Психолого-педагогическая подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности (БЖД)

Поэтому на плохо, недостаточно подготовленного к поведению и решению задач в экстремальных условиях человека, профессионала, последние сказываются отрицательно. Вызывают перенапряжение, растерянность, нерешительность, утрату самоконтроля и самоуправления, страх, непонимание обстановки, ухудшение сообразительности, находчивости, наблюдательности, работы памяти, скорости реакций, учащение и углубление ошибок, снижение точности действий и др. В слабо подготовленных группах, отрядах, экипажах часто возникают пессимистические настроения, слухи, ослабление дисциплины, нарушения уставных и служебных норм поведения, склонность к неумеренному употреблению спиртного, конфликты во взаимоотношениях, паника и пр.

На надлежащим образом подготовленного к решению задач в экстремальных условиях человека экстремальные факторы и ситуации сказываются, напротив, положительно. Они способствуют должной мобилизации сил и возможностей, обострению чувства долга, ответственности и решимости, вызывают внутренний подъем, даже азарт, энергичность и активность, настойчивость и упорство, деятельностный максимализм (страстное стремление добиться самого высокого и безусловного результата), повышенную бдительность, внимательность, наблюдательность, быструю и четкую работу мысли, готовность к любым неожиданностям и быстрым реакциям, смелость, устойчивость к временным неудачам и др. Качество действий даже повышается по сравнению с нормой [3].

Эмоции крайне разнообразны по своим качествам: в одних случаях они мобилизуют духовные силы для преодоления трудностей, помогают справиться с непосильными задачами, в других - приводят к противоположным результатам.

Эмоциональное напряжение (стресс) - главная психологическая особенность профессий, связанных с риском. Основная причина его - утомление и функциональные изменения в организме. Поэтому важно периодически проводить мероприятия по профилактике нежелательных последствий стресса. Существует определенная зависимость между силой стресса и работоспособностью человека. Ее называют предстартовой реакцией; состоит она из трех этапов, которые отражают различные уровни эмоционального возбуждения: боевой готовности, стартовой лихорадки и стартовой апатии;

1) психологическое состояние боевой готовности, сопровождается напряженным ожиданием, желанием приступить к действию и стремлением отдать все силы и способности для достижения цели. Если начало работы переносится на другое время (срок), то изменяется уровень эмоционального возбуждения. Дальнейшее нарастание его переходит в состояние стартовой лихорадки;

2) стартовая лихорадка приводит к эмоционально-моторным, эмоционально-сенсорным и эмоционально-интеллектуальным нарушениям.

Эмоционально-моторные нарушения характеризуются ухудшением координации точности движений. Эмоционально-сенсорные нарушения выражаются в ослаблении функций различных анализаторов и проявляются в виде замедленного восприятия команд, затруднениях при необходимости переключить внимание, ухудшении мышечного чувства, искажении чувства времени.

Эмоционально-интеллектуальные нарушения сопровождаются снижением критичности оценки своих действий, затруднением мыслительных операций, временным понижением памяти, появлением немотивированных действий.

В динамике эмоционального возбуждения большое значение имеет типологическая особенность нервной системы личности: человек с сильной нервной системой более устойчив к стартовой лихорадке, у человека со слабой нервной системой она (стартовая лихорадка) быстро переходит в стартовую апатию;

3) стартовая апатия - это состояние, когда эмоциональное возбуждение резко снижается и достигает уровня ниже ординарного. Затрудняются мыслительная, интеллектуальная деятельность, человеку становится сложнее принимать решения. Однако следует сказать, что определенная степень волнения перед началом и во время работы оказывает положительное влияние на психологическую готовность к деятельности, соревнованиям [22].

Психологическая пригодность специалиста БЖД к действиям в экстремальных ситуациях во многом определяется его индивидуальными психологическими особенностями (умением быстро приспособиться к условиям деятельности, сосредоточить внимание на выполнении работы). Но огромное значение имеет также способность специалиста полноценно отдохнуть за короткий промежуток времени и быстро восстановить силы. Переутомленный специалист хуже справляется со своими обязанностями, а возникающие в связи с этим служебные проблемы могут еще больше способствовать развитию психических нарушений. Часто встречающиеся в таких случаях повышенная эмоциональная возбудимость, бессонница заставляют людей прибегать к помощи медикаментозных средств, что без контроля врача может иметь отрицательные последствия. Часть людей пытается снять эмоциональную напряженность и заглушить появившиеся трудности путем употребления спиртных напитков, что также далеко не безразлично для организма [6].

Профессиональная деятельность специалиста БЖД связана с неблагоприятным воздействием на них вредных условий (физических, психологических и др.), которые могут вызвать сильный стресс, привести к переутомлению и возникновению многих заболеваний (нервно-психических расстройств, гипертонической болезни, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки и др.). Такие условия особенно проявляются в процессе ликвидации ЧС [6].

Утомление - это физиологическая реакция организма на любую деятельность. Оно проявляется в снижении количества и качества выполняемой работы и в нарушении координации рабочих функций. Наиболее типичный признак утомления - понижение чувствительности различных анализаторов и функциональных систем (зрения, слуха, обоняния, рецепторов, воспринимающих тепло и холод, положение тела и конечностей). Отмечается снижение мышечной массы, скорости двигательных реакций, выносливости, умственной деятельности. Если регулярно нарушается режим труда и отдыха, то происходит суммация явлений утомления, и в результате развивается состояние переутомления [16].

Переутомление с физиологической точки зрения - это перенапряжение возбудительного и тормозного процессов в коре больших полушарий мозга. Поэтому оно может рассматриваться как патологическое состояние. Первые признаки переутомления - нарушение ночного сна, повышенное чувство усталости, не проходящее после обычного отдыха. Но с жалобами на это редко кто обращается к врачу. Обосновать заключение о переутомлении можно по внешним объективным признакам: неустойчивое настроение, некоторая вялость, снижение активности и интереса к делу. Наблюдаются ошибки в трудовой деятельности, главным образом в результате нарушения функций внимания, особенно вследствие затруднений в распределении и переключении его (появляется так называемая забывчивость). Нередко при объективном обследовании врач может выявить также тахикардию, тремор пальцев рук, изменение реакций при проведении функциональных проб, повышенную потливость. Столкнувшись с такими явлениями, он должен отстранить человека от работы, тренировок, рекомендовать снизить нагрузки, упорядочить режим отдыха и питания, провести необходимые восстановительные мероприятия [16].

Даже в тех случаях, когда под воздействием стресса у специалиста возникают не выраженные заболевания, а, казалось бы, "невинные" нарушения психической деятельности, вопрос их профилактики все равно стоит крайне остро. Ведь такие предболезненные проявления в дальнейшем могут перерасти в тяжелые заболевания, угрожающие здоровью специалиста БЖД и препятствующие эффективному выполнению им своих функциональных обязанностей.

Оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и профессиональным контингентам, работающим в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф, непосредственно в очагах ЧС, имеет своей целью снятие эмоциональной напряженности, ослабление появившихся трудностей, не прибегая к приему специальных медицинских средств и употреблению алкогольных напитков, воздействуя не на организм, а на психику человека, которая в свою очередь оказывает влияние на разные физиологические органы [3].



Выводы по главе 1


В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме психологии экстремальных ситуации нами были установлены следующие факты.

Морально-психологический фактор имеет большое значение при действиях в условиях ЧС не только пострадавших при стихийном бедствии, но и в деятельности людей оказывающим им помощь, специалистов БЖД.

Морально-психологическое воздействие на человека в условиях ЧС вызывает стрессы, психические расстройства и как следствие - снижение работоспособности. Причиной этому является болезненное состояние, утомление или переутомление, вызванные нарушением режима труда и отдыха, различными интоксикациями и психическими травмами.

Экстремальными называют ситуации, которые ставят перед человеком в профессиональной деятельности большие трудности, требуют от него большого, даже предельного напряжения сил и возможностей.

Для экстремальных ситуаций характерны трудности, вызванные разными факторами, относящимися к трем группам: обстановочным, деятельностным и личностным.

По степени экстремальности, трудностей, напряжений все ситуации делятся на 4 группы: 1) нормальные, характерные обычными трудностями; 2) параэкстремалъные — трудности около предельных; 3) собственно экстремальные — испытываемые трудности требуют полной мобилизации возможностей человека; 4) гиперэкстремальные — трудности чрезмерны, превосходят возможности человека, обязывают действовать «через не могу»

Экстремальность — объективно-субъективное явление. Одна и та же ситуация для разных людей может быть нормальной, параэкстремальной, экстремальной или гиперэкстремальной. В решающей степени это зависит от особенностей личности, подготовленности и психического состояния.

Существуют два вида психологических реакций человека в экстремальных ситуациях. Возникающие всегда, во всех экстремальных ситуациях, независимо от их конкретных особенностей. И специфические, соответствующие особенностям ситуации. Первые выражаются в универсальной реакции — психологическом стрессе — возникновении психического напряжения, вызывающего общую мобилизацию возможностей психики и организма, необходимую для преодоления возникших трудностей. Вторые — в реакции, в точности отвечающей своеобразию данной экстремальной ситуации — адекватные ей психические процессы и состояния, мысли, соображения, чувства, волевые процессы, поступки, действия, приемы.

Эмоциональное напряжение (стресс) - главная психологическая особенность профессий, связанных с риском. Основная причина его - утомление и функциональные изменения в организме.

Было выяснено, что существует определенная зависимость между силой стресса и работоспособностью человека. Ее называют предстартовой реакцией; состоит она из трех этапов, которые отражают различные уровни эмоционального возбуждения: боевой готовности, стартовой лихорадки и стартовой апатии;

Даже в тех случаях, когда под воздействием стресса у специалиста возникают не выраженные заболевания, а, казалось бы, "невинные" нарушения психической деятельности, вопрос их профилактики все равно стоит крайне остро. Ведь такие предболезненные проявления в дальнейшем могут перерасти в тяжелые заболевания, угрожающие здоровью специалиста БЖД и препятствующие эффективному выполнению им своих функциональных обязанностей.



2. Теоретические основы психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД


2.1. Сущность, основные задачи и методы психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД


Психологическая подготовка - проблема и психологическая, и педагогическая. Психологическая – потому что в процессе тренировки в единстве с теоретической, технической, тактической, физической и морально-политической подготовкой и на их основе формируется психическая готовность к работе в экстремальных ситуациях [6].

Педагогическим аспектом названной проблемы является изыскание путей и средств формирования в процессе обучения психической готовности к работе в ЧС. Педагогическими средствами можно направить течение психических процессов в нужном направлении, сформировать то или иное полезное психическое состояние [6].

Для специалистов БЖД необходимо знание психологии, а также таких отраслей ее, как психология труда и психология того, что входит в понятие "чрезвычайные ситуации". Это позволит специалисту правильно организовать свою работу, будет способствовать повышению и развитию его духовных и физических возможностей, что в свою очередь приведет к увеличению надежности и эффективности действий во время тренировок, выступлений на соревнованиях, в повседневной деятельности.

Основные задачи и функции, которые осуществляются в процессе психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД:

1)                проведение психологического обследования для изучения индивидуальных психологических особенностей каждого специалиста;

2)                организация и проведение мероприятий, направленных на развитие профессионально-важных качеств специалистов БЖД;

3)                подготовка специалистов БЖД к осуществлению профессиональной деятельности в экстремальных условиях, в части, касающейся психологической подготовки;

4)                обучение специалистов БЖД навыкам оказания экстренной психологической помощи в общей системе подготовки и обучения;

5)                проведение периодических (мониторинговых) обследований специалистов БЖД для оценки развития профессионально-важных качеств;

6)                разработка и проведение мероприятий по профилактике нежелательных последствий у специалистов БЖД, связанных с профессиональной деятельностью [6].

Основные методы психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД.

Подготовка и воспитание специалистов БЖД высокого класса немыслимы без конкретного знания их личностных качеств, в том числе характера, способностей, темперамента и убеждений. Поэтому психолог в ходе психолого-педагогического общения изучает индивидуальные психологические особенности каждого специалиста. При этом используются такие методы, как наблюдение, беседа и эксперимент[18].

Метод наблюдения позволяет узнать психические качества личности в динамике реальной жизни.

Беседа является более активным методом. Из нее можно почерпнуть сведения об убеждениях человека, мотивах и целях его поступков, интересах, отношении к работе и т.д.

Но наиболее эффективным способом познания индивидуума является эксперимент, который проводится с помощью тестирования или специальных приборов. В процессе его, по мнению многих исследователей, наиболее объективно устанавливаются отдельные психофизиологические особенности личности.

Причинами снижения работоспособности человека могут быть болезненное состояние, утомление или переутомление, вызванные нарушением режима труда и отдыха, различными интоксикациями и психическими травмами.

Утомление - это физиологическая реакция организма на любую деятельность. Оно проявляется в снижении 'количества и качества выполняемой работы и в нарушении координации рабочих функций. Наиболее типичный признак утомления - понижение чувствительности различных анализаторов и функциональных систем (зрения, слуха, обоняния, рецепторов, воспринимающих тепло и холод, положение тела и конечностей). Отмечается снижение мышечной массы, скорости двигательных реакций, выносливости, умственной деятельности. Если регулярно нарушается режим труда и отдыха, то происходит суммация явлений утомления, и в результате развивается состояние переутомления [16].

Переутомление с физиологической точки зрения - это перенапряжение возбудительного и тормозного процессов в коре больших полушарий мозга. Поэтому оно может рассматриваться как патологическое состояние. Первые признаки переутомления - нарушение ночного сна, повышенное чувство усталости, не проходящее после обычного отдыха. Но с жалобами на это редко кто обращается к врачу. Обосновать заключение о переутомлении можно по внешним объективным признакам: неустойчивое настроение, некоторая вялость, снижение активности и интереса к делу. Наблюдаются ошибки в трудовой деятельности, главным образом в результате нарушения функций внимания, особенно вследствие затруднений в распределении и переключении его (появляется так называемая забывчивость). Нередко при объективном обследовании врач может выявить также тахикардию, тремор пальцев рук, изменение реакций при проведении функциональных проб, повышенную потливость. Столкнувшись с такими явлениями, он должен отстранить человека от работы, тренировок, рекомендовать снизить нагрузки, упорядочить режим отдыха и питания, провести необходимые восстановительные мероприятия [16].

Для более глубокой и полной оценки состояния специалиста большое значение имеет, кроме психолого-педагогического наблюдения, самоконтроль, т.е. самостоятельное регулярное внимание к своему здоровью, физическому развитию, выявление влияния на организм работы в экстремальных ситуациях путем оценки субъективных ощущений и некоторых объективных данных.

Специалисты БЖД - это в основном молодые люди, энтузиасты избранной ими профессии. Они нередко переоценивают свои возможности и, стремясь побороть недомогание, преодолеть усталость и выполнить порученное им дело в чрезвычайно сложных ситуациях, скрывают от медиков, что нарушают режим труда и отдыха. В таких случаях немалое значение имеет взаимоконтроль. Это, конечно, дело очень тонкое, требующее проведения в коллективе определенной кропотливой работы, направленной на изжитие таких качеств, как ложный стыд, круговая порука. И, однако, необходимо добиваться, чтобы специалисты, осуществляя само- и взаимоконтроль, своевременно сообщали бы обо всех изменениях в состоянии здоровья (самочувствии) врачу или психологу. Проявляя максимум деликатности и тактичности, врач вместе с психологом помогут им восстановиться, повысить работоспособность. Эффективность и безопасность профессиональной деятельности зависит как от качеств, характеризующих состояние здоровья человека, так и от его психофизиологических свойств [6].

Психофизиологическая подготовка.

Главная цель психофизиологической подготовки - на базе идейной убежденности и мастерства развить психологическую готовность к мобилизации всех внутренних резервов организма.

Главным принципом ее является единство общего и специального, их тесная взаимосвязь. Выделяют следующие направления этого вида подготовки: развитие морально-волевых качеств; формирование и совершенствование необходимых для специалиста психологических качеств; выработка психофизиологической устойчивости к экстремальным ситуациям; обучение самонаблюдению и саморегуляции.

Для постоянного повышения своего мастерства, воспитания силы воли, духа, мужества обучаемый должен быть способен преодолеть себя, свои слабости. Процесс морально-волевой подготовки - это и есть процесс преодоления различных препятствий в ходе тренировок, соревнований, повседневной работы. Необходимо развивать у специалиста БЖД чувство патриотизма, любви к Родине, к своей профессии, долга и чести, собственного достоинства и товарищества, воспитывать самокритичность, повышать требовательность к себе. Постоянно тренировать его в преодолении внутренних и внешних препятствий (например, соблюдение режима, дисциплинированность) и т.д. Причем, перед обучаемым надо ставить только выполнимые задачи [6].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты