Психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников

Психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников

ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО

УНИВЕРСИТЕТА В Г. МИНСКЕ

Специальность «Психология»

Вечернее отделение

Группа ПВ.01.02.

 

 

 

 

МИРОНЧИК НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ   

 

 


 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

Научный руководитель:

                             старший преподаватель

                                                          Антипова Н.Е.

 


 

 

Минск, 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------- 3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ----------------------------------- 4

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ  СПОСОБНОСТЕЙ

В ПСИХОЛОГИИ

1.1.          Понятие общих способностей----------------------------------------- 5

1.2.          Природа и факторы развития  способностей---------------------- 11

1.3.          Понятие творчества и творческих способностей---------------- 16

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ТВОРЧЕСКИХ  СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Организация и проведение эмпирического исследования------- 20

2.2. Анализ результатов исследования творческих

способностей у дошкольников------------------------------------------------ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-------------------------------------------------------------------- 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ----------------------- 26

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1-------------------------------------------------------------------- 27

Приложение №2-------------------------------------------------------------------- 28











ВВЕДЕНИЕ

 

Природа человеческих способностей волновала мыслителей уже в античности. Попытки и х философского осмысления  можно найти в трудах Платона и Аристотеля, Фомы Аквинского и Спинозы.

А собственно психологическим изучением  способностей намного позже стали  заниматься такие  ученые  как Спирмен, Торндайк и другие. Они интересовались не только сущностью способностей, их обусловленностью биологическими и социальными  факторами, но и проблемами  общих  и специальных способностей. Хотя проблема  развития способностей еще не имела  такой социальной значимости. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В современном обществе ситуация  коренным образом меняется. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста­новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умст­венного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что  способности человека, особенно творческие, следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человече­ством – результат деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человече­ское общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. 

 




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Тема моей курсовой  работы необычна и на первый взгляд по своей  социальной значимости не актуальна. В современном  обществе психологи и педагоги  сталкиваются  с проблемой  развития неврозов и других психических заболеваний  на почве неудовлетворенности  собственной работой, которая связана  с ошибочным выбором, не соответствующим  его способностям. А истоки этого лежат в том, что не акцентируются  внимание на развитии и проявлении способностей еще в дошкольном возрасте, когда   ребенку  необходимо помочь в проявлении, а в дальнейшем  и в развитии его способностей, учитывая, конечно,  наследственные задатки. 

Цель моей курсовой работы: выявить психологические особенности проявления творческих способностей  у дошкольников.

В ходе работы я поставила перед собой следующие задачи: 

-   Проанализировать теоретические аспекты психологических особенностей проявления творческих способностей.

-   Выявить психологические особенности  творческих способностей у дошкольников.

-   Исследовать  психологические особенности проявления творческих способностей у дошкольников

Объектом исследования данной курсовой работы  являются творческие способности. Предмет данной работы – психологические особенности  проявлений творческих способностей.

В данной курсовой работе я применила следующие методы научно-психологического  исследования. 

1.               Теоретический анализ  литературных источников по данной теме.

2.               Проективное тестирование творческих способностей у детей дошкольного возраста (методики «Солнце в комнате» и «Как спасти зайку», авторы В.Синельников и В.Кудрявцев.).

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматри­вается проблема изучения  способностей в психологии, а именно понятие   способностей, их классификация. Кроме этого рассматриваются особенности проявления и развития способностей.

Во второй главе проводится эмпирическое  исследование творческих способностей у дошкольников и анализируются результаты. На основании их делается  вывод о влиянии  социума на проявление творческих способностей у детей.

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ  СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ

1.1.          Понятие общих способностей


Способности изучают различные науки – философия, социология, медицина и другие. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология.

Несмотря на это, термин «способности» многими  психологами трактуется неоднозначно. Если рассматривать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями пони­мают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наи­более широкое и самое старое толкование термина «способности». С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII-XIX вв. и достаточно часто встречается в настоящее время. Третий подход основан на утверждении о том, что способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое при­обретение, закрепление и эффективное использование на практике.

В российской  психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в его развитие внес известный  ученый Б. М. Теплов. Он выделил  три основных признака понятия «способность».

Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные осо­бенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения ка­кой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

На основании вышеизложенного приходим к выводу, что способности — это психофизиологические свойства человека, от которых зависит динамика приобретения знаний, умений и навыков и успешность выполнения определенной деятельности.[3, с.246]

К способностям относятся, например, музыкальный  слух и  чувство ритма,  необходимые для успешных занятий  музыкой;  конструктивное воображение, необходимое для выполнения дея­тельности конструктора, инженера; быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта; (тонкость цветоразличения — для художника-живописца).  Наряду с индивидуальными особенностями психических процессов (ощущений и восприятий, памяти, мышления, воображения) способностями являются и более сложные индивидуально-психологические  особенности.  Они  формируются, на  базе  тех или иных особенностей психических процессов, но включают и эмоционально-болевые   моменты,  элементы   отношения,   имеют  личностную окраску (например, математическая направленность  ума как тенденция вычленять математические отношения при восприятии, видеть мир «математическими глазами»).

Кроме этого необходимо усвоить, что хотя способности и включают в себя определенные знания и навыки, но отнюдь не сводятся к ним. Хотя  в повседневной практике понятия «способности» и «навыки» часто отождествляются.

Различные виды деятельности, отличаясь своим со­держанием,  предъявляют различные требования к личности, к ее способностям. Особен­ности этих требований состоят не только в том, что для выполнения одних видов деятельности необходимо вполне определенное развитие каких-то конкретных психических процессов (например, определенного вида ощущений, сенсомоторной координации, эмоциональ­ной уравновешенности, богатства воображения, рас­пределения внимания, более развитого словесно-логи­ческого мышления и т. д.), но и их комплексов. Учеб­ная деятельность, большинство видов квалифицирован­ного труда предъявляют к личности комплекс психо­логических требований. Различие в требованиях, предъявляемых деятельностями к личности, нашло отражение в классификации способностей человека.

В отечественной и зарубежной психологии имеются разные толкова­ния видов и структуры способностей, но наиболее общеприняты­ми считаются выделение способностей по видам деятельности. Например, существуют способности к приобрете­нию знаний, музыкаль­ные, математические, литературные, артистические, инженерные, организаторские и множество других способностей.

Другой подход к структуре способностей выявляет два их вида с точки зрения развития: потенциальные и актуальные. Потенциальные— это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требую­щие решения. Однако развитие индивида зависит не только от его психологических свойств, но и от тех социальных условий, в ко­торых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции. В таком случае говорят об актуальных способностях. Это объясня­ется тем, что далеко не каждый может реализовать свои потенци­альные способности в соответствии со своей психологической при­родой, для этого может не иметься объективных условий и возмож­ностей. Таким образом, можно заключить, что актуальные способ­ности составляют только часть потенциальных.

Наиболее общую  классификацию способностей выделяет Маклаков: общие и специ­альные.

Общие способности это те, которые оди­наковым образом проявляют себя в различных видах человечес­кой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внима­тельность, память, воображение, речь, ручные движения, рабо­тоспособность.

Специальные — это способности к определенным видам дея­тельности, таким, как музыкальные, лингвистические, матема­тические. [8, с.535]                              

В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят неко­торые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Именно поэтому, как говорил СЛ.Рубинштейн, ни одна способность не является актуальной, реаль­ной способностью, пока не вобрала в себя систему соответствую­щих общественно выработанных операций. С этой точкой зрения определенная способность всегда представляет собой сложную систему способов, действий и операций.

Помимо разделения способностей на общие и специальные, В.А.Крутецкий разделяет способности на теоретические и практические. Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склон­ность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к кон­кретным практическим действиям. В отличие от общих и специальных способно­стей теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Боль­шинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей[11, с 245].

Существует также деление на учебные и творческие способности, предлагаемое А.Г.  Маклаковым. Они отлича­ются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возмож­ность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духов­ной культуры и др. Если мы попытаемся определить, какие способности из дан­ной группы имеют большее значение для человечества, то в случае признания при­оритета одних над другими мы, вероятнее всего, совершим ошибку. Конечно, если бы человечество было лишено возможности творить, то вряд ли оно было бы в со­стоянии развиваться. Но если бы люди не обладали учебными способностями, то развитие человечества также было бы невозможным. Развитие возможно лишь тогда, когда люди в состоянии усвоить всю сумму знаний, накопленных предше­ствующими поколениями. Поэтому некоторые авторы считают, что учебные спо­собности — это, прежде всего, общие способности, а творческие — специальные, определяющие успех творчества

[8,с 537].

Помимо разграничения на общие и специальные, учебные и творческие и т.п.,  способности также делят по уровню их развития на ода­ренность, мастерство, талант и гениальность. Одаренных людей очень много. Можно сказать даже, что людей, не имеющих возможности проявить свою одаренность ни к чему на свете, нет вообще (если только данный человек не стра­дает серьезным психическим расстройством). Все дело в том, как помочь ему найти свое призвание. Талантливых же людей, т.е. достигающих особенно высокого уровня развития способностей, значительно меньше. Ну, а гении встречаются исключительно редко. [2, с 456].

 Одарен­ностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. В этом определении необходимо подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не толь­ко наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходи­мыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одарен­ность ни имел человек, но если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области. Ода­ренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной дея­тельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере бу­дут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.

Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживаются главным обра­зом в направленности интересов. Одни люди, например, останавливаются на ма­тематике, другие — на истории, третьи — на общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности.

Характеризуя способности человека, часто выделяют такой уровень их разви­тия, как мастерство, т. е. совершенство в конкретном виде деятельности. Когда говорят о мастерстве человека, в первую очередь имеют в виду его способность успешно заниматься производительной деятельностью. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем.

Высокую степень способностей личности к опреде­ленной деятельности, проявляющуюся в оригинальности и новизне подхода, сопровождающихся достижениями наиболее высоких результатов, называют талантом. Талант человека, направляясь выраженной потреб­ностью в творчестве, всегда отражает определенные общественные запросы. Развитие талантов решающим образом зависит от общественно-исторических условий. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, не только в области науки или искусства. Поэтому талантливым может быть и леча­щий врач, и учитель, и летчик, и новатор сельскохозяйственного производства, и квалифицированный рабочий. Как правило, талант всегда сочетается с исключительной трудоспособностью и трудолюбием. Недаром все талантливые люди подчеркивают, что талант — это труд, умноженный на тер­пение, талант — это склонность к бесконечному труду. Пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкрет­ных задач, которые стоят перед данным обществом

Гениальность — это высшая степень одаренности. О гениаль­ности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 че­ловек. Так, мы говорим о ге­ниальности Моцарта в музыке, Ч. Дарвина в естествознании, М. В. Ломоносова в физике и механике, Д. И. Менделеева в химии и т. д. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности.

 

1.2.         Природа и  факторы развития способностей.

Прежде чем говорить о природе способностей, необходимо ознакомится с понятием задатков, т.к. они являются природными предпосылками  способностей.

П.А. Рудик понимает под задатками врожден­ные анатомо-физиологические особенности организма, которые об­легчают развитие способностей. Для способностей преимуществен­но в двигательной деятельности такими задатками могут быть осо­бенности лабильности нервно-мышечной системы, для интеллекту­альных способностей — подвижность нервной системы, хорошее кровоснабжение мозга и т. п.  К задаткам могут относится некоторые врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов, ти­пологические свойства нервной системы, от которой зависит быстрота образования временных нервных свя­зей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность и др. [13, с 132].

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты