Роль семьи в формировании личности

Роль семьи в формировании личности

План

Введение

1. Социально-философский анализ роли семьи

2. Значение семьи в процессе духовно-нравственного воспитания самых маленьких

3. Семейные отношения и их воспитательное значение

4. Что и как формирует семья у детей дошкольного и школьного возраста

5. Семья как фактор духовно-нравственного формирования личности подростка

6. Задачи и основы семейного воспитания

7. Ребенок и природа

Заключение

Список литературы

Введение


Современная семья – клеточка социального организма, живущая с ним в едином ритме, отражающая, как капелька воды, и большие идеи, и большие общие цели. Я буду говорить о духовных ценностях и нравственном климате семьи, о методах семейного воспитания и тех, на первый взгляд незначительных деталях повседневного общения, в которых рождается взаимопонимание, идет трудный и радостный процесс воспитания человека. В настоящее время изменился не только численный состав семьи, но и ее структура. Изменение «семейного климата», характера семейных отношений, в первую очередь отношений между родителями и детьми, сказалось на становлении личности ребенка.

Современный динамично меняющийся мир нуждается в личности, готовой к постоянной смене имеющихся знаний, умений на те, которые необходимы для дальнейшего научно-технического и социального развития общества. В связи с этим особо значимой проблемой научного исследования становится выработка новых ценностных ориентаций у подрастающего поколения, которое оказалось в ситуации, когда разрушилась прежняя устойчивость приобретаемых человеком в процессе социализации знаний и умений. Ими уже невозможно пользоваться в течение достаточно долгого времени. Появляющиеся новые продукты материальной и духовной культуры требуют регулярного обновления тех ценностей, норм, правил, которые еще недавно обеспечивали успешную трудовую, семейно-бытовую, общественную деятельность человека на протяжении всей его жизни.

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.

Личность, представляя собой динамическую систему, находится в состоянии непрерывного изменения и развития. В процессе такого личностного становления постепенно все большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития. Система ценностных ориентации личности выступает в качестве регулятора и механизма такого развития, определяя форму реализации намеченных целей и при утрате ими побудительной силы в результате их достижения стимулируя постановку новых значимых целей. В свою очередь, достигаемый уровень развития личности последовательно создает все новые предпосылки для развития и совершенствования системы ее ценностных ориентаций.

1. Социально-философский анализ роли семьи.


Формирование духовно-нравственных основ личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно-развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются на создание объективных социальных условий, на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью культурно-ценностных и духовных ресурсов общества.

Кто из родителей не мечтает, чтобы его ребенок вырос самым умным, самым красивым, самым сильным, самым добрым и самым мужественным. Кто не надеется, что люди будут уважать сына или дочь за трудолюбие или знание дела, за воспитанность, за нравственность, иначе говоря, мы мечтаем о всестороннем совершенстве наших детей.

Всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения – наш идеал. Идеал и семейного и общественного воспитания. Но сколько надо терпеливого и квалифицированного родительского и учительского труда, чтобы наши дети вобрали в себя все богатство, интеллектуальной, нравственной, эстетической культуры, выработанной человечеством. Педагогика утверждает: человек формируется в деятельности, в учении, в труде, в игре, в общении, в творчестве, в спорте, так развиваются важнейшие черты человеческой личности. Мы должны понимать и знать чем определяется и от чего зависит общий ход развития любого ребенка.

2. Значение семьи в процессе духовно-нравственного воспитания самых маленьких


Рождение человека – одно из самых удивительных явлений природы. Всего за пятьдесят дней человеческий зародыш успевает пройти те основные этапы, на которые природа потратила более полумиллиарда лет. За этот период из одной единственной клетки образуется организм. К моменту рождения в мозгу ребенка насчитывается пятнадцать миллиардов нервных клеток! Нервная клетка, из которой в дальнейшем формируется мозг, – это сложнейший электрохимический агрегат, способный запоминать, анализировать, синтезировать, творить. Процесс внутриутробного развития мозга обладает одной исключительно важной особенно важной особенностью, не имеющий себе равных по значению во все последующие периоды. Формирование структур мозга, его тончайших элементов и связей происходит, с одной стороны, по наследственной генетической программе, а с другой – под непременным и постоянным влиянием тех потоков информации, которые идут из внешней среды по рецепторным каналам, то есть через органы чувств. Что умеют новорожденный? Первое что он может – пользоваться инстинктами, а затем происходит удивительное совершенство мозга новорожденного ребенка. Оно состоит в том, что он необычайно восприимчив к обучению, самостоятельному познанию мира, приобретению собственного опыта. Впоследствии именно эти приобретения будут определять содержание психики ребенка, его интеллект, характер, чувства, его отношения к людям, к труду, к самому себе. С первых дней жизни новорожденный ощущает материнскую любовь и ласку. Характер взаимоотношений матери и ребенка – одна из важнейших педагогических проблем.

Правильное воспитание… Не рано ли говорить о воспитании? Нет, не рано. Ребенок учится смотреть, слушать, различать цвет и форму, звуки и запахи, осязать. Организовав четкий режим сна, бодрствования, кормления – это и есть воспитание новорожденного. Природа дает ребенку, огромную потенциальную жизненную силу, активность, энергию, поэтому физическое воспитание, необходимое с раннего детства, в дальнейшем даст возможность формированию всяких навыков, развитию умственных и нравственных способностей. Способности ребенка обнаруживаются только в его деятельности, в процессе специального обучения.

Увидеть зарождающиеся способности ребенка, тактично и разумно помочь ему в их развитии, создать условия для творчества, а порой настойчивость – вот те навыки, которые нужны для формирования ребенка как личности. Всесторонне развивая способности ребенка, нельзя забывать главное. Способности не самоцель. Заботясь о развитии способностей ребенка, нельзя упускать из виду важнейшую среди них – способность при всех обстоятельствах быть человеком, личностью. Это позволит маленькому человеку стать мастером своего жизненного дела, хозяином своей судьбы и будущего. Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них по себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя. Он может лишить детей необходимого комфорта, дать им образование, может быть горяч, вспыльчив, проявлять тьму недостатков и все же оставить в наследство детям доброе имя, если умел сохранять мужество в минуту жизненных испытаний, работал над собой, честно и добросовестно исполнял свои обязанности, трудился, проявлял доброжелательность к людям.

Стремление наше переделать детей по своему образу и подобию часто вызывает борьбу, причиняющую ненужные огорчения и детям, и родителям, потому что она чаще всего не ведет ни к чему. Натуры не переломишь. Да, в сущности, ломать ее и не надо. Слишком глупо думать, о том, что дало нам удовольствие или даже счастье, способно осчастливить всякого. Счастье – вещь индивидуальная, и оно возможно только при условии, что человек остается самим собой. В индивидуальности же и залог талантливости. То, что ребенку по душе, то он и делает хорошо, любовно воспитывая в себе свои природные силы и склонности.

Новая жизнь создает новые формы, заменяя ими старые, а иногда и просто упраздняя их. Поддерживая у себя в семье старинные обычаи, всегда следует считаться с внутренними побуждениями протестующей молодежи и решать, стоит ли из-за них воевать и во всяком случае не переносить вопроса на нравственную почву там, где ее, может быть, и нет.

Пусть ребенок испытывает разнообразные впечатления, сталкивается с разными характерами, видит, что люди разно мыслят и спорят, разное любят, лишь бы общий тон отношений был дружественным, чуждым соперничества, вражды, обмана, интриг и всего такого, что не входит в обиход «золотого детства».

 

3. Семейные отношения и их воспитательное значение


Мысли и интересы детей не ограничиваются теми рамками, какие мы воображаем, предполагая, что их мир - это детская и сверстники. Они интересуются взрослыми, ищут их общества, по-своему наблюдают их, предъявляют к ним свои требования и судят их. Конечно, их запросы и интересы детские, их суждения - детские, но они существуют, и рядом с индивидуальными чертами.

Наблюдения детей касаются не только характеров и отношений, непосредственно затрагивающих их интересы, но захватывают область гораздо шире. Им есть дело до того, как живут между собой отец с матерью, какое занимает общественное положение отец, любимы ли и уважаемы ли родители. Жизнь взрослых членов семьи кладет свои отпечатки в их сознании гораздо раньше, чем они начинают отдавать себе отчет, что у них уже сложились привычки, потребности, вкусы, готовые представления и сознание.

Родители воспитывают, а дети воспринимают тон семейной жизни, какой складывается в семье. Она может жить дружно, относиться дружелюбно и к чужим людям, но может и ссориться, злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательность не только к посторонним, но и к своим близким. Семья может жить духовными интересами, любить чтение, музыку, картины или целиком уйти в хозяйственную деятельность. В семье может быть и порядок, и беспорядок. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух семьи, как воздух, которым мы дышим, укрепляет или отравляет наш физический организм. Бывает, что дети вырастают со складом, как раз обратным тому, какой должен был получиться. Даже у самых горячих «протестантов» мы замечаем, что детство было проведено именно в такой среде, против которой они протестуют, что служит для них источником противоречий, непоследовательности, недовольства собою. Семейные впечатления служат почти единственным источником чувств и мыслей в том возрасте, когда человек наиболее восприимчив и делает приобретения на всю жизнь. Это самая ранняя и самая влиятельная пища, которой питается дух растущего организма.

Каждый раз, когда мы, родители, сдерживаем в себе какое-нибудь дурное побуждение ради детей, мы исполняем только свою обязанность. Дети заметят работу родителей над собой, оценят ее и привыкнут - сначала из подражания, потом по убеждению - управлять собой, сдерживать себя в дурном, а это одно из крупных приобретений воспитания.

Дети, начав свою жизнь беспомощными существами, так много получают от родителей, что последние естественно порождают в них чувства благодарности, любви и гордости своими отцом и матерью. Не только сам по себе уход, помощь, забота родителей, но и участие, и ласка их играют в этом роль. Дети, рано осиротевшие или почему-либо другому лишившиеся отца или матери, в зрелые годы чувствуют горечь, тоску от отсутствия в их воспоминаниях памяти о родительской ласке, семейных радостях. Наоборот, испытавшие счастье, которое дается хорошей семейной жизнью, вспоминают, что они, детьми, считали мать красавицей, необыкновенно доброй, а отца – умным и умелым, хотя в то время, когда вспоминают это, они могут уже сказать, что в действительности мать вовсе не была красавицей, а отец был не более как неглупый человек. Эта иллюзия детства свидетельствует о потребности этого возраста, проявляющейся притом очень рано, видеть в тех, кто им в это время всех дороже, всевозможные качества, какие их воображение может рисовать им. Они всегда любят тех, кто любит, и уважает их родителей. И когда родители действительно обладают крупными достоинствами и детям приходится видеть выражения благодарности или уважения к их родителям, это почти всегда производит на них впечатление, остающееся на всю жизнь и нередко определяющее характер жизни и деятельности ребенка.

В тех семейных неполадках, которые образуются, когда между мужем и женой является третье лицо, особенно близкое тому или другому, точно так же обнаруживается потребность детей в любви и ласке и смутно сознаваемые ими права на отца и мать. Пока дети в том возрасте, когда они не понимают, в чем дело, они все же относятся к этому третьему лицу враждебно, как к нарушителю их прав, отнимающему у них то, что принадлежит им: время, любовь, заботы о них того или иного родителя. Позже они являются либо судьями, либо несчастными людьми. В детях сказывается весьма сильная потребность видеть родителей существами нравственно чистыми.

Чтобы семья могла быть признана нормальною, мало, чтобы в ней были налицо отец и мать; надо, чтобы и их взаимные отношения соответствовали идее самого близкого из людских союзов и не заключали в себе ничего, что оскорбляло бы чувства детей. Им одинаково нужны и дороги и отец и мать, и надо, чтобы они видели и чувствовали взаимную любовь и уважение родителей. Если нет этого уважения, нет дружеских отношений, то в чем бы это ни выразилось, дети чутко подметят, что между отцом и матерью что-то неладно, и легко могут прийти к вопросу, кто из них прав, кто виноват. Конечно, и дети бывают разные, но можно признать скорее правилом, чем исключением, что дети чувствуют потребность любить своих родителей, видеть в них хороших людей и что для них отнюдь не легко убеждаться в том, что отец или мать – плохие люди, что отец может обижать мать, или, наоборот, видеть, что один из родителей бранится, другой - плачет.

Семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно. Важнейшие заботы по уходу за детьми и первоначальному воспитанию детей ложатся на мать, потому что она в состоянии отдать детям больше времени, чем отец, что по традиции она больше привыкла к этому, а поэтому может внести в это больше нежности, мягкости, ласки и внимательности. Этим близким участием матери в жизни детей в их раннем возрасте определяется и нравственное ее влияние на них в эти первые их годы.

С годами значение этого непосредственного ухода утрачивает первенствующую роль. Дети начинают становиться самостоятельнее, несколько определяются, продолжая нуждаться в помощи родителей и взрослых, но ищут уже не исключительно материальной поддержки.

Они хотят слышать сказочки, они любят поговорить, порасспросить, сами рассказать что-нибудь, выступают на сцену игры и занятия. У одних являются вкусы и потребности, которые лучше удовлетворяет отец, чем мать, у других - наоборот. Понемногу дети приобретают черты, свойственные полу. Намечаются характеры: усидчивые, вдумчивые или непоседы и живые, спокойные и впечатлительные, забияки и смирненькие. И опять-таки на одних лучше влияет отец, на других мать, потому что во всех такого рода услугах детям сказывается натура, склад, характер взрослого, которые не могут быть одинаковы у отца и матери. Если брать во внимание только время, то мать по-прежнему отдает им больше времени; что касается существа дела, то влияние отца может быть и одинаково и больше материнского, по крайней мере, на некоторых детей, хотя он и меньше бывает с ними, чем мать. Не зря же говорят, что «родители воспитывают детей даже тогда, когда их нет дома». Вопрос не в количестве времени, а в качестве влияния, которое определяется многими причинами, лежащими в личных свойствах человека.

Разделение влияния отца и матери есть явление естественное. Никто не может дать больше того, чем он может дать. Ни ревности, ни огорчению тут не должно быть места, потому что эти чувства неуместны, когда явление естественно, они неизбежно повлекут за собой неполадки, которые вызовут вопрос: кто же прав - отец или мать? Главное же, детское сердце вполне способно вместить любовь и к отцу, и к матери.

Поддержка не должна выражаться в признании за одним из родителей положения своего рода «старшего». В глазах детей родители должны быть равны, оба хороши, каждый по-своему. Пусть дети знают, что родители живут дружно и оба интересуются детьми, любят их и желают им добра. Естественно, если ребенок набедокурил без матери, но при отце, мать все равно будет знать об этом, потому что отец ей расскажет. Но это будет не жалоба, не апелляция к старшему, а простое сообщение. И то, что сделал один, того не должен переделывать другой. Если, по мнению одного родителя, другой родитель сделал ошибку, обнаружил слабость, то об этом можно переговорить между собою.

Дети в семье такие же члены ее, как и все остальные, но малолетние. Жизнь семьи общая. У взрослых есть свои права, есть они и у детей; у взрослых есть обязанности, и у детей они есть, посильные, соответствующие их возрасту, но есть. Когда дети легли спать, в детской не шумят; но когда работает отец, то дети не входят к нему, чтобы не помешать. Взрослые берегут свои вещи, и дети должны стараться беречь их. День расписан, и дети должны обедать вовремя, гулять и спать ложиться вовремя. Они приучаются в семье к порядку, труду, дружелюбию, правдивости и честности, и это достигается тем легче и прочнее, чем жизнь взрослых складывается разумнее, любовнее, проще, носит наиболее трудовой характер.

Родители в раннем возрасте детей сеют то, плоды чего они собирают позже.

Если мы хотим, чтобы дети наши были друзьями нашими и в юности, и в зрелом возрасте, надо с раннего детства стать с ними на дружескую ногу, избегая всего того, в чем чувствуется взгляд на них сверху вниз. Недостаточно говорить им: не лги, будь откровенен с родителями, не скрывай от них ничего, сделав что-нибудь дурное, имей мужество сознаться. Надо не только самому не лгать и не рядиться в плащ проповедника добродетели, а жить так, чтобы нечего было прятать от детей, нечего было бояться, что они осудят (хотя бы и позже), потому что они могут осудить только за дурное, а не за несчастье, потому что они способны оценить многое из того, что мы считаем достоинством человека, и рады будут найти это хорошее в своих родителях.

Семья только тогда семья, когда в ней есть дети, иначе супружеское сожитие неполно, без родителей и детей - нет семьи.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты