Различные пути преодоления заниженной самооценки

*                   “Недотепа”. Это дети с нормальными способностями к обучению, но совершено неорганизованные, у которых отсутствует интерес к учебе...

*                   Ребенок из неблагополучной среды...

*                   Ребенок с запоздалым процессом развития. Это дети, чаще всего мальчики, не достигшие в своем возрасте достаточного уровня развития, чтобы начать учиться. Но, тем не менее, их направляют в школу, где они не в состоянии справиться с учебой...

Как мы уже отмечали, в школьный период оценивание происходит не только по внешности, но и по умственным способностям. Детей, обладающих живым умом и быстрой памятью, ценят выше, чем детей со средними способностями. Из них создают особые классы, их хвалят и ставят в пример другим. Обратное отношение к себе имеют дети с другим типом восприятия или памяти. Например, ребенок обладает медленным типом запоминания материала. Хотя ребенок умственно ничуть не уступает “отличникам”, он, пытаясь запомнить материал, замечает, что его  сверстники гораздо быстрее справляются с этой задачей. Тот материал, который они запоминают за полчаса, ему нужно учить несколько часов. А проучив материал несколько часов, ребенок обнаруживает на уроке, что его сверстники, потратившие полчаса, знают урок гораздо лучше. В процессе обучения играют роль также и вербальные способности, т.е. умение рассказать. Есть  дети, которые, даже зная материал, не могут его четко рассказать. Ребенок не понимает, что в этом нет его вины, что это его наследственность и что ему надо просто развить в себе то, что в других детях заложено при рождении. Таким образом, ребенок, оценивая себя, приходит к выводу, что он неспособный, это разрушает его чувство компетентности в учебе.


3. Взрослая жизнь.


Как мы уже отмечали, направленность на тот или иной объект самооценивания меняется с возрастом. Кроме того, доминирующая область самооценивания зависит от пола. Есть приоритетные области, в которых мужчины и женщины должны чувствовать себя уверенно. Для мужчин такой доминирующей областью чаще всего является работа. Для женщин это, в первую очередь, семья и межличностные отношения[64]. Отсюда - разное соотношение мужской и женской идентичности. Юноша, не осуществивший своего профессионального самоопределения, не может чувствовать себя зрелым. Девушка может основывать свои притязания на взрослость на других показателях, например, наличии серьезных претендентов на ее руку и сердце (К. Гиллиген, 1982). Проблемы в доминирующей области самооценивания наиболее разрушительны для самооценки человека.

Мы живем в мире проблем. Не зависимо от того, какой здоровой самооценкой мы обладаем, она подвержена постоянным колебаниям, в зависимости от тех обстоятельств, в которых мы находимся. Студент, поступив на первый курс и получив серию отрицательных оценок, начинает сомневаться в своих способностях, не смотря на то, что школу он окончил с отличием. Серия неудач в личной жизни может убедить женщину в том, что она не привлекательна и непригодна для семейной жизни. Так, проблемы, с которыми мы сталкиваемся, делают вызов нашей самооценке, ставят под вопрос ее адекватность, влияют на нее и изменяют ее. Таким образом, наша самооценка подобна барометру, меняющемуся вместе с изменениями атмосферного давления.

Итак, как мы уже отмечали, самооценка человека базируется на 3-х столпах:

·        ощущения себя любимым;

·        чувство собственного достоинства;

·        чувство компетентности.

Если в процессе развития ребенка пострадал, хотя бы один из них - значит здоровая самооценка нарушена, и стоит на неустойчивом фундаменте, что может дать о себе знать не только в детский, но и взрослый период.


В. Признаки заниженной самооценки.


Вызывает интерес не только структура самооценки и составные, из которых она строится, но и ее уровень или коэффициент. Психологи сходятся во мнениях, что самооценку можно определять по трем параметрам:

*                   высота;

*                   устойчивость;

*                   адекватность[65].

Существует множество опросников, оценочных шкал и тестов, которые позволяют определить уровень самооценки, насколько она высокая или низкая. Испытуемый должен указать те качества, поступки и установки, которые он признаёт за собой, или же от него требуется определить свое место на той или иной шкале. В этом случае исследователя интересуют не детали создаваемого испытуемым портрета, а общий уровень оценки, проявляющийся в его ответах. Этот уровень можно определить двумя способами. В соответствии с первым, предлагаемые испытуемому черты делятся на основании общепринятых критериев, на положительные и отрицательные, а уровень оценки самого себя определяется числом положительных черт, приписываемых себе испытуемыми. Второй способ состоит в том, что испытуемый должен ответить на один и тот же список вопросов в двух различных планах. Он должен сообщить не только то, каким он видит себя (субъективный образ), но и указать те качества, которыми хотел бы обладать (т.е. воссоздать, таким образом, идеальный образ себя). Степень расхождения между этими двумя оценками рассматривается как мера удовлетворенности собой или степень приемлемости самого себя[66].

Мы не будем приводить тест для определения самооценки, т.к. это не входит в цель данной работы, но считаем необходимым дать общие признаки заниженной самооценки, показать основные видимые проявления ее в поведении человека. Если вы обнаруживаете в себе или в ком-то более, чем 20% этих признаков, это значит, что самооценка является заниженной. Вот эти признаки[67]:

*                    Большая чувствительность к упрекам и критике. Это связано с тем, что критика затрагивает самооценку человека, которая и так занижена. По причине этого, критика болезненно воспринимается и переносится. Часто это проявляется в обидах по самому незначительному поводу (незначительным этот повод является лишь для окружающих). Как правило, “мелочи”, которые “задевают” человека, указывают на те области, в которых “хромает” его самооценка, и в которых у него уже имеются “раны”. Например, если человека “задевают” замечания, связанные с его знаниями, умениями или навыками, то, скорее всего, у него страдает чувство компетентности. Если человека “задело” легкое замечание по поводу его личностных свойств, то возможно, что он не ощущал или не ощущает  себя любимым.

Нельзя не отметить, что чувствительность к упрекам или критике зависит не только от самооценки, но и от настроения человека, его физического состояния (т.е. голод, неполноценный сон накануне и т.д.) и обстоятельств,  при которых это было сказано.  Поэтому разовые случаи не могут быть причиной, достаточной для вынесения диагноза “низкая самооценка”, однако, если такая реакция повторяется неоднократно, то это является “сигнальной лампочкой”, которая в сочетании с другими проявлениями будет свидетельствовать о заниженной самооценке. Для такого человека свойственно потом “нянчиться” со своими ранеными чувствами: снова и снова вспоминать, анализировать, продумывать другие варианты исхода ситуации и т.д. В общении такой человек крайне чуток и чувствителен к мнениям других о себе, его очень волнует, что скажут или что подумают. Так же ему свойственно постоянно “казнить” себя за свои ошибки и “промахи”.

*                   Второй признак заниженной самооценки - чувствительность к похвале и неумение ее принимать. Когда такого человека хвалят, он пытается отказаться от похвалы или переложить ее на кого-то другого, случайность или обстоятельства. “То, как вы принимаете комплименты, показывает, насколько вы уважаете себя”[68]. Интересно приложить это к христианской жизни. Когда христианина хвалят за хорошую проповедь или пение, за добросовестно сделанную работу или оказанную вовремя помощь, он старается, чтобы похвала принадлежала не ему, а Христу, и это правильно. Проблема заключается в том, что человек с заниженной самооценкой может за этим просто скрывать свое неумение принимать похвалу. Свою заниженную самооценку он неосознанно адаптировал в христианскую жизнь.

*                   О заниженной самооценке может свидетельствовать и привычка негативно говорить о себе, о своих особенностях, качествах, способностях и навыках в присутствии других, а также награждать себя каким-то названием или прозвищем. У христиан это может проявляться в показном гипертрофировании своей греховности или вины.

*                   Еще одним признаком заниженной самооценки является склонность к мечтаниям. Вообще нужно оговориться, что каждый человек иногда не прочь помечтать, и это вполне нормально. Под склонностью к мечтаниям мы подразумеваем частое и продолжительное по времени пребывание в мечтах, когда это становится часто практикуемой привычкой и в какие-то моменты даже может становиться второй жизнью человека. Это свидетельствует о том, что то, каким он является в данный момент, он себе неприемлем, непривлекателен. Он неудовлетворен тем положением, в котором он находится в настоящее время, недоволен отношением к нему других. И тогда он все чаще и чаще начинает воображать себя в другом мире, в мире, где его все уважают, где он многого достиг, где он представляет собой “совокупность совершенства”. Мечты - это бегство от реальности. В этом случае: чем больше человек фантазирует, тем ниже его самооценка.

*                   О заниженной самооценке свидетельствует также конформистское поведение. Это выражается в приспособленчестве, т.е. стремлении ничем не отличаться от референтной группы. Происходит подстраивание под моду, вкусы, взгляды, образ жизни этой группы. Так же это проявляется в политике “невысовывания” из-за страха критики и неуверенности в своих силах. Руководитель с заниженной самооценкой будет увлекаться угодничеством. В церкви это может “выливаться” в членские собрания, на которых все “за” или все “против”. Однако здесь нужно отметить, что иногда заниженная самооценка проявляется напротив в девиантном поведении, т.е. подчеркнутой оппозиции обществу, критическом отношении, вызывающем несогласии с большинством, в подчеркнуто “своём” мнении. Многократные психологические исследования показали связь между девиантным поведением и заниженной самооценки. Ниже данный вопрос будет рассмотрен более подробно (стр. 40). Главное отличие между людьми  с заниженной и  здоровой самооценкой заключается в том, что люди со здоровой самооценкой, как правило, находятся в “золотой середине”, т.е. они не конформисты, но и не проявляют девиантное поведение, их позиция в основном сбалансирована, и если они и становятся в оппозицию, то из-за своих убеждений, а не для того, чтобы “быть оппозицией”[69].

*                   О заниженной самооценке также свидетельствует общая неуверенность в себе как личности, в восприятии себя хуже других, в сомнении в своих социальных навыках. Это выражается в страхе перед начинанием нового дела, опасении начать совершать что-то, что поставит на карту репутацию. Это может проявляться как в простых вещах, например, страхе во время урока, зная ответ на заданный вопрос, поднять руку и высказаться, так и в серьезных жизненных начинаниях, например, страхе взяться за какую-то общественную работу. Исключение этому составляют те случаи, когда человек действительно знает, что он не имеет важных навыков и знаний для этого дела, а не просто неуверен в себе.

*                   Заключительный признак, указывающий на заниженную самооценку, это постоянное самоутверждение, постоянное стремление повысить свою значимость[70]. Окружающие люди воспринимаются таким человеком как соперники, которых нужно победить, а  не друзья, которых нужно любить. Средством самоутверждения могут стать большие бицепсы, обладание какой-то собственностью, например, машинка на дистанционном управлении для семилетнего мальчика, которой ни у кого больше нет, или новенький “Мерседес” для семнадцатилетнего юноши. Средством самоутверждения для студента может стать учеба, т.е. знания и т.д.

Интересно это соотнести с христианской жизнью. Человек, не имевший признания в мире, придя в церковь, может использовать средством самоутверждения религию. Это может проявляться, например, в стремлении к исключительной святости и резко критическому отношению к “недостаточно святым”. Ниже мы остановимся на этом вопросе более подробно (стр. 39).

К сожалению, объём данной работы не  позволяет перечислить все пути и проявления заниженной самооценки и описать все множество путей, которыми человеческая природа восполняет свои недостатки. Почти всегда это происходит на подсознательном уровне. Человек часто не осознает до конца мотивы своих поступков и слов.

Говоря о признаках заниженной самооценки в целом, нетрудно заметить, что почти все признаки проявляются в контексте окружающих. Например, в склонности к мечтаниям, совершенный в  мечтах  подвиг лишается своей ценности, если его никто не увидел и не узнал. Для “героя-мечтателя” нужна хотя бы пара восхищенных глаз. Также, для обладателя “Мерседеса” важен не столько сам процесс обладания и пользования машиной, сколько то, чтобы о факте обладания машиной узнали значимые люди.

Подводя итог вводных глав работы, важно отметить, что в исследовании природы самооценки и её структуры мы обнаружили большую зависимость последней от социальной среды. Социальная среда оказывает влияние на формирование самооценки, во-первых, как фактор влияния на все три столпа, на которых базируется самооценка, во-вторых, в качестве референтной группы, которая является источником норм оценивания и самооценивания.

глава 111. Некоторые пути преодоления заниженной самооценки.


В первых 2-х вводных главах мы рассматривали самооценку с точки зрения структуры и факторов, оказывающих влияние на её формирование. В данной главе основное внимание мы сосредоточим на возможных способах преодоления заниженной самооценки, а именно: использование защитных механизмов, методик самосовершенствования, изменение отношения к себе и другим.


А. Использование защитных механизмов.


Когда человеческая психика сталкивается с проблемой, которая на уровне сознания не может быть преодолена, начинают работать механизмы, названные Фрейдом “защитой”. Он их рассматривает как “неосознанные реакции, защищающие индивидуума от таких неприятных эмоций, как тревога и чувство вины; эго защитные тенденции, искажающие или скрывающие угрожающие импульсы от человека[71].”

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:

1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и

2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума[72]. Следует также обратить внимание, что обычно применяется несколько различных механизмов для разрешения конфликта или ослабления тревоги, а случаи использования только одного механизма защиты крайне редки[73]. Некоторые основные защитные стратегии мы рассмотрим ниже[74].

Вытеснение (Repression). Защитный механизм, заключающийся в том, что нежелательные мысли или импульсы не допускаются до уровня сознания.

Проекция (Projection). Защитный механизм, состоящий в том, что индивидуум приписывает другим свои неприемлемые желания.

Замещение (Displacement). Защитный механизм, суть которого состоит в переадресовании чувств или импульсов кому-то, для кого они не предназначались, по причине возможного возмездия со стороны истинного объекта.

Рационализация (Rationalization). Защитный механизм, позволяющий индивидууму находить правдоподобные оправдания своих неудач.

Реактивное образование (Reaction formation). Защитный механизм, позволяющий снижать уровень тревоги путем подавления одних импульсов и чувств и усиление импульсов и чувств противоположного значения.

Регрессия (Regression). Защитный механизм, заключающийся в том, что индивидуум отступает на более раннюю стадию развития, более безопасную и приятную; использование менее зрелых ответов в попытке справиться со стрессом.

Сублимация (Sublimation). Форма замещения, при которой импульсы "ид”[75] направляются на социально приемлемую активность.

Как мы уже отмечали, в зависимости от ситуации и характера проблемы человеческая психика использует различные защитные механизмы. В христианской жизни происходит аналогичный процесс. Так, некоторые христиане борются со своим гневом с помощью вытеснения, когда отрицательные эмоции подавляются и вытесняются. Вытесненные эмоции затем проявляются в депрессиях или неожиданных и безосновательных приступах гнева. Кроме того, вытеснение ведет к серьезным внутренним болезням (гастрит, язва желудка, артрит). Неприятное ощущение своей греховности иногда преодолевается проекцией, когда свои греховные мысли или мотивы приписываются другим людям с помощью осуждения и критики. Так, например, карьерист видит всех окружающих карьеристами. Христианин может “перебрасывать” проблему, заявлять, что другие также виновны в этом, и осуждать имеющих подобные недостатки. Некоторые христиане проблему греха пытаются решить с помощью реактивного образования, когда пытаются преодолеть греховное влечение с помощью волевого усиления в себе противоположных чувств. Так молодой человек, испытывающий тревогу в связи со своими сексуальными желаниями, может стать активным критиком ношения коротких юбок.

Поэтому христианину, желающему приступить к активной деятельности в церкви, было бы, полезно, вначале поразмышлять над мотивами, которые  толкают его к этой деятельности. Может оказаться, что истинной причиной его духовной ревности является не столько любовь к Господу, сколько неосознанное стремление решить свои эмоциональные проблемы.

Одной из важнейших целей действия защитных механизмов является поддержание положительной самооценки человека. Человек может сознательно и неосознанно прогонять из своего сознания все, что отрицательно влияет на его  самооценку. Столкнувшись с тем, какой он есть на самом деле, христианин иногда подсознательно включает этот механизм самообмана. Столкнувшись с настоящим положением своего сердца, он чувствует, как можно себя обмануть, чтобы поддержать свою самооценку на должном уровне и избавиться от чувства вины и боли. Он может и просто вытеснять ее из сознания. Например, столкнувшись со своей нравственной испорченностью, христианин может вытеснить неприятную мысль об этом,  облекши ее в обтекаемую формулировку. Чаще всего это проявляется при признании своей греховности. Христианин говорит: "Мы грешники" или даже "я грешник". Это лишь видимость признания проблемы. Грешник - это очень общее и абстрактное понятие. К тому же, это признают в отношении себя все христиане. Намного тяжелее сказать: "я очень обидчивый и завистливый человек, к тому же, в сердце, я - прелюбодей". Христианин часто не желает знать правду о себе, не желает знать скрытые мотивы своих поступков, поскольку подсознательно чувствует опасность отыскать что-то такое, что вызовет вину и заставит чувствовать себя хуже.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты