Развитие творческих способностей как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы

Приведенные экспертные оценки иллюстрируются на круговой диаграмме, в которой работа по связям с общественностью и туристско-экскурсионное направление усредняются.


Приведенный план может быть расширен, а отдельные его направления детализированы. Приведенные оценки представляются субъективными, поскольку в качестве экспертов привлекались как занимающиеся в Центре, так и студенты, лишь слышавшие о его работе, либо изредка посещавшие мероприятия Центра. Данные респондентами оценки усреднялись. Тем не менее, анализ таблицы дает основание для следующих выводов:

1. Деятельность Центра должна охватывать практически весь спектр социально-культурной деятельности

2. Работа Центра может носить не только организационный характер, но также иметь дидактическую направленность

3. Большое место в работе Центра должна занимать коммуникация, в первую очередь – коммуникация с учреждениями культуры, СМИ и потенциальными спонсорами.

Внутренние условия:

- определение ресурсных возможностей Центра студенческих инициатив;

- выявление проблем в работе Центра;

- определение наиболее сильных сторон работы Центра, на которые следует опираться при разработке предложений по совершенствованию организации;

- оценка структуры управления Центром, состава функций в управленческой деятельности, их распределения, уровень управленческой культуры и т.д.)

На данном этапе создается фактологическая база для принятия проектных решений.

Проведение данной оценки путем опроса экспертов дало следующий результат:


Таблица 2.3.2

Оценка внутренних ресурсов Центра студенческих инициатив

Потенциал организации

Оценка в 10 балльной шкале

Известность и популярность Центра студенческих инициатив в СПбГУКИ

6

Состояние материальной базы

7

Организационная структура Центра

7

Широта (спектр) программ работы Центра

6

Уровень качества мероприятий Центра

6

Уровень информационного продвижения мероприятий, проводимых Центром среди молодежи

5

Характер отношений со спонсорами

6

Характер отношений с администрацией СПбГУКИ

9

Взаимоотношения внутри коллектива (доверие к руководителям, уровень психологического комфорта)

10

Финансовое состояние организации

7


Данные таблицы иллюстрируются приведенной ниже диаграммой



Как мы видим, наиболее критичным является деятельность Центра студенческих инициатив по обеспечению своего информационного продвижения. В то же время психологический климат в коллективе и уровень доверия к руководителям (характеризующий в том числе и компетентность руководителей Центра) получил максимальную оценку.

2 этап – основной, разработка стратегии обеспечения качества функционирования концертной организации.

Данный этап включает:

- разработку общей политики Центра студенческих инициатив

- создание программы расширения функций и направлений работы Центра;

- совершенствование организационной структуры и обеспечение гибкости этой структуры;

- разработка отдельных мероприятий, которые, по мнению автора настоящего проекта, представляют особый интерес.

Рассмотрим каждую компоненту второго этапа подробнее

Политика качества функционирования концертного зала.

Данная политика ориентирована на адаптацию студентов к своей будущей деятельности путем выявления и развития их творческих способностей. Ввиду широкой направленности социально-культурной работы, включающей как собственно деятельность в сфере искусства (в том числе – с использованием современных инструментов и технологий), так и организационную и педагогическую составляющую СКД, а также мероприятия по продвижению культурных ценностей и финансовой поддержке сферы культуры, политика Центра должна быть ориентирована на как можно более широкий спектр деятельности, на привлечение студентов с различных кафедр и факультетов. Более того, деятельность Центра не должна замыкаться только студентами СПбГУКИ, но вовлекать в свою орбиту учащуюся молодежь Санкт-Петербурга, специализирующуюся в первую очередь в сфере культуры и искусств.

Деятельность Центра студенческих инициатив рассматривается как современная инновационная компонента педагогики, как педагогики сотворчества, в которой коммуникационная составляющая рассматривается как одно их направлений реализации креативного потенциала студентов.

В основе политики лежит обеспечение возможности и максимальное поощрение энергии, самостоятельности и внутренней свободы студентов в формулировке и продвижении своих идей, способностей и интересов в сфере культуры.

Известно, что сегодня большая часть студентов зарабатывает в каких-либо организациях, часто не связанных с их будущей профессией. Общая политика Центра направлена на предоставление возможности заработка за счет работы в Центре. При этом Центр студенческих инициатив является некоммерческой организацией: вся прибыль тратится на развитие Центра.


Таблица 2.3.3

Программа совершенствования организации работы Центра студенческих инициатив, разработки и реализации проектов Центра

Мероприятия и процедуры

Цели и задачи

Формы, методы и средства

Ответственные

Сроки

Совершенствование организационной структуры центра

Обеспечение оптимальных функциональных решений

Представляется оптимальным использование проектных технологий и создание временных коллективов на период работы над отдельными мероприятиями. Деятельность команд проекта должна поддерживаться постоянно действующими структурами Центра

Руководители Центра студенческих инициатив. Кураторы – представители администрации СПбГУКИ

Сентябрь – ноябрь 2010

Обеспечение мобильности и готовности к структурным изменениям

Поддержка проектных решений со стороны организационных структур

Расширение сфер деятельности Центра. Предлагаются следующие направления, которые автор рассматривает как перспективные

Литературно- издательская деятельность

Организация собственного издательского центра

Руководство Центра совместно с факультетами и кафедрами СПбГУКИ

Начало – сентябрь 2010. Постепенное развитие в дальнейшем

Туристско-экскурсионная деятельность

Создание собственного экскурсионного бюро

Интернет- коммуникации как средство общения с другими Центрами студенческих инициатив

Поиск в сети информации о Центрах студенческих инициатив, организация совместных очных и заочных мероприятий (семинаров, конференций)

Культурно-просветительская деятельность

Создание под эгидой Центра школ

Развитие финансовой базы

Расширение сфер деятельности, приносящих прибыль организации

Оказание платных услуг частным лицам и корпорациям за счет основной деятельности. Снижение значимости членских взносов. Ориентация на возможность получения студентами заработка за счет работы Центра.

Руководители подразделений Центра. Студенты, работающие в Центре на постоянной либо временной основе

Сентябрь 2010 и далее

Оказание услуг корпорациям в проведении их мероприятий

Привлечение спонсоров за счет расширения известности Центра и повышения к нему внимания со стороны СМИ

Совершенствование материального обеспечения

Регулярное обновление технического парка: компьютеров, печатающих и множительных устройств, акустических и световых устройств, парка музыкальных инструментов, лицензионного программного обеспечения

Приобретение материальных активов, их получение на спонсорской основе, получение материальных активов за счет грантов

Руководитель Центра, бухгалтерия

Работа ведется на постоянной основе, не привязана к конкретным срокам


Опыт реализации любых проектов показывает, что этап разработки является итерационным, т.е. в ходе разработки и реализации выявляются неучтенные моменты, которые приводят к доработке и корректировке проекта. Чаще всего эта корректировка связана с уточнением и детализацией позиций. Поскольку такая детализация осуществляется в ходе реализации этапа в настоящей работе она принципиально не может быть рассмотрена.

В то же время следует более детально оговорить такие направления деятельности Центра как издательская и экскурсионная.

Издательская деятельность предполагает привлечение авторов – студентов, пишущих в разных жанрах. Здесь возможен контакт также со студентами филологических факультетов Государственного университета и Педагогического университета, факультета журналистики. Представляется интересным организация тематических литературных студенческих конкурсов, лучшие работы которых публикуются. Такая организация привлекает интерес и внимание спонсоров, может также рассматриваться как информационный повод для привлечения внимания СМИ к Центру студенческих инициатив и информационному продвижению Центра.

Издательская деятельность связана также с работой художников. Она также может вовлекать в орбиту деятельности Центра студентов других вузов и реализовываться на конкурсной основе.

В ходе реализации экскурсионного направления работы Центра автор предлагает использовать фестивальную форму. Например, проведение фестиваля «усадьбы Санкт-Петербургской губернии» дают возможность исследовать весьма мало освоенное направление познавательной туристской деятельности. Туристская направленность дает возможность решать вопрос коммуникаций с другими регионами и зарубежными студентами. В ходе таких коммуникаций гости Центра обеспечиваются экскурсионной программой за счет собственных средств рассматриваемой организации.

3-й этап – заключительный. На этом этапе осуществляется обобщение, рассматриваются условия реализации, методические рекомендации по реализации.

Обобщение: Предлагаемый проект достаточно общий, а потому может быть применим к различным Центрам студенческих инициатив. При этом опыт работы Центра, организационная структура, его финансовое состояние существенны в ходе конкретизации проектных решений.

Условия реализации следующие:

Желание и осознание необходимости совершенствовать организацию и работу Центра

Наличие ресурсной базы Центра (материальной, финансовой. кадровой). Поддержка Центра авторитетными вузами, каким является СПбГУКИ представляется необходимой

Использование собственного опыта и опыта аналогичных организаций, а также творческих предложений и фантазии студентов, работающих в Центре.

 

2.3.7 Материально-техническое обеспечение

Работа любой организации сегодня невозможна без использования технического парка. Сегодня технические средства реализованы с использованием цифровых технологий. Модернизация техники осуществляется постоянно, поэтому можно говорить, что срок морального старения компьютеров, осветительной и акустической техники не превышает трех лет. В контексте обеспечения качества работы Центра стиденческих инициатив это означает, что необходимо планировать замену технических средств и финансирование этой замены не реже, чем раз в три года. Ориентировочная стоимость заменяемого оборудования по ценам, помещенным на сайте www.price.ru составляет 600000 рублей.

 

2.3.8 Финансовое обеспечение

Финансовое обеспечение формируется из собственных средств организации, полученных за счет проведения разнообразной социально-культурной деятельности, организации праздников, фестивалей, выставок и т.п., за счет получения грантов, предлагаемых администрацией региона, другими политическими силами, заинтересованными в культурном развитии Санкт-Петербурга и совершенствовании подготовки специалистов в сфере СКД, за счет спонсорской поддержки (как отмечают многие исследователи, например, Г.Л. Тульчинский, социально-культурная деятельность и спорт – наиболее перспективны для спонсоров, которые хотят продвигать свои имя, свои товары, формировать имидж). Предполагается, что поддержка вуза сохранится на прежнем уровне. Эта поддержка важна не только с материальной, но и с психологической стороны. Предполагается, что соотношение финансовых источников для Центра студенческих инициатив будет следующим:

Собственные средства – 52%

Поддержка СПбГУКИ финансирование – 15%

Спонсорское участие – 18%

Гранты и поддержка администрацией региона 15%

 

2.3.9 Ожидаемые результаты.

Повышение популярности Центра и его роли в дидактическом процессе

Расширение целевой студенческой аудитории

Развитие новых направлений деятельности Центра студенческих инициатив, дающих возможность творческой самореализации во всех сферах СКД

Развитие собственных технических средств и их постоянное совершенствование на уровне лучших мировых стандартов

Развитие коллектива, рост профессионализма специалистов, рост корпоративной культуры, в том числе – готовность к организационным изменениям (одно из основных требований современного менеджмента). Совершенствование подготовки менеджеров в сфере культуры

Развитие межвузовских связей, разработка и публикация теоретических взглядов на совершенствование адаптации студентов к будущей социально-культурной работе

Выводы ко второй главе


Центр студенческих инициатив существует в целях успешной социализации и развития творческого потенциала молодежи, организации тесного взаимодействия сотрудников вуза с социально активными и творческими студентами вуза, единения студенчества университета, развития межфакультетских связей, а также поддержки студенческих проектов в рамках культурно-массовых и общественно полезных инициатив.

Центр призван обеспечить методической и организационной поддержкой студентов, стремящихся реализовать свои идеи и проекты для совершенствования социальной сферы вуза. Участие в работе Центра поможет студентам:

более грамотно сформулировать и четко оформить свои проектные предложения.

Ознакомиться с другими студенческими проектами и принять в них участие.

установить прямые контакты с авторами интересных для них проектов.

заинтересовать в своей работе общественные организации и учреждения.

Развитие творческих способностей является важнейшей социальной задачей, решаемой в первую очередь средствами образования. Существенное место в развитии креативности занимает возможность проявить свои творческие способности на практике. Именно решению такой проблемы посвящена проектируемая в настоящей работе акция. Она особенно важна сегодня, когда в результате кризиса интерес к ряду социокультурных проектов и произведений в сфере культуры существенно снизился.

Представляется особо важным рассмотреть возможность участия студентов в различных конкурсах, выставках, организовать соревновательность образовательного процесса с тем, чтобы авторы лучших работ могли демонстрировать свои достижения максимально широкой аудитории. Именно такому практическому подходу посвящена работа ряда секций. Выступления на них сопровождаются демонстрацией собственных работ.

Предложенные мероприятия по совершенствованию деятельности СПбГУКИ дают возможность не только реализовать цели и задачи Центра, но и обеспечить возможность дополнительного заработка для студентов, обеспечить источники финансирования для дальнейшего развития Центра студенческих инициатив и регулярного обновления его материальной базы.

Значимость развития творческих способностей молодежи, значимость привлечения молодежи к культурному творчеству не может не волновать городскую администрацию. Деятельность Центра дает возможность проверить и внедрить новые педагогические идеи, существенно повысить эффективность подготовки специалистов в сфере культуры.

Заключение

Настоящая работа посвящена исследованию возможностей адаптации студентов социально-культурной специализации к своей будущей работе путем анализа и развития их творческих способностей. Рассмотрены теоретические проблемы адаптации, сущность адаптации, а также потенциал подготовки студентов через их участие в деятельности Центров студенческих инициатив

Адаптация есть особая форма отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающегося в тенденции установления с ним динамического равновесия.

Под психологической профессиональной адаптацией исследователь понимает процесс становления и сохранения динамического равновесия в системе «человек – профессиональная среда».

Предложены три критерия оценки психической адаптации в условиях определенной профессиональной деятельности:

1) успешность деятельности (выполнение трудовых заданий, рост квалификации, необходимое взаимодействие с членами группы и другими лицами, оказывающее влияние на профессиональную эффективность);

2) способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса, и эффективно устранять возникшую угрозу (предотвращение травм, аварий, чрезвычайных происшествий);

3) осуществление деятельности без значимых нарушений физического здоровья.

Процесс профессиональной адаптации молодых специалистов развивается, если устанавливается соответствие между подсистемами следующих характеристик: комплекс требований, предъявляемых современным производством к личности специалиста и связанных с его готовностью к профессиональной деятельности (высокий уровень профессиональных знаний, любовь к своей специальности, инициативность, самостоятельность, организованность и другие профессионально значимые качества), и комплекс ожиданий и требований со стороны специалистов к будущему месту работы. Это ожидания, связанные как с самой деятельностью (актуальность, разнообразие, сложность решаемых задач, возможности профессионального роста, актуализации творческих способностей), так и более широкими возможностями работы: общения с коллегами, должностного роста, материальной обеспеченности, улучшения социально- бытовых условий.

Адаптация молодого специалиста к профессиональной деятельности начинается при определённом опыте социальной активности, что представляет собой потенциал адаптированности.

Для того, чтобы профессиональная адаптация прошла наиболее удачно, коллектив и сам молодой специалист должны понимать, что его творческие способности нуждаются в дальнейшем, послеинститутском развитии, что специалист, вышедший из Вуза имеет более творческого потенциала, нежели реальной профессиональной компетенции, так как его опыт еще достаточно мал, однако, творческие способности такого специалиста позволяют ему более свежим взглядом оценить происходящую ситуацию.

На наш взгляд, формирование достаточно трезвого взгляда молодого специалиста на собственный потенциал и знания о собственных творческих достоинствах, помогающих в процессе профессиональной адаптации, должны закладываться еще в ВУЗе, в частности, в специальных центрах студенческих инициатив, где молодым людям помогают организовывать проекты и принимать в них активное участие.

Центр студенческих инициатив существует в целях успешной социализации и развития творческого потенциала молодежи, организации тесного взаимодействия сотрудников вуза с социально активными и творческими студентами вуза, единения студенчества университета, развития межфакультетских связей, а также поддержки студенческих проектов в рамках культурно-массовых и общественно полезных инициатив.

Сегодня Центры студенческих инициатив действуют в разных регионах, при разных вузах. Однако их деятельность привязана именно к данному высшему учебному заведению. Она недостаточно обобщена, не служит в полной мере такой важной цели, как межвузовская интеграция. Представляется, что интеграция на уровне совместных социально-культурных проектов может быть реализована именно на базе деятельности Центров студенческих инициатив

Проектная деятельность в социально-культурной сфере отличается разнообразием. Разнообразие это обусловлено в частности тем, что социально-культурная деятельность многопланова и подразумевает занятия в сфере искусства, в области педагогики, в области обмена информацией и т.п.

Развитие творческих способностей в данной сфере невозможно без обеспечения свободного выхода создателей социально-культурных ценностей на потребителей. Такое обеспечение организуется средствами менеджмента в социально-культурной деятельности. При этом от менеджера требуется такая же фантазия и креативность как и от художника или артиста, т.е. создателя социально-культурных ценностей, однако дополненная знаниями в сфере управления.

Представляется, что основа эффективного управления в социально-культурной сфере должна опираться на проектный метод, который используется в первую очередь разработчиками программного обеспечения. Суть этого метода в формировании команды исполнителей, команды проекта, каждый член который является самостоятельной творческой личностью, реализующий свой потенциал в общих интересах в соответствии с общей идеей проекта.

В настоящей работе предлагаются конкретные мероприятия, связанные с расширением и развитием деятельности Центра студенческих инициатив СПбГУКИ. Эти мероприятия дают возможность не только повысить эффективность работы Центра как инструмента адаптации студентов к своей будущей деятельности но и рассматривать и обобщать работу центра как площадки внедрения и испытания инновационных педагогических технологий.

Список литературы


1.       Амонашвили Ш.А. Личностно- гуманная основа педагогического процесса. – Минск: БГУ, 1990.

2.       Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Издательство Московского университета, 1980.

3.       Ариарский М.А. Прикладная культурология на службе развития личности // Педагогика. – 2001. - №8.

4.       Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: МГУ, 1990.

5.       Барышникова Е. Н., Клепач Е. В., Красс Н. А. Речевая культура молодого специалиста. - М.: Флинта, Наука, 2005.

6.       Бодалев А.А. Психология личности. – М.: Издательство МГУ, 1988.

7.       Бордовская Н.В. Педагогика. – СПб.: Питер, 2004.

8.       Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: Аргус, 1994.

9.       Вертягина Е.А. К проблеме изучения профессиональной адаптации молодых специалистов//Социальная психология 21 века. Сборник статей международного конгресса. - Ярославль, 2002.

10.   Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. – М.: Педагогика, 1987.

11.   Дикая Л.Г., Журавлев А.Л. Психология адаптации и социальная среда. Современные подходы, проблемы, перспективы. - М.: Институт психологии РАН, 2007.

12.   Дичев Т. Теория адаптации и здоровья человека. - М.: Новый Центр, 2004

13.   Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002.

14.   Журавлев В.Н. Педагогика в системе наук о человеке. – М.: Педагогика, 1990.

15.   Занько Д. Адаптация, мотивация и развитие персонала отдела продаж. - М.: Вершина, 2006

16.   Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. – СПб.: СПбГУП, 1996.

17.   Казаков Е.Л. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение. – Киев: Высшая школа, 1990.

18.   Карпенко Э., Проблема формирования творческого мышления у студентов //Социология №5, 2007

19.   Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. - СПб.: ПЕР СЭ, 2002.

20.   Курейчик В.М., Лебедев Б.К., Лебедев О.К. Поисковая адаптация: теория и практика. - М., 2006.

21.   Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Адаптация в коллективе, или Как грамотно себя зарекомендовать. - СПб.: Альфа-Пресс, 2006

22.   Маслов Е.В.,Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред, П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 312 с

23.   Михайлова Т.В., Особенности адаптации молодых специалистов //Бизнес в России и за рубежом №5, 2009

24.   Муравьева И.Г., Развитие творческого потенциала студентов через изучение дисциплины "Технологии творческой деятельности", Изд. Трудов Омского педагогического университета. 2007

25.   Осницкий А. В. Проблемы психического здоровья и адаптации личности. - СПб.: Серебряный век, 2004.

26.   Профориентация и адаптация персонала. - М.: Кордис и Медиа, 2006.

27.   Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. - М.: Прайм-Еврознак, 2006

28.   Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. - М.: Речь, 2006

29.   Ромм М. В. Адаптация личности в социуме. - М.: Наука, 2002

30.   Тюкин И. Ю., Терехов В. А. Адаптация в нелинейных динамических системах. - СПб.: ЛКИ, 2008.

31.   Хартманн Х. Эго-психология и проблема адаптации. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.

32.   Марков, А.П. Основы социально-культурного проектирования: учеб. пособие / А.П Марков, Г.М. Бирженюк. – СПб.:2001.-344с

33.   Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций, СПб, СПбГУП, 2005

34.   Морозова Е.Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. – СПб.: Изд. Михайлова, 2002. – 317 с.

35.   Муравьёва, Н.Я. Формы и виды финансирования в сфере культуры [Текст] : учебник / Муравьёв, Н.Я. - М.: Юрайт, 2004.-154с

36.   Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. – Омск: Омич, 2000. – 288 с.

37.   Периль, Б. В. Фестивальная практика: опыт case-study // Экология культуры: Инф. бюллетень. – Архангельск, 2002. – № 3 (28). – С. 24-73

38.   Рыжкова, З. П. Фестиваль как форма коммуникации: Результаты культурного проекта, поддержанного региональной администрацией // Справочник руководителя учреждения культуры. – М., 2003. – № 6. – С. 88-96.

39.   Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. - Спб.: Лань,2001. - 384с

40.   Фатеева С.А., Роль творческого мышления в формировании профессиональных качеств у студентов в образовательном пространстве вуза // Сибирский государственный технологический университет, 2006

41.   Хилько Н.Ф. Социокультурная среда как фактор развития творческой деятельности молодежи. // Культурологические исследования в Сибири. - Вып.1. - Омск, 2003

42.   Хилько Н.Ф., Медиатворчество в контексте субкультурных движений молодежи, Уч. пособие. – М.: Академия, 2003. – 192 с. – С. 124 –127.


[1] Маслов Е.В.,Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред, П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 312 с

[2] Цит по : Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. – С. 124 – 135.

[3] Там же.

[4] Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. – С. 137.

[5] Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. - М.: Прайм-Еврознак, 2006 - С. 37.

[6] Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. – С. 141.

[7] Дикая Л.Г., Журавлев А.Л. Психология адаптации и социальная среда. Современные подходы, проблемы, перспективы. - М.: Институт психологии РАН, 2007. – С. 68.

[8] Дикая Л.Г., Журавлев А.Л. Психология адаптации и социальная среда. Современные подходы, проблемы, перспективы. - М.: Институт психологии РАН, 2007. – С. 82.

[9] Цит по: Вертягина Е.А. К проблеме изучения профессиональной адаптации молодых специалистов//Социальная психология 21 века. Сборник статей международного конгресса. - Ярославль, 2002. – С. 46.

[10] Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. - М.: Прайм-Еврознак, 2006 - С. 152.

[11] Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. - М.: Прайм-Еврознак, 2006 - С. 154.

[12] Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. – С. 78.

[13] Михайлова Т.В., Особенности адаптации молодых специалистов //Бизнес в России и за рубежом №5, 2009

[14] Вертягина Е.А. К проблеме изучения профессиональной адаптации молодых специалистов//Социальная психология 21 века. Сборник статей международного конгресса. - Ярославль, 2002. – С. 48.

[15] Михайлова Т.В., Особенности адаптации молодых специалистов //Бизнес в России и за рубежом №5, 2009

[16] Вертягина Е.А. К проблеме изучения профессиональной адаптации молодых специалистов//Социальная психология 21 века. Сборник статей международного конгресса. - Ярославль, 2002. – С. 51.

[17] Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. – СПб.: СПбГУП, 1996. – С. 146.

[18] Карпенко Э., Проблема формирования творческого мышления у студентов //Социология №5, 2007

[19] Муравьева И.Г., Развитие творческого потенциала студентов через изучение дисциплины "Технологии творческой деятельности", Изд. Трудов Омского педагогического университета. 2007

[20] Бегидова С.Н., Хазова С.А., Основы формирования опыта профессионально-творческого мышления педагога: Учеб.пособие для студентов вузов физической культуры //Под общ.ред. М.Я.Виленского, Майкоп, 2007

[21] Фатеева С.А., Роль творческого мышления в формировании профессиональных качеств у студентов в образовательном пространстве вуза // Сибирский государственный технологический университет, 2006.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты