Развитие внимания младших школьников

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).

3.                Упражнение «Наблюдательность»


Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.


4.                Упражнение «Муха»


Упражнение на развитие концентрации внимания

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.


5.                Упражнение «Селектор»


Упражнение на развитие концентрации, устойчивости внимания

Для упражнения выбирается один из участников игры - "приемник". Остальная группа - "передатчики" - заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. "Приемник" держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый "передатчик". Если ему сложно услышать тот или иной "передатчик", он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как "приемник" достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится "передатчиком". В ходе игры жезл совершает полный круг.


6.                Упражнение «Летает – не летает»


Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.


7.                Упражнение «Мой день Рождения»


Упражнение развить память, способность к длительной концентрации внимания.

Участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рождения, третий – имена и дни Рождения двух предыдущих и свое имя и дату своего дня Рождения и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и даты дней Рождения всех членов группы.


8.                Упражнение «Ладошки»


Упражнение на развитие устойчивости внимания.

Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.


9.                Упражнение «Съедобное – несъедобное»


Упражнение на развитие переключения внимания.

Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.


10.           Упражнение «Самый внимательный»


Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.

Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.


11.           Упражнение «Телефон»


Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти.

Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку. Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»


Приложение 4


Количественные показатели переключаемости внимания на первом этапе, по методике Шульте-Горбова


Таблица 3

№ n/n

Затраченное время

Переключаемость внимания К = А - В

на 1 бланк (А)

на 2 бланк (В)

1

девочка, 8 лет

56 с

52с

4

2

девочка, 9 лет

48 с

44с

4

3

девочка, 8 лет

62 с

58с

4

4

девочка, 8 лет

68 с

60с

8

5

девочка, 8 лет

70 с

58с

12

6

девочка, 9 лет

51 с

46с

5

7

девочка, 8 лет

56 с

52с

4

8

девочка, 9 лет

58 с

60с

2

9

девочка, 8 лет

70 с

64с

6

10

девочка, 8 лет

62 с

57с

5

11

мальчик, 9 лет

74 с

66с

8

12

мальчик, 9 лет

56 с

52с

4

13

мальчик, 8 лет

70 с

68с

2

14

мальчик, 9 лет

72 с

70с

2

15

мальчик, 8 лет

60 с

54с

6

16

мальчик, 8 лет

59 с

62с

3

17

мальчик, 9 лет

70 с

65с

5

18

мальчик, 8 лет

84 с

64с

20

19

мальчик, 9 лет

62 с

53с

9

20

мальчик, 8 лет

65 с

60с

5

Среднее значение:



5,9


Приложение 5


Количественные показатели концентрации внимания на первом этапе, по методике корректурная проба Бурдона


Таблица 4

№ n/n

концентрация внимания

устойчивость внимания

С

n

Е

t

S

A

1

дев., 8 лет

26

4

169

60с

84

1,4

2

дев., 9 лет

25

6

104

60с

86

1,43

3

дев., 8 лет

30

2

450

60с

68

1,13

4

дев., 8 лет

24

2

288

60с

65

1,08

5

дев., 8 лет

25

4

156,25

60с

74

1,23

6

дев., 9 лет

26

3

225,3

60с

72

1,2

7

дев., 8 лет

27

4

182,25

60с

80

1,33

8

дев., 9 лет

25

2

312,5

60с

65

1,08

9

дев., 8 лет

24

4

144

60с

68

1,13

10

дев., 8 лет

22

5

96,8

60с

72

1,2

Среднее значение:



212,81



1,33

11

мал., 9 лет

26

4

169

60с

122

2,03

12

мал., 9 лет

25

2

312,5

60с

102

1,7

13

мал., 8 лет

30

7

128,5

60с

84

1,4

14

мал., 9 лет

24

5

115,2

60с

70

1,16

15

мал., 8 лет

28

3

261,3

60с

92

1,53

16

мал., 8 лет

25

4

156,25

60с

78

1,3

17

мал., 9 лет

23

5

105,8

60с

72

1,2

18

мал., 8 лет

26

4

169

60с

68

1,13

19

мал., 9 лет

30

3

300

60с

65

1,08

20

мал., 8 лет

24

2

288

60с

70

1,16

Среднее значение:



200,5



1,37


Приложение 6


Табличные данные расчетов по φ* - угловому преобразованию Фишера особенностей внимания в младшем дошкольном возрасте


Таблица 5 Методика Шульте-Горбова

Группы

Низкий уровень переключения внимания

Отсутствует низкого уровня переключения внимания

Сумма

Кол-во испытуемых

% доля

Кол-во испытуемых

% доля

Среди девочек

6

46,2

4

57

10

Среди мальчиков

7

53,8

3

43

10

Суммы

13


7


20


φ1 (46,2%) = 1,159

φ2 (0%) = 0,00

φэмп. = (φ1 – φ2)· = (1,159 – 0,00) · = 1,159 ·  = 2,59

φэмп > φкр. = 2,31, p ≤ 0,01.


Таблица 6 Методика корректурная проба Бурдона


Средний уровень концентрации и устойчивости внимания

Отсутствует среднего уровня концентрации и устойчивости внимания

Сумма

Кол-во испытуемых

% доля

Кол-во испытуемых

% доля

Среди девочек

6

60

4

40

10

Среди мальчиков

2

20

8

80

10

Суммы

8


12


20


φ1 (60%) = 1,772

φ2 (20%) = 0,927

φэмп. = (φ1 – φ2)· = (1,772 – 0,927) · = 0,845 ·  = 1,89

φэмп > φкр. = 1,64, p ≤ 0,05.


Приложение 7


Количественные показатели переключаемости внимания на втором этапе, по методике Шульте-Горбова


Таблица 7 Данные экспериментальной группы

№ n/n

Затраченное время

Переключаемость внимания К = А - В

на 1 бланк (А)

на 2 бланк (В)

1

девочка, 8 лет

42с

40с

2

2

девочка, 9 лет

50с

50с

0

3

девочка, 8 лет

52с

50с

2

4

девочка, 8 лет

44с

45с

1

5

девочка, 8 лет

50с

48с

2

6

мальчик, 9 лет

46с

46с

0

7

мальчик, 9 лет

45с

44с

1

8

мальчик, 8 лет

48с

46с

2

9

мальчик, 9 лет

42с

40с

2

10

мальчик, 8 лет

44с

44с

0

Среднее значение:



1,2


Таблица 8 Данные контрольной группы

№ n/n

Затраченное время

Переключаемость внимания К = А - В

на 1 бланк (А)

на 2 бланк (В)

1

девочка, 8 лет

50 с

52с

2

2

девочка, 8 лет

44 с

45с

1

3

девочка, 9 лет

58 с

56с

2

4

девочка, 9 лет

56 с

52с

4

5

девочка, 8 лет

70 с

58с

12

6

мальчик, 9 лет

74 с

66с

8

7

мальчик, 8 лет

72 с

70с

2

8

мальчик, 9 лет

70 с

68с

2

9

мальчик, 9 лет

72 с

70с

2

10

мальчик, 8 лет

60 с

54с

6

Среднее значение:



4,1


Приложение 8


Количественные показатели концентрации внимания на втором этапе, по методике корректурная проба Бурдона


Таблица 9 Данные экспериментальной группы

№ n/n

концентрация внимания

устойчивость внимания

С

n

Е

t

S

A

1

дев., 8 лет

30

2

450

60с

90

1,5

2

дев., 9 лет

28

1

784

60с

84

1,4

3

дев., 8 лет

26

2

338

60с

96

1,6

4

дев., 8 лет

30

1

900

60с

84

1,4

5

дев., 8 лет

25

--

625

60с

93

1,55

Среднее значение:



619,4



1,49

6

мал., 9 лет

28

--

784

60с

84

1,4

7

мал., 9 лет

30

3

300

60с

96

1,6

8

мал., 8 лет

26

2

338

60с

72

1,2

9

мал., 9 лет

28

1

784

60с

68

1,13

10

мал., 8 лет

30

2

450

60с

82

1,36

Среднее значение:



531,2



1,33


Таблица 10 Данные контрольной группы

№ n/n

концентрация внимания

устойчивость внимания

С

n

Е

t

S

A

1

дев., 8 лет

26

4

169

60с

84

1,4

2

дев., 9 лет

25

6

104

60с

86

1,43

3

дев., 8 лет

30

2

450

60с

68

1,13

4

дев., 8 лет

24

2

288

60с

65

1,08

5

дев., 8 лет

25

4

156

60с

74

1,23

Среднее значение:



233,4



1,25

6

мал., 9 лет

26

4

169

60с

122

2,03

7

мал., 9 лет

25

2

312,5

60с

102

1,7

8

мал., 8 лет

30

7

128

60с

84

1,4

9

мал., 9 лет

24

5

115,2

60с

70

1,16

10

мал., 8 лет

28

3

261

60с

92

1,53

Среднее значение:



197,14



1,56

Приложение 9


Сдвиг критериев Стьюдента для показателей концентрации и устойчивости внимания среди исследуемой группы детей


Таблица 11 Paired Samples Statistics


Mean

N

Std. Deviation

Std. Error Mean

Контрольная гр.

Эксперимент. гр.

4,1

1,2

10

10

.30248

.20452

.03050

.02151


Paired Samples Correlations


N

Correlation


Контрольная гр.

Эксперимент. гр

10

.278

.000


Paired Samples Test


Paired Differences

t

df

Sig. (2-tailed)

Mean

95% Confidence

Interval of the

Difference

Lower

Upper

Контрольная гр.

Эксперимент. гр

-.1285

-.3191

-.1958

-8.68

99

.000


Подсчет был произведен с помощью программы SPSS Statistics 17.0 для Windows.

Размещено на


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты