4. -Дисфункционалы (66 мужчин и 16 женщин) больше всего подходят под классический стереотипный образ гомосексуала- невротика. Эти люди не в силах ни принять свою гомосексуальность, ни подавить ее. Для них характерны пониженное самоуважение и наличие множества внешних и внутренних конфликтов, для разрешения которых часто требуется психотерапевтическая помощь.
5. А сексуалы (110 мужчин и 33 женщины) - люди, которые категорически не принимают и всячески подавляют свою гомосексуальность, практически отказываясь от сексуальной жизни. Это крайне осложняет их эмоциональные отношения с другими людьми, заставляя скрываться, порождает чувство одиночества и всевозможные психосексуальные проблемы. Эти люди считают себя несчастными, часто обращаются к врачам и среди них самый высокий процент самоубийств.
У гомосексуалов Восточной Германии в 1990 году постоянного партнера имели 56%, причем 48% из них вели общее хозяйство и еще 36% хотели бы его вести.
У 35% 30-40-летних мужчин длительность сожительства была свыше трех, у 20% свыше пяти лет и у 10% -свыше 10 лет. В Англии в конце 1980-х годов партнерские отношения имели от 57 до 65% опрошенных геев, их средняя длительность составляла 4 года, максимальная- 38 лет.
1.4. Проблемы психического здоровья у людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Старая классическая психиатрия считала всех гомосексуалов психически больными. В 1970-х годах это мнение было опровергнуто, гомосексуальность перестали считать болезнью, и исключили из списка психиатрических диагнозов сначала Американской Психиатрической Ассоциации, а затем и Всемирной организации здравоохранения.
Но отсутствие причинной связи между гомосексуальностью и психическими расстройствами не исключает того, что живущие в сложных условиях сексуальные меньшинства чаще, чем гетеросексуалы подвержены разного рода стрессам, что может отрицательно сказываться на их психическом здоровье, включая и склонность к суициду. Однако, научные данные на этот счет противоречивы.
У женщин, независимо от их сексуальной ориентации, эмоциональные расстройства и тревожность встречаются чаще, чем у мужчин. По сравнению с гетеросексуальными женщинами, лесбиянки сильнее подвержены депрессии и имеют также более высокую алкогольную и наркотическую зависимость.
Разницы в уровне других эмоциональных расстройств и тревожности между этими двумя группами женщин не выявлено.
На эту тему следует рассмотреть два новых исследования о психическом здоровье и суицидности среди гомосексуалистов в сравнении с остальными людьми.
Первое исследование является лонгитюдным. Его испытуемыми были 1007 новозеландских детей, которых наблюдали до наступления им 21-го года. 78 из них, которых исследователи определили как геев, лесбиянок или бисексуалов, оказались группой повышенного риска для суицидального воображения и поведения, депрессии, тревожности, поведенческих расстройств и никотиновой зависимости.
Второе исследование сравнивает психические свойства 48-и пар американских монозиготных и 55-и пар дизиготных близнецов- мужчин, родившихся между 1949 и 1957 годами. Оказалось, что мужчины, которые имели сексуальных однополых партнеров после достижения 18-ти лет (таковых было 120 человек), совершали суицидные попытки в 6,5 раза чаще своих гетеросексуальных братьев, причем этот повышенный риск не объясняется ни общим состоянием их психического здоровья, ни наркотической зависимостью.
Большие сомнения вызывает также объединение в одну группу гомосексуальных мужчин и женщин, психические свойства которых во многом различны.
Эти данные серьезны и, вызывают научные споры. Старые противники "депатологизации" гомосексуальности, вероятно, усмотрят в них доказательство
собственной правоты. Политически консервативные круги припишут психические
трудности геев и лесбиянок вредному влиянию гомосексуального стиля жизни.
Идеологи геевского движения, наоборот, отвергнут обе эти интерпретации,
приписав всё социальному гнёту, который делает геев и лесбиянок несчастными и даже психически больными. На самом деле, пишет Бейли, любые поспешные
выводы несовместимы с наукой. Он указывает несколько разных возможностей
объяснения полученных данных.
1. Первая возможность - что повышенная склонность гомосексуалов к депрессии
и суицидам является следствием "социального гнета". Во враждебном, гомофобском мире молодым людям трудно принять свою сексуальную ориентацию и это, естественно, вызывает у них невротические реакции.
2. Вторая возможность может быть дело не только в "социальном гнете", но и в том, что даже в условиях относительной терпимости индивиду трудно принять свои отличия от большинства в таком существенном вопросе. Геи гораздо более одиноки, чем гетеросексуалы, они чаще оказываются в стрессовых ситуациях, им труднее найти себе постоянного партнера и т.д. И это может способствовать эмоциональным расстройствам даже при отсутствии враждебности со стороны окружающих людей. Если это верно, то даже в самых благоприятных социальных условиях миноритарный статус геев и лесбиянок создает для них психологические трудности и некоторые из этих людей нуждаются в специальной психотерапевтической помощи.
3. Третья возможность - что гомосексуальность представляет собой отклонение от нормального развития и связана с некоторыми другими отклонениями, которые могут вести к психическим нарушениям. Можно не считать гомосексуальность психопатологией и, тем не менее, допускать, что эволюция в целом благоприятствует развитию гетеросексуальности, а гомосексуальность своего рода ошибка развития, связанная с какими-то другими нарушениями. Это может быть подкреплено тем, что гомосексуалы отличаются повышенной эмоциональной неустойчивостью, и т.д. Но это характерно не для всех гомосексуалов. Наиболее высокие уровни депрессии и тревожности обнаруживают те из них, кто имеет или имел в детстве какие-то симптомы гендерной дисфории.
4. Четвертая возможность связывает гомосексуальность с половыми, гендерными особенностями. Известно, что многие гомосексуалы по ряду поведенческих и психических черт отличают "гендерной неконформностью" (феминизированные мужчины и мужеподобные женщины), которая особенно сильно проявляется в детском возрасте, Самая влиятельная этиологическая теория гомосексуальности связывает это с нарушением половой норы пренатальных андрогенов.
5. Возможность подчеркивает влияние особенностей гомосексуального стиля жизни. Мужчины - гомосексуалы не больше других мужчин подвержены опасности ВИЧ-инфекции, но они оказались в группе повышенного риска, потому что а) пользовались рецептивным анальным сексом и б) имели связи с многочисленными партнерами. Точно также геи "Перепредставлены" среди мужчин с нарушениями питания, похожих на традиционно нервную женскую анорексию, не в силу своей гомосексуальности, а потому, что они, подобно женщинам, придают повышенное значение стройности фигуры, чаще увлекаются экзотическими диетами и методами похудения и так далее. Исследования соотношения гомосексуальности и психического здоровья должны быть продолжены, а их выводы - проверены на значительно больших выборках, которые позволили бы учесть:
А) Гендерные различия. Недавние исследования суицидального поведения двух больших репрезентативных выборок американских студентов показали, что частота суицидных попыток коррелирует с гомосексуальностью у мальчиков, но не у девочек;
Б) Возрастные различия. Данные о юношеской гомосексуальности, как и о юношеских самоубийствах, недаром анализируют отдельно от взрослых.
В) Индивидуально-психологические различия, причем не только в уровне гомосексуальности, степени ее исключительности (по школам Кинзи или Клайна), но и в том, связана ли она и насколько тесно с общей гендерной неконформностью индивида.
Плохим политикам и самоуверенным журналистам все всегда ясно. 11 октября 1999 года Евгений Лесин со страниц "Книжного обозрения" поведал миру, что алкоголизм, как известно это скрытый гомосексуализм, а любовь к нацисткой символике - это явный гомосексуализм. Ученым и врачам свойственно размышлять и сомневаться.
1.5. Психологические и социальные проблемы гомосексуалов больных СПИДом.
По сравнению с людьми, инфицированными при гетеросексуальных контактах или при переливании крови, ВИЧ - инфицированные и больные СПИДом гомосексулы гораздо сильнее выделяются в обществе и часто отгораживаются от него.
ВИЧ - инфицированные и больные СПИДом гомосексуалы, создают для себя, наряду с венерологическими проблемами, дополнительные психологические, психосоциальные и социальные проблемы. Во-первых, они независимо от их иммунного статуса, отмечены своей принадлежностью к группе "гомосексуальных мужчин", (т.е. дискредитированы наклеенным обществом ярлыком). Во-вторых, они подвергаются "дополнительной" дискриминации как ВИЧ - инфицированные - больные СПИДом - независимо от их сексуальных предпочтений. В третьих, сочетание этих факторов усугубляет и без того много численные проблемы.
ВИЧ - инфицированные гомосексуалы решают свои психологические проблемы индивидуально, в зависимости от личностных особенностей и предпочтительных способах разрешения ситуации.
"Сколько существует различных людей, столько существует и жизненных ситуаций, в которых оказывается ВИЧ - инфицированный или больной СПИДом гомосексуал" - комментирует священник Aids Hilfe Гуйдо Свиттер. Он знаком со многими людьми, которые говорят, что, только заболев СПИДом, они научились жить счастливо и в полную силу. С другой стороны, встречаются ВИЧ - инфицированные с сильнейшей депрессией и склонностью к суициду.
Скрываемая или отрицаемая гомосексуальность усугубляет психологический стресс, связанный с инфицированостью, и негативно влияет на психическое и физическое здоровье. Те гомосексуалы, которые обращаются за социальной помощью, лучше переносят психологический стресс при инфицировании. Конечно, из этого не следует, что у ВИЧ - инфицированных лиц не гомосексуальной ориентации непременно больше психологических проблем, связанных с ВИЧ - инфекцией, но многое указывает на то, что адекватное восприятие собственной гомосексуальности увеличивает шансы лучшей адаптации в ситуации заболевания СПИДом (ВИЧ - инфицирования) и помогает сохранить здоровье.
ВИЧ - инфицирование и заболевание СПИДом актуальны не только для лесбиянок, гомосексуалистов и бисексуалов. Лесбиянки в значительно меньшей степени страдают от этих негативных явлений, чем гетеросексуалы - мужчины и женщины, за исключением тех случаев, когда переживают смерть своих друзей геев.
1.6. Христианство и гомосексуальность.
Ни одна из ведущих церквей не признает гомосексуальность в качестве естественной и здоровой формы человеческой сексуальности, за исключением "Общество друзей" ("Квареры"). Церковные ритуалы и службы не учитывают потребности лесбиянок и геев. Босвелл приводит примеры редких исключений из этого правила. Фактически существование и потребности лесбиянок и геев игнорируются ведущими церквями, какая-либо ценность их существования отрицается, а стиль жизни подвергается суровому осуждению. В лучшем случае служители церкви относятся к ним в соответствии с формулой: "Господь любит грешников, не ненавидит грех". Ватикан провозгласил, что "гомосексуалисты порочны по своей природе и греховны в своей любви". Это ненамного отличается от взглядов пророка Мохаммеда, считавшего, что "Аллах проклял того, кто вступает в этот греховный акт…". Подобная оценка гомосексуальности делает чрезвычайно проблематичным получение лесбиянками и геями какой-либо либо духовной помощи со стороны ведущих мировых конфессий".
Христианство, представленное учениями и практиками главных церквей, как правило, обнаруживает неспособность решать вопросы человеческой сексуальности.
Иудаизм и ислам, имеющие с христианством общие корни, ни в своих догматах, ни в религиозных практиках не оставляют места для духовности лесбиянок и геев. Большинство восточных религий также характеризуются нетерпимым отношением к гомосексуальности, и, как правило, обходят стороной проблемы сексуальности, исключая вопросы семьи и брака.
Нельзя игнорировать тот же факт, что религия оказывает негативное воздействие на лесбиянок, геев, воспитанных в определенных традициях. Простое использование гуманистического подхода в ряд ли будет достаточным, поскольку не учитывает духовных потребностей человека. Весь процесс духовного развития необходимо рассмотреть с точки зрения конкретного человека и в случае необходимости критически пересмотреть его, применив систему взглядов и ценностей клиента и психотерапевта.
Как уже отмечалось, ортодоксальные церкви отрицают ценность опыта лесбиянок и геев и не допускают их к церковным ритуалам. Также церкви, например, не венчают партнеров по гомосексуальному браку, даже если те считают себя их прихожанами и выражают желание пройти этот обряд. Церковь хоронит лесбиянок и геев, но при этом обряд отпевания не совершается. Гомосексуальные отношения заключают в себе угрозу для осуществления церквям контроля над отношениями их прихожан.
В прошлом лесбиянки и гомосексуалисты отвечали на это тем, что попросту отказывались следовать религиозным взглядам, в частности христианским. Однако распространение СПИДа заставило их отстаивать ценность своего духовного опыта, а также право на участие в церковных ритуалах и церемониях. Большинство лесбиянок и геев при этом хотят не просто принять ортодоксальные религиозные представления и практики, отражающие их неповторимый опыт и стиль жизни. Также церкви, как американские "Церковь Достоинства", "Общинная Церковь Метрополии", Движение лесбиянок и геев - христиан в США, а также "Церковь поисков", действующая в Великобритании, являются лишь отдельными образцами происходящих изменений. Публикации Джона Макрила и Элизабет Стюарт представляют собой великолепные примеры новой системы религиозных представлений.
1.7. Возраст вступления в гомосексуальные связи.
В Великобритании возраст вступления в разрешенные законом гомосексуальные связи снижен с 21 до 18 лет. Это произошло в результате активного лоббирования интересов сексуальных меньшинств и политических компаний, проводимых гомосексуальным сообществом. Оно добивалось установления возрастной "Планки", равной той, что установлена для гетеросексуалов, то есть 16 лет.
Неравенство лишь способствует снижению самооценки молодых людей и мешает представителям социальных служб оказывать им необходимую помощь.
До сих пор не было проведено никаких исследований влияния сексуальных отношений на психическое и физическое здоровье молодых людей до 18 лет. Учитывая, что при обследовании 151 чел - подростка средний возраст вступления в сексуальные отношения составлял 14 лет, в то время как средний возраст определения ими себя в качестве геев составлял 19 лет (а "обнаруживают" себя еще позднее - в 21, 6 года). Койл (Coyle, 1994) указывает на высокую вероятность стресса, переживаемого молодыми геями.
1.8. Воспитание детей в семьях гомосексуалов.
Многие лесбиянки и геи имеют детей, а потому есть смысл разобраться, каким образом они приходят к этому решению. Лесбиянки и геи - в зависимости от конкретной ситуации - сталкиваются с различными проблемами, что заставляет их искать способы решения, вряд ли приемлемые для гетеросексуалов.
Некоторые женщины становятся лесбиянками после того, как в течение ряда лет жили с мужчинами. Возможно, это связано с тем, что раньше у них не было возможности получить гомосексуальный опыт. Они также могут стать лесбиянками, осознав, что гетеросексуальные отношения их больше не устраивают, поскольку характеризуются неравноправием мужчин и женщин. Будучи матерями, лесбиянки, сталкиваются с определёнными проблемами, которые им предстоит решать в ходе психотерапии. Некоторые из них связаны с построением гомосексуальных отношений, с проявлением враждебного отношения со стороны общества, а также с реакциями ребенка, бывшего партнера или мужа.
Многие геи и мужчины - бисексуалы живут с женщинами. Кто-то из них "обнаруживает" свою гомосексуальность, кто-то нет. В период женитьбы некоторые мужчины еще не осознают своей сексуальной идентичности становятся геями в последующем. Другие знают, что они геи (бисексуалы), но не хотят демонстрировать свою гомосексуальность. Поэтому нередко гомосексуалы имеют детей.
Геи могут переживать стресс, если мать ребенка проявляет враждебность или иные гомофобические реакции. В этом случае их общение с детьми осложняется. Отчасти это связано с сексисткими стереотипами в отношении мужского поведения и воспитания детей и вызванной ими гомофобией. Некоторые мужчины, чтобы получить возможность общения с детьми обращаются в суд, даже если речь идет о периодических контактах.
Вплоть до последнего времени суды ущемляли права лесбиянок и геев, назначая над ребенком опеку, и хотя в настоящее время много меняется, по прежнему отмечаются случаи, когда они утрачивают свои права на детей. Иногда бывшие партнеры женщин пытаются убедить детей в том, что у матерей имеются "сексуальные проблемы", оказывая этим негативное влияние на сексуальное развитие детей. В отдельных случаях они заходят так далеко, что сообщают о сексуальной ориентации женщины там, где она предпочла бы ее скрыть, и создают тем самым дополнительные психологические трудности, как для детей, так и для матери. В дальнейшем наличие этих психологических трудностей может рассматриваться бывшими партнерами в качестве свидетельства неспособности женщины обеспечить ребенку комфортные условия жизни.
Реакции ребенка зависят от его возраста, психического состояния, пола, системы ценностей, привязанности к отцу, реакцией отца, от того, насколько ребенок знаком с нетрадиционными семьями и представителями сексуальных меньшинств. Дети не знают, как им следует вести себя в общении со сверстниками и учителями. Они могут испытывать чувство ревности к тем, новым людям, с которыми живут их мать и отец. Далеко не все дети реагируют на сложившиеся обстоятельства негативно. Их реакции могут быть разнообразными, в некоторых случаях дети взрослым оказывают поддержку.
Мало того, что создание новой семьи чревато дополнительными нагрузками,
оно осложняется ещё и отсутствием подходящих ролевых моделей. Многое зависит от того, кто будет новым партнёром отца или матери ребёнка, каковы установки этого человека, как всё это скажется на формирующейся сексуальной идентичности и роли родителей. Между ребёнком и новой партнёршей его матери происходит "борьба" за мать.
Нельзя игнорировать проявления враждебного отношения к семье со стороны окружающих даже в тех случаях, когда клиент сам об этом не говорит. Многое зависит от того, удастся ли новой семье получить помощь со стороны друзей и родственников, а также со стороны окружающих к тому моменту, когда ребёнок разберётся в своих собственных установках и представлениях, связанных с воспитанием детей гомосексуальными парами.
1.9. Рождение детей в гомосексуальных семьях.
Желающие иметь детей лесбиянки и геи испытывают разнообразные чувства из-за того, что в своих взаимоотношениях с партнершами и партнерами не могут зачать ребенка. Способы решения этой проблемы зависят от разных факторов, как внешних, так и внутренних. Во всех случаях необходимо исключит ВИЧ -инфицирование.