Психофизиологическая адаптация человека

Представление о процессах регуляции и координации в организме при развитии стресса дает анализ эрготропных и трофотропных состояний и систем.

Эрготропные состояния характеризуются активацией деятельности соматических и психических систем. Медиаторами эрготропного ряда являются катехоламины – это дофамин, его производные – норадреналин, производное последнего – адреналин. Эрготропные функции резко усиливаются при стрессовых состояниях, интенсивной физической и умственной деятельности. Они способствуют приспособлению организма к меняющимся условиям внешней среды, повышают расход энергетических запасов.

Для трофотропных состояний характерно накопление энергетических запасов. При этих состояниях активность внутренних органов направлена на поддержание гомеостаза и находится под влиянием вагоинсулярной системы. К медиаторам этого состояния относятся ацетилхолин – медиатор парасимпатической НС, гистамин, серотонин.

Таким образом, эрготропные, трофотропные, гипоталамо-гипофизарные механизмы функционируют взаимозависимо, хотя их можно рассматривать и в качестве самостоятельных функциональных систем.

Имеется много экспериментальных данных, подтверждающих зависимость различий в реакциях вегетативной НС на угрозу от природы защитного процесса. Они свидетельствуют о том, что характер реактивности автономной НС, по крайней мере частично, определяется тем типом деятельности, в которую вовлечен субъект для того, чтобы справится с угрозой.

Характер реакции на стрессогенный фактор в значительной степени зависит от личностного фактора. Но существенную роль играет интенсивность и темп нарастания внешнего воздействия.

И биохимические, и физиологические показатели эмоционально-стрессовой реакции индивидуально очень изменчивы. Однако информативность показателей сердечного ритма и кожно-гальванического рефлекса, этих двух компонентов эмоционального напряжения не вызывают разногласий: оба показателя испытывают на себе влияния основных составляющих эмоциональной реакции. При этом сердечный компонент более непосредственно связан с мотивационно-эмоциональной составляющей – с перцептивным звеном, потребностью, в то время кожно-гальванический рефлекс – с эффективным выражением эмоций, с организацией приспособительных действий.

Физиологические, биохимические и эмоциональные реакции организма, характеризующие развитие психического напряжения и психологического стресса, свойственны и для ряда других психических состояний, что видно из табл. 2 и 3. В этом отношении данные реакции можно рассматривать как неспецифический ответ организма на воздействие стресс-факторов. Но в тоже время они формируют синдромы вегето-соматических, биохимических, психофизиологических проявлений адаптационного процесса, характерные для каждой конкретной формы функционального состояния.

Изменение поведения при стрессе является более интегральным показателем характера ответа на воздействие, чем отдельные биохимические и физиологические параметры. Более часто доминирует форма поведения с повышением возбудимости, выражающаяся в дезорганизации поведения, утрате ряда ранее приобретенных реакций, треморе и т.п., поведение с преобладанием стереотипии (ответы не адекватны общей ситуации, не имеют приспособительного значения). При более умеренных степенях психического напряжения изменения поведения касаются нарушения процессов научения, проявляются персеверацией, нарушением психомоторной координации. Страдает качество восприятия, сложные формы целенаправленной деятельности, ее планирование и оценивание. Роль типа личности в характере ответного поведения при стрессовых условиях очень существенна. По В.Н. Мясищеву [Проблема личности и ее роль в психологии и физиологии. Л., 1969 по 2] в экстремальных условиях у импрессивных личностей имеется склонность к заторможенности внешней реакции и усилению вегетативных реакций, к повышению уровня катехоламинов, особенно в значимых ситуациях. У экспансивных личностей ярко выражены как внешние, так и внутренние (вегетативные) реакции, что соответствует их тенденции к внешнему разряду своих переживаний.

Л.А. Китаев-Смык [Психология стресса. М.,: Наука, 11983 по 2] выделил две наиболее общие формы изменений поведенческой активности, при кратковременных, но достаточно интенсивных воздействиях: активно-эмоциональное и пассивно-эмоциональное реагирование.

В структуре активного реагирования можно выделить две фазы: 1) реализацию фило- и онтогенетически сформированной программы адаптационных, защитных реакций, действий в ответ на экстремальное воздействие, то есть фаза «программного реагирования»; 2) фаза «ситуационного реагирования», характеризующаяся наличием реакций для восстановления физиологического и психологического гомеостаза «потрясений» первой фазы.

Если активное реагирование направлено на удаление экстремального фактора (агрессия, бегство), то пассивное реагирование – на пережидание экстремального фактора. Речь идет, прежде всего, о чрезмерном и неадекватном уменьшении двигательной активности, снижающей эффективность защитных действий человека.


Таблица 1. Причины развития информационного стресса

Непосредственные (информационные)

1. Семантические (смысловые):

-    высокая субъективная сложность задачи,

-    высокая ответственность задания,

-    опасность ситуации,

-    недостаточный контроль за ситуацией,

-    неопределенность (неизвестность) оперативной ситуации,

-    непредсказуемость развития ситуации

-    частичный или полный неуспех в деятельности,

-    противоречивость информации и т.п.

2. Операциональные:

-    дефицит информации,

-    избыточность информации,

-    большой объем информации,

-    низкая вероятность поступления значимой информации,

-    нарушения ритма поступления информации и т.п.

3. Временные:

-    дефицит времени,

-    большая длительность воздействия рабочей нагрузки,

-    аритмичность предъявления информации,

-    высокий темп предъявления информации,

-    неопределенность времени (неожиданность) поступления сигнала и т.п.

4. Организационные:

-    низкая объективная вероятность предъявления информации, объективная неопределенность момента предъявления информации,

-    неправильный выбор необходимой информации,

-    отвлечение внимания,

-    пропуск сигнала, объективная сложность задачи,

-    совмещенная деятельность и т.п.

5. Технические:

-    отказ системы,

-    блокировка сигнала,

-    маскировка, искажение сигнала,

-    ложная информация,

-    интерференция сигналов

-    противоречие информационных признаков ситуации,

-    недостаточный привлекающий эффект сигнала,

-    несоответствие сигнальных признаков информации и т.п.

Главные (субъективные)

1. Морально-нравственные:

-    недисциплинированность,

-    безответственность,

-    небрежность и т.п.

2. Профессиональные:

-    низкий уровень знаний,

-    недостатки в развитии навыков и умений,

-    отсутствие необходимого опыта и т.п.

3. Физиологические:

-    снижение резервов организма в результате острых и хронических заболеваний,

-    неблагоприятные функциональные состояния (укачивание, утомление, десинхроз),

-    неудовлетворительный уровень чувствительности анализаторов и т.п.

4. Психологические:

-    низкая или чрезмерно высокая мотивация к деятельности,

-    недостатки в развитии профессионально-важных психических качеств,

-    неблагоприятные особенности личности и психические состояния и т.п.

сопутствующие (средовые)

1. В организации труда:

-    нерациональный режим руда и отдыха (сверхурочные, ночные смены),

-    чрезмерная рабочая нагрузка,

-    недостатки в обратной связи о результатах деятельности, неадекватная оценка деятельности и оплата труда,

-    недостатки в охране труда, технике безопасности, организации рабочего места,

-    недостатки в профессиональном (медицинском, психологическом) отборе, в психологическом и медицинском контроле в процессе деятельности и т.п.

2. В средствах труда:

-    недостатки в компоновке приборов, кодировании информации, разборчивости текстуры, светотехнических характеристик приборов, конструкции органов управления, их загрузки, пространственном соотношении и т.п.

3. В условиях труда:

-    недостатки в микроклимате и газовом составе воздуха на рабочем месте, в уровне шума, вибрации и освещенности, в конструкции рабочего места, обзоре, досягаемости до органов управления,

-    неблагоприятный психологический климат в коллективе,

-    недостаточная совместимость, сплоченность,

-    межличностные конфликты,

-    низкий ролевой статус,

-    неудовлетворительный уровень социальной ответственности, личного доверия, общественного признания, одобрения и т.п.


2.4 Эмоциональный стресс

Понятие эмоционального стресса.

Наряду с понятием стресс в науке сложилось представление об эмоциональном стрессе (ЭС) как первичной психоэмоциональной реакции субъекта на действие стимулов, который также характеризуется комплексом неспецифических вегетативных и гормональных проявлений. Основы представлений об ЭС заложены Кэнноном и развиты Л. Леви. Показано, что при ЭС активизируются симпатико-адреналовые механизмы, которые на определенном этапе развития стресса несут адаптационную функцию, а затем, в случае последовательного развития фаз стресса, переходят в свою противоположность, характеризующуюся нарушением соматовегетативных функций. Обнаружив двойственную природу стресса, его адаптационную и патогенетическую роль, Селье подверг анализу преимущественно адаптационные механизмы и фактически не изучал патогенетический аспект стресса, который, как отмечалось выше, в условиях возрастающих психоэмоциональных перегрузок приобретает острую социальную значимость в связи с резким увеличением числа вызванных стрессом психосоматических заболеваний.

В настоящее время в качестве методологического принципа для изучения ЭС все шире используется подход, основанный на теории функциональных систем, предложенной Анохиным.

В отличие от рефлекторного подхода теория функциональных систем фиксирует внимание не на физиологических реакциях, возникающих в ответ на действие соответствующих раздражителей, а на достижении организмом адаптивных результатов.

На основе теории функциональных систем сформировано представление об определенной роли конфликтной ситуации в генезе ЭС. Под конфликтом понимается такая ситуация, при которой субъект при наличии у него сильной потребности длительное время не имеет возможности ее удовлетворить. Систематическое неудовлетворенность результатами поведения, связанная с отсутствием возможности достижения субъектом приспособительного результата, порождает длительное непрерывное отрицательно эмоциональное напряжение – ЭС. При этом эмоциональные реакции утрачивают свой адаптационный характер и в результате сумации вызывают нарушения физиологических функций, ведущих к становлению психосоматических заболеваний.

Соматовегетативные нарушения при эмоциональном стрессе. [6]

При длительных конфликтных ситуациях отрицательное эмоциональное возбуждение может перейти в «застойную» стационарную форму и вызвать соматовегетативные нарушения.

Следует особо подчеркнуть, что ЭС первично возникает как центральный нейрогенный процесс, а все периферические нарушения жизненно важных соматовегетативных функций развиваются вторично и фактически являются следствием эмоционального перенапряжения.

В соответствии с описанным Селье фазным развитием стресса происходит фазная динамика гормональных реакций при ЭС: вначале отмечается повышение уровня катехоламинов в крови, которое сочетается со снижением их концентрации в надпочечниках, затем наблюдаются активация адренокортикотропной функции и увеличение синтеза катехоламинов. При повторных стрессорных воздействиях реакция коры надпочечников и изменения содержания кортикостерона в плазме выражены в меньшей степени, хотя синтез АКТГ при повторном эмоциональном напряжении может возрастать.

Повышение содержания катехоламинов и глюкокартикоидов в крови вызывает гипергликемию, повышение уровня гликопротеидов, холестерина в крови.

Запуск всех описанных гуморально-гормональных реакций связан с активацией гипоталамо-гипофизарного синтеза АКТГ.

Для эмоциональных реакций, вызванных раздражением вентромедиального гипоталамуса, характерны соматовегетативные проявления в виде изменения глубины и регулярности дыхания, учащения сердечных сокращений, повышения артериального давления, увеличения сердечного выброса, дефекации и мочеиспускания, повышения концентрации кортикостероидов в плазме крови, сужения кишечных, почечных и полостных сосудов, а также резкого расширения сосудов скелетных мышц.

ЭС вызывает изменения функций многих органов и систем. Одно из основных проявлений ЭС – образование язв стенки желудка. В патогенезе язвообразования при иммобилизационном стрессе показаны роль симпатических и парасимпатических влияний, а также участие эндогенных гуморально-гормональных факторов.

Эмоциональное перенапряжение является одним из факторов, определяющих нарушение работы почек и развитие деструктивных процессов в паренхиме печени.

Как известно, дыхание также вовлекается в эмоциональные реакции. При ЭС наблюдается увеличение показателей легочной вентиляции и потребления кислорода.

ЭС вызывает целый ряд изменений в крови – дегрануляцию базофильных элементов, тромбоцитопению.

Однако особенно заметное влияние ЭС оказывает на работу сердца. (табл. 4)

Нейрофизиологические механизмы эмоционального стресса. [6]

На большом числе экспериментов показано, что эмоциональное возбуждение возникает первично в гипоталамолимбикоретикулярных структурах мозга, по восходящему пути генерализованно распространяется на кору мозга, а по нисходящему – вовлекая вегетативную НС и возбуждая гормональную активность гипофизарно-надпочечникового механизма в реализации соматовегетативных и поведенческих проявлений эмоциональных реакций.

Среди центральных структур гипоталамусу принадлежит запускающая функция, формирующая мотивационное и эмоциональное возбуждения. Эта структура обладает особой чувствительностью к гуморальным факторам, связанным с теми или иными биологическими потребностями.

Нервным субстратом эмоций являются лимбические структуры мозга. К ним относятся области древней и старой коры, а также некоторые поля новой коры большого мозга, ретикулярная формация среднего мозга. Лимбические образования часто объединяют в «лимбическую систему».

Объединение всех этих образований в специальную систему не случайно. Все лимбические структуры мозга морфологически и функционально тесно связаны между собой. Внутри лимбических структур выделяют несколько наиболее выраженных «кругов», по которым возбуждение может циркулировать продолжительное время. Из них можно выделить следующие круги: миндалевидное тело; гиппокамп-свод-перегородка-сосцевидное тело-пучок Вик-дАзира-передние ядра таламуса-поясная извилина-свод-гиппокамп (круг Пейпса). Медиальный пучок переднего мозга, который сам по себе является типичным образованием, содержащим много восходящих и нисходящих путей, вместе с ретикулярной формацией создает мощную замкнутую систему.

Гипоталамус является важнейшей триггерной зоной вегетативной и гормональной активности, зоной инициации мотивированного эмоционального поведения избегания и самостимуляции.

Исследованиями П.В. Симонова выявлена ведущая роль в организации эмоциональных реакций четырех структур головного мозга: передних отделов новой коры полушарий большого мозга, гиппокампа, ядер миндалевидного комплекса и гипоталамуса. Фронтальные отделы новой коры необходимы для вероятностного прогнозирования внешних событий и оценки возможности удовлетворения потребности. Функция гиппокампа связана с выявлением сигналов маловероятных событий с низкой вероятностью удовлетворения потребности. Важнейшая роль гиппокампа проявляется в ситуациях, характеризующихся неопределенностью, т.е. низкой вероятностью подкрепления. В этих ситуациях возрастает степень эмоционального напряжения, что связано с участием гиппокампа в центральных механизмах эмоций.

Основная функция миндалевидного комплекса проявляется в динамической иерархии сосуществующих и (или) конкурирующих мотиваций и выделения доминирующей потребности, подлежащей первоочередному удовлетворению. Доминирующая потребность выделяется с учетом конкретной ситуации и предшествующего опыта.

Гипоталамусу принадлежит ведущая функция, определяющая появление различных биологических мотиваций при возникновении метаболических потребностей. Он является тем «пейсмейкерным пунктом», который запускает деятельность структур мозга, необходимых для выделения доминирующей мотивации, оценки обстановочной афферентации, определения возможности удовлетворения существующей потребности.

Взаимодействием указанных структур мозга обеспечиваются формирование мотивации и оценка вероятности достижения полезного результата, удовлетворяющего потребность, что согласно «информационной теории эмоций» определяет появление эмоции.




Заключение

Проблема адаптации человека к изменяющейся среде становится все более актуальной в психологии. Трудное социально-экономическое положение России в период реформ, военные конфликты, рост преступности, экологические бедствия – вот далеко не полный перечень стрессоров, испытывающих на прочность психику современного человека. Именно поэтому в данной работе была сделана попытка обобщить богатый теоретический материал, в котором центральное место занимает вопрос адаптации человека. Адаптация – это тот процесс, который позволяет существовать любому живому организму (в том числе и человеку). При изменяющихся параметрах среды адаптация делает возможным поддержание устойчивости внутри организма и сбалансированности системы «организм – среда». Тем самым создаются условия, необходимые для существования, развития и продолжения рода.

При рассмотрении проблемы адаптации человека выделяют три функциональных уровня: физиологический, психический и социальный. Причем существуют определенные физиологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трех уровнях. Все уровни адаптации взаимосвязаны между собой, оказывают друг на друга непосредственное влияние и определяют функциональное состояние организма.

При исследовании адаптации и ФС выделяют несколько типовых состояний, обусловленных уровнем активности различных механизмов систем и органов: релаксация, сон, утомление, оптимальное рабочее состояние. Очень интересным и противоречивым видом ФС является стресс, который характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. С одной стороны стресс часто рассматривают как неотъемлемую часть адаптационного процесса, и при благоприятных условиях оно может трансформироваться в оптимальное рабочее состояние. С другой стороны – в настоящее время накоплено большое количество данных о деструктивном влиянии стресса разной природы на психическое состояние человека, состояние его здоровья, эффективность его деятельности.

В настоящее время принято разделять стресс на системный и психологический. В данной работе рассмотрен более подробно психологический стресс, так как этот тип стресса наиболее значим для процесса регуляции в жизни человека. В некоторых работах существует разделение психологического стресса на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений. Возникновение эмоционального стресса связано с ситуациями угрозы, опасности, обиды и др. Подобное деление психологического стресса условно, т.к. данная классификация исходит из основных характеристик стрессоров. Чаще всего в стрессовой ситуации информационный и эмоциональный стресс неразделимы.

Дальнейшая разработка проблемы адаптации и стресса очень важна и в особенности ее практическое направление. Если мы будем глубже понимать процессы, происходящие на этапах стресса, то сможем более полно использовать эти знания для сохранения здоровья (психического и физического) людей, повышение работоспособности, оптимальной организации отдыха и труда.




Литература


1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988. – 270 с.

2. Бодров В.А. Информационный стресс. – М., 2000. – 351 с.

3. Маклаков Общая психология.

4. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. – М., 1998. – 192 с.

5. Проблемность в профессиональной деятельности: Теория и методы психологического анализа. – М., 1999. – 358 с.

6. Эмоциональный стресс в современной жизни / К.В. Судаков, Е.А. Юматов // Медицина здравоохранение: Обзорная информация. – М., 1991. – 84 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты