Психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников

Задатки создают предпосылки для развития способностей, слу­жат для них основой, но совершенно не однозначны им и не опре­деляют их развития «автоматически». Способности не заключены в задатках. Зада­ток не потенциальная способность (а способность — не задаток в развитии), так как анатомо-физиологическая особенность ни при каких условиях не может развиваться в психическую особенность. Следует учитывать также, что природные предпосылки сами по се­бе являются продуктом исторического развития. То, что запечатле­вается в нервной системе и что передается от поколения к поколе­нию в виде определенных задатков, является тоже результатом длительного филогенетического развития.

Существенной характеристикой задатков является их многозначность, поскольку на ос­нове одних и тех же задатков (например, хорошее цветоразличение) могут развиваться различные спо­собности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью (могут развиваться спо­собности художника, а могут и способности контроле­ра).

Будучи многозначными, задатки могут быть более или менее общими. Более общими являются задатки, обусловленные общим типом нервной системы. Но кроме общих свойств нервной системы (сила, уравно­вешенность, подвижность) имеются и парциальные свойства, характеризующие особенности деятельности отдельных анализаторных систем. Эти задатки, вероят­но, и связаны с различиями в слуховой, зритель­ной, обонятельной, вкусовой чувствительности у раз­ных людей. Они имеют прямое отношение к специ­альным способностям.

Задатки проявляются в легкой восприимчивости и запечатлеваемости того материала, который привлекает, и, главное, в умении конструировать новое, что  особенно характерно для большого дарования.

Учитывая все выше сказанное о задатках, невольно возникает вопрос: Являются ли  способности  врожденными или они социально обусловлены?

Одна из распространенных точек зрения ведет свою историю от Платона. Эта теория  основывается на положении о врожденном характере  способностей и обусловленности их биологической природой. При этом говорится о неких «абсолютных знаниях», «врожденных идеях» (Платон), которые изначально в разной степени заложены в человеке и которые он в процессе раз­вития как бы «вспоминает» и осуществляет в своей деятельности. Эти «абсолютные знания» как бы заранее устанавливают предел в развитии способностей у людей разных сословий. Так, по этой тео­рии, люди «низших» сословий не имеют от рождения таких задат­ков, которые бы в дальнейшем предрасполагали к умственной деятельности

Современные психологи, придерживающие  этой точки зрения, утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление  целиком зависит  от унаследованности  характеристик. Социальный фактор в этом  случае играет  только роль катализатора, т.е. изменяет скорость проявления способностей.

В каче­стве доказательства данной точки зрения используются факты индивидуальных различий, отмечающиеся в детском возрасте, когда воздействие обучения и вос­питания, казалось бы, еще не могло быть определяющим. Так, например, музы­кальная одаренность Моцарта обнаружилась в три года, Гайдна — в четыре Та­лант в живописи и в скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля — в во­семь лет, у Ван Дейка — в десять.

Своеобразным развитием концепции наследования способностей является предположение о связи способностей человека с массой его мозга. Как известно, мозг взрослого человека весит в среднем около 1400 г Определение массы мозга выдающихся людей показало, что их мозг несколько больше средней величины. Так, масса мозга И. С. Тургенева составляет 2012 г, мозга Д. Байрона — 1800 г и т д. Однако впоследствии это предположение оказалось несостоятельным, по­скольку можно привести не меньше примеров знаменитостей, мозг которых был меньше средней величины. Например, у известного химика Ю. Либиха мозг весил 1362 г, а у писателя А. Франса — 1017 г. Более того, оказалось, что самый большой и тяжелый мозг — более 3000 г — оказался у умственно отсталого человека.

С идеей наследования способностей связано и учение Франца Галля, получив­шее название френология. Френологи пытались проследить зависимость психических особенностей человека от наруж­ной формы черепа. Основная идея базировались на том, что кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определенная спо­собность человека. Степень развития этих способностей находится в прямой за­висимости от величины соответствующих частей мозга. На основе специальных измерений была составлена френологическая карта, где поверхность черепа раз­бивалась на 27 участков, каждый из которых соответствовал определенной инди­видуальной особенности. Среди них выделялись «шишки способностей» к музы­ке, поэзии, живописи; «бугры» честолюбия, скупости, храбрости и т. д.  Однако этот подход оказался несостоятельным. Многочисленные вскрытия показали, что череп вовсе не повторяет форму коры головного мозга, поэтому определение по шишкам и впадинам черепа умственных и нравственных особенностей человека антинаучно и беспочвенно.

Широкую известность получили работы Фрэнсиса Гальтона, который объяс­нял наследование способностей исходя из принципов эволюционной теории Ч. Дарвина. Анализируя биографии выдающихся деятелей, Гальтон пришел к вы­воду, что совершенствование человеческой природы возможно лишь путем выве­дения на ocнове законов наследственности расы особо одаренных, умственно и физически развитых людей. Продолжая линию Гальтона, в XX в. Коте определял степень одаренности известных людей по количеству строк, отведенных им в эн­циклопедическом словаре, и выделил около 400 человек, чьи высокие способно­сти прослеживаются в нескольких поколениях.

Следует отметить, что данные утверждения не лишены оснований. Особенно впечатляет история семьи немецких музыкантов Бахов. Впервые большие музы­кальные способности в ней проявились в 1550 г. Родоначальником семьи был бу­лочник В. Бах, который, как отмечал Т. Рибо в своем труде «Наследственность душевных свойств», отводил душу после работы музыкой и пением. У него было два сына, с них-то и начинается непрерывный ряд музыкантов, известных в Гер­мании на протяжении двух веков. В семье Бахов было около 60 музыкантов, из них более 20 — выдающихся.

Установлено также, что прабабушка Л. Н. Толстого — Ольга Трубецкая, и пра­бабушка А. С. Пушкина — Евдокия Трубецкая, были родными сестрами. Пять крупнейших представителей немецкой культуры — поэты Шиллер и Гёльдерлин, философы Шеллинг и Гегель, а также физик Макс Планк состояли в родстве: у них был общий предок — Иоганн Кант, живший в XV в.

В пользу наследственной природы способностей также свидетельствуют мно­гочисленные династии артистов, художников, моряков, врачей, педагогов. Одна­ко, скорее всего, в большинстве случаев следует говорить не только о биологиче­ской, но и о социальной наследственности. Ребенок идет по стопам родителей не только из-за наследственной предопределенности, но и потому, что с детства узнал и полюбил их профессию. Поэтому в отечественной психологической науке при­нято считать концепцию наследственного характера способностей весьма инте­ресной, но не объясняющей все факты проявления способностей.

Учитывая несостоятельность выше изложенной концепции, я придерживаюсь той точки зрения, что развитие способностей зависит от социального фактора, т.е. окружающей среды. Поэтому рассмотрим другую теорию, где  придерживаются мнения о том, что  развитие способностей це­ликом определяются качеством воспитания и обучения. Так, еще в XVIII в. К. А. Гельвеции провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ни­чем не отличались от образованных европейцев. В рамках этого же подхода гово­рят о случаях социальной изоляции, ведущих к дефициту общения, в частности о так называемых «детях-маугли». Эти случаи являются доказательством невоз­можности собственно человеческого развития вне общества.

К менее точным, но достаточно впечатляющим случаям можно отнести результаты деятельности выдающихся пе­дагогов. Известно много случаев, когда в различных областях деятельности (науки, искусства и т. п.) вокруг одного учителя возникала большая группа талантливых учеников, по своей численности и уровню способностей необъяснимая с точки зрения простых законов ста­тистики.

По мнению П.А. Рудика, социальная среда  может оказывать влияние на развитие способностей человека только через  активную деятельность  самого человека: только в том случае, если человек проявляет себя активно в социальной среде, в зависимости от характера своей активности он и разовьет соответствующие этой среде способности [13, с 135].

Конечным выводом этой концепции явилось положение о том, что у каждого человека можно сформировать любые способности. Придерживаясь данного взгляда, американский ученый У. Ушби утверждает, что способности определяются, прежде всего, той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована у человека в детстве. В соответствии со своей программой одни люди решают творческие задачи, а другие в состоянии выполнять только то, чему их научили. В настоящее время приверженцы этой концепции в США создают специальные центры «выращивания» одаренных детей. Так, в Филадельфийском институте наилучшего использования человеческого потенциала занятия по ум­ственному развитию детей начинают с четырех-пяти лет, считая, что дорога каж­дая минута и мозгу нельзя позволять «бездельничать».

В свою очередь, жизненные наблюдения и специальные исследования свиде­тельствуют о том, что нельзя отрицать наличие природных предпосылок способ­ностей. Не признавая врожденности способностей, отечественная психология не отрицает врожденности задатков и особенностей строения мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения определенной деятельности.

Таким образом, наследственность имеет большое значение для развития спо­собностей, поскольку особенности анатомо-физиологического строения нервной системы человека в значительной степени определяют его задатки. Но, с другой стороны, сами по себе задатки не означают, что у человека разовьются соответ­ствующие способности. Проявление и развитие  способностей в первую очередь зависит от многих социальных условий. К их числу следует отнести особенности воспитания, потребность обще­ства в той или иной деятельности, особенности системы образования и др.

 

1.3. Понятие творчества и творческих способностей

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде­ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо­жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? 

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творче­ство", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью В.Н. Дружинин понимает такую деятель­ность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее но­вое отношение к действительности. [4, с 128].

Понятие природы творчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчест­ву - как развивать творчество.

Продукты творчества - это не только материальные продук­ты - здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, ко­торые могут и не найти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество- это создание нового в разных планах и масштабах.                                                                        

При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу созда­ния.

Творчество имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности), социаль­ные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические -развитие в творческом процессе психических, нравственных ка­честв, эстетических чувств, интеллектуальных способностей че­ловека, приобретение знаний и др.

С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса под­готовки к творчеству, выявление форм, методов и средств разви­тия творчества.

Творчество является целеустремленным, упорным, напря­женным трудом. Оно требует мыслительной активности, интел­лектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и вы­сокой работоспособности.

Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интел­лектуальных способностей. Творчество является основой челове­ческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать вос­производящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. 

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. 

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касаю­щихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельно­сти, прежде всего с особенностями мышления.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, ос­новываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные творческие способности, сложившиеся в процессе человече­ской истории.

1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как чело­век имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логиче­ских категорий. 

2. Умение видеть целое раньше частей. 

3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу. 

























ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ 

СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Организация и проведение эмпирического исследования

С целью определения  уровня  творческих способностей  мною было проведено  их исследование  у детей  дошкольного возраста в детских садах №315 группы №9 и №351 группы №6. Для того, чтобы  выяснить как социальные условия влияют на проявление  и развитие творческих способностей, я нацелено  проводила  методики в двух детских садах.

Детский сад №315 принадлежит к обычным дошкольным учреждениям, а в детском саду №351 организована углубленная подготовка  ребенка к школе, включающая  в себя  активную физическую подготовку, изучение иностранных языков  и наличие различных театральных кружков.

Для исследования  я выбрала 2 методики кандидатов  психологических наук  В. Кудрявцева и В.Сильнякова.

Для проведения методики «Солнце в комнате» предварительно необходимо подготовить стимульный материал: картинку  с изображением  комнаты, в которой находится  человек, солнце, стул, стол (Приложение №1)

В ходе этой методики можно выявить способности ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответ­ствия. 

Психолог показывает ребенку картинку и говорит: "Я даю тебе эту картинку. По­смотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". Когда ребенок перечислит основные детали из­ображения (стол, стул, человечек,  солнышко), психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нари­совано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правиль­ной". В процессе  проведения методики психолог фиксирует ответы ребенка.

В методике «Как спасти  зайку» психолог также готовит стимульный материал: фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка, лист бумаги (Приложение №2).

Основная цель этой методики -оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на прео­бразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Перед ребенком на столе располагают стимульный материал. Психолог, беря в руки зайчика, обращается к ребенку: "Познакомься с этим зайчи­ком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут на­чался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов. Психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе: «Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

В процессе работы фиксируется  характер ответов  и их обоснование.

2.2. Анализ результатов исследования творческих способностей у дошкольников.

После проведение 2-х методик, зафиксированные  ответы обрабатываются. 

В методике «Солнце в комнате»  психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе: 

1.               Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл. 

2.               Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить сол­нышко) -2 балла.

3.               Содержательное устранение несоответствия: 

а) простой ответ (нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла. 

б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.

4.               Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от дру­гих,  сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нари­совать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов. 

В методике «Как спасти зайку» данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку, при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень.  Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать лист бумаги. Для этой цели нужно сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.

Обработка результатов в группе №9 детского сада №315.

Фамилии детей

Реализм воображения

Min 1 балл

Max 5 баллов

Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений

Min 1 балл Max 3 балла

Беляева Людмила

2

2

Бородай Владимир

3

2

Вакулов Павел

2

1

Елисеев Сергей

1

2

Еремина Александра

3

2

Жидких Станислав

2

2

Кольцова Евгения

2

3

Лапина Юлия

1

3

Макарова Анна

2

1

Никитин Алексей

2

2





Способности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Реализм воображения


80%

20%

0%

Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений

20%

60%

20%

 

 

Обработка результатов в группе №6 детского сада №351.

Фамилии детей

Реализм воображения

Min 1 балл

Max 5 баллов

Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений

Min 1 балл Max 3 балла

Азаренко Денис

3

1

Баранов Игорь

4

3

Борисевич Николай

4

2

Боровская Елена

5

3

Вареник Татьяна

3

3

Казак Руслан

3

2

Лапо Сергей

2

2

Рыбак Ольга

3

3

Хитров Дмитрий

4

3

Яцкевич Александр

5

3

 


 





 







Способности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Реализм воображения


10%

70%

20%

Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений

10%

30%

60%












Проведя исследование, мы получили  результаты по  группе №9.  Развитие реализма воображения у 80% детей находится на низком уровне, и у 20% детей –  на среднем.  Развитие такой  способности как  надситуативно-преобразова­тельный характер творческих решений у 20% детей - на низком уровне, у 60% - на среднем уровне, и 20% детей  - на высоком. Анали­зируя полученные результаты можно сделать следующий вывод, что творческие способности детей в этой группе находятся относительно на низком уровне.

Но в группе №6 результаты   отличаются от предыдущих показателей.  Развитие реализма воображения у 10% детей находится на низком уровне, и у 70% детей –  на среднем, у 20% детей – на высоком.  Развитие такой  способности как  надситуативно-преобразова­тельный характер творческих решений у 10% детей - на низком уровне, у 30% - на среднем уровне, и 60% детей  - на высоком. Анали­зируя полученные результаты можно сделать следующий вывод, что творческие способности детей в этой группе находятся  на высоком уровне.

После   обработки результатов становиться очевидна разница между уровнем  творческих способностей в группе обычного дошкольного учреждения, и в группе детского сада с углубленным подготовкой детей к школе.  Нет сомненья, что в группе №6 уровень творческих способностей намного выше благодаря тому, что педагоги в этом дошкольном учреждении  способствуют проявлению и развитию творческих способностей у детей.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Проанализировав труды  таких психологов как В.Н. Дружинин, А.Г. Маклаков, Д.Б  Богоявленская, мы  обозначили, что для проявления творческих способностей необходимо не только наличие  врожден­ных анатомо-физиологических особенностей организма - задатков, но и создание благоприятных условий социальной среды. Она включает в себя воспитание, обучение и образование.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников выделили следующие универсальные творческие способности

1. Релизм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как чело­век имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логиче­ских категорий. 

2. Умение видеть целое раньше частей. 

3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу. 

После проведения методик «Солнце в комнате» и «Как спасти зайку»  В.Синельников В.Кудрявцев, которые выявляют реализм воображения и надситуативно – преобразовательный характер творческих решений,  мы еще раз убедились, что социальная среда несет  огромную роль в проявлении способностей у дошкольников. А сравнительный анализ показал, что уровень развития способностей  на высоком уровне только там, где  создаются условия для их развития.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1

 Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ.  высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 320с.

2

 Введение в психологию / Под общ. ред. проф. Петровского. – М.: Академия, 1997. – 496с.

3

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2002. – 336с.


4

Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер, 2002.– 368 с.

5

Коломинский Я.Л. Человек: Психология – Минск,  Унiверсiтэцкае, 1998

6

Лейтес Н.С.Умственные способности и возраст. – М., Педагогика, 1971.–280 с.

7

Лук А.Н. Психология творчества. – М.,Наука, 1978. - 125 с.

8

Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.

9

Одаренные дети: Пер. с англ. / Под общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376с.

10

Психология. Учеб. Для ин-тов физич. культ./ Под ред. П.А. Рудика. – М., Физкультура и спорт, 1974. – 512 с.

11

Психология. Учеб. Пособие для учащихся пед.  училищ. / Под ред. проф. В.А. Крутецкого. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., Просвещение, 1974. – 304с.

12

 Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина – СПб., Питер, 2001. – 656с.

13

Рудик П.А. Психология. Учебн. для учащихся техникумов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 239с.

14

Шадриков В.Д. Способности человека. – М., Институт практической психологии, 1997. – 288с.


                               





Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты