Развитие памяти у детей с задержкой психического развития

Обсуждение упражнения.

В первом задании дети были не внимательны и делали много ошибок. Ученик №6 вообще отказался играть в эту игру. Из информации, полученной от классного руководителя, мы узнали, что ученик не активен, не любит играть со своими сверстниками. Но к окончанию игры он заинтересовался и начал участвовать в остальных играх вместе с другими учениками

2 Упражнение «Все новое и хорошее».

Цель: предоставление участникам возможности поближе познакомится друг с другом, создание позитивной атмосферы, развитие кратковременной памяти.

Все участники садятся по кругу на стулья. В центре круга стоит стул. Всех участников по очереди просят рассказать классу о событиях, произошедших с ним на прошлой недели и являющихся для них одновременно как положительным, так и новым. Каждый участник начинает рассказ со своего представления группе.

Обсуждение упражнения.

Во втором задании дети с большим удовольствием играли, их задача состояла в том, что они должны рассказать о положительных и новых для них событиях происходящих неделю назад, но с этим заданием ученики справились плохо. Ошибка состояла в том, что учащиеся начали рассказывать о событиях происходящих с ними 2–3 дня назад. Они не запоминают события, происходящие 2–3 недели назад.

3 Упражнение «Угадай, кто позвал».

Цель: развитие внимание, память, дружеское отношение к своим сверстникам, желание играть вместе.

Дети стоят в кругу. В середину круга приглашается один участник игры. Ему закрывают глаза. Другие участники по очереди называют имя, стоящего в кругу, после чего ведущему участнику необходимо угадать по голосу кто его позвал. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.

Обсуждение упражнения.

2 занятие: Внимание

Время: 40 минут

Цель: Воспитывать у детей наблюдательность, умение замечать незначительные, малозаметные изменения.

В третьем задании детям было очень сложно, так как им необходимо было отгадать, с закрытыми глазами, кто их позвал, с чем они справились плохо. Плохо ориентируясь в пространстве, они не могли сосредоточить свое внимание на голосах своих одноклассников. Хотелось бы отметить детей, которые не справились с заданием №1,5,6,9. Они не отгадали ни одного голоса своих сверсников.

Проанализировав результаты первого дня занятий можно сделать вывод о том, что дети не сосредоточены на работе. Они психологически не были готовы встретиться с новым для них человеком в игровой деятельности, поэтому дети агрессировали, так как они к малознакомым людям относятся недоверчиво. После проведения первого упражнения, нам удалось снять негативную атмосферу, и ученики стали более активно включаться в задания.

Целью второго нашего занятия было воспитание у детей наблюдаемости, умение замечать незначительные, малозаметные изменения. На занятии присутствовало 7 учеников. Чтобы добиться цели, нами были проведены такие дидактические игры, как «Испорченный видеомагнитофон», «Сантики – фантики – лим – по-по», «Живое домино».

1 Упражнение «Испорченный видеомагнитофон».

Цель: развитие внимания и памяти.

Выбираются 5 человек из группы участников упражнения. И сообщается, что в группе будет показана картинка и зачитан текст, относящийся к картинке. После этого остается только один человек, а остальные выходят за дверь. Ему зачитывают текст и показывают картинку. Потом приглашается второй участник. Первый сообщает все, что запомнил, с помощью картинки. Затем приглашается следующий и т.д.

Обсуждение упражнения.

Первое упражнение для детей показалось очень трудным и они с ним не справились. Ученики не умеют пересказать прочитанный текст, пользуясь картинкой, относящийся к тексту. Учащиеся №3,4 не смогли вымолвить ни слова. После того, как другие ученики начали свой пересказ по картинке, учащиеся №3,4 подключились к работе.

2 Упражнение «Сантики – фантики – лим – по-по»

Цель: развитие внимания у детей.

Все игроки стоят в кругу. Выбираем водящего. Он выходит за дверь. Его задача найти в кругу водящего, который задает определенные движения всей группе. В это время игроки двигаются по кругу, хлопают в ладоши, выполняют движения заданные ведущим и говорят: «Сантики – фантики – лим – по-по».

Обсуждение упражнения.

Второе упражнение для детей оказалось развлекательным и интересным. Каждый из учеников побывал в роли ведущего, задача которого состояла в том, что ему необходимо было найти водящего, который показывал движения для всех учащихся. Дети отгадывали не сразу водящего, но все справились с заданием, не смотря на то, что водящий был отгадан не с первой попытки.

3 Упражнение «Живое домино».

Цель: развитие внимание.

Ведущий повязывает до игры на руке каждого ребенка ленту. Цвет ленты разный: красный, желтый, зеленый…, – он повторяется, чтобы дети могли находить одинаковый цвет и становится в пары.

Затем говорит:

– Дети, сейчас мы поиграем. Вы будете бегать по комнате, кто куда хочет. А когда я скажу, найди себе пару, вы будете искать того, у кого такая же лента.

Обсуждение упражнения.

С третьим заданием дети справились хорошо все без исключения. Они с большим удовольствием и интересом бегали по комнате и после сигнала искали себе пару по цвету ленточки. Хочется заметить, что ученики свою пару находили сразу, без задержек.

Анализ второго занятия показал, что учащиеся к последнему упражнению стали более внимательными, меньше стали отвлекаться, и им удалось сосредоточить внимание на инструкции к заданию.

Третье наше занятие проводилось с целью активизации речи детей, развития памяти, сосредоточенности, выдержки. На занятии присутствовало 9 учеников. На данном занятии проводились такие игры, как «Открытка», «Заменить все», «Узнай на вкус».

3 занятие: Память.

Время: 40 минут.

Цель: активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку.

1 Упражнение «Открытка».

Цель: рассказать по закреплению в памяти передаваемых из рук в руки открыток.

Участники встают в круг. Ведущий держит в руках несколько открыток. Открытки начали передавать по часовой стрелки. Детям необходимо внимательно смотреть на открытки и запоминать что изображено на них. После чего открытки забираются. Детям предлагается рассказать об открытках, которые запомнили.

Обсуждение упражнения.

2 Упражнение «Запомни все».

Цель: развитие памяти.

1.                 положить на парту в ряд 7–10 различных предметов и прикрыть их газетой. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.

2.                 приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8–10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.

3.                 переменить местами два каких-либо предмета, показать снова все предметы секунд на 10. Предложить ребенку сказать, какие предметы лежат не на своем месте.

4.                 не глядя больше на предметы, сказать. Какого цвета каждый из них.

Обсуждение упражнения.

3 Упражнение «Узнай на вкус».

Цель: развивать память вкусов, запахов…

Ведущая показывает карточки с различными фруктами и овощами, и предлагает каждому участнику рассказать об конкретном фрукте или овоще, какой он не вкус, запах и т.д.

Обсуждение упражнения.

На данных занятиях учащиеся вели себя более активно. У детей появилось желание играть в игры, поэтому они старались слушать задание внимательно. В первом задании им необходимо было запомнить как можно больше изображений на открытках. С зтим заданием справились не все (№№6,9). Упражнение «Запомни все» оказалось для детей очень сложным. Они не могли запомнить последовательность предметов, лежавщих на столе, их цвета и какие предметы были убраны со стола. Только с третьим упражнением справились все. Ученики рассказали, какой вкус, запах, цвет у каждого из показанных им фруктов.

На четвертом занятии нами были проведены дидактические игры: «Испорченный телефон», «Летает – не летает», «Не пропусти ни слова» с целью развития у детей слухового и зрительного внимания. На занятии присутствовали 10 учеников. 4 занятие: слушай внимательно.

Время: 40 минут.

Цель: развить у детей слуховое внимание.

1 Упражнение «Испорченный телефон».

Цель: развить слуховое внимание.

Дети садятся на стулья в одну шеренгу. Первому ребенку, сидящему ближе к ведущему, говорят быстро слово на ухо. Его задача что он понял передать следующему и т.д. после чего у всех спрашивается какое слово они поняли, тот кто ошибся пересаживается в конец шеренги. Игра может проходить минут 20.

Обсуждение упражнения.

2 Упражнение «Летает – не летает».

Цель: развитие слухового и зрительного запоминания.

Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Тренер объясняет правила игры:

– Я буду называть предметы и спрашивать: летает? Например: голубь летает? самолет летает? и т.д. Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимете руки. Если я назову нелетающий предмет. Руки поднимать не следует Обсуждение упражнения. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает.

Обсуждение упражнения.

3 Упражнение «Не пропусти ни слова».

Цель: развитие внимания.

Ведущий, не торопясь, читает короткие (2–4 слова), не связанные общим содержанием предложения в течение 5–6 минут. Неожиданно то одному, то другому предлагает повторить последнее предложение. Кто не может повторить, должен продолжать игру стоя; если он допустил ошибку вторично, то должен приложить руки к ушам, как это делают, когда прислушиваются.

Ведущий старается проверить каждого хотя бы по одному разу. Те, кто ни разу не ошибся, являются победителями.

Обсуждение упражнения.

В первом упражнении дети были рассеяны, они долго не могли сосредоточиться на задании, но к концу упражнения ученики стали уже более активны и готовы к дальнейшей работе. Второе упражнение было для них интересным и простым, так как с заданием справились все. Из данного упражнения мы видим, что уровень слухового и зрительного внимания у детей повышается. Заключитльным упражнением было проведение дидактической игры «Не пропусти ни слова», где дети проявляли себя активно и были очень внимательны.    

Пятое наше занятие было проведено с целью развития у детей зрительной памяти. Чтобы достичь цели нами были проведены следующие дидактические игры: «Твоя память», «Вот так позы», «Не упусти ничего». Занятие посетили 10 учеников.

1 Упражнения «Твоя память».

Цель: развитие зрительной памяти.

Внимание! Пусть кто-нибудь из вас будет изображать картину, портрет, можно свой собственный. Определите так же ведущего, затем разбейтесь на две команды. Пожалуйста! Сейчас команды в течение одной минуты будут любоваться картиной, рассматривая ее как можно подробнее. Пожалуйста, перед вами шедевр. Любуйтесь! Теперь все отвернитесь. Ведущий, пожалуйста, измените в картине как можно больше деталей. Теперь поочередно из первой и второй команды играющие подойдете по одному к картине и молча приведите в исходное положение все изменения. Старайтесь ничего не упустить.

Обсуждение упражнения.

2 Упражнение: «Вот так позы».

Цель: развитие зрительной памяти.

Каждый из стоящих в ряду (3–6 человек) принимает какую-либо позу. Один из играющих, поглядев на них секунд 40–50, копирует позу каждого, в то время как остальные спокойно стоят.

Обсуждение упражнения.

3 Упражнение: «Не упусти ничего».

Цель: развитие зрительной памяти.

Во время прогулки участвующие в игре становятся в одну шеренгу. По сигналу они делают поворот кругом и стараются запомнить все, что видят перед собой. Через одну минуту после сигнала они возвращаются в исходное положение и в течение одной – двух минут, не оборачиваясь, вспоминают все, что видели.

Обсуждение упражнения.

Из наблюдения за ходом игр, мы можем сказать, что учащиеся стали более внимательно прислушиваться как к другим, так и к себе. В каждой игре они показывали результат лучше, чем на предыдущем занятии.

На протяжении всех игр наблюдалось заинтересованность со стороны участников, а также их активность. Данная атмосфера способтсвовала более эффективному проведению наших упражнений. Со всеми заданиями дети хорошо справлялись. Они стали запоминать больше элементов окружающей их среды.

Шестое занятие было заключительным, целью которого было развитие внимания и памяти у детей. Были проведены такие упражнения, как «Ищи безостановочно», «Соедини части – узнаешь целое», «Точные движения». На занятии присутствовало 10 учеников. 2 Упражнение: «Соедини части – узнаешь целое».

Цель: развитие внимания.

Наклеить на картон картинку и разрезать ее на 10–15 неровных частей разной формы. Играющий, рассматривая отдельные части, старается догадаться, что изображено на картинке.

Обсуждение упражнения.

3 Упражнение: «Точные движения».

Цель: развить память и внимание детей.

На столе расположено 8–10 разных предметов. Играющим нужно посмотреть на эти предметы в течение 15–20 секунд и запомнить их расположение. Затем участник игры, с завязанными глазами, не дотрагиваясь до других предметов, должен положить руку на тот из них, который называет ведущий.

Обсуждение упражнения.

В связи с тем, что предыдущие занятия были проведены на развитие памяти, данное занятие прошло успешно и легко. Из наблюдения за играми можно предположить, что уровень памяти у детей повысился, увеличилось время произвольности данных психических процессов.

Таким образом, цель занятий была частично реализована, так как не все участники справлялись с заданиями, в силу того, что коррекционная программа краткосрочная и в связи с тем, что посещение занятий было не стабильным.

Проанализировав проведенные упражнения с использованием дидактических игр, мы можем отметить, что:

1.                 №№3,4,6,9 никогда не слушали задание, приступали к работе после того, как увидят выполнение задания другими детьми, поэтому сложно было добиться их внимания.

2.                 С помощью дидактической игры заметно повышается уровень продуктивности внимания и памяти.

Таким образом, реализовав коррекционную программу, направленную на развитие памяти с помощью дидактических игр, мы видим, что дидактические игры оказали влияние на повышения продуктивности памяти у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста. На основании вышеизложенного нами были определены задачи контрольного этапа:

1.                 Провести повторное диагностическое обследование с целью проследить изменения, произошедшие в познавательных процессах у учащихся в процессе реализации коррекционной программы.

2.                 Дать оценку продуктивности внимания и памяти у учащихся коррекционного 2 класса.

3.                 Оценить эффективность проделанной работы на формирующем этапе.


2.3 Итоги контрольного этапа

Для решения поставленных задач на формирующем этапе, нами было проведено повторное диагностическое обследование, на котором мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе: «Уровень зрительного запоминания», «Запоминание 10 слов» методика А. Лурия, «Таблицы Шульте».

Контрольный этап проходил с 31.10.2008 г. по 2.11.2008 г.

Проанализировав результаты диагностики «Уровень зрительного запоминания», мы можем сказать, что у учеников №№1 уровень зрительного запоминания слов остался неизменным. У учеников №№2,3,4,7 уровень запоминания слов снизился на 10%. Мы предполагаем, что это связано с тем что эти ученики долго болели, поэтому не посещали учебные занятия и занятия с использованием дидактических игр на развитие памяти. У учеников №№6,8,9,10 уровень зрительного запоминания слов увеличился на 10–20%. Уровень зрительного запоминания геометрических фигуг у учащихся №№3,4 остался неизменным. У учеников №№1,2,5,6,7,8,9,1 – уровень зрительного запоминания геометрических фигур повысился на 9–34%. Все данные представленны в таблицах и графиках (см. Приложение Б, В, Г)

Проведя повторно диагностику «Запоминание 10 слов», мы увидели, что уровень кратковременной памяти значительно увеличился это 90% учащихся (№1,2,3,4,5,6,7,8,10) находятся на высоком уровне развития кратковременной памяти. У 10% обладает средний уровень. Уровень долговременной памяти так же увеличился. 80% учащихся (№№1,2,5,6,7,8,10) находятся на высоком уровне развития долговременной памяти. У 20% учащихся (№№3,4) наблюдается средний уровень развития долговременной памяти. Результаты представлены в виде таблиц и графиков (см. Приложение В, Г.П).

Проведя повторную методику «Таблицы Шульте», мы увидели, что показатель эффективности работы увеличился на 10%, то есть 90% учащихся (№№1,2,4,5,6,7,8,9,10) находятся на низком уровне эффективности работы и 10% детей (№3) находятся на среднем уровне. Степень врабатываемости значительно увеличилась. 40% учащихся находятся на высоком уровне врабатываемости (№№2,3,4,8) и 60% учеников (№№1,5,6,7,9,10) находятся на среднем уровне врабатываемости. Результаты методики нам так же показывают и значительное повышение уровня психической устойчивости. У 20% детей (№№3,8) наблюдается низкая психическая устойчивость. У 20% учащихся (№№5,10) средняя и у 60% (№№1,2,4,6,7,9) высокая психическая устойчивость. Результаты можно увидеть в таблицах и диаграмах (см. Приложение Ж, И, Л, М). Среднее время работы с таблицей 1 составляет 72 секунды, с таблицей 2 составляет 75, с таблицей 3 составляет 75, с таблицей 4 сотавляет 72, с таблицей 5 составляет 73 секунды. Составив сравнительный график «Кривая истощаемости (утомляемости)» мы можем увидеть значительное изменение продуктивности внимания, то есть дети стали за небольшой промежуток времени справляться с заданием.

Исходя из выше изложенного, мы можем сделать вывод о том, что:

1)                В результате реализации коррекционной работы с учащимися заметно повысилась продуктивность памяти.

2)                Коррекция познавательных процессов, влияющих на развитие детей, прошла успешно.

Таким образом, проведя исследования и реализовав ряд дидактических игр из разработанной нами коррекционной программы, направленной на повышение продуктивности внимания и памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, мы, доказали, что с помощью данного метода можно повысить продуктивность внимания и памяти у данной категории детей.

Особенности построения уроков в системе компенсирующего обучения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты