Психологическая характеристика трудностей возникающих при изучении иностранного языка на среднем этапе
p> Меланхолик — человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых).
Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системой, они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности [35,159].

Таким образом, можно предположить, что в условиях специализированной подготовки темперамент играет ведущую роль. На процесс усвоения знаний могут оказать влияние такие его свойства как: скорость восприятия, длительность сосредоточения внимания, психический темп и ритм. Не менее важную роль могут играть также направленность психической деятельности, например, экстраверт, стремится к новым контактам, к общению с людьми, и эмоциональная окраска речи, например, выраженность эмоций при общении.

§ 2. Внимание как фактор успешной учебной деятельности.

«…Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

К.Д. Ушинский.

Внимание – это психический процесс (психическое состояние), сущностью которого является направленность и сосредоточенность сознания на определенном предмете, действии, процессе или явлении.

Человек направляет луч своего сознания на тот или иной объект с целью познания или управления последним.

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, таким как память, мышление, восприятие или воображение, но значимость его велика, т.к. без него невозможно протекание познавательной или предметной деятельности [33; 12].

Различают внешнее внимание, когда сознание направлено на окружающие социальные и природные объекты, и внутреннее, когда оно сосредоточено на собственных мыслях, чувствах, переживаниях.

Выделяют следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Основание данной классификации служит степень влияния волевых усилий на протекание этого психологического процесса.

Внимание, которое возникает непреднамеренно (без специально поставленной цели) и не требует волевых усилий, называется непроизвольным.
Внимание, возникающее на основе заранее намеченной цели и специально воспринимаемых волевых усилий, называется произвольным. Известный психолог
Н.Ф. Добрынин ввел термин «послепроизвольное внимание», характеризуя им такое внимание, которое возникает вследствие сознательно поставленной цели и предпринятых волевых усилий, но затем поддерживается не с помощью волевых механизмов, а благодаря увлеченности, занимательности и личностной значимости деятельности, выполняемой школьником [33; 16].

К числу основных свойств или индивидуальных особенностей внимания следует отнести: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение.

В.А. Крутецкий [24; 76] характеризует свойства внимания следующим образом: «Сосредоточенность внимания – это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.
Устойчивость внимания – это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. Объем внимания – количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т.е. охватываются вниманием одномоментно. Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам или одновременное выполнение действий с ними или наблюдений за ними. Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи ».

Основными функциями внимания, по мнению В.Г. Казакова [33; 18] являются:

. отбор значимых воздействий и игнорирование (торможение) других несущественных, побочных воздействий.

. Удержание, сохранение образов, определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель.

. Регуляция и контроль протекания деятельности.

Таким образом, в процессе усвоения иностранного языка внимание имеет большое значение. Можно предположить, что обозначенные свойства внимания играют особую роль в усвоении иностранного языка. Ученику важно быть сосредоточенным, правильно выделять слова и вычленять грамматические структуры, уметь переключать свое внимание с одного вида деятельности на другой.

§ 3. Восприятие в структуре познавательной деятельности учащихся.

Восприятие — целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
Восприятие — результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных [35;
30]. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движения глаз при рассматривании и т. п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа.

Закономерность субъективности восприятия — одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. [35;31].

Свойства восприятия:

1. Целостность, т. е. восприятие есть всегда целостный образ предмета, система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

2. Константность восприятия — благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия).
Константность восприятия — не врожденное свойство, а приобретенное

3. Структурность восприятия — восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.

4. Осмысленность восприятия — восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

5. Избирательность восприятия — проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Виды восприятия выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.

Восприятие зависит от уровня внимания человека.

Можно отметить, что в усвоении иностранного языка существенную роль играют такие характеристики восприятия как избирательность (особенно проявляется в говорении и аудировании), структурность (говорении, чтении), целостность (в аудировании).

§ 4. Память и ее значение в процессе усвоения знаний.

«Все развитие человека совершается не иначе, как в области памяти и через ее посредничество…»

К.Д. Ушинский.

Под памятью обычно понимается запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, ее прошлого опыта.

Наиболее распространенной классификацией мнемических процессов является разделение памяти на четыре вида в зависимости от особенностей материала запоминания и воспроизведения [33; 24]:

. двигательная память – это память на различные движения и их системы, позволяющая формировать практические и трудовые навыки;

. Эмоциональная память – память на чувства;

. Образная память – включает зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую.

. Словесно-логическая память - вербальная память.

В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание и воспроизведение, память может подразделяться на:

. Непроизвольную, характеризующуюся отсутствием заранее поставленной цели и специальных приемов запоминания, но при обязательном взаимодействии субъекта с предметом.

. Произвольную – преднамеренное заучивание или припоминание чего- либо.

По способу запоминания выделяется механическая, не опирающаяся на запоминания, и смысловая память, основанная на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающая наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов.

По продолжительности запоминания и сохранения материала в память делится на кратковременную и долговременную. Кроме того, выделяют и оперативную память, обслуживающую непосредственно осуществляемые человеком действия [33; 27].

Особое внимание следует обратить на процессы памяти, каждый из которых подчиняется особым закономерностям. К их числу относятся:

. запоминание, протекающее в трех формах: запечатление, определяемое как кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд; непроизвольное запоминание- сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала; преднамеренное запоминание (заучивание) – запоминание с целью сохранения материала в памяти.;

. сохранение - более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений;

. воспроизведение - представляет собой воссоздание сохраненного в памяти материала, протекающее на нескольких уровнях: узнавание, или воспроизведение при опоре на восприятие; собственно воспроизведение, не вызывающее затруднений; припоминание, требующее волевого усилия.

В процессе изучения иностранного языка память играет важную роль. Можно предположить, что такие виды памяти как образная память, словесно- логическая память, непроизвольная и произвольная память имеет большое значении при овладении иностранным языком и должны развиваться во всех видах речевой деятельности.

Выводы.

Можно предположить, что в условиях специализированной подготовки темперамент играет ведущую роль. На процесс усвоения знаний могут оказать влияние такие его свойства как: скорость восприятия, длительность сосредоточения внимания, психический темп и ритм. Не менее важную роль могут играть также направленность психической деятельности, например, экстраверт, стремится к новым контактам, к общению с людьми, и эмоциональная окраска речи, например, выраженность эмоций при общении.

Таким образом, в процессе усвоения иностранного языка внимание имеет большое значение. Можно предположить, что обозначенные свойства внимания играют особую роль в усвоении иностранного языка. Ученику важно быть сосредоточенным, правильно выделять слова и вычленять грамматические структуры, уметь переключать свое внимание с одного вида деятельности на другой.

Можно отметить, что в усвоении иностранного языка существенную роль играют такие характеристики восприятия как избирательность (особенно проявляется в говорении и аудировании), структурность (говорении, чтении), целостность (в аудировании).

В процессе изучения иностранного языка память играет важную роль. Можно предположить, что такие виды памяти как образная память, словесно- логическая память, непроизвольная и произвольная память имеет большое значении при овладении иностранным языком и должны развиваться во всех видах речевой деятельности.


Глава 3. Экспериментальное исследование индивидуально-психологических особенностей подростков, определяющих характер усвоения иноязычной речи

§ 1. Исследование особенностей темперамента подростков, обучающихся в лингвистической гимназии

Характер учебной деятельности определяется индивидуально- психологическими свойствами человека. Одним из главных показателей индивидуально-психологических особенностей является темперамент. В соответствии с данным в предыдущей главе определением, темперамент - совокупность устойчивых, индивидуально своеобразных свойств психики человека, определяющих динамику его психической деятельности. [27;81].

1.1. С целью изучения особенностей темперамента были использованы следующие методики: методика Ганса Айзенка (см. Приложение 1) – направлена на выявление типа темперамента, при помощи определения степени экстраверсии и невротизма. По этой методике выделяется 4 типа темперамента: сангвиник- экстраверт, холерик–экстраверт, флегматик-интроверт, меланхолик-интроверт.
Для подкрепления полученной информации был проведен опросник Смирнова (см.
Приложение 1). С помощью этого опросника уточняются индивидуальные свойства темперамента личности, такие как: экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакции, активность.

Исследование проводилось в сентябре-ноябре 2001 года в Псковской лингвистической гимназии. В исследовании принимало участие 20 учеников 7го класса. Результаты исследования представлены в таблицах:

Таблица 1

Психологическая характеристика темперамента по каждому ученику по методике Ганса Айзенка
|Ф.И.О. |Экстраверсия |Невротизм |Тип темперамента |
|1. Яна Б. |8 |7 |флегматик |
|2. Юля Б. |15 |22 |холерик |
|3. Женя В. |10 |6 |флегматик |
|4. Настя Г. |17 |14 |холерик |
|5. Света Г. |16 |14 |холерик |
|6. Арина И. |18 |22 |холерик |
|7. Никита К. |16 |9 |сангвиник |
|8. Наташа К. |18 |23 |холерик |
|9. Кристина К. |19 |21 |холерик |
|10. Юля К. |15 |15 |холерик |
|11. Лиза К. |9 |8 |флегматик |
|12. Леша Л. |4 |10 |флегматик |
|13. Маша М. |7 |9 |флегматик |
|14. Саша М. |19 |21 |холерик |
|15. Аня Н. |8 |7 |флегматик |
|16. Павел П. |13 |15 |холерик |
|17. Оля Р. |9 |13 |меланхолик |
|18. Таня С. |9 |6 |флегматик |
|19. Кирилл Ф. |9 |5 |флегматик |
|20. Юля Ш. |7 |10 |флегматик |

Согласно приведенным в таблице сведениям, среди 20 учеников было выявлено 9 человек с холерическим темпераментом, 9 – с флегматическим, 1- с сангвиническим и 1 – с меланхолическим.

Таблица 2

Психологическая характеристика темперамента по каждому ученику по методике Смирнова

|Ф.И.О. |Экстра |Эмоциональн|Темп |Активно |Ригидно |Тип |
| |версия |ая |реакции |сть |сть |темперамента|
| | |возбудимо | | | | |
| | |сть | | | | |
|1. Яна Б. |8 |5 |10 |11 |8 |Флегматик |
|2. Юля Б. |14 |20 |10 |15 |22 |Холерик |
|3. Женя В. |10 |2 |11 |11 |8 |Флегматик |
|4. Настя Г. |17 |14 |7 |9 |14 |Холерик |
|5. Света Г. |25 |5 |21 |28 |11 |Холерик |
|6. Арина И. |20 |18 |17 |19 |10 |Холерик |
|7. Никита К. |18 |7 |18 |23 |11 |Сангвиник |
|8. Наташа К. |24 |18 |19 |20 |10 |Холерик |
|9. Кристина К. |20 |17 |17 |20 |11 |Холерик |
|10. Юля К. |25 |15 |16 |16 |11 |Холерик |
|11. Лиза К. |9 |3 |13 |10 |8 |Флегматик |
|12. Леша Л. |9 |10 |9 |4 |10 |Флегматик |
|13. Маша М. |7 |5 |15 |5 |11 |Флегматик |
|14. Саша М. |20 |17 |17 |20 |11 |Холерик |
|15. Аня Н. |8 |2 |13 |11 |7 |Флегматик |
|16. Павел П. |22 |11 |18 |3 |8 |Холерик |
|17. Оля Р. |2 |3 |6 |5 |8 |Меланхолик |
|18. Таня С. |9 |17 |11 |6 |10 |Флегматик |
|19. Кирилл Ф. |9 |17 |15 |5 |10 |Флегматик |
|20. Юля Ш. |7 |19 |12 |10 |13 |флегматик |

Результаты, представленные в таблице 2, подтверждают полученную классификацию темперамента. Согласно этим сведениям, учащиеся, имеющие холерический темперамент, обладают повышенной экстраверсией, эмоциональной возбудимостью, темпом реакции в отличие от учащихся с флегматическим типом темперамента.

1.2. На втором этапе исследования мы соотнесем полученные результаты с успеваемостью учащихся. Результаты этого этапа представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Соотнесение типов темперамента учащихся с их успеваемостью по иностранному языку.

|Тип темперамента |Ф.И.О. |Успеваемость по |
| | |иностранному |
| | |языку |
|Холерики |Юля Б. |4 |
| |Настя Г. |5 |
| |Света Г. |5 |
| |Арина И. |4 |
| |Наташа К. |5 |
| |Кристина К. |5 |
| |Юля К. |4 |
| |Саша М. |4 |
| |Паша П. |5 |
|Сангвиник |Никита К. |5 |
|Флегматики |Яна Б. |3 |
| |Женя В. |4 |
| |Лиза К. |4 |
| |Леша Л. |3 |
| |Маша М. |4 |
| |Аня Н. |4 |
| |Таня С. |3 |
| |Кирилл Ф. |3 |
| |Юля Ш. |3 |
|Меланхолик |Оля Р. |4 |

Анализируя результаты, представленные в таблице, можно сказать, что учащиеся, имеющие холерический и сангвинический темперамент, более успешны в учебе, имеют больше отличных оценок, чем учащиеся с флегматическим и меланхолическим темпераментом.

§ 2. Особенности когнитивной деятельности учащихся в процессе усвоения иностранного языка

Большую роль в усвоении иностранного языка играют когнитивные процессы: внимание, восприятие, память.

2.1. Исследование внимания учащихся.

При исследовании внимания учащихся применялась методика ''Корректурная проба'' (см. Приложение 2). С помощью этого теста можно изучить степень работоспособности, переключаемости внимания учащихся по корректурным таблицам. В итоге, переключаемость внимания, работоспособность оценивается в баллах производительности по девятибальной системе.

2.2. Исследование восприятия учащихся.

Для исследования восприятия учащихся были проведены следующие тесты
(см. Приложение 3):
№ 1. ''Прием информации''. Этот тест позволил определить эффективность приема информации учащимися. Было зачитано в быстром темпе 32 слова, а учащиеся должны были эти слова классифицировать и записать сокращенно в 5 колонок. При количестве записанных слов равном 32 - прием информации эффективен, 31-29 – посредственный прием, если ниже 28 прием информации затруднен, человек не успевает за средним темпом подачи информации.
№ 2. ''Зависимость запоминания от установки личности''. С помощью этого теста можно было определить влияние установки преподавателя на запоминание.
Учащимся были зачитаны слова (16 слов), которые нужно было записать по окончании чтения одно под другим, независимо от их порядка в ряду. Затем были зачитаны еще 16 слов, и из них учащиеся должны были записать, независимо от порядка в ряду, слова, содержащие букву О.
№ 3. ''Осмысленность восприятия в запоминании''. Этот тест позволил выявить, насколько осмыслено происходило запоминание слов учащимися.
Учащимся было предложено прослушать пары слов, которые они должны были запомнить. Затем преподаватель прочитывал только первое слово каждой пары, а студенты должны были записать второе.
2.3. Исследование памяти учащихся.
Для исследования особенностей памяти учащихся были проведены следующие тесты (см. Приложение 4):
№ 4. ''Оценка продуктивности вербальной памяти''. Этот тест позволил оценить продуктивность вербальной памяти. В течение пяти минут учащимся нужно было воспроизвести как можно больше слов, относящихся к теме
''Иностранный язык''.
№ 5. ''Непроизвольная память''. Этот тест позволил определить уровень непроизвольной памяти. При проведения этого теста учащихся попросили вспомнить слова, которые они записали в тесте ''Прием информации''. На воспоминание слов давалось 5 минут. Затем вычислялся показатель непроизвольной памяти по формуле: НП = (П-М)/32*100% , где НП - уровень непроизвольной памяти, П - количество вспомненных слов, М- придуманные слова. При НП =70% - очень высокий уровень непроизвольной памяти, НП=51-69%
- высокий, выше среднего; НП = 41-50% - хорошая средняя норма НП; НП=31-40%
- посредственная норма; НП=15-30%-низкий уровень; НП=10 и ниже – дефект памяти.
№ 6. ''Объем кратковременной памяти''. Этот тест позволил определить объем кратковременной памяти учащихся. Для этого им были вначале зачитаны ряды чисел с постоянно нарастающим количеством цифр, а ученики должны были по команде записать запомнившиеся цифры в том же порядке, как они были предъявлены. Затем учащимся были зачитаны 10 слов. После команды они должны были записать запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.
№ 7. ''Метод образной визуализации''. Этот метод позволил выяснить также объем кратковременной памяти и одновременно он позволяет повысить эффективность кратковременной памяти. Учащимся было предложено закрыть глаза и представить 10 картин, названия которых произносил учитель. Затем учащиеся должны были вспомнить и записать названия визуализированных картинок.
№ 8. ''Исследование объема кратковременной памяти''. Этот тест применялся, чтобы выявить особенности развития памяти учащихся. В течение пяти секунд учащимся были по очереди предъявлены строки цифр для запоминания, а затем учащиеся должны были воспроизвести, то, что им удалось запомнить в письменном виде.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты