Развитие речи в дошкольном возрасте

2. Освоение ребенком первоначальных грамматических форм, а именно согласования слов в предложении, совершается по общим законам выработки динамического стереотипа. Ребенок усваивает их, слушая и повторяя одни и те же грамматические структуры, которые обозначают однородные отношения, существующие между разными предметами в определенной жизненной ситуации. Ведь в каждой грамматической форме отражены определенные отношения между предметами или отношение человека к предмету. Творительный падеж обозначает «орудийные» отношения, родительный — отношения принадлежности и т. д. Поэтому освоение различных грамматических форм требует от ребенка, прежде всего отвлечения отношений, существующих между разными предметами, и их обобщения. В данном случае «отношение и действует как раздражитель» (И. П. Павлов). Но и в дошкольном возрасте недостаточно лишь многократно воспроизводить согласования слов, слышимые в речи взрослых. В специальных дидактических играх и на речевых занятиях (О.И. Соловьева, М.Я. Покровская, Н.П. Серебренникова) дети осваивают основы грамматического строя родного языка.

3. Усвоенные детьми грамматические формы длительное время остаются подчиненными конкретной ситуации.

4. Освоение грамматики языка в еще более значительной степени, чем освоение словаря, связано с общим развитием ребенка: расширением умственного кругозора, развитием самостоятельности. Поэтому организация содержательной жизни и разнообразных форм деятельности и общения детей со взрослыми заметно влияет па развитие их речи: обогащается словарь, усваиваются начальные грамматические формы.

Значение речи

Освоение речи детьми в период от 1 года 6 месяцев до 3 лет вносит важные изменения во взаимоотношения ребенка с окружающим миром, меняет его позицию среди людей и отношение к самому себе. Значение речи очень велико.

1. Слово как обозначение чего-то служит средством выделения, вычленения предметов, их признаков, действий или связей, Вычленять (анализировать) явления путем словесного обозначения быстрее, легче и намного прочнее, чем вычленять те же явления на основе образования обычных условнорефлекторных (первосигнальных) связей.

2. Слово как обобщение служит средством объединения многих предметов в группы, категории (синтез). Отвлекаясь от мелких, второстепенных, признаков (порой достаточно ярких, броских, например от цвета предмета), ребенок учится выделять и объединять разные явления на основе общности их существенных признаков. В двухлетнем возрасте он подбирает матрешки к матрешкам, шарики к шарикам и даже незнакомые тела — конусы — объединяет в одну группу. Его восприятие становится категориальным.

3. Обозначая не только предметы, но и связи, отношения, существующие между ними, слово служит средством восприятия окружающих предметов и явлений в их разнообразных взаимозависимостях (прежде всего пространственных, затем функциональных, причинных, целевых). Поиски этих отношений, их установление позволяют ребенку ставить вопросы, выражать короткими предложениями эти отношения: «Мишка там лежит, в ящике» (2 г. 4 мес.), «Киска на пол прыгнула», «Мама дома, вот хорошо как». Направленность на раскрытие связей является необходимым условием развития детского мышления.

4. Освоение языка изменяет действия ребенка. Обозначенная словом, цель придает действию четкую направленность и разумность. Действия ребенка на третьем году жизни становятся нацеленными и приобретают произвольный характер.

5. Взрослый формулирует словами правила поведения. Среди них особую роль играют требования «надо», «нельзя», «можно». Постоянное деловое подкрепление каждого такого слова-сигнала обеспечивает воспитателю возможность управлять поведением ребенка. Обобщающий характер таких сигналов открывает широкие возможности для развития у ребенка саморегуляции и самостоятельности поведения.

6. В речи взрослый выражает свою оценку, отношение к чему-то. Такой оценкой он подкрепляет требования к поведению ребенка. Слова «хорошо», «молодец», «красиво», «плохо» становятся основой тех моральных оценок, из которых у ребенка в дальнейшем формируются первоначальные моральные представления, а позже понятия. Они лежат и в основе формирующегося у ребенка отношения к окружающему.

7. Благодаря слову ребенок познает самого себя. Практические действия помогали ему узнавать себя как деятеля, раскрывали возможности что-то делать и сделать. Освоение речи привело к дальнейшему развитию самосознания ребенка. В конце второго года ребенок часто говорит о себе в третьем лице: «Коля хороший», «Ляля больше не будет плакать». Сначала он узнает себя через имя, позже, осваивая личное местоимение «я», ребенок начинает воспринимать себя как субъекта действий. Это открывает ему широкие возможности для сравнения себя с другими, для самооценки, самоконтроля.

8. Освоение речи, вносит существенные изменения во всю деятельность ребенка. Вместо манипулятивных, хаотических и шаблонных действий с предметами (постройка башни из кубиков по образцу, бросание мяча или катание автомобильчика) ребенок осваивает игру и первые формы практического мышления. Освоение речи помогает ребенку установить контакт и наладить совместные действия с другими детьми, овладеть разными видами занятий: заучиванием стихов, слушанием, пением, дидактическими играми.

Особенно обогащается содержание общения ребенка со взрослыми, формы общения становятся все более разнообразными: это беседы и вопросы, рассуждения и слушание, споры и действия по инструкции. Изменяется и отношение ребенка ко взрослому. Если преддошкольник воспринимает взрослых, прежде всего «потребительски» (взрослый накормит, приласкает, облегчит боль), то в начале дошкольного возраста взрослый все больше становится для детей руководителем их действия, ведь он все знает, все умеет. Общение со взрослым вызывает у ребенка большое познавательное и эмоциональное удовлетворение, становясь постепенно его важнейшей социальной потребностью.


2.2 Процесс развития речи в дошкольном возрасте


У детей дошкольного возраста продолжается процесс развития речи — они осваивают родной язык. Этому способствуют существенные изменения, происходящие в образе жизни четырех-, семилетнего ребенка. Освоив первоначальные формы самостоятельности, ребенок быстро накапливает свой чувственный и практический опыт. Все более разнообразными и содержательными становятся виды деятельности ребенка: творческие и дидактические игры, занятия рисованием, счетом, специально речевые занятия, а также повседневное общение со взрослыми в быту.

Понимание речи

Возросшие возможности детей успешно используют воспитатели для дальнейшего развития их способностей, в том числе и для развития речи Развитие речи выражается, прежде всего, в том, что совершенствуется понимание речи ребенком. Дети слушают достаточно сложные инструкции и точно выполняют требуемые воспитателем действия (Г. И. Кислюк). Сказки, рассказы, стихи занимают все большее место в жизни детей дошкольного возраста. Речь сопровождает все виды их деятельности: наблюдение и рисование, музыкальные занятия и счет, труд и игры.

На пятом году жизни дети понимают несложный сюжет сказки или короткого рассказа. Ребенок среднего дошкольного возраста может ярко представлять себе людей, их действия, переживания, о которых говорится в рассказе, если, конечно, этот рассказ понятен и построен на знакомых ребенку образах.

Л.С. Славина в своем исследовании показала, что даже трех-, четырехлетние дети с большой эмоциональностью воспринимают рассказ о куколке, которая осталась без крыши над головой, после того как киска разрушила ее домик. Если рассказчик конкретизирует непонятное для ребенка условие («осталась без крыши над головой»), поясняя, что негде было кукле спать, дождь лил прямо на нее и негде было от него спрятаться, то при такой подаче текста рассказ понятен ребенку. Понимание слушаемого рассказа быстро прогрессирует, открывая четырех-, семилетнему ребенку богатейший источник получения новых знаний о жизни людей, явлениях природы. [18]

Слушая речь других, рассказы и сказки, ребенок 4—6 лет начинает интересоваться не только их содержанием. Его внимание привлекает и форма, в которой выражено это содержание.

Освоение разговорной речи

Специальное внимание уделяют воспитатели тому, чтобы дети точно, правильно и четко произносили слова. Трех-, четырехлетний дошкольник часто говорит неправильно: шепелявит, гнусавит, сюсюкает. Такие искажения звуковой стороны речи не только делают ее некрасивой и непонятной другим. Дети пишут так, как произносят: «плавда» (правда) или «клужка» (кружка). Воспитатели специально упражняют детей в различении и точном воспроизведении трудных для артикуляции фонем, учат детей слуховому анализу слова. Дети должны указать, где звук «к» слышится в слове «каша», а где — в слове «мак». Сколько раз слышится звук «к» в слове «кошка»? Есть ли разница в словах «птичка прилетела» и «птички прилетели»? Подобные занятия хорошо упражняют детей в звукоразличении.

В процессе развития слушания у детей-дошкольников растет интерес к слову, его звучанию, форме и отношению к обозначенному предмету. Дети дошкольного возраста часто сами придумывают новые слова, которых нет в родном языке.

Некоторые авторы считают создание новых слов произвольной выдумкой ребенка, которому якобы не хватает слов, имеющихся в родном языке, для выражения мыслей и желаний. Однако такое объяснение явно неудовлетворительно. Можно предположить, что нарастающая у ребенка дошкольного возраста потребность в общении и познании «убегает вперед» и поэтому темп накопления словаря отстает от широты речевого общения ребенка. Ребенок хочет, чтобы его поняли, хочет что-то сказать товарищу или взрослому об увиденном, о чем-то спросить. Он легко создает слово по образцу тех, с которыми уже знаком, которые слышал от взрослых.

Анализ детских словообразований (которые требуют специального исследования) показывает, что в их основе лежат освоенные ребенком грамматические наблюдения, стереотипы, которые ребенок применяет к новым словам в аналогичных ситуациях. Он не может знать, что в русском языке существуют разные склонения и спряжения, род и число и к тому же много слов, составляющих исключение из общих правил.

Исследования и педагогическая практика показывают (О. И. Соловьева, М. Я. Покровская), что дети-дошкольники удивительно чутки к словам и особенно к грамматической форме слов. Желая сказать о чем-то очень маленьком, четырех-, пятилетний ребенок сам придумывает слово, используя интуитивно найденные соответствующие суффиксы: «мой козленочек», «бара-ночек», «свинчик» или «голова у него большущая, рот широчу-щий, зубы острючие и весь он громаднейший».[28]

Интерес к слову, возникающий в середине дошкольного возраста, вызывает у пяти-, семилетнего ребенка внимание к стихам, к образным выражениям, к поэтическим сравнениям и эпитетам. Заметные изменения происходят и в освоении ребенком-дошкольником грамматического строя языка. Расширяющееся общение со взрослыми развивает у ребенка умение подбирать слова и строить предложения, которые будут правильно поняты собеседником.

Развитие связной речи

В раннем дошкольном возрасте речь ребенка еще сохраняет ярко выраженный ситуативный характер. Она экспрессивна, отрывочна. (А..М. Леушина). Рассказывая собеседнику о чем-то виденном, вызвавшем у него эмоциональные переживания, трех-, четырехлетний ребенок говорит короткими, оборванными предложениями, многие части рассказа заменяет жестами и изобразительными действиями. Он заменяет названия вещей или людей местоимениями и говорит так, как будто уверен, что собеседник сам был свидетелем происшедшего события.

Специальное изучение разговорной речи у детей от 3 до 5 лёт (В. И. Ядэшко) показывает, что одновременно с накоплением словаря в речи ребенка появляются новые категории ошибок. Приобретая большую свободу словесного выражения, ребенок начинает произвольно строить предложения. Он часто пропускает подлежащее или сказуемое в предложении, заменяет личное местоимение названием его в третьем лице, что искажает передаваемое содержание: «Стал дед репку... тянет, а вытянуть не может». [37]

Освоение грамматики, в том числе сложных предложений, непосредственно зависит от культуры речи детей, от внимания к ней воспитателей и родителей. Чем больше дети рассказывают о виденном на прогулке, экскурсии, в парке, на стройке, на реке, в колхозе, тем быстрее развивается у них связная речь.

В семье и в детском саду под руководством воспитателей дети учатся говорить выразительно. Для этого они должны уметь подбирать «красивые» слова и произносить их разным тоном. Решение этой задачи также требует чуткости ребенка к речи взрослых. Передавая разными интонациями, темпом, акцентировкой, паузами, усилением или ослаблением голоса свое отношение к тому, о чем он рассказывает, воспитатель стремится вызвать у ребенка соответствующие переживания, возбудить сходные чувства, создать определенное настроение.

Формирование внутренней речи

Развитие разговорной связной и выразительной речи теснейшим образом связано с формированием внутренней речи.

Внутренняя речь, составляя основу и внутренний план разговорной грамотной речи, осуществляет функцию планирования, предвосхищения высказываемых вслух предложений. Особенно отчетливо внутренняя речь выступает в письме, которое она планирует, поддерживает и контролирует.

Как показывают исследования (Б.Г. Ананьев, А.Н. Соколов, В. Баев), внутреннюю речь нельзя себе представить в виде простого проговаривания шепотом обычного предложения, т.е. как беззвучную разговорную речь. Внутренняя речь имеет особую, ей одной присущую структуру. Это усеченная, сокращенная форма речи, в которой максимально сжато ее внешнее выражение. Во внутренней речи слова не проговариваются полностью, воспроизводится лишь их сокращенный слухо-речевой образ. Некоторые слова замещаются образами соответствующих вещей.[36]

Исследования (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, 3.А. Ганькова) показали, что у четырех-, шестилетних детей богато представлена особая форма речи, которую Пиаже назвал эгоцентрической. Пиаже считает, что речь ребенка-дошкольника направлена лишь на самого себя. Ребенок говорит для себя и о себе, совершенно не заботясь о том, насколько его понимает собеседник. Он утверждает, что эгоцентризм, якобы свойственный детскому возрасту, исчезает лишь после 7 лет, когда происходит постепенная социализация ребенка.[18]

Внутренняя речь наиболее отчетливо проявляется в практической деятельности ребенка, особенно тогда, когда он встречается с затруднениями. В деятельности речь ребенка приобретает разные формы. Аккомпанементом совершаемого ребенком действия может быть речь-игра. В этом случае ребенок говорит длинными, развернутыми, эмоционально насыщенными предложениями. В проблемной ситуации ребенок использует и речь-вопрос, речь-сомнение, речь-утверждение. В некоторых формах ориентировочной деятельности эти словесные выражения выступают только в виде поискового жеста.

Речь ребенка, адресованная к самому себе, является переходом внешней разговорной речи во внутреннюю. Этот переход совершается у ребенка в условиях его практической проблемной деятельности, когда возникает потребность и необходимость осмыслить выполняемое действие и направить его на достижение какой-то практической цели.

Исследования показали, что переход разговорной речи во внутреннюю совершается в проблемно-практической ситуации и происходит у ребенка четырех-, пятилетнего возраста.

Педагоги-дошкольники справедливо придают огромное значение развитию речи детей, видя в ней условие повышения общей культуры ребенка, условие его умственного, нравственного и эстетического развития. Чистота, грамотность и связность речи ребенка являются одним из условий его готовности к обучению.



Заключение


Развитие речи у ребенка совершается как процесс овладения родным языком, богатством его словаря и грамматических форм, необходимых для понимания каждым человеком других людей и умения выразить свои мысли, желания, переживания.

Речь развивается в процессе повседневного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Успех развития речи обеспечивается не только богатством и правильностью речи взрослого, но и растущими потребностями ребенка. Потребность в общении, желание узнать, понять новое, удивительное, стремление быть понятым, сообщить другому о чем-то необходимость воздействовать на другого, чтобы вызвать с его стороны желаемое ответное действие, являются теми мотивами, которые побуждают маленького ребенка к активному овладению языком.

С возрастом все большую роль в общем и специально-речевом развитии ребенка играют слушание, чтение, беседы, споры, рассуждения – специфические формы речевой деятельности человека. В таких формах общения ребенок осваивает речь как средство воздействия на других и на самого себя, как средство самопознания и саморегуляции.

Формируясь в процессе общения ребенка со взрослыми в разнообразной практической деятельности ребенка, речь проходит в своем развитии ряд этапов: гуление (4-6 месяцев); лепет (6-10 месяцев); освоение первых слов как сигналов первой сигнальной системы (11 мес.-1г. 6 месяцев); освоение слова как сигнала, обобщающего на основе выделения существенных признаков, и овладение простыми грамматическими формами (1 г. 6месяцев – 2 года); овладение ситуативной речью, быстрое увеличение понимаемых и произносимых слов (2 –3 г.); переход к овладению связной и выразительной речью, усвоение более сложных грамматических структур (4 г. – 6 лет) и возникновение внутренней речи (начиная с 4-5 лет).



Список литературы


1.                Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 400 с.

2.                Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание, 1993 г., № 10.

3.                Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика – Синтез, 2002. –272 с.

4.                Арушанова А.Г. Старшая группа: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание, 1997, № 1.

5.                Баймуратова Б.Б. Методика развития речи. – Алматы: Мектеп, 1987 г.

6.                Баймуратова Б.Б. Разработка уроков для подготовки детей к школе. – Алматы; 1991 г. – 203 с.

7.                Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981 г., 255 с.

8.                Володина В. О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет // Дошкольное воспитание, 2002 г., № 8, С. 52.

9.                Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. – М., 1961 г.

10.           Гербова В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / В.В. Гербова. –М.: Просвещение, 2002. – 158 с.

11.           Дьяченко О.М., Невская П.И. Развитие речи дошкольника. –М.: Просвещение, 1990 г.

12.           Запорожец А.В., Лисина М.Н. Развитие речи у дошкольников. – М.: Педагогика, 1974. – 288 с.

13.           Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1972 г.

14.           Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. – М., 1978. – 166 с.

15.           Крупская Н.К. О дошкольном воспитании.– М.:Просвещение,1973г.

16.           Логинова В.И., Саморукова П.Г. и др. Дошкольная педагогика. Часть 2. / Под ред. В.И. Логиновой. – М.: Просвещение, 1988. – 270 с.

17.           Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. -М., 1956.

18.           Люблинская А.А. Детская психология. Уч. пособие для студентов пед ин-тов. М., «Просвещение», 1971.

19.           Лямина Г.М. Воспитание детей в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 288 с.

20.           Максаков А. Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 1986 г., № 3.

21.           Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982. – 160 с.

22.           Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева и др. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.

23.           Мухина В.С. Детская психология / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.

24.           Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: ООО «Академия развития», 1996. –240 с.

25.           Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1989. – 216 с.

26.           Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984 г.

27.           Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. О.С. Ушаковой – М.: изд. АПН СССР, 1990. -137 с.

28.           Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 1966 г.

29.           Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками в детском саду. – М.: Педагогика, 1978 г.

30.           Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. – Алма-Ата: Мектеп,1989 г.

31.           Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1981 г., 216 с.

32.           Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 207 с.

33.           Ушинский К.Д. Педагогические сочинения, Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. –М.: Педагогика, 1988 г.

34.           Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1977 г.

35.           Хрестоматия для дошкольников 4-5 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост.: Н.Г. Ильчук и др. – М.: АСТ, 1999. – 607 с.

36.           Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 560 с.

37.           Ядешко В.И., Сохин Ф.А. и др. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1986 г.

 



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты