухотворяло не только то, что связано с красотой природы, но и то, что составляет самую сущность нового человека нашей России, - патриотизм, служение родине, обществу, людям. Любовь ребенка к людям труда, уважение к ним – источник человеческой нравственности. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к близким людям, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство. Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.
Современные дети очень рано узнают буквы и рано начинают читать. Чем раньше ребенок начал читать, чем органичнее связано чтение со всей его духовной жизнью, тем сложнее мыслительные процессы, протекающие во время чтения, тем больше дает чтение для умственного развития. Одновременно ребенок читает и думает, осмысливает, соображает.
Детское сердце очень чутко к призыву творить красоту и радость для людей – важно только, чтобы за призывами следовал труд, что своими поступками он приносит им радость, он с малых лет учится соразмерять собственное желание с интересами людей. А это очень важно для воспитания доброты и человечности. Тот, кто не знает границ только своим желаниям, никогда не станет хорошим человеком. Умению управлять желанием нужно учить маленького человека, так как это источник человечности, чуткости, сердечности, внутренней самодисциплины, без которой нет совести, нет настоящего человека. И очень важно воспитывать эту человечность с самого раннего возраста. Нравственные убеждения, взгляды, привычки – все это тесно связано с чувствами, а чувства это живительная почва для высоконравственных поступков. Воспитание чуткости тонкости восприятия окружающего мира, формируется с раннего детства. Если упущены ранние детские годы для воспитания чуткости и впечатлительности души, то вырастут из них бездушные, бессердечные люди.
Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания. Учить чувствовать – это самое трудное, что есть у воспитания. Дружбу, товарищество, братство нужно воспитывать с раннего детства. Ребенок должен уметь чувствовать тончайшие переживания другого человека, тогда, когда он делает что-либо для счастья, радости, душевного спокойствия других людей. Любовь маленького ребенка к матери, отцу, бабушке, дедушке, если она не одухотворена творением добра, превращается в эгоистическое чувство. А надо воспитать в детском сердце подлинную человеческую любовь – тревогу, волнение, заботу, переживание за судьбу другого человека. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботу о судьбе другого человека. Нравственный облик личности ребенка зависит от того, из каких источников черпал он свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал что такое горе, обиды, страдания, он вырастет эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно чтобы дети узнали высшую радость – радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.
5. Семья как фактор духовно-нравственного формирования личности подростка
Общеизвестно, что кризисные ситуации в обществе, в силу своей непредсказуемости, сложности происходящих процессов, закладывают основы и формируют «очень долговременные стратегические жизненные установки и ценностные ориентации». Кризисные явления в первую очередь негативно сказываются на молодом поколении, особенно на учащейся молодежи, не усвоившей основных форм жизнедеятельности людей в период реформирования экономической и социально-политической основ общества.
Формирование в процессе социализации ценностных ориентаций современной молодёжи, как самой динамичной части общества, является одной из главных проблем, целей и направлений молодёжной политики в любом отдельно взятом государстве. Общественные и государственные институты хотят видеть молодежь нравственной, ценящей свою родину и историю, высококультурной, образованной, инновационной, предприимчивой, здоровой. Именно поэтому в любом обществе и государстве ценностные ориентации личности, молодёжи оказываются объектом воспитания и целенаправленного воздействия общества и государства; а процесс их образования - важным направлением молодёжной политики по осуществлению духовно-нравственного, патриотического и трудового воспитания.
Состояние социальной неопределённости и системного кризиса, в которых в настоящее время пребывает российское общество, делает проблему формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи особенно актуальной и злободневной. В настоящее время наблюдается автономизация и деформация большинства институтов социализации, приводящая к неотрегулированности, конфликтам, потере путей взаимодействия их друг с другом, коррекции их функций. Большинство традиционных институтов социализации, таких как институты семьи, системы образования и воспитания, труда и трудовой деятельности, армии, СМИ, общественных объединений, находятся в кризисном состоянии, связанном как с общемировыми глобальными процессами, так и со значительными трансформациями, происходящими в российском обществе. В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем духовно-нравственного становления молодёжи России. Т. А. Панкова пишет «Молодежь как совокупность развивающихся личностей – самая динамичная, энергичная и критически мыслящая часть общества, которая обладает огромным социальным и творческим потенциалом и способна активно влиять на процесс гуманизации социально-экономических отношений, происходящих в обществе».
Одним из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей, является семья. Именно семья – первый и главный социальный институт по формированию ценностных ориентаций. Осознание и реализация в семье необходимости и возможностей формирования духовно-нравственных основ личности – одно из условий полноценного развития человека. Так, например, профессор А.Г. Харчев представляет семью как систему взаимоотношений супругов, родителей и детей, как малую социальную группу, в которой подросток приобретает свой первый опыт, овладевает знаниями, способами поведения, нормативными и ценностными представлениями. В семье он знакомится с обычаями и традициями, воспринимаемыми его родителями, представителями старшего поколения как нечто само собой разумеющееся.
Мировоззренческие убеждения и установки взрослых проявляются в их повседневных рассуждениях и поступках. Не случайно ещё со времён Аристотеля семья определялась как «зародышевая ячейка государства», как «элементарная социальная единица». Полученный в семье опыт закладывает основу формирования личности подростка. Как подчеркивала М. Хонекер, «на развитие личности подрастающего человека, на формирование его характера семья оказывает решающее влияние: именно в ней закладываются основы духовного и нравственного развития человека, которые остаются определяющими на протяжении всей его жизни».
Одна из ведущих функций семьи – воспитательная, которая включает в себя не только целенаправленное воспитательное воздействие на детей, но и на всю систему взаимоотношений внутри семьи, формирующих личность подростка, поощряющих одни и смягчающих другие типы поведения. Оценка уровня культуры семьи, по мнению современных ученых, должна вытекать из того, умеют ли родители и другие взрослые члены семьи видеть, что личность подростка формируется под решающим воздействием всей атмосферы семьи, культурных норм, духовно-нравственных ценностей, учитывают ли они это в бытовом общении, понимают ли необходимость взаимного воспитания и самовоспитания.
Именно родители – часто не замечая того – вырабатывают у детей комплекс базовых духовно-нравственных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек. Именно первые «уроки жизни» в семье закладывают основу нравственного воспитания и духовно-ценностные ориентиры, исходя из которых, подросток в дальнейшем избирательно воспринимает, перерабатывает, усваивает или отбрасывает информацию в качестве руководства к действию. Царящий в семье духовный климат всегда оказывал соответствующее влияние на развитие личности подростка. Этот климат в определённой мере связан с уровнем образования родителей, их профессиями, духовными и культурными интересами, ценностными ориентациями.
Только духовная деятельность, направляемая родителями и осуществляемая ими в постоянном диалоге с детьми, позволяет ожидать существенных для их духовного развития результатов. Самое главное заключается не в том, чтобы как можно больше дать знаний и полезных умений формирующейся личности подростка, а в том, чтобы развить его духовные способности, пробудить в нем готовность вдумчиво и разумно действовать во всех ситуациях, с которыми он встречается в своей повседневной жизни.
Семейное воздействие на детей уникально по интенсивности и результативности. Оно осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующейся личности, и продолжается многие годы. Это воздействие основано на устойчивости контактов, и что очень важно – на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, чувств и поведения.
Закладывая первооснову духовно-нравственного воспитания личности ребенка, развивая у него механизм руководства своим поведением, семья, в свою очередь, исходит из духовно-нравственных и социально-культурных норм общества в целом, как и своей социальной группы, микросреды. Наличие противоречий между этими нормами в реальной жизни еще более повышает роль родителей как избирательного «передатчика» детям значимой информации, как своеобразного «фильтра» ненужной или вредной информации, приносимой извне.
Философ И.С. Кон, обращая внимание на одну из сторон деятельности современной семьи, указывает на то, что «изменения в обществе – научно-технические, культурные, бытовые – настолько быстры и значительны, что сегодняшним детям предстоит жить в мире, отличном от того, в котором живут их родители. Поэтому и эффективность воспитания подрастающего поколения должна оцениваться не столько по тому, сумели ли мы подготовить его самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения, сколько по тому, какие духовно-нравственные ценности и приоритеты были сформированы». В этой связи хотелось бы напомнить слова Т. Рузвельта, который писал: «Дать образование и не внушить моральных принципов – значит воспитать ещё одну угрозу обществу».
Отмечая роль семьи как доминантного фактора духовно-нравственного воспитания, следует подчеркнуть, что здесь недостаточно только одного понимания родителями и семьёй в целом своей роли и даже готовности ее выполнять. Необходим соответствующий уровень духовно-нравственной, эстетической, правовой культуры самой семьи как среды и субъекта воспитания. Именно она призвана преобразовать культуру как систему духовно-нравственных ценностей в индивидуальную культуру личности и поведения детей, транслировать в их сознание и чувства культурную информацию, обеспечивать ее усвоение детьми, развивать на этой основе потребности, интересы, мотивы, привычки, формировать общечеловеческие ценности, высокую нравственную позицию и постоянное стремление к познанию и самосовершенствованию.
6. Задачи и основы семейного воспитания
Одна из главнейших добродетелей, к которой испокон века родители приучают детей, есть послушание. Это подчинение своей воли чужой, другой воле, какому-нибудь стороннему авторитету. Послушание по своему существу есть состояние неприятное, потому что каждое живое существо стремится осуществлять в своих действиях свою волю, свои желания. Каждый действует, как хочет. Подчинение чужой воле с хорошими свойствами, предполагает лишение свободы и удовольствия поступать по собственному желанию. Руководство детьми, родительский авторитет, необходимы, но именно в той мере, в какой дети неопытны, не знают окружающего их мира, а потому не могут поступать разумно. За этими пределами подчинение детей руководству и авторитету взрослых не имеет достаточных оснований; между тем взрослые постоянно переходят указанную границу, требуя от детей того, что едва ли детям нужно и что трудно оправдать вполне разумными основаниями. Память маленьких детей бывает очень свежа и восприимчива, без труда усваивает слова; что хорошее произношение дается детям легко, а потому и нужно воспользоваться периодом детства для изучения иностранных языков.
Даже такие совершенно естественные и вполне необходимые проявления детской натуры, как игры, взрослые стараются превратить в воспитание. Многим просто не нравится свободная, ничем не стесняемая детская игра, они находят ее слишком пустой и бессодержательной, а потому стараются ее систематизировать, придать ей глубокий смысл и значение. Современное воспитание приносит в жертву настоящее будущему, в воспитываемых видят собственно не детей, а будущих взрослых людей, деятелей в различных сферах. Воспитание понимается не как развитие того, что есть, а как подготовка к тому, что будет. Жизнь человеческого организма распадается на возрасты. Каждый возраст имеет свои характерные черты, физические и психические. Дети проникаются полным доверием ко всему, что им говорят и обещают, их лицо есть для наблюдателя открытая книга; дети пугливы: новые явления, особенно значительных размеров, совершенно не страшные сами по себе, у них легко вызывают чувство страха. Все эти свойства чисто детские. У юношей замечаются значительная идеалистичность мышления и действия, полное доверие к своим силам, грандиозность замыслов, уверенность, что можно разом если не совсем перевернуть мир вверх дном, то, по крайней мере, существенно изменить его в короткое время. Это специфические черты возраста, и с переживанием юности они отпадают. Детям присуща сострадательность, дети способны в некоторой мере к логическому мышлению, им свойственна полная правдивость. Эти черты не исчезают с детством, они переходят в дальнейшие возрасты, причем некоторые свойства усиливаются, развиваются, например способность логического мышления, а другие с возрастом ослабевают, например правдивость. Юноша обнаруживает значительную энергию и настойчивость в преследовании цели, владеет способностью отвлеченного мышления, критически относится к авторитетам. Эти свойства не исчезают с юностью: давным-давно минует юность, но способность отвлеченного мышления, критическое отношение к окружающему и энергия в преследовании цели сохраняются в большей или меньшей мере, причем опять с возрастом одни черты усиливаются, а другие ослабевают. Свойств, переходящих в другие возрасты, гораздо меньше, чем специальных свойств, отпадающих с возрастами.
В каждом возрасте человек есть настоящий, цельный человек, своеобразный, а не только ступень развития на пути к настоящему, полному человеку. Мы, взрослые, мало ценим особенности мысли и чувства детей, мало уважаем их своеобразную личность; мы упорно стараемся привить им наши взгляды и вкусы, нашу манеру думать и поступать, нашу религию, нашу эстетику. Мы уверены в своем превосходстве и требуем подчинения себе; мы часто смеемся над детским простодушием и доверчивостью, удивляемся юношескому жару и увлечению - все это странно, все это нехорошо, потому что мы, взрослые, думаем и действуем иначе. Мы не хотим понять особенности детства и юности, войти в характер мысли и чувства пережитых возрастов, напомнить себе, что естественно, что необходимо в эти возрасты. Ведь все специфически детское и юношеское пройдет, отпадет с возрастом, останутся только свойства, переходящие в другие возрасты. И взрослые не церемонятся с детьми, они позволяют им оставаться вполне самими собой, жить полной жизнью возрастов только в часы отдыха, а во все прочее время только приготовляют их к чему-то в будущем.
Специальные свойства воспитательных возрастов нередко прямо объявляются недостатками, с ними ведется борьба, их пытаются истреблять. Детскую подвижность, резвость, неподдельность перестали считать детскими недостатками, перестали преследовать детей за эти свойства Вообще прелесть детства, отрочества, юности ценится зрелыми людьми мало; взрослые желают, чтобы их дети поскорее пережили эти возрасты и перешли в следующий...
Семейное воспитание должно быть чуждо всякой искусственности, оно должно быть вполне органической деятельностью, развитием всех ценных свойств воспитательных возрастов.
7. Ребенок и природа
Человек, будучи членом общества, есть в то же время дитя внешней природы, песчинка той громадной среды, которая называется вселенной и с которой человек волей-неволей живет душа в душу. Законы мировой жизни вполне тяготеют над человеком и неизменно определяют все его развитие. Поэтому правильное, чуждое искусственности первоначальное воспитание человека может совершаться только при непрестанном общении с природой. Дети должны рано и на долгое время окунуться в природу, впитать в себя ее впечатления, пережить те мысли и чувства, которые она возбуждает в каждой живой душе. Детям непременно самим нужно мерзнуть зимой, играть в снежки, кататься на санках, попадать руками в снег, ясно понимать, как мороз щиплет щеки и уши; им нужно насладиться прелестями лета, собирать грибы и ягоды, купаться, изнывать от жары, прятаться от нее в тени леса, мокнуть под дождем, шлепать по грязи, им нужно пережить все свойства времен года, их приятные и неприятные стороны, самим видеть все сельские работы на поле, на лугу, на току, на мельнице, деревенские праздники, деревенскую жизнь, столь близкую к природе, так тесно к ней примыкающую; детям самим нужно видеть восход и закат солнца, звезды, луну, словом, нужно сжиться с природой в ее разнообразных явлениях. Только при этом условии правильно разовьются внешние чувства дитяти, ум напитается здоровыми, соответствующими возрасту, впечатлениями, а сердце переживет простейшие человеческие радости и печали. Было бы крайне печально, если бы дитя начало знакомиться с природой в парках и зоологических садах.
Заключение
Как же сделать детей счастливыми? А.С. Макаренко писал: «Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети. Воспитание неизбежно перестает быть воспитывающим, если уничтожает удовольствие, как у наставников, так и у питомцев». Общение с детьми – занятие радостное и необходимое. В этом и есть подлинное счастье человеческого общения, счастья каждого ребенка! Эти прекрасные минуты детства – основа формирования гармонической личности. Человека воспитывает вся жизнь, начиная с семьи. Многое зависит от самого человека.
Я вела разговор о том, как сделать детей счастливыми. Ценность личности как раз и состоит в том, что личность потому и личность, что утверждает нравственные начала, независимо от условий, проявляет себя по-граждански в любой среде. Ребенок сам творит себя. И задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ему в полную меру развить свои способности. Процесс становления детской души тонок и требует определенной гибкости со стороны воспитателей. Особенно если дело касается чувств ребенка, его личных привязанностей. В воспитании нельзя пренебрегать никакими малостями. «Мелочей в воспитательной работе не бывает и быть не может, - отметил К.Д. Ушинский. - Ведь здесь речь идет об одном из самых сложных и ответственных дел - о формировании человеческих душ и характеров, о закалке сердец и умов строителей будущего!»
Сила любви к человеку особым светом освещает подлинно счастливое воспитание, мы имеем в виду и любовь к детям, и непременно ответное их чувство. Их способность сделать нас счастливыми. Их готовность получить наслаждение от принесения радости другим; родным, близким, товарищам, обществу. Труд, нравственно-гражданский поступок во имя Родины, коллектива, семьи, товарищей. Чем ярче жизнь воспитанника, чем больше позитивных эмоций, тем полноценнее и здоровее воспитание. Детство является особым психическим состоянием, в котором чувства и разум слиты: постоянные открытия, неуемная энергия, готовность переносить трудности. Решения приходят мгновенно, открытия совершаются на каждом шагу. Становление личности напоминает в чем-то полет птицы в весеннюю пору: вроде знает куда летит, а вроде бы и нет - то, набрав высоту, камнем падает вниз, то стремительно уносится под облака. Удивительная концентрация радости, нескованной силы, энергии!
Если мы хотим приблизиться к ребенку и приобщить его к полезным делам, нужно сбросить с себя «взрослость», чтобы не испугать, не оттолкнуть ребенка.
Порой мы забываем свое детство, свою юность и потому не понимаем детей. А они перестают понимать нас. Нашим взрослеющим детям нужна не столько опека, сколько дружеский совет, умное руководство, им нужна духовная поддержка. Но духовную поддержку оказывать трудно: для этого самим надо быть на высоте. Надо быть интересным для своих детей. И пусть наша помощь детям и советы не будут навязчивы.
Всю жизнь мы воспитываем наших детей, а они воспитывают нас. Вернее, мы сами себя воспитываем под влиянием наших детей. Чтобы оставаться им нужными всегда: когда они, став взрослыми, будут находить у нас понимание, мудрость, духовную близость.
Список литературы
1. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996 г.
2. Панкова Т.А. «О становлении нравственных и гражданских позиций школьников. Социологические исследования» 2002 г.
3. Харчев А.Г., Мацковский М.С. «Современная семья и её проблемы» М., 1996 г.
4. М. Хонекер «Семья как фактор формирования личности подростка». М., 1979 г.
5. И.С. Кон «Ребёнок и общество». М., 1988 г.
6. В.А. Сухомлинский «Избранные педагогические сочинения. Педагогика». Том 1-3, 1981 г.
7. Ю.П. Азаров «Семейная педагогика». Политиздат 1985 г.
8. В.Ф. Шаталов «Учить всех, учить каждого».
9. Р.М. Капралова «Восхождение к гармонии».
10. Б.П. и Л.А. Никитины «Мы и наши дети». Молодая гвардия 1980 г.
11. Ш.А. Амонашвили «Созидая человека» 1982 г.
12. В.Н. Столетов «О целях и задачах воспитания».
13. О.Г. Свердлова «Диалоги о воспитании» Педагогика 1978 г.
14. К.Н. Волков «Педагогика семейных отношений» Педагогика 1979 г.
15. Л.С. Очаковская «Когда наступает зрелость» Педагогика 1980 г.
16. А.С. и О.А. Лавровы «Микроклимат семьи» Ж. Начальная школа 1989 г
17. К.Д. Ушинский «О пользе педагогической литературы» Педагогика 1970 г.
18. Н.А. Добролюбов «О значении авторитета в воспитании» Политлитература 1982 г.
19. А.Г. Шаповалова «Умом и сердцем. Мысли о воспитании» политиздат 1980 г.
20. Г.А. Быкова «Азбука для несовершеннолетних» изд. «Молодая гвардия» 1985 г.
21. Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» детская литература 1988 г.
Страницы: 1, 2