Психосоциальная работа в специализированных учреждениях

2) другая форма психосоциальной работы применяется во время контактов с отдельными лицами, т.е. речь идет об индивидуально направленном воздействии. [12]

Личность клиента затрагивается в большей степени, чем при оказании социальной помощи. Беседы являются по своему характеру поддерживающими и нацелены на проработку пограничных проблем. Речь может идти и о беседе с лицом, находящимся в кризисном состоянии, а также о советах в различной форме. Беседы не нуждаются в особой систематизации, а исходят из актуальных потребностей клиента. Не происходит вникания в прошлое индивида. Целью не является достижение каких-либо существенных изменений личности, даже если эффект и мог бы стать терапевтическим, т.е. лечебным и освобождающим. Работа, проводимая неспециалистами, например, воспитателями или надзирателями различного вида, можно сказать, находится на данном уровне психосоциальной работы. Работа по изучению психосоциальной обстановки и мотивационная деятельность также преимущественно относятся ко второму уровню.[13]

Работа по оказанию психосоциальной помощи является в высшей степени индивидуально направленной. Проблемы проявляются здесь социально и/или психологически. Клиент должен иметь иную, более сильную мотивацию, чтобы помощь стала актуальной. Социальный работник и клиент приходят к согласию о начале совместного процесса решения проблемы.

Воздействие более систематизировано и структурировано, чем общественная психосоциальная работа. По продолжительности оно простирается от многократных до многолетних контактов. Завязываются более личные отношения, которые используются для осуществления изменений. Такая психосоциальная деятельность также направлена на изменение личности, отношений и/или социальной ситуации.

Психотерапия определяется как «воздействие, основанное на психологической теории и методах и заключающееся в систематических, целенаправленных мерах по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросе урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений и снятия психосоматических симптомов, которые являются беспокоящими». В психотерапии используется ряд методов: гипноз, поведенческая терапия, психодинамическая терапия, образная терапия, манипуляционный (трансактный) анализ.

В отличие от психосоциального воздействия, психические проблемы стоят в самом центре.

К сожалению, психотерапия в течение длительного времени считалась более «высокой», чем психосоциальное воздействие, и имела более высокий статус. Ряд социальных работников, прошедших дополнительную подготовку по психотерапии, покинули организацию, где преимущественно занимались психосоциальным воздействием, и перешли к другой деятельности. Нет никаких оснований возвышать одну форму работы над другой. Обе направлены на глубокие изменения и предъявляют высокие требования к компетенции воздействующего лица.

Многие ученые и практические работники рассматривают психотерапию и психосоциальное воздействие как равноценные формы работы.

Психосоциальное воздействие означает, что прорабатывается как социальная, так и психологическая ситуация, в то время как в фокусе психотерапии находится психическое страдание. Кроме того, эти формы применяются в различных организациях, направлены на различные группы и отличаются друг от друга рабочей методикой, обусловленной специфическими проблемами целевых групп.[14]

В заключении можно сказать, что работа психолога при взаимодействии с кризисным клиентом (личностью или группой), должна опираться на следующие базовые принципы: личностная проблема, дисбаланс всегда имеют глубинный смысл, они являются следствиями причин не только личной истории клиента, но и интерперсональных и трансперсональных уровней, причем причина и следствие образуют некоторую целостность – целостность психической реальности; человеческая психика имеет уникальные возможности к самоисцелению, развитию, совершенствованию, приобретению целостности и гармоничности и выходу из кризисных состояний; человек может самостоятельно повышать уровень целостности своего сознания, самостоятельно достигать интеграции, не передавая это основное право своей жизни другому человеку: психотерапевту, психологу, священнику – человеку, являющемуся носителем интегративных функций общества; человеческая психика имеет необходимость в удовлетворении такой базовой потребности, как потребность в трансцендировании, в духовных измерениях существования; личность уникальная мозаика дуальностей, а не идентификаций и сохраняет качество гомеостаза до тех пор, пока есть внутреннее соответствие между бинарными составляющими. Личность представляет собой систему напряжений между «Я» и «не Я»; необходимо осознание клиентом ответственности за целостность своей личности и приобретение интегративных навыков, что может свидетельствовать о его переходе на новый этап – этап зрелости, когда он может самостоятельно и с большой эффективностью для себя и окружающих не только пережить кризисную ситуацию, но и использовать кризисный опыт для самореализации; кризис является единственным условием для мощной и быстрой трансформации – возрождения личности.

2.                Организационные подходы к психолого-социальной работе в специализированных учреждениях


2.1           Характеристика специализированных учреждений, осуществляющих психосоциальную помощь


Система социальной работы, являясь общественной исторической системой, относится к классу сложных, открытых систем. Как открытая система социальная работа тесно взаимодействует, обменивается информацией с другими системами (экономической, политической, культурной и т. д.), что проявляется в особенностях содержания, характера моделей социальной работы. Институты социальной работы включают в себя основные социальные службы, центры, с помощью которых осуществляется их ведущая деятельность.

В сложной, иерархизированной системе целеполагания социальной работы принято выделять различные системные уровни:

1. Национальный уровень составляют учреждения, организации государства и общества, которые определяют и создают условия для решения жизненно важных проблем клиента в общенациональном масштабе. Этот уровень имеет предельно общие характеристики. Представлен в современной России подсистемами социальной защиты, дополнительного образования, молодежной программой в липе различных комитетов и министерств на уровне государства.

2. Региональный уровень определяется спецификой региона его природными, климатическими, экономическими, демографическими и другими показателями. Особенности регионального уровня выражены в приоритетах основных направлений социальной работы.

3. Муниципальный уровень отражает, прежде всего, специфику разделения сфер управления в реализации целей и задач социальной работы на городском уровне (например, взаимоотношения управления социальной зашиты и отдела Народного образования в решении проблем опеки и попечительства).

4. Локальный уровень, связан с особенностями конкретного микросоциума, его социально-культурного своеобразия.

5. Региональный, муниципальный и локальный уровень системы социальной работы характеризуется большей степенью вариативности и многообразием типов моделей социальных служб.[15]

В настоящее время в Российской Федерации создано много специализированных учреждений, оказывающих психолого-социальную помощь. Рассмотрим основные психосоциальные услуги: психопрофилактика и психогигиена; психодиагнортика и обследование личности клиента; психотерапевтическая помощь (индивидуальная, групповая, семейная); семейное психологическое консультирование (индивидуальное, групповое); психологическое консультирование (индивидуальное, групповое); социально-психологический консилиум; работа с людьми в тяжелых эмоциональных состояниях; посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки; психосоциальное консультирование; социально-психологический патронаж; социально-психологическое вмешательство в кризисных ситуациях; коррекция отношений и поведения; проведение тренингов по коммуникативному общению; развитие навыков эмоциональной саморегуляции; организация посреднических услуг; профориентация на основе тестирования; организация деятельности групп взаимоподдержки; психологическое просвещение; ознакомление родителей детей-инвалидов с психокоррекционными и психотерапевтическими методами.[16]

Деятельность различных специализированных центров в основном направлена на оказание социально-психологической помощи всем тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию, кто испытывает безысходность, подавленность, бессмысленность жизни, кто страдает от агрессии и депрессии, страхов, тревог бессонницы и раздражительности, одиночества и непонимания близких и просто тем, кому нужна психологическая помощь и консультация психолога. Под эти характеристики попадает различные категории населения, независимо от пола, возраста. Рассмотрим работу специализированных учреждений на примере Республики Башкортостан.


2.2 Психолого-социальная работа в специализированных учреждениях на примере учреждений Республики Башкортостан

психотерапевтический социализация специализированный учреждение

В Республике Башкортостан за последние 10 лет государственная молодежная политика стала органичной частью всей социальной политики.

Первым шагом на пути создания республиканской системы оказания социально-психологической помощи явилось создание в 1990 году в Уфе двух первых в республике учреждений социально-психологической помощи детям, семье, молодежи, которые начали работать как городские. В настоящее время одно из этих учреждений – медико-педагогический центр «Подросток» имеет статус городского, второй же центр в 1995 году получил статус республиканского.

Сегодня в штате Республиканского центра социально-психологической помощи семье, детям, молодежи 63 сотрудника, работает 5 отделов.

Основными направлениями деятельности Центра являются: индивидуальное и групповое консультирование детей, подростков, молодежи и их родителей по психологическим проблемам; работа по оказанию комплексной социально-психологической помощи семье, детям, молодежи; повышение эффективности работы по профилактике асоциальных проявлений в молодежной среде; формирование условий для повышения социальной активности молодых людей; оказание психолого-педагогической помощи в работе с детьми-инвалидами и их семьями; организация и проведение спортивно-оздоровительных и культурно-досуговых мероприятий; проведение обучающих семинаров; профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав и законных интересов; методическая помощь педагогам, психологам, социальным работникам.[17]

Деятельность учреждений социального обслуживания молодежи курирует отдел социальной работы с несовершеннолетними и молодежью Государственного комитета Республики Башкортостан по молодежной политике.

Основные формы работы отдела в этом направлении: разработка нормативно-правовой базы деятельности учреждений, занимающихся оказанием социально-психологической помощи семье, детям, молодежи; формирование единой республиканской системы специализированных служб для молодежи; координация деятельности Республиканского центра социально-психологической помощи семье, детям, молодежи и его филиалов, региональных центров социально-психологической реабилитации участников локальных вооруженных конфликтов и боевых действий; обучение, повышение квалификации и переподготовка руководителей и специалистов социальных служб для молодежи; обобщение, распространение и внедрение инновационных методик и передовых форм работы.

Оказание социально-психологической помощи детям, семье, молодежи является важным компонентом реализации государственной молодежной политики в республике. Молодежь, являясь наименее социально защищенной категорией населения, нуждается в социальной поддержке государства. Молодым людям, не нашедшим себя в условиях новой рыночной экономики, требуется оказание психологической поддержки, профориентационные рекомендации психологов.

Городской центр психолого-медико-социального сопровождения «Индиго». управления по делам молодежи администрации г. Уфы ведет работу по таким направлениям, как оказание комплексной социально-психологической и реабилитационной помощи несовершеннолетним и молодежи, профилактика асоциальных явлений в молодежной среде, формирование условий для повышения социальной активности молодых людей.

Кроме этого, следует отметить центр психологической помощи «Доверие» комитета по делам молодежи администрации г. Салавата, Баймакский региональный центр социально-психологической помощи семье, детям, молодежи. В основе работы этих учреждений лежит четко сформулированная концепция развития, направления работы выбраны с учетом социальной потребности. Специалисты регулярно проводят анализ социальных проблем подростков и молодежи региона, вся работа специалистов имеет серьезное научно-методическое обоснование.

В 2003 году Министерством образования Российской Федерации по итогам конкурса среди учреждений социального обслуживания молодежи Центру психологической помощи «Доверие» г. Салавата присвоен статус экспериментального центра по социальной работе. Центру медико-психолого-социального сопровождения «Индиго» г. Уфы присвоен статус регионального экспериментального центра по социальной работе.

Исходя из задачи создания целостной системы социальной поддержки молодежи, в 1996 создан региональный центр социально-психологической помощи детям, семье, молодежи для районов Башкирского Зауралья.

В 2003 году в Республике Башкортостан действовало 33 службы и центра социально-психологической помощи семье, детям, молодежи, 8 отделов социально-психологической помощи при подростковых клубах, молодежных центрах, дворцах молодежи. За 2003 год в данные учреждения обратилось более 10 тысяч человек.

В 2003 году прослеживалась положительная тенденция увеличения количества служб «телефон доверия», действующих на базе учреждений молодежной политики. Всего организована работа 21 службы «Телефон доверия». О востребованности такой формы психологической помощи говорит факт, что по сравнению с предыдущим годом количество обращений в данные службы возросло больше, чем на четверть. За 2003 год к специалистам служб «телефон доверия» было 16517 обращений.[18]

Работа «телефонов доверия» является одной из наиболее эффективных форм профилактики суицидов в подростково-молодежной среде.

Проблемы, которые наиболее часто являются причинами обращения в службы социально-психологической помощи можно разбить на несколько групп: подготовка дошкольников к школе, успеваемость и поведение в школе, конфликты в семье между супругами, родителями и детьми, проблемы реабилитации участников локальных войн и боевых действий.

Большое внимание в последние годы уделяется работе с молодыми семьями. Практика показала, что для успешного, комплексного решения проблем обратившихся в службы необходимо введение в штаты служб социально-психологической помощи ставок следующих специалистов: социальных педагогов, юристов, врачей-психотерапевтов, сексопатологов, неонатологов, психиатров, наркологов, гинекологов.

Позитивной тенденцией является широкое привлечение психологов служб социально-психологической помощи для сопровождения работы летних профильных лагерей. Центром медико-психолого-социального сопровождения «Индиго» г. Уфы обобщен опыт работы в данном направлении за несколько лет и при поддержке Госкоммолодежи РБ издан сборник методических рекомендаций по вопросам организации данной работы.

Заключение


Введение в России социальной работы и подготовки специалистов по социальной работе кардинально изменило концептуальные основы различных смежных дисциплин, изучающих человека и общество, потребовало нового содержательного наполнения социальных дисциплин, педагогики, экономики, права и, конечно же, психологии. Содержание этих дисциплин начало концентрироваться на болевых точках, на социальном и личностном неблагополучии, которое может быть вызвано самыми разнообразными факторами и причинами, далеко не всегда осознаваемыми человеком.

Психосоциальная помощь направлена на преодоление социальной дезадаптации клиента и оздоровление межличностных отношений. Но, изучив место и роль психосоциальной работы в жизни общества, можно утверждать, что психосоциальная практика не может сегодня эффективно функционировать без осознания проблематики, содержания и методики повседневной работы с личностью в ситуации.

Главная цель психосоциальной работы – продуктивная социализация личности в изменившихся условиях. Среди ученых, и в первую очередь психологов, существуют различные, порой альтернативные точки зрения на специфику оказания психосоциальной помощи и на необходимость разграничения профессиональной ответственности специалистов, оказывающих помощь человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Вместе с тем реалии социальной практики таковы, что первый специалист, с которым встречается клиент, нуждающийся в помощи, — специалист по социальной работе. По долгу своей службы он обязан оказать человеку первичную психологическую помощь и сделать это профессионально, корректно и компетентно. Поэтому необходимость рассмотрения содержания и методики психосоциальной деятельности в системе социальной работы - актуальная проблема не только теории, но и практики.

Деятельность различных специализированных центров в основном направлена на оказание социально-психологической помощи всем тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию, кто испытывает безысходность, подавленность, бессмысленность жизни, кто страдает от агрессии и депрессии, страхов, тревог бессонницы и раздражительности, одиночества и непонимания близких и просто тем, кому нужна психологическая помощь и консультация психолога. Под эти характеристики попадает различные категории населения, независимо от пола, возраста.

По моему мнению, оказание социально-психологической помощи детям, семье, молодежи является одним из самых важных компонентов реализации социальной политики государства. Молодежь, являясь наименее социально защищенной категорией населения, нуждается в социальной поддержке. Молодым людям, не нашедшим себя в условиях новой рыночной экономики, требуется оказание психологической поддержки, профориентационные рекомендации психологов. Следовательно, необходимо расширять количество специализированных учреждений в нашей стране.

Практика показала, что для успешного, комплексного решения проблем обратившихся в службы необходимо введение в штаты служб социально-психологической помощи ставок следующих специалистов: социальных педагогов, юристов, врачей-психотерапевтов, сексопатологов, неонатологов, психиатров, наркологов, гинекологов.

Список использованных источников


1.            Ардашкин И.Б. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы - Томск: ТПУ, 2004. –156 с.

2.            Абрамова Г.С. Практическая психология. - Екатеринбург: Деловая книга, 2007. - 420с.

3.            Беззубик К. В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы. – М.: Изд-во: «Инфра-М», 2009. - 168 с.

4.            Белинская А. Б. Проблемы подготовки специалистов по психосоциальной работе. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2010. №1. - 43 с.

5.            Войтенко А. И., Комарова Е. И. Менеджмент социальной работы.– М.: Изд-во: «Владос», 2001. - 288 с.

6.            Гулина М. А. Психология социальной работы. – С-П.: 2002. - 352 с.

7.            Ермолаева, Е.Г. К вопросу о психологической природе индивидуальных ценностей // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Сборник научных трудов по материалам 5-й Международной научно-практической конференции. - Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2007. – 234 с.

8.            Журавлева А. Л. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений - М.: изд. «ПЕР СЭ», 2002. - 351 с.

9. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. М.: Изд-во: «Владос», 2000. – 240 с.

10.       Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь – Изд-во: «Прайм-Еврознак, 2005. – С. 345.

11.       Клецина И. С. Практикум по социальной психологии. Режим доступа: biblioteki.net.

12.       Кулебякин Е. В. Психология социальной работы. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. 87 с.

13.       Козлов В.В. Работа с кризисной личностью— М.: Изд-во: «Институт Психотерапии», 2003. —302 с.

14.       Мельникова Н.А. Социальная психология. Конспект лекций. Режим доступа: biblioteki.net.

15.       Новикова Е.В., Хухрев И.А. Психосоциальная помощь населению - Новосибирск: изд-во: «Наука», 2004. - 220 с.

16.       Сафонова Л. В. Содержание и методика психосоциальной работы – М.: Издательство «Академия», 2006.- 224 с.

17.       Фирсов М.В., Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики - М.: Изд-во: «Академия», 2002. - 192 с.

18.       Чернецкая А.А. Технология социальной работы - Ростов-на-Дону: Изд-во: Феникс, 2006. – 400 с.

19.       Пахальян В.Э. Оказание психосоциальной помощи // Вопросы психологии,2008. № 4. с. 12-13.

20.       Курс лекций «Методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы». Режим доступа: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1]Мельникова Н.А. Социальная психология. Конспект лекций. Режим доступа: biblioteki.net.

[2] Социальная психология: учебник для высших учебных заведений  / Под ред. А.Л.Журавлева. - М.: изд. «ПЕР СЭ», 2002. С. 234-235.

[3] Сафонова Л. В. Содержание и методика психосоциальной работы – М.: Издательство «Академия», 2006.- С. 17-18.

[4] Чернецкая А.А. Технология социальной работы - Ростов-на-Дону: Изд-во: Феникс, 2006. – С. 333.

[5] Гулина М. А. Психология социальной работы. – С-П.: 2002. – С. 210-211.

[6] Фирсов М.В., Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики - М.: Изд-во: «Академия», 2002. С. 101-103. 

[7] Клецина И. С. Практикум по социальной психологии. Режим доступа: biblioteki.net

[8] Ермолаева, Е.Г. К вопросу о психологической природе индивидуальных ценностей // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Сборник научных трудов по материалам 5-й Международной научно-практической конференции. - Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2007. - С.175-176.

[9] . Ардашкин, И.Б. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы - Томск: ТПУ, 2004. – С. 72.

[10]  Зинченко  В. П., Мещеряков Б. Г.  Большой психологический словарь – Изд-во: «Прайм-Еврознак, 2005. – С. 345.   

[11] Войтенко А. И., Комарова Е. И. Менеджмент социальной работы.– М.: Изд-во: «Владос», 2001. – С. 203.       

[12]Козлов В.В. Работа с кризисной личностью— М.: Изд-во: «Институт Психотерапии», 2003. — С. 123-126.

[13] Новикова Е.В., Хухрев И.А.  Психосоциальная помощь населению - Новосибирск: изд-во: «Наука», 2004.  С. 120-123.

[14] Курс лекций «Методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы». Режим доступа: #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. М.: Изд-во: «Владос», 2000. – С. 134.

[16] Пахальян В.Э. Оказание психосоциальной помощи // Вопросы психологии, 2008. № 4. с. 12-13.

[17] Белинская А. Б. Проблемы подготовки специалистов по психосоциальной работе. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2010. №1. C. 17-18.

[18] «Социально-психологическая помощь семье, детям, молодёжи». Режим доступа: http://www.molodostrb.ru/sotsialno_psixologicheskaja_pomosch_semje_detjam_molodezhi/.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты