Развитие внимания младших школьников

-  концентрации внимания (корректурная проба Бурдона).

Исходя от определяемых методик, проведем констатирующий эксперимент и предоставим полученные данные для проведения дальнейшего исследования.


2.3 Анализ данных констатирующего эксперимента


Испытуемым была предложена методика Шульте-Горбова, в ходе обработки данных были получены следующие результаты, которые наглядно изображены в диаграмме (рис. 1), количественные же показатели по данной методике представлены в Приложении 4.


Рис. 1. Количественные показатели уровня переключаемости внимания среди всех испытуемых (в абс. значениях)


Исходя из количественных подсчетов, на первом этапе исследования средним значением переключаемости внимания является значение в 5,9 секунд – показатели ниже данного значения указывают на высокую переключаемость внимания, показатели выше на низкую.

Таким образом, анализ данных на первом этапе исследования показывает (рис. 2), что среди исследуемой группы детей преобладает высокий уровень переключаемости внимания (45%), но следует отметить, что также значительны показания среди детей с низким уровнем переключаемости внимания (25%).


Рис. 2. Показатели уровня переключаемости внимания среди всех испытуемых (в %)


Следующим нашим шагом в первичном сборе данных была диагностика уровня концентрации и устойчивости внимания среди исследуемой группы детей, для этих целей нами была использована методика корректурная проба Бурдона (Приложение 2). Нами были получены данные, которые представлены в диаграмме (рисунки 3 и 4), индивидуальные показатели по каждой шкале представлены в Приложении 5 рассмотрим их.


Рис. 3. Показатели уровня концентрации внимания среди испытуемых (в %)


Анализ данных уровня концентрации внимания на данном этапе показывает, что среди испытуемых детей преобладает средний уровень, но при этом следует отметить, что среди испытуемых девочек преобладает высокий уровень концентрации внимания (46%), а у испытуемых мальчиков данная характеристика значительно ниже и установлена на среднем уровне (52%).

Подобные данные указывают на гендерные различия в развитии данной характеристики внимания, т.к. мальчикам тяжелее сохранять устойчивую концентрацию внимания, чем девочкам того же возраста.

Кроме диагностики концентрации внимания методика корректурной пробы Бурдона предполагала определение устойчивости внимания, рассмотрим полученные данные данной характеристики на первом этапе исследования (рис. 4).


Рис. 4. Показатели уровня устойчивости внимания среди испытуемых (в %)


Рассматривая и анализируя полученные данные по устойчивости внимания, мы можем сделать заключение, что уровень развития устойчивости на первом этапе среди исследуемой группы находится на среднем уровне (52 – 54 %), как среди девочек, так и среди испытуемых мальчиков.

Однако с помощью φ* - углового преобразования Фишера нами получены результаты, свидетельствующие о том, что среди мальчиков статистически чаще встречаются низкий уровень переключения внимания (46,2%), чем среди девочек (φэмп. = 2,59 > φ кр. = 2,31, p ≤ 0,01). Что касается результатов по методике корректурная проба Бурдона, то и здесь были выявлены некоторые различия между испытуемыми девочками и испытуемыми мальчиками. Среди девочек больше испытуемых со средним уровнем устойчивости внимания (60%) (φэмп. = 1,89 > φ кр. = 1,64, p ≤ 0,05), а среди мальчиков больше испытуемых с высоким уровнем концентрации внимания (50%) (φэмп. = 2,07 > φ кр. = 1,64, p ≤ 0,05). Более подробно расчеты представлены в Приложении 6.


Выводы ко второй главе:


Изучение и диагностика внимания у детей младшего школьного возраста исходит от основных закономерностей и формирований новообразований данного возрастного периода. В качестве выбора средств изучения внимания выступают доступные и надежные психодиагностические методы.

Анализ данных констатирующего эксперимента свидетельствует о том, что основные изучаемые характеристики внимания среди исследуемой группы детей, такие как уровень переключаемости внимания находится на достаточно высоком уровне. При этом следует отметить, что данный показатель выявлен не у всех исследуемых детей, т.к. имеется группа лиц, которым необходимо провести коррекционную работу по развитию данного качества.

Изучение концентрации и устойчивости внимания среди исследуемой группы показала, что мальчикам тяжелее сохранять устойчивую концентрацию внимания, чем девочкам того же возраста.

На основе полученных данных нами была определенна коррекционная программа упражнений по развитию определенных качеств внимания, которые вошли в опытно-экспериментальную работу по развитию внимания у младших школьников. Рассмотрим её подробнее.

ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


3.1 Задачи, методы и организация исследования


В данной работе нами поставлена цель – на основе теоретического анализа научных подходов к пониманию сущности, структуры и экспериментального исследования внимания выявить детерминанты, обусловливающие его развитие в процессе раннего онтогенеза, на этой основе обосновать рекомендации по развитию процесса внимания у младших школьников.

Будем исходить из предположения о том, что развитие устойчивости и концентрации произвольного внимания у младших школьников в значительной мере детерминировано спецификой их формирования как субъектов учебной деятельности, а комплекс диагностических методик может способствовать выявлению у детей индивидуальных особенностей развития устойчивости и концентрации произвольного внимания в процессе обучения. Они могут быть направлены на обеспечение психолого-педагогических возможностей своевременной, целенаправленной и индивидуализированной помощи детям, а также организации педагогического процесса.

Но так как объектом нашего исследования являются дети младшего школьного возраста с различными характеристиками внимания, то, прежде всего, необходимо определить факторы, влияющие на уровень развития внимания (возраст, успеваемость в школе, социальный статус и т.д.) и выявить различные характеристики развития качеств внимания, таких как устойчивости, распределения и переключения и концентрации внимания среди исследуемой группы детей.

Исходя из этого, нами поставлены следующие задачи по опытно-экспериментальной работе данного исследования:

1)                рассмотреть факторы, влияющие на уровень развития внимания, такие как возраст, методики обучения, социальный статус исследуемой группы;

2)                провести формирующий эксперимент для выявления особенностей, закономерностей и динамики изменений развития качеств внимания, у детей младшего школьного возраста используя специальный комплекс подобранных упражнений;

3)                провести корреляционный анализ полученных результатов.

Организация исследования: в рамках данного исследования нами было опрошено 20 учащихся, из них 10 девочек и 10 мальчиков, в возрасте от 8 до 9 лет. Исследование проходило на базе средней общеобразовательной школе №16, г. Раменское.

В русле теоретических посылок, изложенных в первой главе, из всего многообразия инструментов для психологической диагностики внимания рассмотренных во второй главе исследования нами были выбраны две методики:

-                    методика Шульте-Горбова (Приложение 1), предназначена для диагностики устойчивости, распределения и переключения внимания;

-                    методика корректурная проба Бурдона (Приложение 2), предназначена для диагностики концентрации внимания.

Каждому из испытуемых были предложены вышеизложенные методики, при проведении исследования все участники находились в одинаковых условиях эксперимента. Работа проводилась в индивидуальном опросе.

Исходя из цели исследования, и для подтверждения гипотезы нами был выбран как основной исследовательский метод – формирующий эксперимент. Основной целью, которого является целенаправленное развитие определенных исследуемых качеств при создании контрольной и экспериментальной группы, где в последней проводятся упражнения по формированию и развитию внимания и производиться повторный сбор данных. Таким образом, нами предполагается выявить особенности, закономерности и динамику изменений развития качеств внимания у детей младшего школьного возраста и подтвердить или опровергнуть предполагаемую гипотезу.

Экспериментальный план: исследование проводится в соответствии с основополагающими закономерностями экспериментального плана, в котором присутствуют две рандомизированные группы (контрольная и экспериментальная) с предварительным и итоговым тестированием «тест – воздействие – ретест».

Воздействием является использование комплекса упражнений на развитие внимания детей младшего школьного возраста, представленные в приложении 3.

При анализе полученных данных используется параметрический критерий t-Стьюдента, где вычисляются изменения показателей от первого тестирования ко второму. Таким образом, определяется значимость различий экспериментальной гипотезы о влиянии независимой переменной на зависимую, т.е. комплекс развивающих упражнений может способствовать выявлению у детей индивидуальных особенностей развития устойчивости и концентрации произвольного внимания в процессе обучения.

Для статистической обработки и анализа эмпирических данных использовались методы первичной математической обработки; программа SPSS Statistics 17.0 для Windows: сдвиг критериев Стьюдента.


3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента


Началом исследования послужил сбор информации о факторах, которые могли бы повлиять на уровень развития внимания детей младшего школьного возраста, таких как возраст, успеваемость в исследуемой группы. Рассмотрим полученные данные в социодемографической характеристике (табл. 1.)

Таблица 1

Социодемографическая характеристика выборки (общие сведения)

Показатель

Доля, в %

Возраст

8 лет

9 лет


60

40

Пол

девочек

мальчиков


50

50

Успеваемость в школе

отлично

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно


22

62

16

---


Из табл. 1 видно, что возрастные показатели исследуемой группы детей в ней преобладают дети с возрастом 8 лет (60% от всех испытуемых), гендерные же различая, по группе распределены равномерно. По показателю успеваемости в учебном заведении, в исследовательской группе большинство (62%) обучаются на «хорошо», и лишь малое количество (16%), получают удовлетворительные отметки.

После сбора общей информации о респондентах мы провели несколько уроков с применением комплекса упражнений по формированию внимания у младших школьников и после провели повторную диагностику с использованием тех же диагностических методик, что мы использовали на этапе констатирующего эксперимента. Опишем результаты, полученные нами на этапе формирующего экспериментального исследования.

Анализ данных на втором этапе исследования по методике Шульте-Горбова показывает, что в экспериментальной группе переключаемость внимания возросла почти в 3 раза, т.к. максимальное значение показателей здесь составило всего 2 секунды, что, безусловно, свидетельствует о том, что использование комплекса методических упражнений может способствовать развитию переключаемости внимания у младших школьников. Показатели данных в контрольной группе практически остались без изменений, среднее значение показателей переключаемости на втором этапе исследования составил 4,1 секунды, что не сильно отличается от данных на первом этапе, где показатели данных переключаемости внимания колебались в пределах 5,9 секунд (рис. 5). Индивидуально количественные показатели представлены в приложении 7.


Рис. 5. Количественные показатели уровня переключаемости внимания в экспериментальной и контрольной группе (в абс. значениях)


Рассмотрим также анализ сравнительных данных по переключаемости внимания детей младшего школьного возраста входе формирующего эксперимента (рис. 6).


Рис. 6. Показатели изменения уровня переключаемости внимания среди исследуемой группы детей на двух этапах (в %)


Рассматривая и анализируя уровень переключаемости внимания на двух этап исследования, мы можем утверждать, что на втором этапе высокий уровень переключаемости внимания преобладает у 78,5% исследуемых детей, и составляет разницу от первого этапа в 33,5%, что, безусловно, указывает на эффективность применения развивающих упражнений.

При этом следует отметить, что показатели низкого уровня переключаемости внимания на втором этапе, в отличие от первого отсутствуют полностью.

Выводы по методике: таким образом, анализ представленных данных переключаемости внимания на двух этапах исследования, подтверждает успешность экспериментальной работы по формированию переключаемости внимания среди детей младшего школьного возраста полностью.

После диагностики переключаемости внимания среди исследуемых детей мы провели повторную диагностику по методике корректурная проба Бурдона в экспериментальной и контрольной группе. Полученные данные наглядно изображены на графике (рис. 7), индивидуально-количественные показатели представлены в приложении 8.

Е

 

 



Рис. 7 График устойчивости и концентрации внимания в экспериментальной и контрольной группе


Рассматривая показатели данных на рис. 7 по показателю производительности устойчивости и концентрации внимания в исследуемой группе детей мы можем наблюдать, что в экспериментальной группе детей производительность внимания колеблется в пределах 338 – 900, а в контрольной группе показатели данных значительно ниже, в пределах 115,2 – 450. Средний показатель количества просмотренных строк за одно и то же время выше, а средний показатель пропусков и ошибок ниже.

Сравнение же данных между контрольной и экспериментальной группой позволяет оценить эффективность применения формирующих и развивающих упражнений по повышению устойчивости и концентрации внимания в исследуемой группе детей младшего школьного возраста.

Также нами был произведен сравнительный анализ показателей данных на втором этапе исследования по уровню концентрации и устойчивости внимания среди мальчиков и девочек в исследуемой группе детей, рассмотрим полученные данные (таб. 2).

Таблица 2

Сравнительные показатели уровня концентрации и устойчивости внимания среди контрольной и экспериментальной группы (в %)

Среди

концентрация внимания

I этап

II этап

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

мальчиков

32%

52%

16%

---

68%

32%

девочек

46%

34%

20%

---

72%

28%

Среди

устойчивость внимания

I этап

II этап

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

мальчиков

30%

52%

18%

12,5%

67%

20,5%

девочек

26%

54%

20%

---

64%

36%


Рассматривая и анализируя сводные табличные данные до и после применения формирующих и развивающих упражнений по вниманию, мы можем наблюдать, что уровень концентрации внимания как среди девочек, так и среди мальчиков возрос, т.к. показатели «высокого уровня» по сравнению с первым этап повысились в 8 – 16% раз.

Уровень устойчивости внимания, также увеличился после применения комплекса развивающих внимания упражнений, так показатели «высокого уровня» возросли в 2,5 – 16%, но следует отметить, что изменения устойчивости внимания произошли больше всего у девочек, чем у мальчиков того же возраста.

Конечным этапом нашего исследования, являлось обеспечение достоверности исследования, для этого мы использовали метод математической статистики. Итак, мы исходили из предположения, что развитие устойчивости и концентрации произвольного внимания у младших школьников в значительной мере детерминировано спецификой их формирования как субъектов учебной деятельности, а комплекс диагностических методик может способствовать выявлению у детей индивидуальных особенностей развития устойчивости и концентрации произвольного внимания в процессе обучения.

Для проверки данного предположения был использован коэффициент сдвига критериев Стьюдента, т.к. данные анализ позволяет учитывать индивидуальные отличия показателей данных, и дает достоверную информацию о качестве анализа данных до и после применения комплекса формирующих упражнений по развитию внимания. Подробный отчет данного анализа представлен в приложении 9.

По полученным результатам можно достоверно заключить, что после применения комплекса упражнений по формированию и развитию внимания показатели устойчивости и концентрации внимания возросли, т.к. как видно из результатов, для выборки объемом N = 10, среднее значение переменной в экспериментальной группе (4,1) оказалось статистически значимо выше среднего значения переменной в экспериментальной группе (1,2) с уровнем значимости p < 0,001. Кроме того, между переменными в экспериментальной и контрольной группе существует значительная корреляция (r = 0,0427, p < 0,001), свидетельствующая об эффективности применения комплекса формирующих и развивающих упражнений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты