Психология бизнеса

Психология бизнеса











УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ПСИХОЛОГИЯ БИЗНЕСА



1. Целевая установка и организационно-методические указания

1.1 Цели и задачи изучения дисциплины


Цель преподавания курса «Психология бизнеса» – изучение психологических особенностей поведения человека в бизнесе.

Предмет изучения – деятельность человека в сфере бизнеса.

Задачи курса:

– сформировать у студентов представление об общих особенностях бизнеса как социокультурного института и как вида деятельности и тех требованиях, которые эта деятельность предъявляет к реализующему ее человеку;

– рассмотреть социально-психологическую характеристику личности бизнесмена, описать жизненный путь человека в бизнесе, внутренние закономерности, наблюдаемые в динамике переходов от этапа к этапу;

– сформировать систему знаний о психологических качествах, которые оказываются принципиально важными для человека, действующего в бизнесе, о специфических социально-психологических процессах в бизнесе, о психологических особенностях отношения к деньгам людей бизнеса, о психологических основах этики в бизнесе;

– рассмотреть перспективы развития психологии бизнеса как особого направления психологического познания.

В результате освоения дисциплины слушатель должен:

ЗНАТЬ основные термины и их определения, основные положения применяемых теорий, общие особенности бизнеса как социокультурного института и как вида деятельности.

УМЕТЬ применять психологические знания для успешного ведения бизнеса.

ИМЕТЬ представление о том, что есть человек бизнеса, о специфических социально-психологических процессах в бизнесе. А также о том, что есть организация в бизнесе, и о влиянии изменений в организации на требования к людям, параметры человеческих отношений, нормы организационной культуры.


1.2 Организационно-методические указания

Дисциплина «Психология бизнеса», относится к циклу Гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ), дисциплина по выбору. Изучение дисциплины базируется на знаниях полученных при изучении дисциплин «Психология», «Менеджмент», «Экономическая теория», «Организационное поведение».

В свою очередь изучение данного курса будет востребовано в практической деятельности молодого специалиста.

Изучение курса предполагает сочетание нескольких форм обучения: лекций, семинарских и практических занятий и самостоятельной работы.

На лекциях до слушателей доводится необходимый теоретический материал с соответствующими примерами и разъяснениями.

Практические занятия отводятся для обсуждения изучаемых явлений, апробации практических приемов, проведения учебных исследований, обработки результатов и обсуждения итогов.

Во время самостоятельной работы слушатели работают с основной и дополнительной литературой, выполняют индивидуальные задания.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем систематически при выполнении заданий на практических занятиях, при ответах на вопросы и в ходе обсуждения полученных результатов, проверки домашних заданий.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Проводится в форме тестирования и проверки отчетов по проведенным исследованиям.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме зачета.



2. Содержание тем дисциплины


Тема 1. Бизнес как социокультурный институт

Бизнес в России – исторический аспект. Бизнес и его психологические предпосылки. Бизнес как юридически законная деятельность. Бизнес как часть социальной системы.

Тема 2. Психология деятельности бизнесменов

Бизнес в сравнении с другими видами деятельности. Бизнес и спорт. Бизнес и военное дело. Бизнес и наука. Бизнес и природа. Психологические особенности деятельности бизнесмена.

Тема 3. Социальная психология личности бизнесмена

Определение понятия бизнесмен. Методы изучения личности бизнесмена. Бизнесмен как обобщенное название социальной роли. Этапы развития роли бизнесмена. Социальные роли в бизнесе: Предприниматель. Менеджер. Инвестор. Лидер.

Тема 4. «Психологические качества бизнесмена»

Активность – готовность действовать в неопределенности – целеполагание. Активность и мотивация человека бизнеса, целеполагание и активность в бизнесе, «счетность» мышления. Маркетинговое мышление.

Тема 5. Социальная психология бизнеса

Конкурентность и конкуренция в бизнесе. «Образцовая конкуренция». Конкуренция и партнерство. Учредительские отношения и отношения управления в бизнесе. Отношение с сотрудниками и управление персоналом.

Тема 6. Организационная психология бизнеса

Организационные формы человеческих отношений. Устойчивость организации в бизнесе. Жизненный путь организации в бизнесе. Психологическая характеристика стратегического управления. Психологическая характеристика инновационного развития организации. Командообразования в бизнесе.


Тема 7. Психология денег

Деньги как социальное явление – проблемы ценности, обмена, денежной культуры. Психология денег как предмет исследования. Специфика отношения к деньгам в современной России. Предпринимательские проблемы в отношениях к деньгам.

Тема 8. Психологические основы этики бизнеса

Принцип экономической целесообразности. Принцип ситуативности. Этика индивидуальной ответственности в бизнесе.



3. Распределение учебного времени по семестрам, темам и видам учебных занятий

Для специальностей 060500.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 061100.65 «Менеджмент организации» (очная форма обучения – 5 лет)


№ п/п

Наименование темы

Всего

Аудиторная работа


Лекции

Практические

занятия

Самостоятельная работа

4,5 – семестр‑120 часов

1.

Бизнес как социокультурный институт

8

2

2

4

2.

Психология деятельности бизнесмена

8

2

2

4

3.

Социальная психология личности бизнесмена

16

4

4

8

4.

Психологические качества человека бизнеса.

20

6

6

8

5.

Социальная психология бизнеса

20

6

6

8

6.

Организационная психология бизнеса

22

6

6

10

7

Психология денег.

14

4

4

6

8.

Психологические основы этики бизнеса

14

4

4

6


Зачет






Зачет





Всего:

120

34

34

52




Для специальностей 060500.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (очная форма обучения – 3 года)

№ п/п

Наименование темы

Всего

Аудиторная работа


Лекции

Практические

занятия

Самостоятельная работа

4,5 – семестр‑120 часов

1.

Бизнес как социокультурный институт

8

2

2

4

2.

Психология деятельности бизнесмена

8

2

2

4

3.

Социальная психология личности бизнесмена

16

4

2

10

4.

Психологические качества человека бизнеса.

20

4

4

12

5.

Социальная психология бизнеса

20

4

4

12

6.

Организационная психология бизнеса

22

4

4

14

7

Психология денег.

14

4

4

6

8.

Психологические основы этики бизнеса

14

4

4

6


Зачет






Зачет





Всего:

120

28

26

66



Для специальностей 061100.65 «Менеджмент организации» (очная форма обучения – 3 года)


№ п/п

Наименование темы

Всего

Аудиторная работа


Лекции

Практические

занятия

Самостоятельная работа

4,5 – семестр‑120 часов

1.

Бизнес как социокультурный институт

8

4

2

2

2.

Психология деятельности бизнесмена

8

4

2

2

3.

Социальная психология личности бизнесмена

16

4

4

8

4.

Психологические качества человека бизнеса.

20

4

4

12

5.

Социальная психология бизнеса

20

6

8

6

6.

Организационная психология бизнеса

22

6

8

8

7

Психология денег.

14

4

4

6

8.

Психологические основы этики бизнеса

14

4

4

10


Зачет






Зачет





Всего:

120

36

36

48


Для специальностей 060500.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 061100.65 «Менеджмент организации»

(очно-заочная форма обучения – 6 лет)

№ п/п

Наименование темы

Всего

Аудиторная работа


Лекции

Практические

занятия

Самостоятельная работа

4‑семестр‑120 часов

1.

Бизнес как социокультурный институт

10



10

2.

Психология деятельности бизнесмена

10



10

3.

Социальная психология личности бизнесмена

12

1

1

12

4.

Психологические качества человека бизнеса.

22

1

1

20

5.

Социальная психология бизнеса

22

1

1

20

6.

Организационная психология бизнеса

18

1

1

16

7

Психология денег.

12

1

1

10

8.

Психологические основы этики бизнеса

20

1

1

18


Зачет





Всего:

120

6

6

108

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты