Психология "пикапа": его методы, психологические принципы и приёмы

Психология "пикапа": его методы, психологические принципы и приёмы

Министерство образования республики Беларусь

УО "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка"

Кафедра психологии







Курсовая работа по психологии

"Психология "пикапа": его методы, психологические принципы и приёмы"




Работу выполнил:

Коростелёв Роман Витальевич

Студент II курса 202 группы

Факультета эстетического образования

Научный руководитель:

старший преподаватель

Поплавский Н. Н.





Минск 2010

Оглавление


Введение

Глава 1. Исследование коммуникативной компетентности в психологической литературе

1.1 Понятие о коммуникативной компетентности

1.2 "Пикап" как феномен процесса общения

1.3 Развитие движения пикаперов за рубежом и на постсоветском пространстве

1.4 Застенчивость как мотивация пикапа

Глава 2. Характеристика принципов и приёмов пикапера

2.1 Характеристика принципов пикапера

2.2 Характеристика некоторых приёмов пикапера

Заключение

Литература


Введение


Что же такое пикап? Слово, которое пришло к нам с другого континента. Что оно означает и почему оно волнует людей? Почему молодые люди посещают тренинги, на которых учат соблазнять девушек? Забегая вперёд, я могу сказать, что в нашем времени существует необходимость этих тренингов, так как много молодых людей не могут в силу своей застенчивости или по каким-то другим причинам нормально общаться с девушками. А если человек стесняется общаться с противоположным полом, то как он в будущем сможет создать свою семью – ячейку общества? В случае разделения человечества на два лагеря вообще не возможно продолжение рода человеческого! Возможно, именно поэтому появилось в США движение пикаперов, которое в скором времени пришло и к нам. Молодые люди решили найти ответы на интересующие их вопросы. Они объединили свои знания в результате чего появились тренинги, семинары и книги о тонкостях общения между противоположными полами.

Как приобрести уверенность в себе? Не показную, не кратковременную, а постоянную и реальную уверенность в себе? Идя на общение, человек заранее обделяет себя, отказываясь от того, на что имеет право. Дело в том, что в отношениях между людьми приняты некоторые условности, ограничивающие наше поведение, дабы мы не перегрызли друг друга, но человек, не испытывающий уверенность в себе, еще более себя ограничивает. Застенчивые люди при контакте с другим человеком не владеют инициативой - они боятся ответственности за нее. В первую очередь это происходит при общении с противоположным полом - парни думают, что если девушка отказывает им в знакомстве, то сейчас земля разверзнется у них под ногами. Глупо? Конечно! Уверенность в себе - главный инструмент для исправления этой ситуации! Стоит смотреть на знакомство как на игру. Начиная общаться, не думать о физической близости, да и вообще не воспринимать девушку как объект для этой близости. Да, можно проиграть в этой игре, но в данном случае "проиграть" - это не значит "потерпеть поражение", так что бояться нечего.

Неудачи мужчины в личной жизни проецируются на его карьеру, на общение с друзьями, на отдых, превращая его в полного неудачника, уже давно и практически неизлечимо болеющего выученной беспомощностью. Знакомство и соблазнение - творческие задачи, которые не имеют однозначного решения. Именно для них важна активная поисковая деятельность и уверенность в успехе, так как именно от них, в большинстве случаев, зависит продолжение их рода.

Итак, в своей работе я в короткой форме расскажу о том где, как, когда, а самое главное, почему появилось пикап движение. Попытаюсь разобраться сам и рассказать остальным о его сути. Рассмотрю его с разных сторон и выявлю положительные и отрицательные его стороны.

Целью курсовой работы является раскрытие сущности пикапа, его психологии и причины появления вообще; его методов, психологических принципов и приёмов.

Цель предполагает решение следующих задач:

1.                 Изучить литературу по проблеме коммуникативной компететности и пикапу;

2.                 Выявить мотивационную основу пикаперского поведения;

3.                 Выявить принципы, методы и приёмы пикаперского поведения;

4.                 Дать рекомендации на основе изученной проблемы;

Объектом в моей работе является пикап как феномен общения. Предметом проблемы пикаперского поведения.


Глава 1. Исследование коммуникативной компетентности в психологической литературе


1.1 Понятие о коммуникативной компетентности


Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Эзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общениии. Человек всегда дан в контексте с другим – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.

Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я – ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только "внешних" сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей . Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения.

Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности – перцептивной, коммуникативной, интерактивной. Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

1.     Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

2.     Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

3.     Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок. Коммуникативная установка партнёра – это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнёра, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения. При таком подходе к характеристике коммуникативной компетентности целесообразно рассмотреть общение как системно-интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие.

·         Коммуникативно-диагностическую (диагностика социопсихологической ситуации в условии будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми возможно предстоит столкнуться личности в общении)

·         Коммуникативно-программирующую (подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения

·         Коммуникативно-организационную (организация внимания партнёров по общению, стимулирование их коммуникативной активности и т.д.)

·         Коммуникативно-исполнительскую (диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения).

Каждая из этих составляющих требует специального социотехнологического анализа, однако рамки изложения концепции дают возможность остановиться только на коммуникативно-исполнительской части. Она рассматривается как коммуникативно-исполнительское мастерство личности.

Коммуникативно-исполнительское мастерство личности проявляется как два взаимосвязанных и всё же относительно самостоятельных умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, т.е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения. В коммуникативно-исполнительском мастерстве личности проявляются многие её навыки и прежде всего навыки эмоционально-психологического саморегулирования как управление своей психофизической органикой, в результате чего личность достигает адекватного коммуникативно-исполнительской деятельности эмоционально-психологического состояния.

Эмоционально-психологическая саморегуляция создаёт настрой на общение в соответствующих ситуациях, эмоциональный настрой на ситуацию общения, означает прежде всего перевод обыденных эмоций человека в тональность, соответствующую ситуации взаимодействия. В процессе эмоционально-психологической саморегуляции следует различать три фазы: длительное эмоциональное "заражение" проблемой, темой и материалами предстоящей ситуации общения; эмоционально-психологическую идентификацию на стадии разработки модели своего поведения и программы предстоящего общения; оперативную эмоционально-психологическую перестройку в обстановке общения.

Эмоционально-психологическая саморегуляция приобретает характер целостного и завершенного акта в единстве с перцептивными и экспрессивными навыками, которые также составляют необходимую часть коммуникативно-исполнительского мастерства. Она проявляется в умении остро, активно реагировать на изменения обстановки общения, перестроить общение с учётом перемены эмоционального настроя партнёров. Психологическое самочувствие, эмоциональный настрой личности прямо зависят от содержания и результативности общения.

Перцептивные навыки личности проявляются в умении управлять своим восприятием и организовывать его: верно оценивать социально-психологический настрой партнёров по общению; устанавливать необходимый контакт; по первому впечатлению прогнозировать "ход" общения. Они позволяют личности верно оценивать эмоционально-психологические реакции партнёров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения.

Экспрессивные навыки коммуникативно-исполнительской деятельности принято рассматривать как систему умений, создающих единство голосовых, мимических, визуальных и моторнофизиолого-психологических процессов. По своей сути это навыки самоуправления выразительной сферой коммуникативно-исполнительской деятельности

Связь эмоционально-психологической саморегуляции с выразительностью есть органическая связь внутреннего и внешнего психологического. Это стремление и обеспечивает внешнее поведение, выразительные действия личности в общении в общении. Экспрессивные навыки личности проявляются как культура речевых высказываний, соответствующих нормам устной речи, жестов и пластики поз, эмоционально-мимического сопровождения высказывания, речевого тона и речевой громкости.

В многообразных случаях общения инвариантными составляющими оказываются такие компоненты, как партнёры-участники, ситуация, задача. Вариативность обычно связана с изменением характера самих составляющих – кто партнёр, какова ситуация или задача и своеобразие связей между ними.

Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия "коммуникативный потенциал личности". Коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает на ряду с компетентностью в общении ещё две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении.

По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей:

1.     Творческое мышление;

2.     Культуру речевого действия;

3.     Культуру самонастройке на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

4.     Культуру жестов и пластики движений;

5.     Культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;

6.     Культуру эмоций.

Коммуникативная культура личности как и коммуникативная компетентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в непраздничной [форме] сфере; опыт восприятия искусства. Соционормативный опыт – это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения. Вместе с тем реальное бытование различных форм общения, которые чаще всего опираются на соционормативный конгломерат (произвольная смесь норм общения, заимствованных из разных национальных культур, вводит личность в состояние когнитивного диссонанса). А это рождает противоречие между знанием норм общения в разных формах общения и тем способом, который предлагает ситуация конкретного взаимодействия. Диссонанс – источник индивидуально-психологического торможения активности личности в общении. Личность выключается из поля общения. Возникает поле внутреннего психологического напряжения. А это создаёт барьеры на пути человеческого взаимопонимания.

Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности личности. С одной стороны, он социален и включает интериоризированные нормы и ценности культуры, с другой – индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности. Динамический аспект этого опыта составляет процессы социализации и индивидуализации, реализуемые в общении, обеспечивающие социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие. В общении особую роль играет овладение социальными ролями: организатора, участника и т.п. общения. И здесь очень важен опыт восприятия искусства. Искусство воспроизводит самые разнообразные модели человеческого общения. Знакомство с этими моделями закладывает основу коммуникативной эрудиции личности. Обладая определённым уровнем коммуникативной компетентности, личность вступает в общение, имея определённый уровень самоуважения и самосознания. Личность становится персониорицированным субъектом общения. Это означает не только искусство адаптации к ситуации и свободу действий, но и умение организовать личностное коммуникативное пространство и выбрать индивидуальную коммуникативную дистанцию. Персониорикуция общения проявляется также и на акциональном уровне – и как овладение кодом ситуативного общения, и как ощущение допустимого в импровизациях, уместности конкретных средств общения. Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности.


1.2 "Пикап" как феномен процесса общения


Пика́п (англ. pick up — разг. познакомиться) — в узком смысле знакомство с целью соблазнения. Совокупность методов, наблюдений, взглядов, развившихся на основе эмпирического подхода к соблазнению. Впервые термин был введён в русский язык Сергеем Огурцовым, создавшим в октябре 1995 года конференцию (форум) RU.PICKUP в некоммерческой компьютерной сети FIDOnet, посвящённую обсуждению вопросов "знакомства с противоположным полом и развития отношений". Изначально пикапу давалось следующее определение: комплекс мер и действий, предназначенный для эффективного привлечения объекта противоположного пола. Конференция быстро завоевала широкую популярность, стала доступна и из сети Интернет, а потому термин пикап в данном контексте стал понятен для очень многих, имеющих доступ к Сети.

Поскольку употреблено слово соблазнит, которое хорошо описывает и толкует понятие пикапа, то логично дать и ему определение. Согласно словарю Даля соблазнять (соблазнить кого-либо чем-нибудь) - это, ( соблажняти церк.) склонять к чему-либо нехорошему приманкой, смущать, вовлекать, подущать, заманивать; подать повод или случай ко греховному падению, возбуждать поползновение или вожделение, совращать; вводить кого в соблазн, в искушение, искушать, прельщать; блазнить, вадить.

Так же у слова пикап имеются следующие слова синонимы в русском языке: искушать, обольщать, прельщать, заводить, завлекать, вовлекать, увлекать, заманивать, сманивать, запутывать, попутать, совращать, смущать, вводить в грех (искушение), свести кого с ума.

В английском языке встречаются следующие близкие по звучанию и значению термины:

·                                 en:pickup artist - опытный соблазнитель, мастер пикапа;

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты