Психологическая безопасность образовательной среды

Наглядно сводные результаты по исследованию особенностей базовых убеждений студентов ВУЗа представлены на рисунке 8.


Рисунок 8. Сводные результаты исследования особенностей базовых убеждений личности студентов ВУЗа.

Результаты диагностики позволяют сделать вывод о том, что данный возраст относится к фазе индивидуализации, в рамках которой человеку свойственно обособляться от оценок окружающих, становиться ответственным за свое поведение и собственную личность.

Сравнительный анализ среднего балла оценки базовых убеждений студентов ПУ и ВУЗа наглядно представлен в таблице 7 и на рисунке 9.


Таблица 7 Средний бал оценки базовых убеждений студентами ПУ и ВУЗа


ПУ

ВУЗ

Благосклонность окружающего мира

3,56

4,24

Общее отношение к осмысленности мира

3,58

3,66

Собственная ценность, способность управлять событиями, везение

3,87

4,05


Рисунок 9. Сравнительный анализ оценки базовых убеждений студентов ПУ и ВУЗа.


Среднестатистические показатели базовых убеждений двух групп студентов позволяет сделать вывод о том, что в целом образовательная среда учебных заведений не является психологически травматичной для них. В целом по группам наблюдается норма показателей по всем шкалам выше 3,5 баллов. Данные результаты говорят в целом об оптимистичном отношении студентов к миру, окружающим людям и себе самому, что способствует большей психологической стабильности и успешности в повседневной жизни. Но следует заметить, что уровень базовых убеждений у студентов вузов более высок, что говорит о развитии смыслообразующих мотивов личности, способности адекватно оценивать мир и свои возможности, высоком уровне самооценки и самоконтроле у студентов данной группы.

В тоже время не стоит забывать и о полученных индивидуальных результатах студентов как ПУ, так и АмГПГУ, нуждающихся в более детальном исследовании психического состояния на момент душевных травм, низкой самооценки и психолого-педагогическом сопровождении.


Заключение


Анализируя различные подходы к вопросу об образовательной среде, мы выяснили, что термин "образовательная среда" выступает как основное родовое (Ясвин В.Я.) для таких понятий, как школьная, семейная и пр… Выделяются также такие среды, как эмоциональная, окружающая, культурная, социально-культурная, этническая и т.д. Говоря об образовательной среде в школьной практике, мы чаще всего имеем в виду конкретную среду учебного заведения. Так как образовательная среда составляет совокупность материальных факторов; пространственно-предметных факторов; социальных компонентов; межличностных отношений. Все данные факторы взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта образовательной среды, но и люди организовывают, создают образовательную среду, оказывают на нее определенное воздействие.

Социальный компонент образовательной среды содержательно относится к такой характеристике, как "школьная среда" (Ковалев Г.А.). Целый ряд терминов имеет непосредственное отношение к содержанию социального компонента образовательной среды: психологический климат, психологический настрой, социально-психологическая обстановка, "дух" школы. Социальный компонент образовательной среды связан с особенностями социальной организации среды (макроусловия), с возрастными, половыми, этническими особенностями (микроусловия). Но это и характер общения субъектов образовательной среды.

Можно выделить такие характеристики образовательной среды, как активность-пассивность, свобода-зависимость. Данные характеристики создают атмосферу творческой образовательной среды, которая способствует свободному развитию активного ребенка (Я. Корчак).

В психологическом отношении развивающее образование должно обеспечить формирование и у ученика, и у учителя способности быть субъектом своего развития. (Лебедева В.П.).

Т.е. мы можем говорить об удовлетворении всего иерархического комплекса потребностей личности. В психологии существуют различные подходы к типологии потребностей, которые мотивируют деятельность человека. Это, конечно же, группа потребностей по А. Маслоу: физиологические потребности, потребность в безопасности, любви, уважении, потребность в самоактуализации. По Маслоу процесс самоактуализации - это процесс постоянного саморазвития и практической реализации возможностей. И эти возможности развития обеспечивает образовательная среда. Еще А.С.Макаренко отмечал, что "воспитывает не только сам воспитатель, сколько среда, которая организуется наиболее выгодным образом".

Итак, вопрос об образовательной среде, ее создании, компонентах, характеристиках очень актуален на данном этапе развития образовательных учреждений.

Нами было проведено исследование особенностей базовых убеждений студентов ПУ и ВУЗа. Результаты исследования позволили наглядно увидеть всю картину субъективного отношения к миру, справедливости, самоценности, самоконтролю, собственной удачливости каждого диагностированного студента. Позволили определить необходимость оказания психолого-педагогической помощи отдельным студентам.

Среднестатистические показатели базовых убеждений двух групп студентов позволяет сделать вывод о том, что в целом образовательная среда учебных заведений не является психологически травматичной для них. В целом по группам наблюдается норма показателей по всем шкалам выше 3,5 баллов. Данные результаты говорят в целом об оптимистичном отношении студентов к миру, окружающим людям и себе самому, что способствует большей психологической стабильности и успешности в повседневной жизни. Но следует заметить, что уровень базовых убеждений у студентов вузов более высок, что говорит о развитии смыслообразующих мотивов личности, способности адекватно оценивать мир и свои возможности, высоком уровне самооценки и самоконтроле у студентов данной группы.

В тоже время не стоит забывать и о полученных индивидуальных результатах студентов как ПУ, так и ВУЗа, нуждающихся в более детальном исследовании психического состояния на момент душевных травм, низкой самооценки и психолого-педагогическом сопровождении.


Библиографический список


1.     Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник.-М., 2001.-479с.

2.     Аванесова Н.М.//Развитие личности в образовательных системах южно рос. Региона.У11 годич.собр. Юж.отд. РАО. Адыгейск.гос.ун-т, 2000.-с.54

3.     Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект-пресс, 2000.

4.     Артюхина А.И., Великанова О.Ф., Островский О.В. Средовой подход и его реализация в кафедральной образовательной среде. //Вестник ВМА

5.     Артюхина А.И., Иванова Н.В. Средовой подход в модели непрерывного личностоно ориентированного образования//Архитектура и образование в III тысячелетии: Сборник статей/Сост. И.И.Соколов; ВолгГАСА.-Волгогрд, 2003.-С.46-49.

6.     Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001.

7.     Астахова Е. Познавательная деятельность студентов: Поиск форм оптимизации //Alma mater.-2000.-№11.-С.29-32.

8.     Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., Аспект-пресс, 2001.

9.     Белова С.В. Диалогическое управление школой как гуманитарной системой: Учеб.пособие.- Волгоград: Перемена. 2004.-79 с.

10. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.,1988.

11. Бернс Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание. М., Прогресс, 1996.

12. Богданов Е. Н., Тюмасева З. И. Образовательные системы и системное образование. – Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2003.

13. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования, Ростов-на-Дону, 2000

14. Буйлов В., Куропова Г., Сенаторова Н. Нервно-психическое состояние студентов как валеологическая проблема // Высшее образование в России. 1996. №2.

15. Вайнер Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология. 2003. №2.

16. Васильева И.А., Осипова Е.М. Психологические аспекты применения информационных технологий // Биологические науки. 1998. №5.

17. Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: МГУ, 1984.

18. Гессен С.И.Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Уч. Пособие для вузов- М.:Школа-Пресс, 1995-с.36

19. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учебник. - М., 2001.-334с.

20. Гладченкова Н.И. Культурно-информационное пространство образовательного учреждения как среда становления нравственного опыта личности. Автореф. дис. ...к.и.н., Ростов-на-Дону, 2001.

21. Гликман И. Оценка студентами качества преподавания в вузе//Alma mater.-2001.-№5.-С.20-21.

22. Гончарова Ю.А. Проектирование образовательной среды – функция современной школы. //Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста. Воронеж, 2001 – С.291-293

23. Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании: Учеб. Пособие Волгоград: Перемена, 2002

24. Девятков Н.М. Педагогические основы создания культуротворческой среды на начальном этапе проф. образования. Автореферат дис....к.п.н.Омск, 1998, с.21.

25. Деларю В.В., Тамбиева Ф.А. Методики изучения личности: Учебное пособие. -Кисловодск, 1998.-114с.

26. Дорожевец А. Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям // Журнал практического психолога, 1998, № 4. – с. 3-17.

27. Дубровина И.В. Психологическая служба образования: Научные основания, цели и средства // Психологическая наука и образование. 1998. №2.

28. Козырев В.А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета// СПб, СПбГУ, 1999.-116с.

29. Козырев В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды пед.ун-та. Автореф. дис. ...д.п.н. СПб, 2000

30. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб: СПб ГУПМ, 1999.-242с.

31. Комарова Л. Э. Базовые ориентации как детерминанты взаимодействия личности и группы // Личность в системе коллективных отношений: тезисы докл., М., 1980.

32. Косолапов А.Н. Проблемы взаимосвязи информационно- образовательной среды вуза и новых информационных технологий. [Элек- тронный ресурс] Адрес доступа: www.nrc.edu.ru

33. Коссов Б.Б Личность: теория, диагностика, развитие. : Учеб.- метод. пособие для вузов. М., 2000

34. Коссов Б.Б. Закономерности развития личности.//Психологическая наука и образование.-2001.-№1.-с.5-20

35. Краткий психологический словарь ./Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1998.-с.203

36. Лисецкий К. С., Литягина Е. В. Психология независимости. Самара, Универс-групп, 2003.

37. Лошакова Т.Ф. Педагогическое управление созданием комфортной среды в образовательном учреждении: Монография. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2001

38. Майдер . В.Д. Концепция гуманизации и гуманитаризации : сущность, направления, проблемы. Волгоград, 1998

39. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. //Педагогика.-2000.- №7.-С.36

40. Михалычев Е.А., Кравченко В.Ф., С.А.Сафронов Анализ процесса обучения в условиях оптимальной педагогической среды// Школа, 2001, №2/- c.13-15

41. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: изд-во АН Армянской ССР, 1998.

42. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, Наукова думка, 1990.

43. Павленко В. И. Представления о социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии, 2000, № 1, - с. 135

44. Пальцев М.А. Образование и здоровье студентов // Высшее образование сегодня. 2002. №11.

45. Панов В.И. К проблеме психолого-педагогического проектирования и экспертизы образовательного учреждения// Психологическая наука и образование, 2001, №2.-С.14-20

46. Панов В.И. Состояние и проблемы экологической психологии // Психологическая наука и образование. 1998. №1.

47. Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования. М.: Аспект-пресс, 2001.

48. Перспективы социальной психологии. М.: Эксмо, 2001.

49. Петренко В. Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. М.: МГУ, 1997.

50. Петровская Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982.

51. Петровский А.В. Введение в психологию.- М.: Издательский центр "Академия", 1995.-С.117-221.

52. Петровский В. А. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии, 1981, № 1.

53. Полуйкова С.Ю. Организационно-педагогические условия освоения студентами профессионально-образовательной среды факультета. Автореф. дис...к.п.н., Омск, 2000

54. Праворотова Т. А., Говир Т. Недоверие как практическая проблема // Социология, 1994, № 3, - с. 94 – 98.

55. Редько Л.Л. Социально-образовательная модель педколледжа как среды саморазвития личности в научно-образовательном комплексе. Автореф.дис....к.п.н Ростов -на-Дону, I996, 28с.

56. Сафонов В. С. О психологии доверительного общения // проблема общения в психологии., М., 1981, – с. 264 – 272.

57. Сенько Ю.В. Гуманитаризация образовательной среды в университете// Педагогика 2001, №5.-С.51-57

58. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.:Логос, 1999-с.123

59. Сериков В.В. Ситуация развития личности современного студента. //Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста. Воронеж, 2001 – с.20-23.

60. Скрипкина Т. П. Доверие к миру как фундаментальное условие толерантности. Ростов-на-Дону, 2002.

61. Скрипкина Т. П. Доверие как социально-психологическое явление.// Автореф. на соиск. уч. степ. докт. психол. наук. – Ростов-на-Дону, 1998.

62. Скрипкина Т. П. Доверие людей в процессе общения // Эмоциональные и познавательные характеристики общения. Ростов-на-Дону., 1990, с. 33 – 52.

63. Столин В. В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1982.

64. Хватова М.В., Юрьева Т.В. Состояние когнитивно-эмоциональной сферы как фактор психосоматического здоровья студентов // Валеология. 2003. №2.

65. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье// Вопросы психологии. 1999. №2.

66. Черноушек М. Психология жизненной среды М.: Мысль, 1989.-с.57

67. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.:Логос -1996.-с. 182

68. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / Под ред. В.И. Панова. - М., 1997, с. 11-15


Приложение 1


Шкала базовых убеждений (ШБУ), методика Ронни Янов-Бульмана /перевод и адаптация О. Кравцовой.

Бланк методики

Инструкция: Отметьте, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с каждым из утверждений.

СН – совершенно не согласен; НС – не согласен; СкН- скорее не согласен; СкС- скорее согласен; С – согласен; ПС- полностью согласен


утверждение

СН

НС

СкН

СкС

С

ПС

1

Неудача с меньшей вероятность постигает достойных, хороших людей

 

 

 

 

 

 

2

Люди по природе своей недружелюбны и злы

 

 

 

 

 

 

3

Кого в этой жизни постигнет несчастье – дело случая

 

 

 

 

 

 

4

Человек по натуре добр

 

 

 

 

 

 

5

В этом мире гораздо чаще происходит что-то хорошее, нежели плохое

 

 

 

 

 

 

6

Течение нашей жизни во многом определяется случаем

 

 

 

 

 

 

7

Как правило, люди имеют то, что заслуживают

 

 

 

 

 

 

8

Я часто думаю, что во мне нет ничего хорошего

 

 

 

 

 

 

9

В мире больше добра, чем зла

 

 

 

 

 

 

10

Я вполне везучий человек

 

 

 

 

 

 

11

Несчастье случается с людьми из-за ошибок, которые они совершили

 

 

 

 

 

 

12

В глубине души людей не очень волнует, что происходит с другими

 

 

 

 

 

 

13

Обычно я поступаю таким образом, чтобы увеличить вероятность благоприятного для меня исхода дела

 

 

 

 

 

 

14

Если человек хороший, к нему придут счастье и удача

 

 

 

 

 

 

15

Жизнь слишком полна неопределенности – многое зависит от случая

 

 

 

 

 

 

16

Если задуматься, то мне очень часто везет

 

 

 

 

 

 

17

Я почти всегда прикладываю усилия, чтобы предотвратить несчастья, которые могут случиться со мной

 

 

 

 

 

 

18

Я о себе невысокого мнения

 

 

 

 

 

 

19

В большинстве случаев хорошие люди получают то, что заслуживают в жизни

 

 

 

 

 

 

20

Собственными поступками мы можем предотвращать несчастья

 

 

 

 

 

 

21

Оглядываясь на свою жизнь, я понимаю, что случай был ко мне благосклонен

 

 

 

 

 

 

22

Если принимать меры предосторожности, можно избежать несчастий

 

 

 

 

 

 

23

Я предпринимаю действия, чтобы защитить себя от несчастий

 

 

 

 

 

 

24

В общем-то, жизнь – это лотерея

 

 

 

 

 

 

25

Мир прекрасен

 

 

 

 

 

 

26

Люде в большинстве своем добры и готовы прийти на помощь

 

 

 

 

 

 

27

Я обычно выбираю такую стратегию поведения, которая принесет мне максимальный выигрыш

 

 

 

 

 

 

28

Я очень доволен тем, какой я человек

 

 

 

 

 

 

29

Если случаются несчастья, то обычно это потому, что люди не предприняли необходимых мер защиты

 

 

 

 

 

 

30

Если посмотреть внимательно, то увидишь, что мир полон добра

 

 

 

 

 

 

31

У меня есть причины стыдиться своего характера

 

 

 

 

 

 

32

Я удачливее, чем большинство людей

 

 

 

 

 

 


Обработка результатов. К каждой из 8 шкал относится 4 утверждения (см. ключ). Значение по каждой из шкал определяется средним арифметическим баллом по соответствующим утверждениям. Для прямых утверждений это баллы, отмеченные респондентом, а для обратных (помеченных в "ключе" знаком минус) – реверсивные значения (противоположные отмеченны относительно середины шкалы, т.е. "1" соответствует "6", "2" – "5", "3" – "4" и так далее).

Первичные категории убеждений могут также оцениваться как 3 обобщённых направления отношений:

Общее отношение к благосклонности окружающего мира вычисляется как среднее арифметическое между BW и ВР (благосклонность мира и доброта людей).

Общее отношение к осмысленности мира, т.е. контролируемости и справедливости событий, вычисляется как среднее арифметическое между показателями J (справедливость мира), С (контролируемость мира) и реверсивным R (случайность). Для получения показателя реверсивного R нужно суммировать баллы, обратные отмеченны по R относительно середины шкалы.

Убеждение относительно собственной ценности, способности управления событиями и везения вычисляется как среднее арифметическое между SW (ценность "Я"), SC (самоконтроль) и L (везение).


Ключ:

BW

5

9

25

30

BP

-2

4

-12

26

J

1

7

14

19

C

11

20

22

29

R

3

6

15

24

SW

-8

-18

28

-31

SC

13

17

23

27

L

10

16

21

32


В норме показатели по всем шкалам выше середины, то есть не менее 3,5 баллов. В норме показатели по всем шкалам в сумме должны быть выше 12 баллов.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты