Развитие творческих способностей как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы

Адаптация выпускников на предприятиях является важной составляющей качества специалиста. Профессиональная адаптация зависит от общего культурного уровня, от уровня и качества полученного образования, от умения применить знания на практике. В настоящее время при найме на работу за основу берут такие обязательные характеристики, как пол, возраст, опыт работы, владение ПК, знание иностранных языков и т.д. Эти характеристики очень важны, однако они не являются стопроцентной гарантией того, что специалист останется на предприятии надолго. Работа специалиста социально-культурной сферы предполагает обязательное наличие таких качеств, как уверенность в себе, коммуникабельность, развитый социальный интеллект. Однако, опрос студентов, обучающихся по социально-культурным специальностям, выявил у них наличие таких качеств, как эмоциональная неустойчивость, конфликтность, застенчивость, неадекватность самооценки. Это, по мнению психологов, отрицательно скажется на деятельности молодых специалистов. Деятельность человека, обрадающего подобными качествами, возможна, но она будет либо неудовлетворительной, либо стрессогенной. Решать проблемы такого несоответствия предполагается методом социально-психологического тренинга, являющегося эффективным способом формирования качеств, составляющих конкурентоспособность молодого специалиста. Многие выпускники не выдерживают период адаптации и уходят в другие сферы деятельности. Причем, уходят чаще всего не худшие, а лучшие ученики. Это связано прежде всего с низким уровнем заработной платы молодых специалистов. Это приводит к разочарованию, поиску более высокооплачиваемой работы, оттоку кадров в другие регионы или сферы деятельности. Вторая проблема состоит в том, что вузы готовят в основном управленческие кадры, но выпускников редко берут на работу сразу менеджером. Часто им приходится начинать с низших ступеней карьерной лестницы, что приводит к ощущению ущербности, ненужности полученных знаний, неудовлетворенности от работы. Третья проблема состоит в том, что в большинстве компаний резко ограничены возможности карьерного роста специалистов. По сути, имеется всего три ступени карьерной лестницы – курьер, менеджер и директор. Часто первая ступень перешагивается очень быстро, а последняя становится недоступной, поскольку в большинстве случае директор является владельцем фирмы или родственником (хорошим знакомым) владельца. Для того, чтобы период адаптации проходил менее болезненно, молодым специалистам необходима поддержка, которую могут лучше всего могут оказать бывшие однокурсники и педагоги. Не случайно многие вузы сейчас на своей базе создают ассоциации выпускников. Очень важно на базе этой организации правильно организовать систему дополнительного образования, чтобы выпускники могли повысить свой уровень квалификации, причем собственные выпускники должны иметь более льготные условия при оплате дополнительного обучения. Это будет дополнительным привлекательным фактором для поступающих в учебное заведение. Таким образом, прежде всего вуз должен помогать своим студентам и выпускникам безболезненно адаптироваться на производстве, привлекая к этой деятельности предприятия на всех этапах подготовки кадров.

Интересен опыт Казанского государственного университета культуры и искусств, который использует трехуровневую модель взаимодействия бизнеса (работодателя) и профессиональной школы, а именно:

первый уровень – образовательный заказ, при котором работодатель принимает участие в разработке программ обучения, а иногда – в подготовке абитуриента и оценке его знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта

второй уровень – обучение и трудоустройство выпускников; работодатель формирует специальные требования к компетенции и личным качествам обучаемых (что выходит за рамки государственного стандарта) и финансирует дополнительную профессиональную подготовку

третий уровень – производственная деятельность выпускника в период его профессиональной адаптации (2–3 года), когда происходит реальная оценка эффективности полученного образования и сформированных личных качеств работника. С учетом результатов профессиональной деятельности обеспечивается «обратная связь» с образовательным учреждением, корректируется, при необходимости, содержание взаимоотношения сторон.

Изложенная принципиальная модель взаимодействия апробирована в 19-ти образовательных учреждениях и на 37 предприятиях Свердловской области. Благоприятными для внедрения рассмотренной модели могут быть следующие обстоятельства:

Предприятие-работодатель не имеет собственной учебной базы, испытывает настоятельную потребность в кадрах определенного профиля и в силу устойчивого финансового положения не имеет особых проблем с ресурсной поддержкой учреждения профессионального образования

Учреждение профессионального образования из-за высокой конкуренции на рынке труда испытывает затруднения в трудоустройстве своих выпускников и готово (в силу рыночной ситуации) к тесным контактам с предприятиями-заказчиками.

Особый интерес представляет опыт Москвы в области интеграционных преобразований. Создание в городе ряда укрупненных колледжей нового типа стимулировало интеграционные тенденции в профессиональном образовании, причем как во взаимодействии с внешними организациями, так и при становлении совместной деятельности внутренних подразделений. Актуальна проблема управления интеграцией в укрупненном учреждении профессионального образования, а также между учебными заведениями и предприятиями-работодателями. Можно определить ряд принципиальных методических положений, учитывать которые необходимо при управлении интегрированными колледжами.

Формальное решение вопроса об интеграции учреждений профессионального образования – лишь предпосылка повышения их конкурентоспособности. Необходимо на основе стратегических планов развития совместной деятельности учреждений добиваться их полной совместимости как в учебно-педагогическом, так и организационно-экономическом аспекте

Методически важно научиться управлять взаимодействием, используя количественные оценки фактически достигнутого и перспективного уровня интеграции. На соответствующие целевые (количественные и качественные) параметры интеграционного процесса должны быть сориентированы плановые мероприятия по реформированию деятельности отдельных структур в рамках объединения

В основу планирования совместной деятельности интегрированных колледжей должны быть положены результаты маркетингового анализа перспективных потребностей рынка труда. Как правило, органы исполнительной власти регионов имеют обобщенную информацию о текущем дефиците кадров, не владея перспективными данными. Задача учебного заведения состоит в глубоком анализе этого вопроса, совместно с заинтересованным бизнесом

На уровне руководства интегрированных учебных заведений важно получить ясное представление о возможных слагаемых синергетического эффекта интеграционного взаимодействия входящих организаций. В ряде случаев (как показывает неудачный опыт объединений) необходимо проведение реинжиниринговых мероприятий, коренным образом изменяющих профиль основной деятельности в целях получения синергетического эффекта.

Зарубежный опыт профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы свидетельствует об активных реформационно-интеграционных преобразованиях, которым способствует и государство, и бизнес. Например, поддержка интеграции бизнеса и профессионального образования в Нидерландах обеспечивается функционированием патронируемых правительством 22-х национальных организаций профессионального образования, являющихся независимыми структурами. Последние формируются из представителей промышленности, бизнеса, профсоюзов, системы профобразования и отвечают за решение таких задач, как:

мониторинг изменений на рынке труда

формирование требований к содержанию профессиональног образования

содействие компаниям в определении перспективных потребностей в профессиональной подготовке кадров

разработка долгосрочных планов и программ профессионального обучения

обновление системы национальных стандартов профессионального образования

разработка мер по повышению профессионального образования

Велика роль национальных организаций профессиональног образования в разработке стандартов обучения, что предполагает:

осуществление мониторинга развития социально-культурного сектора экономики

определение перспективных профилей ведущих профессий в рамках отрасли (работа ведется сначала представителями бизнеса, потом с привлечением образовательных структур)

разработка на базе профилей профессии работодателями и учреждениями профессионально образования профиля профессионального обучения (квалификации), который может охватывать несколько родственных профессий

Кроме того, эти организации осуществляют поиск компаний-партнеров, которые могут предоставить «ученические места» и подходящие условия для производственной практики. Между работодателями и студентами заключаются контракты, по которым молодые люди на период обучения становятся сотрудниками фирмы и получают фиксированное минимальное вознаграждение. Помимо этих затрат, работодатели оплачивают труд инструкторов производственного обучения и приобретение учебных материалов. Они содействуют (в рамках социально-культурной отрасли) предоставлению «ученических мест», организации центров производственного обучения.

Активная роль в налаживании партнерских отношений в сфере профессионального образования принадлежит Конфедерации профсоюзов страны, объединяющей как занятое население, так и безработных. Инструментом воздействия на работодателей служат коллективные договора, в которых предусматривается:

вовлечение необходимого числа работников в систему профессио-

нального образования

обеспечение должного правового статуса обучаемых

улучшение материального положения инструкторов профессионального образования

помощь людям с ограниченными возможностями здоровья в профессиональной подготовке и занятости

Модели профессиональной адаптации, используемые в США, включают взаимодействие личности и среды и психические процессы, протекающие при этом в личности. Профессиональная адаптация студентов рассматривается в рамках экологической модели (У.Бронфенбреннер), культуры ровесников (А.Астин, Т.Паскарелла и другие), теории кампуса как «лягушачьего пруда» (Д.Дэвис), релятивистского подхода (У.Перри), с позиций конфликта поколений (С.Кинг) и т. д. Современный американский колледж отличается разнообразием студенческих объединений: клубов, ассоциаций, политических, религиозных, научных, волонтерских и других организаций. Такие студенческие объединения как братства и землячества выполняют функции передачи традиций и обычаев колледжа, удовлетворяют потребности студентов в референции и идентичности. Социально-культурная деятельность в колледже имеет синтетический характер, например – слияние волонтерской деятельности со студенческой учебной практикой. Ее характерной чертой является самостоятельность, самодеятельность, независимость от администрации.

Таким образом, анализ традиций и тенденций развития социально-культурной деятельности студентов в России и за рубежом позволил выявить то, что подготовка специалистов в области социально-культурной деятельности является одной из насущных задач. Поэтому необходимым и приоритетным условием в адаптации специалистов, впоследствии работающих в социально-культурной сфере, является социальный заказ. Именно в настоящее время складывается ситуация, когда институты культуры и искусств при наличии государственных программ могли бы взять на себя ответственность за интеллектуальное и духовное будущее человека и общества в целом. Процесс адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы не может быть осуществлен без наличия высокого уровня научного потенциала, учебно-методического и материально-технического обеспечения в вузе. Это предполагает:

Построение педагогического процесса как интегративного явления

Придание профессионально-педагогической направленности

процесса обучения на факультетах

Обеспечение диагностики образовательного процесса

Прогнозирование результата педагогического процесса и его корректировка в случае необходимости

Профессионально-педагогическая готовность студентов к будущей деятельности во многом зависит от включения в практическую социально-культурную деятельность, в которой актуализируется и формируется их профессионально творческая и педагогическая компетенция. При организации практики следует учитывать следующие положения:

Практика студентов является наиважнейшей составляющей системы высшего профессионального образования, поскольку на практике не только закрепляются и углубляются полученные теоретические знания, но и вырабатываются профессиональные навыки и умения.

В процессе практики будущий специалист получает организаторские навыки, выражающиеся в умении эффективно организовывать мероприятия, привлекать детей к участию в работе различных творческих коллективов.

практика является важным моментом в адаптации студента к новому самостоятельному виду деятельности в новых условиях

практика позволяет студенту убедиться в правильности выбора своей будущей профессии

Резюмируя все вышесказанное, отметим, что выявленные условия способствуют:

социализации и адаптации будущих специалистов социально-культурной деятельности к сложившимся современным условиям жизнедеятельности

обеспечению подготовки конкурентоспособных специалистов, востребованных практикой социально-культурно деятельности

осуществлению широкого взаимодействия и диалога с различными социокультурными группами населения.

 

2.2 Анализ деятельности «Центра студенческих инициатив СПбГУКИ»


Центр студенческих инициатив существует в целях успешной социализации и развития творческого потенциала молодежи, организации тесного взаимодействия сотрудников вуза с социально активными и творческими студентами вуза, единения студенчества университета, развития межфакультетских связей, а также поддержки студенческих проектов в рамках культурно-массовых и общественно полезных инициатив.

Центр призван обеспечить методической и организационной поддержкой студентов, стремящихся реализовать свои идеи и проекты для совершенствования социальной сферы вуза. Участие в работе Центра поможет студентам:

более грамотно сформулировать и четко оформить свои проектные предложения.

ознакомиться с другими студенческими проектами и принять в них участие.

установить прямые контакты с авторами интересных для них проектов.

заинтересовать в своей работе общественные организации и учреждения.

Центр является структурным подразделением отдела воспитательной работы университета, функционирующим на общественных началах.

Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными, нормативными и информационными документами, относящимися к системе высшего профессионального образования РФ, Уставом ВГПУ и Положением.

Центр действует при студенческом совете, поэтому мы хотели бы обозначить и цели студенческого совета, как одного из органов помощи адаптации молодых специалистов в СПбГУКИ.

Целями деятельности Студенческого совета университета являются:

1) Формирование у студентов и аспирантов активной социальной позиции, желания участвовать в жизни общества, государства;

2) Создание условий для максимального раскрытия каждым студентом своих возможностей, внутреннего потенциала;

3) Развитие гражданской культуры, активной гражданской позиции студентов и аспирантов, содействие развитию их социальной зрелости, самостоятельности;

4) Обеспечение реализации прав на участие студентов и аспирантов в управлении вузом, оценке качества образовательного процесса.

5) Формирование личной и социальной ответственности членов студенческого самоуправления за результаты принимаемых решений;

6) Осуществление эффективной связи студентов с работниками ВУЗа.

Задачами деятельности Студенческого совета университета являются:

Представление интересов и защита прав студенчества на всех уровнях;

Привлечение студентов и аспирантов как непосредственных участников образовательного процесса в университете к решению учебных и социально-бытовых и прочих вопросов, затрагивающих их интересы;

Разработка и рекомендации к исполнению нормативные локальные документы, касающиеся вопросов организации учебно-воспитательного процесса в университете, повышающих его качество;

Организация мероприятий различного характера, способствующих формированию у студентов и аспирантов умений и навыков самоуправления, способности к самоорганизации и саморазвитию;

Содействие структурным подразделениям вуза в проводимых ими мероприятиях в рамках образовательного процесса;

Формирование у студентов и аспирантов чувства корпоративности, бережного отношения к традициям университета и его истории;

Воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности;

Содействие в реализации общественно значимых молодежных инициатив.

В Положении о Студенческом совете определены основные направления его деятельности как системы студенческого самоуправления. Каждое направление курирует один из членов Президиума Студенческого совета, который определяет состав сектора (рабочей группы, комиссии, комитета) примерное содержание деятельности по своему направлению и отвечает за работу сектора. В состав сектора (рабочей группы, комиссии, комитета) могут входить студенты и аспиранты вуза не из числа участников официальных органов студенческого самоуправления.

Действуют следующие секторы Студенческого совета:

учебно-организационный сектор;

сектор научно-исследовательской работы;

культурно-массовый сектор;

сектор труда и карьеры;

сектор гражданско-патриотической работы;

сектор спортивно-оздоровительной работы;

сектор связей с общественностью;

сектор методической работы;

сектор социально-бытовой работы.

Общие положения

1. Центр студенческих инициатив создается в целях успешной социализации и развития творческого потенциала молодежи, организации тесного взаимодействия сотрудников вуза с социально активными и творческими студентами вуза, единения студенчества университета, развития межфакультетских связей, а также поддержки студенческих проектов в рамках культурно-массовых и общественно полезных инициатив.

2. Центр призван обеспечить методической и организационной поддержкой студентов, стремящихся реализовать свои идеи и проекты для совершенствования социальной сферы вуза. Участие в работе Центра поможет студентам:

– более грамотно сформулировать и четко оформить свои проектные предложения.

– ознакомиться с другими студенческими проектами и принять в них участие.

– установить прямые контакты с авторами интересных для них проектов.

– заинтересовать в своей работе общественные организации и учреждения.

3. Центр является структурным подразделением отдела воспитательной работы университета, функционирующим на общественных началах.

4. Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными, нормативными и информационными документами, относящимися к системе высшего профессионального образования РФ, Уставом и настоящим Положением.

Основные задачи Центра

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты