Психодиагностика агрессии

Резюмируя вышесказанное в данном разделе настоящей работы, нужно отметить, что все определения агрессии и теории ее происхождения хорошо и адекватно описывают какие - то одни стороны анализируемого феномена и слабо освещают другие его стороны и особенности. Это, по всей видимости, неизбежно при изучении столь сложного психического явления. Приму за конечный вывод этой части работы ряд следующих положений:

 агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому существу, имеющему все основания избегать подобное с собой обращение. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:

а) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

б) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

в) жертвы должны обладать мотивизацией подобного с собой обращения.

Существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности истоков агрессии. Старейшая из них, теория инстинкта, рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Фрейд, самый знаменитый из приверженцев этой довольно распространенной точки зрения, полагал, что агрессия берет начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; по сути дела, агрессия - это тот же самый инстинкт, только спроецированный вовне и целенаправленный на внешние объекты.

Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемой внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теории этого направления пользуется теория фрустрации - агрессии, предложенная несколько десятилетий назад Доллардом и его коллегами. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает какие - то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако, и в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут направлены не на истинного фрустатора, а на другие объекты, по отношению к которым действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно.


4. Психодиагностика как наука и методология.

Предмет и методы исследований.


Психодиагностика является специфической областью психологии, в рамках которой разрабатываются и используются методы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Само это слово означает буквально «постановка психологического диагноза», то есть принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии человека (или групп людей) в целом или, в каком - либо отдельно взятом психологическом свойстве. По мнению академика Р.С. Немова в русле психодиагностики ставятся следующие общие вопросы:

Какова природа психодиагностических явлений и принципиальная возможность их научной оценки?

Каковы сложившиеся на данный момент времени общие научные основания для принципиальной познаваемости и количественной оценки психологических явлений?

В какой мере применяемые в настоящее время средства психодиагностики соответствую принятым общенаучным, методологическим требованиям?

Каковы основные методические требования ?

Каковы основания достоверности результатов практической психодиагностики, включая требования, предъявляемые к условиям проведения психодиагностики, средством обработки полученных результатов, и способами их интерпретации?

Каковы основные процедуры конструирования и проверки научности методов психодиагностики, включая тесты?

Психодиагностика возникла так же давно, как и сама психология, эмпирической ветвью которой она и является. Первые «тесты», предназначенные для определения индивидуальных психологических различий, были известны более четырех тысяч лет назад.

История древнейших цивилизаций дает тому немало свидетельств.

В конце XIX века в психологию проникает и быстро завоевывает популярность идея измерения. Психологическая наука получает возможность количественного выражения индивидуальных различий. Это способствует оформлению психодиагностики в самостоятельную область исследований, и к концу 20-х годов нашего столетия этот процесс завершается. Значительный вклад в становление этой бурно развивающейся дисциплины внесли труды Ф. Гальтона, Дж. Кэттела, Г. Эббингауза, Э. Крепелина - именно они начали на практике широко использовать методики измерения психологических различий.

Начавшись с первых «тестов интеллекта» психодиагностика под непосредственным воздействием общественной практики пробует, и небезуспешно, свои силы в измерении других индивидуально-психологических особенностей. Так уже в 20 - 30-е годы появляются прообразы тех инструментов исследования личности, которые затем разовьются в так называемые проектные методики и опросники. И уже тогда проявляется основная проблема психодиагностики: заметное отставание теоретического уровня от осмысления явлений, на измерение которых направлена пСиходиагностика, от ее методического оснащения. Этот разрыв между теорией и практикой сохраняется и по сей день. Ведь для того, что бы интерпретировать результаты исследований, нужно, по крайней мере, четко определить, что исследователь понимает под термином «агрессия», «агрессивность».

Развитие психодиагностики было с самого начала теснейшим образом связано с появлением и совершенствованием математико-статистического аппарата, прежде всего корреляционного, регрессивного и факторного анализа. Требования, предъявляемые к измерению индивидуально-психологических различий, психодиагностика обосновывает с помощью психометрии. Таким образом, по отношению к психодиагностике и дифференциальной психологии она выступает, как методологическая дисциплина, дающая объективный критерий оценки психодиагностических методик, обосновывающая процедуры их разработки, применения статистического анализа. Психометрия незаменима при адаптации апробированных методик к новым условиям (например, перенос комбинированных тестов, разработанных для определения возрастной или социальной группы на другую группу), при интерпретации тестовых данных.

Общая психометрия направлена на решение задач измерения психологических характеристик, стимула, в частности моделирование общепсихологических, присущих всем людям функциональных зависимостей между свойствами стимулов и иных провоцирующих воздействий и субъективными реакциями на них. В контексте темы данной работы можно привести такой пример, как влияние уровня шума или температуры на степень агрессивности. Предметом дифференциальной психометрии является комплекс сведений о дифференциально - психологических измерениях. В этом случае числовые значения (ранги, балы, шкальные и рейтинговые оценки) приписываются не стимулам и воздействиям, а индивидам или группам. При этом анализируются качественные и количественные индивидуальные различия по психологическим свойствам, способностям, когнитивным функциям (внимание, память, мышление и т.д.), а также эмоциональные особенности личности, мотивы и характеристики ее поведения, в том числе и присущая ей агрессивность, которая действенно проявляется в актах агрессии.

В середине ХХ века в мировой психодиагностике сформулированы основные подходы, была в той или иной степени завершена разработка всех наиболее известных тестов (шкала Роршаха, тест тематической апперцепции, опросник  «шестнадцать личностных факторов» и пр.). В контексте данной работы важно отметить, что как раз в это время разработаны два наиболее известных и популярных теста на агрессивность личности (как внутреннее качество этой личности) и, собственно агрессию, как характеристику поведения личности. Это метод рисуночной фрустрации по Розенцвейгу и предложенная Б.Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году проективная методика, известная как "Hand Test" или тест руки.

Стимулом дальнейшего развития психодиагностики и психометрии послужили работы, в которых обосновывалось положение о том, что ситуационными , а не индивидуально - психологическими различиями, на которые прежде всего была нацелена психодиагностика, объясняется вариативность поведения. Это во многом спорный подход, однако большинство исследователей считают необходимым учет взаимодействия индивидуально - психологических и ситуационных переменных. Это ставит перед психодиагностикой задачу разработки новых инструментов исследования, более надежных, нежели имеющиеся сегодня.

Точная психодиагностика в любом эксперименте предполагает квалифицированное оценивание степени развитости тех или иных психологических свойств. Как правило, это те свойства, закономерные изменения которых предполагаются в гипотезах, проверяемых в этом эксперименте. К примеру, проблемой научного психологического исследования могут быть некоторые особенности эмоционального статуса человека (агрессивности) и его поведения (агрессия), относительно которых утверждается, что они существуют и изменяются по некоторым законам или определенным образом зависят от различных переменных. В любом из этих случаев требуется точная психодиагностика соответствующих свойств и качеств, ориентированных, во-первых, на прямое доказательство их существования, во-вторых, на демонстрацию постулированных закономерностей их изменения, в-третьих, на показ того, что они действительно зависят от тех переменных параметров, которые фигурируют в гипотезе.

Нельзя обойтись без точной психодиагностики и в прикладных исследованиях, так как в любых подобного рода экспериментах необходимо достаточно убедительное доказательство того, что в результате нововведений действительно и в нужном направлении изменяются оцениваемые психологические особенности личности или группы лиц.

Суммируя все вышеизложенное, можно сказать, что современная психодиагностика является одной из основных и наиболее перспективных форм практического приложения профессиональных возможностей психологов. Методики психодиагностики ныне широко внедряются в профессиональный отбор и расстановку кадров, для контроля психического развития личности (с целью возможно более ранней коррекции патологий), для оптимизации процесса обучения, прогнозирования поведения, изучения личности в медицинских и экспертных целях. Особую актуальность приобретает широкое внедрение психодиагностических и психометрических исследований в сферу образования. Последнее время эти дисциплины все теснее взаимодействуют с педагогикой и взаимно обогащают друг друга. Так, если педагогика позволяет расширить и углубить концептуальную базу психодиагностики (например, четко ответить на вопрос, что же надо измерять и исследовать, чтобы решать проблемы, связанные с понятием «детская и подростковая агрессия»), то психодиагностика вооружает педагогику мощным методическим аппаратом, подкрепленным арсеналом математической статистики и факторного анализа, что способствует превращения педагогики в «точную» науку. Можно с уверенностью сказать, что за этой областью психологической науки большое будущее.


  5.  Психодиагностика и психометрия в изучении агрессии.



Неустранимой методологической трудностью при изучении агрессивного поведения людей является то, что такое поведение само по себе опасно. Исследователь должен изучать агрессию так, чтобы при этом не провоцировать причинение вреда и ущерба. Здесь на помощь приходят психодиагностические методы, которые, к тому же, позволяют хоть, сколько - нибудь формализировать изучаемое явление, объектировать его, выразить численно и тем самым сделать доступным применение мощного аппарата матстатистики.

Роберт Бэрон и Дэбора Ричардсон в своей фундаментальной монографии «Агрессия»  подробно останавливаются на ряде опросников, экспериментальных шкал и тестов, которые применяются при изучении интересующего нас феномена.


Личностный опросник А.Басса и А.Дарки.


Личностный опросник, разработаный А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Авторы данного теста  считают, что агрессивность имеет количественную и качественную характеристику. Как всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного значения. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Иначе это будет пассивная и конформная личность. Чрезмерное развитие агрессивности определяет весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперации и т.д.

Исходя из этого, авторы делят агрессивные проявления на два типа:

1. мотивационная агрессия, как самоценность;

2. инструментальная - как средство.

Определив уровень таких деструктивных тенденций,можно с большей вероятностью прогнозировать возможность проявления агрессивности.

А. Басс разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнюю как «…реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А.Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:

1. физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;

2. косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести тебе вред.

7. вербальная агрессия - выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов.

8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Ответы оцениваются по восьми указанным шкалам. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 = - 4, а враждебности 6,5+ - 3.При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Опросник Басса и Дарки следует использовать в совокупности с другими методиками: личностными тестами (Кеттел, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д.


Тест Ассингера .


Тест Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести самооценку, когда коллеги отвечают друг за друга. Тест состоит из 20-ти вопросов с тремя вариантами ответов.


Тест Розенцвейга .


Одним из самых популярных психодиагностических методик, используемых при изучении агрессии, является рисуночный фрустрационный тест Розенцвейга. Он предложен С. Розенцвейгом в 1945 году и основан на теории фрустрации. Автор окончательно доработал свой тест 20 лет тому назад и опубликовал его последнюю редакцию. Это ярко выраженная проективная методика, в ней используются неоднозначные стимулы, которые испытуемый должен развивать, дополнять, интерпретировать. Стимулы методик такого рода приобретают смысл не только в силу их объективного содержания, столько в связи с личностным значением, придаваемым им обследуемым. Отсюда характерное для семейства проекционных методик отсутствия оценки ответов - реакций как «правильных» или «неправильных» или «ошибочных», ограничений в их выборе.

Стимульный материал PFS состоит из 24-х рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации переходящего типа. Персонаж изображен слева, произносит слова, которыми описывается фрустрации. Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписывать первый пришедший на ум ответ. Черты и мимика персонажей в рисунках отсутствуют.

Изображенные на рисунках ситуации достаточно обыденны и могут быть разделены на две группы:


1. Ситуации - препятствия или по терминологии С. Розенцвейга, «Эгоблокинговые». Здесь, какое - либо препятствие или действующее лицо обескураживает, сбивает с толку, фрустирует любым прямым способом персонаж, находящийся на рисунках справа.


2. Ситуация обвинения, или «суперэгобликинговые». В этих ситуациях персонаж обвиняется в чем-либо, или его привлекают к ответу.

Оценка полученных ответов, в соответствии с теорией С. Розенцвейга, осуществляется по направлению реакции (агрессии) и ее типу.


По направленности реакции подразделяются на :


а) экстрапунитивные - реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица;


б) интропунитивные - реакция направлена на самого себя с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустирующая ситуация не подлежит осуждению;


в) импунитивные - фрустирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем; обвинение окружающих и (или) самого себя отсутствует.

Кроме того, существует деление реакций по типу, а именно :


а) препятственно-доминантные, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются независимо от того, расцениваются они как благоприятные или нет;


б) самозащитные - активность в форме порицания кого-либо, отрицание собственной вины;


в) необходимо-упорствующие - для них характерна постоянная проблема поиска конструктивного решения конфликтной ситуации в форме требования помощи от других или принятия на себя обязанности разрешить ситуацию.

При работе с группами помимо, количественной и качественной оценок направленности и типа реакции личности, во фрустирующих ситуациях на основе стандартных ответов (ответ, который дают не менее 40% обследуемых) рассчитывается «показатель групповой конформности», позволяющей судить о состоянии социальной адаптации индивидуума или группы.

В соответствии с теорией С. Розенцвейга, фрустация возникает в тех случаях, когда организм встречает более или менее существенные препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности. Защита организма во фрустрирующих ситуациях осуществляется на трех уровнях: клеточном (иммунитет), автономном - защита организма в целом от физических агрессий, кортикальном, психологическом уровне, на котором и осуществляется выделение соответствующих типов и направленности реакций личности.

Хотя теории С. Розенцвейга присуща расширенная трактовка фрустрации, вбирающая в себя понятие стресса. PFS предназначена прежде всего для диагностики особенностей поведения в ситуациях, связанных с появлением трудностей, помех, препятствующих достижению цели.

PFS, будучи достаточно структурированной, направленной на определенную область поведения и обладая относительной объективной процедурой оценки, более доступна статистическому анализу, нежели большинство проективных методик. По имеющимся в зарубежной литературе данным, коэффициент ретестовой надежности этой методики колеблется в пределах 0,6 - 0,8. Достаточно высока и валидность PFS, например, по параметру экстрапунтивности, выявленному независимо по PFS и по тесту тематической апперцепции. На практике PFS часто принимают при дифференциальной диагностики неврозов, при прогнозировании общественно опасных действий психических больных.

Важно отметить, что сам автор несколько отклоняется от классического определения агрессии (предпочитая использовать термин «агрессивность») и понимая под ней не вызванную объективными обстоятельствами и необходимостью тенденцию враждебно реагировать на большинство высказываний, действий и поступков окружающих людей. Агрессивность по Розенцвейгу - это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к другим людям, животным и предметам природы и материальной культуры, склонность к причинению им вреда, ущерба и неспровоцированным агрессивным действиям.

Предполагается, что индивид с достаточно развитой чертой характера «агрессивность» на большинство действий со стороны окружающих людей будет реагировать агрессией в PFS, причем даже тогда, когда действие другого человека не было вызвано стремлением, причинить ему неприятности.

Агрессивные реакции - реакции, в которых действия другого лица рассматриваются как преднамеренно враждебные и сама ответная реакция на них так же является враждебной. В этом случае ответ испытуемого должен содержать осуждение, оскорбление или угрозу в адрес другого лица.

Неагрессивные реакции - их суть состоит в стремлении разрядить, смягчить обстановку, в желании испытуемого взять на себя вину, не придавать значения случившемуся, без эмоций разобраться в сложившейся ситуации и принять спокойно, взвешенное решение.

Затем подсчитывается соотношение агрессивных и неагрессивных реакций. Если количество первых доминирует, то делается вывод о том, что у данного испытуемого явно выражен мотив агрессивности. При обратном результате - вывод противоположный.

Число агрессивных реакций относили к 24 (общее число рисунков) и выражали десятичной дробью. Тогда при значении большем или равным 0,58 испытуемый попадал в 1 из выше указанных категорий, при значении 0,41 и менее во вторую, а промежуточное значение давало основание отнести испытуемого в третью категорию (неагрессивен, но и не напротив).



 Использование теста руки для оценки агрессивности.


Тест руки Вагнера предназначен для диагностики агрессивности. Методика может использоваться для обследования как взрослых, так и детей.

Тест опубликован Б.Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру.

Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами.

В теоретическом обосновании НТ его авторы исходили из положения о том, что развитие функций руки тесно связано с развитием головного мозга.

Интересно, что такая точка зрения прекрасно коррелирует с известным тезисом Ф. Энгельса о руке, как органе познания объективной действительности, органе и продукта труда, сформулированном им в «Диалектике природы».

Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для организации любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия, можно сделать вывод о тенденциях активности обследуемых.

Э. Вагнер на основе анализа многих работ, выполненных с помощью НТ, сделал вывод о его высокой валидности и ретестовой надежности. В 1971 году В. Белшнером с соавторами был на базе НТ разработан расширенный тест, состоящий из 34 фотографий кисти рук.


Личностные шкалы измерения агрессии .


Шкала ориентации гнева (Шпилберген, Джонсон, Рассел). Создана в 1985 году. Использует две субшкалы - « гнев внутрь», указывающий на подавление гнева, и «гнев наружу», измеряющую выражение гнева. Общий счет свидетельствует об уровне гнева в общем, независимо от его направленности. Валидность данной шкалы подтверждается корреляцией между стилем ориентации гнева и другими мерами гнева.

Шкала враждебности Кука и Медли создана в 1954 году. Это часть батареи субтестов, разработанных для измерения установок учителей. Эта шкала состоит из вопросов, заимствованных в MMPI. Обладает адекватной устойчивостью, существуют некоторые ограниченные подтверждения ее валидности.

Шкала проявлений враждебности (Сигела) состоит из вопросов MMPI, отобранных клиническими психологами. Эта шкала, разработанная для измерения враждебности, не содержит в своих вопросах открытых упоминаний о враждебности. Хорошая внутренняя согласованность.

Шкала сверхконтролируемой агрессии (Мегарджи) составлена из вопросов MMPI, предназначенных для выявления лиц с хроническим сверхконтролем - то есть крайне подавленных в своем проявлении агрессии, но склонных к необузданному насилию при экстремально- сильной провокации. Внутренняя согласованность данной шкалы невысокая, но Мегарджи с коллегами утверждают, что она так же хороша, как и большинство нестандартных MMPI шкал. Было проведено много исследований валидности шкалы, как Мегарджи с коллегами, так и другими психологами. Данная шкала выявляет различие между группами склонных и не склонных к насилию и коррелирует в неожиданной степени с другими мерами самоконтроля, агрессии и социального отчуждения.

Шкала гнева как состояния-свойства (Шпилбергер, Якобс, Рассел) измеряет состояние гнева ( то есть эмоциональное состояние или настроение, включающее в себя чувство напряжения, досады, раздражения, злобы и ярости с сопутствующими активацией или возбуждением периферической нервной системы) и свойство гневливости (то есть индивидуальные различия в том, как часто возникает состояние гнева). У данной шкалы хорошая внутренняя валидность, которая подтверждается корреляцией с мерами враждебности и агрессивности.


Опросники.


Самый прямой путь измерения агрессии -спросить о таком поведении.

Архивные исследования состоят в сборе информации из публичных источников. Например, статистика преступности и бракоразводности может послужить источником информации о проявлениях агрессии. Достоинство этого метода в том, что архивные данные свободны от вносимых исследователем искажений. Проблема архивных исследований в том, что данные изначально были собраны для других целей и зачастую трудно найти сведения, непосредственно касающиеся интересующей его проблемы.

Для получения необходимой информации психологи часто используют ответы людей, как самих объектов изучения, так и его знакомых, родных и друзей. Для измерения агрессивности психологи разработали множество опросников. Некоторые предназначены для измерения общей агрессивности, другие для изучения агрессивного поведения в конкретных ситуациях. Во многих случаях опросники составлены так, чтобы испытуемые не знали о заинтересованности исследователя в выявлении их агрессивности. Опросники имеют преимущество в тех случаях, когда изучается поведение неприемлемое или не поощряемое в данной культуре, т.к. агрессии несвойственно проявляться на публике. Эверил утверждает, что опросники являются лучшим способом изучения поведения и эмоций, в которых люди не хотят признаваться.

В анкетах людей спрашивают об их собственной агрессивности или об их непосредственном опыте, связанным с агрессивным поведением людей. Они предназначены для оценки агрессии в конкретных ситуациях (например, насилие в семье или сексуальное насилие). Мюррей Штраус и Сюзан Штайнметц применяли анкеты в исследовательской программе по выявлению причин насилия в семье. Они создали опросник «Шкала тактики поведения в конфликтах», который состоит из списка нарастающих по агрессивности действий. Респонденты указывают степень, с которой они или члены их семьи проявляли агрессивность в отношении друг с другом за указанный период времени. Это позволяет исследователю определить агрессивность самого респондента и то, в какой мере он был объектом агрессии.

Еще один метод сбора информации об агрессивном поведении - оценивание другими. Этот метод состоит в том, что человек, чья агрессивность нас интересует, оценивают люди, отличные от него: родителями ,друзьями, одноклассниками. Плюс этого метода в том, что оценки могут быть гораздо объективнее,чем у самого испытуемого, однако, возможно искажение восприятия окружающими испытуемого.


Проективные методы.


Проективные методы особенно полезны для изучения агрессии и враждебности, так как не раскрывают испытуемым интерес исследователя. Наиболее часто используемые проективные методы - Тест чернильных пятен Роршаха и Тест тематической апперцепции. Данные тесты используются как в исследовательском, так и в клиническом контексте для изучения разнообразных форм поведения и мотивов.

Тест тематической апперцепции состоит из серии картинок, о которых испытуемый пишет или рассказывает истории: что происходит и что предшествовало событиям на картинке.

В тесте Роршаха исследователь показывает испытуемому серию карточек с чернильными пятнами и просит сказать, на что они похожи или что ему напоминают. Для диагностики уровня агрессивности по этой методике применяется система, разработанная Элизаром. В этой системе ответы разносят по шести категориям, отражающим аспекты гнева или враждебности: негативные установки или эмоции; описания злобного или агрессивного поведения; предметы, используемые в агрессивных целях, описания враждебности, символические ассоциации с агрессией или гневом; амбивалентность; нейтральные ответы, ничего не говорящие о гневе или враждебности.


Заключение


Агрессия живо интересует специалистов самого разного профиля: социологов, работников правоохранительных органов, педагогов, философов.

Агрессивное поведение - один из центральных вопросов понимания человеческой природы. Многие вопросы в контексте исследований агрессии еще ждут своего разрешения, например - агрессия и право, юридическое оформление агрессии со стороны государства по отношению к правонарушителю.

Или вопрос, является ли угроза и месть упреждающей реакцией на угрозу, актом агрессии. Важной является проблема антиципации правовых последствий агрессии – «контрагрессия» и ее воздействие на индивидуальное и общественное сознание. Настоящая работа представляется актуальной, так как именно объективные, инструментальные методы исследования агрессии из арсенала психодиагностики позволят найти надежные пути снижения ее уровня и канализации агрессивного потенциала в социально приемлемые формы.

Конрад Лоренц язвительно заметил, что человек, видимо, произошел от хорька, а не от обезьяны, имея в виду репутацию этого зверька, как самого злобного животного. Только за 20 век насильственной смертью погибло около 200 млн. человеческих существ. Есть печальная ирония в том, что хотя сегодня мы понимаем человеческую агрессию лучше, чем когда-либо, «человеческая бесчеловечность» едва ли уменьшилась. Однако, не стоит терять надежды и активное внедрение прогрессивных научных методов психодиагностики и психометрии дают к тому все основания.


Список литературы


1) Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998.

2) Барланчук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психологической диагностике.         Киев, 1989.

3) Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998.

4) Михалевская М.Б., Измайлов Ч.А. Практикум по психологии. ч.1. Обща психология. М., 1983.

5) Немов Р.С. Психология т. 3. Психодиагностика., М., 1998.

6) Р. Бэрон, Д. Ричардсон. Агрессия. СПб., 2000.

.7) Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков. М., 1996.

8) Фрейд З. Я и Оно. Тбилиси, 1991.

9) Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ ред. А.Ф. Кудряшов, Петрозаводск, Петроком, 1992г.     

10) Психологические тесты/ ред. А.А. Карелина в 2 томах. /М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002г. Т.2      




Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты