Психосоциальная работа в специализированных учреждениях

Психосоциальная работа в специализированных учреждениях

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный аграрный университет»

Юридический факультет

Кафедра социологии и социальной работы




Курсовая работа

по дисциплине Социально-психологическая коррекция и консультирование

на тему: Психосоциальная работа в специализированных учреждениях




Выполнила:

студентка 51 группы

юридического факультета

отделения социальной работы

Сидорова И. А.

Проверила:

преподаватель кафедры

Паина Л. И.




Оренбург 2010

Введение


Когда люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить сами, когда близкие, члены семьи не в состоянии помочь изменить ситуацию - возникает потребность в психосоциальной работе.

Психосоциальная работа — направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента. Становление и развитие в России социальных служб и социальной работы начало активно формировать общественный запрос на психосоциальную помощь населению.

Потребность в психосоциальной помощи появляется в случае социальной дезадаптации клиента, при возникновении у него психологического дискомфорта, что может быть вызвано причинами как внешнего, так и внутреннего характера, либо их сложным сочетанием.

Источником внешнего социально-психологического неблагополучия могут выступать социальные, социально-экономические и медико-социальные причины, такие, как потеря работы, потеря близких, инвалидность и хроническая болезнь, смена места жительства и привычных условий жизнедеятельности, адаптация после возвращения из мест лишения свободы и т.д., что вызывает необходимость изменения прежних стереотипов поведения, оценок, мотивации с тем, чтобы эффективно функционировать в новых условиях существования.[1]

Причины внутреннего порядка, приводящие к социальной дезадаптации и социально-психологическому неблагополучию, заключаются в деформации различных личностных структур как осознаваемого, гак и неосознаваемого уровня (неадекватность самооценки и уровня притязаний, нарушение эмоционально-коммуникативной и мотивационно-нравственной сферы, нарушение процессов саморегуляции, негативные фиксированные установки, психотравмы, комплексы).

Психосоциальная помощь требуется при решении самого широкого круга проблем, на первое место среди которых выходят семейные, включая осложнения и трудности как в детско-родительских, так и в супружеских отношениях. При этом можно выделить несколько направлений психосоциальной работы в оздоровлении семейных отношений.

Всё выше обозначенное говорит об актуальности данной проблемы.

Разработанность данной темы достаточно обширна. В исследованиях Сафоновой Л. В., Беззубика К.В., Абрамовой Г.С. анализируются понятие психосоциальной работы, ее роль и место в современном обществе. В книге Чернецкой А. А. рассматриваются основные функции психосоциальной работы. Сфера применения психосоциальной деятельности раскрывается Новиковой и Хухреевым. Были затронуты вопросы, касающиеся специализированных учреждений, оказывающихся помощь категориям лиц, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В этом значительную роль сыграли такие авторы, как Пахальян В. Э. и многие другие.

Предметом курсовой работы является психосоциальная помощь в специализированных учреждениях.

Объектом является психосоциальная работа.

В связи с этим цель, на рассмотрение которой направлена данная курсовая работа, может быть сформулирована как определение и анализ основных методов психосоциальной работы в специализированных учреждениях.

В соответствии с целью курсовой работы можно выделить следующие задачи:

1. Раскрыть место, роль психосоциальной работы в системе социальной работы.

2. Описать содержание и методику психосоциальной деятельности в системе социальной работы.

3. Охарактеризовать специализированные учреждения, осуществляющие психосоциальную помощь.

4. Ознакомиться со специализированными учреждениями, оказывающими психосоциальную помощь, привести примеры.

В идеале психосоциальная работа, направленная на психологическую поддержку населения в различных затруднительных случаях, вызывающих психологический дискомфорт и эмоциональную нестабильность, должна стать неотъемлемой частью социальной работы, так как психосоциальная помочь требуется при решении самого широкого круга проблем.


1.                Содержание психосоциальной работы


1.1           Место и роль психосоциальной работы в системе социальной работы


Введение в России социальной работы и подготовки специалистов по социальной работе кардинально изменило концептуальные основы различных смежных дисциплин, изучающих человека и общество, потребовало нового содержательного наполнения социальных дисциплин, педагогики, экономики, права и, конечно же, психологии. Содержание этих дисциплин начало концентрироваться на болевых точках, на социальном и личностном неблагополучии, которое может быть вызвано самыми разнообразными факторами и причинами, далеко не всегда осознаваемыми человеком.

Потребность в специалисте по социальной работе и его помощи всегда возникает именно в таких кризисных ситуациях, когда от социального работника требуется, прежде всего, разобраться в проблеме своего пациента, определить источник его неблагополучия, который может носить самый разнообразный характер, - безработица, болезни, адаптация после пребывания в местах лишения свободы, семейные и служебные конфликты и т.д.

К таким проблемам, требующим специальной профессиональной помощи относятся, безусловно, и психологические, которые, кстати, имеют ту особенность, что, по сути дела, сопровождают практически любое кризисное состояние, которое может быть вызвано не только причинами внутреннего психологического характера, но и внешними обстоятельствами, вызывающими личностные кризисы и социальную дезадаптацию.

Главная цель психосоциальной работы – продуктивная социализация личности в изменившихся условиях. Психосоциальная работа проводится в тех случаях, когда требуется общественное или индивидуальное воздействие, цель которого — забота о здоровье, создание условий нормальной адаптации и социализации личности в социуме, коррекция, восстановление или компенсация утраченных функций поведения, общения, взаимодействия в процессе жизнедеятельности.[2]

Что касается определения психосоциальной работы, можно отметить, что в широком смысле психосоциальная работа понимается как направление социальной работы, основная цель которой — оказание первичной психологической помощи, социальной поддержки и содействия людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, как организация комплекса условий для продуктивной адаптации человека в изменившихся условиях жизнедеятельности.

В узком же смысле психосоциальная работа — это деятельность специалиста по социальной работе, направленная на восстановление утраченного психосоциального равновесия, на поиск ресурсов личности и ресурсов социальной среды для преодоления трудностей в жизненной ситуации.[3]

В функциональные обязанности специалиста входят такие формы работы, как ведение групп и консультирование, направленные на оказание помощи клиенту в критических, напряженных и психотравмирующих ситуациях, на расширение у него диапазона социально и личностно-приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления трудностей. Следовательно, объект психосоциальной работы - часть населения, которая в данный момент времени находится в трудной жизненной ситуации.

В науке выделяют критические и напряженные ситуации. Это могут быть ситуации переживания утрат и потерь: постоянного места жительства вследствие военных и межнациональных конфликтов, техногенных и стихийных бедствий; потери работы и т. д.

К субъектам психосоциальной работы относят относят людей с ограниченными возможностями, инвалидов, детей-сирот, социально- неблагополучных, входящих в «группу риска», аддитивных, переживающих боль утрат и потерь, т.е. людей, находящихся в трудной жизненной ситуации и неспособных самостоятельно справиться с ней. Психосоциальная практика не может сегодня эффективно функционировать без осознания проблематики, содержания и методики повседневной работы с личностью в ситуации. Находясь в состоянии острого кризиса, человек не может самостоятельно найти выход из трудной ситуации, он ощущает безысходность и тупиковость жизненных обстоятельств. Стрессовое состояние вносит когнитивный диссонанс в его ощущения и вводит его в состояние интеллектуального ступора, что и становится причиной неспособности самостоятельно справиться с возникшими жизненными обстоятельствами. Находясь в таком состоянии, человек нуждается в помощи специалиста.

К основным функциям психосоциальной работы относятся информационная, диагностическая, консультативная, коррекционная, посредническая и терапевтическая.[4]

В целом, можно сказать, что психосоциальная помощь направлена на преодоление социальной дезадаптации клиента и оздоровление межличностных отношений. Но, изучив место и роль психосоциальной работы в жизни общества, можно утверждать, что психосоциальная практика не может сегодня эффективно функционировать без осознания проблематики, содержания и методики повседневной работы с личностью в ситуации.

1.2           Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы


Среди ученых, и в первую очередь психологов, существуют различные, порой альтернативные точки зрения на специфику оказания психосоциальной помощи и на необходимость разграничения профессиональной ответственности специалистов, оказывающих помощь человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Вместе с тем реалии социальной практики таковы, что первый специалист, с которым встречается клиент, нуждающийся в помощи, — специалист по социальной работе. По долгу своей службы он обязан оказать человеку первичную психологическую помощь и сделать это профессионально, корректно и компетентно. Поэтому необходимость рассмотрения содержания и методики психосоциальной деятельности в системе социальной работы - актуальная проблема не только теории, но и практики.

Работа по оказанию психосоциальной помощи является в высшей степени индивидуально направленной. Проблемы проявляются здесь социально или психологически. Клиент должен иметь иную, более сильную мотивацию, чтобы помощь стала актуальной. Специалист по социальной работе и клиент приходят к согласию о начале совместного процесса решения проблемы. Воздействие более систематизировано и структурировано, чем общественная психосоциальная работа. По продолжительности оно простирается от многократных до многолетних контактов. Завязываются более личные отношения, которые используются для осуществления изменений. Такая психосоциальная деятельность также направлена на изменение личности, отношений и социальной ситуации.[5]

Основные методы психосоциальной работы: психотерапевтическая беседа как метод индивидуальной работы с клиентом и ведение групп как метод групповой работы с сообществом: семьей, группой, коллективом.

Содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки (возвращение доверия к миру, установление открытых и искренних отношений) человеку или сообществу в трудных ситуациях, возникающих в ходе их личностного или социального бытия. Психологическая помощь оказывается в том случае, когда человек не может справиться с трудностями, потерями, одиночеством, не может быть в ладу с самим собой, обрести внутреннюю гармонию.

Содержание деятельности составляют: объективация и рефлексия ситуации; структурирование совладающих процессов; создание условий для изживания психосоциальных травм и конфликтов.[6]

Психологическая помощь ограничивается рамками внемедицинской, психосоциальной терапии.

Целью и соответственно результатом психологической помощи личности в психосоциальной практике являются:

- эмоциональное реагирование (снятие стресса и напряжения, обретение когнитивного контроля и т.п.; выработка новых жизненных смыслов, изживание эмоциональной травмы, разрешение конфликтов, преодоление кризисов, что возможно только в условиях групповой работы или психотерапии);

- осознание клиентом собственной проблемы (эта цель может быть достигнута только в процессе вторичной психологической помощи или психотерапии, реализуемой психологом-консультантом или психотерапевтом);

- осознание и обращение клиента к собственным внутренним ресурсам личности;

- осознание и обращение клиента к ресурсам социальной среды, принятие этой помощи;

- продуктивная адаптация клиента в сообществе.[7]

Социальный работник выступает в роли советчика, друга, компаньона. Специалист по социальной работе выступает в роли посредника с целью активизации поддерживающих систем, привлечения внимания формальных поддерживающих систем к проблемам клиента.

Качество межличностных отношений клиента и консультанта - более важный фактор, чем то, какую философию, метод или технику исповедует и использует помощник-консультант. Существует также взаимосвязь эффективности помощника и его эмпатии, уважения к клиенту и подлинности его поведения.

Умение слушать является ролевой особенностью социальных работников, фактором успешного терапевтического вмешательства. Клиенты могут выражать различные эмоциональные проявления, отрицать наличие конфликта и проблемы, блокировать процесс взаимодействия.

Социальное регулирование индивидуума обусловлено социальными и индивидуальными факторами, которые могут воздействовать как положительно, так и отрицательно. Отсюда двойственное понимание природы перемен в ситуации клиента, которая связана с индивидуальностью и социальным окружением. И если в первом случае действие осуществляется «лицом к лицу», «ум на ум», то во втором случае через косвенное действие окружающую среду. Вот почему основной принцип диагностического подхода следует сформулировать так: чтобы определить трудности, их необходимо осмыслить по отношению к широкому диапазону факторов, их обусловивших.[8]

Беседа с клиентом наиболее точно может быть определена как коммуникация (общение) или взаимодействие. Начинающим работникам, сталкивающимся с этой формой деятельности, необходимо обладать знанием и пониманием явных и тайных причин того или иного поведения человека, т.е. мотивов поведения. Знание этого способствует эффективности работы и терпимости к людям. Только внимательное выслушивание и наблюдение за тем, как люди ищут помощи, сможет превратить объективные факты и субъективные чувства в часть межличностного общения, включающего открытые и закрытые послания, их расшифровку и реакцию на различные уровни общения.

Каждая беседа обычно фиксируется на какой-то основной проблеме такой, как например, исследование финансовых проблем клиента, его болезнях, обидах, взаимоотношениях и т.д. Беседа-знакомство должна иметь четкую схему, т.е. начало, середину, конец. Каждая последующая беседа-встреча с клиентом должна как-то базироваться на содержании предыдущей, при этом должны быть использованы письменные или видеозаписи.[9]

Таким образом, можно сказать, что основным положением при описании содержания и методики психосоциальной деятельности, является утверждение о том, что специалист должен вести работу как непосредственно с клиентом и его внутренним миром, так и с его родственниками, в заботе и помощи которых он очень нуждается.

В плане действий стоит изменение отношения клиента к психосоциальной помощи, к социальным службам разных типов. Следовательно, необходимо рассмотреть сферу применения психосоциальной работы.


1.3           Сфера применения психосоциальной работы


Понятие «психосоциальный», с одной стороны, определяет точку зрения на причины человеческого страдания - социальные и психические проблемы взаимодействуют друг с другом, с другой стороны, указывает способы решения проблемы, учитывающие как социальные, так и психологические аспекты, с которыми, в свою очередь, работают параллельно.[10]

В практической работе границы между психотерапией и психосоциальной работой часто являются подвижными. Той профессиональной группой, которая находится на водоразделе между психотерапией и психосоциальной работой, являются социальные работники в системе социальной защиты, криминального исправления, школьного образования и большей части учреждений здравоохранения. В своей практической деятельности они часто применяют психотерапевтические знания, но не уверены, в какой мере при этом они регулярно осуществляют психотерапию. Поэтому в последние годы их работу стали называть психосоциальной. Сравнить различные рабочие формы психотерапии и психосоциологии можно на примере их различных целей и уровня притязаний, когда речь идет об изменении ситуации клиента.

Здесь можно выделить три направления психосоциальной работы:

а) социальная служба;

б) психосоциальная работа:

- общественно направленное воздействие;

- индивидуально направленное воздействие.

в) лечение (воздействие):

- психосоциальное воздействие;

- психотерапия.

Примером социальной службы является посредничество различного вида:

- выплаты социальных пособий;

- предоставление информации о том, где можно найти работу, получить образование и жилье;

- помощь в списании долгов;

- как добиться льгот в очереди на детский сад или на место в больнице.[11]

Содержание контактов концентрируется на опосредовании имеющихся возможностей и информации. Личность нуждающегося в помощи на этом уровне не затрагивается или затрагивается незначительно. В центре стоит внешняя социальная ситуация. Редко возникают какие-либо особые отношения друг с другом, поскольку контакты с большинством клиентов кратковременны. Ранее этот тип работы доминировал в системе социальной защиты.

Психосоциальная работа имеет место в большинстве направлений лечебной, воспитательной и исправительной деятельности: забота о здоровье матери и ребенка, детские ясли, школы, система социальной зашиты, система уголовного исправления, воспитание молодежи, психиатрия. психосоциальная работа осуществляется и в такой специфической сфере, как производство.

Психосоциальная работа включает в себя две различные формы:

1) общественно направленное воздействие или профилактическая психосоциальная работа, как она иначе именуется, заключается в просветительской деятельности или передаче знаний различным группам. Примером этой работы могут служить информация и курсы в школе об алкоголе и половых отношениях, примером ее объекта - группа для родителей в детском здравоохранении;

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты