Психологические особенности младших школьников

Л.С. Выготский подвергал критике существовавшие в его время методы диагностики, указывая, что они определяют уже достигнутый уровень психического развития, реализующийся в самовольном решении ребенком предлагаемых ему задач. Л.С. Выготским было выдвинуто положение о необходимости двухуровневой диагностики, т.е. диагностики, определяющей уровень, как он его называл, «актуального» развития и уровень «зоны ближайшего развития». Последний может быть определен как уровень возможных достижений ребенка в сотрудничестве со взрослым. Это представление у Л.С. Выготского органически связано с его представлением об основной закономерности возникновения и развития всех высших психических процессов: каждая психическая функция появляется в развитии дважды – первый раз как интерпсихическая и во второй – как интрапсихическая. Именно с исследованием зоны ближайшего развития Л.С. Выготский связывал возможности прогнозирования хода психического развития ребенка.

Психодиагностические методики исследования различных видов и операций мышления у младших школьников

Оценка понятийного мышления с помощью методики «сравнение понятий»

Понятийное мышление относится к позднему виду. Для того чтобы использовать в качестве орудия мышления понятия, надо пройти достаточно длительный период осознанного и адекватного владения ими. Обычно понятийное мышление связывают с взрослым человеком, для которого этот вид является не только основным и самым удобным, но и подчиняющим себе, буквально пронизывающим все остальные виды, особенно наглядно-действенное и наглядно-образное.

Сравнивая понятия между собой, испытуемый проводит обследование общего поля семантических признаков и отбирает наиболее устойчивые, наиболее характерные. В предлагаемой методике, составленной из 22 пар сравниваемых понятий, испытуемый сам должен установить наличие общего семантического поля и отдифференцировать «однополевые» пары от несопоставимых, которые соответствуют разным семантическим полям. Если испытуемый не видит различий между однородностью – разнородностью понятий и находит общие признаки у любых пар, ему можно приписать не только хорошую фантазию и склонность к воображению, но и склонность к резонерским демагогическим рассуждениям, которая может проявится и в ряде других методик.

Порядок проведения методики. Испытуемые получают бланк с 22 парами сравниваемых понятий, где 15 пар относятся к одному семантическому полю признаков, а 7 – к разным. Инструкция для испытуемых состоит в том, чтобы указать общие существенные признаки для сравниваемых пар понятий. Обратите внимание, что в инструкции не требуется обязательно найти общие признаки. Желательно регистрировать и время выполнения эксперимента, с тем, чтобы определить индивидуальные и групповые временные особенности. После проведения эксперимента в группе вместе с экспериментатором обсуждаются выделенные признаки и указывается на необходимость более простого и рационального решения задач. Испытуемым, не дифференцирующим характер семантических полей, указывается на необходимость более очевидного и рационального пути. Правильные ответы по 15 однополевым парам оценивают в баллах, результаты суммируют. Норма соответствует показателям от 10 до 15 баллов. Более низкие результаты свидетельствуют о недостаточном умении выделять и обобщать признаки понятий.

Пример материала методики

«Сравнение понятий»

Укажите общие существенные признаки для следующих пар понятий:

1. Утро – вечер                                                  12. Сани – телега

2. Корова – лошадь                                           13. Очки – деньги

3. Летчик- танкист                                             14. Озеро – река

4. Река – птица                                                   15. Поезд – самолет

5. Дождь – снег                                                 16. Стакан – петух

6. Маленькая девочка – большая кукла             17. Ось – оса

7. Обман – ошибка                                            18. Яблоко – вишня

8. Волк – луна                                                    19. Лыжи – коньки

9. Ботинок – карандаш                                      20. Красный – зеленый

10. Золото – серебро                                         21. Ворона – воробей

11. Молоко – вода                                             22. Ветер – соль


Список правильно выделенных признаков для «однополевых» пар понятий:

1.                 Часть (время суток)

2.                 Домашние (сельскохозяйственные) животные

3.                 Военная профессия (управление военной техникой)

5.                 Атмосферные осадки

6.                 Внешнее сходство, аналогия, размер, игра

7.                 Причинно-следственное искажение действительности

10. Драгоценные металлы

11. Жидкость для питья

12. Сельский транспорт (гужевой транспорт)

14. Естественные водоемы

15. Транспорт

18. Плоды фруктовых деревьев (фрукты – ягоды)

19. Спортивный зимний инвентарь, зимние виды спорта

20. Цвет

21. Птицы

Семь пар понятий относятся к семантически разным полям, и признаки между ними можно отнести к слабым, случайным, чисто внешним (например, в слове «ось» столько же букв, сколько и в слове «оса», или «ботинок» и «карандаш» обозначают предметы быта). Как уже указывалось ранее, подобные признаки могут указывать на резонерский демагогический характер мышления (В.В. Гагай, 1996 г.).

Методика исследования наглядно-образного мышления

Детский вариант прогрессивных матриц Дж. Равена включает 36 цветных матриц-заданий. Матрицы расположены на отдельных листах в трех сериях: А, Ав, В (по 12 в каждой серии). Матрицы могут применяться при исследовании испытуемых с любым уровнем речевого развития, с любым языковым и социокультурным фоном.

Анализ распределения индивидуальных данных позволил выделить четыре уровня успешности решения матричных задач:

4-й – высший уровень успешности - 28 и более баллов (80-100% ПУ);

3-й – 27,9-23,0 балла (79,9-65,0%);

2-й – 22,9-17,0 балла (64,9-50%);

1-й – самый низкий – 16,9 и менее баллов.

Для нормально развивающихся учащихся 1-2 классов в 90 процентов отмечаются 4-й и 3-й уровни успешности. 2-й и, особенно 1-й, уровни успешности решения матричных задач встречаются у детей с отклонениями в развитии. Суммарное количество баллов, равное 13 и менее, было обнаружено лишь у детей с умственной отсталостью (Р.С. Немов, 1998 г.).

Методика исследования словесно-логического мышления

Исходный вариант данной методики – тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра – состоит из 9 субтестов, применяемых как групповое испытание для детей с 12-летнего возраста и старше.

М.К. Акимова и В.Т. Козлова разносторонне анализируют результаты выполнения словесных заданий, входящих в состав группового теста, структуры интеллекта Р. Амтхауэра, детьми 14-15 лет. Авторы демонстрируют соотношение количественных (балльных) показателей, рассматривают вопросы о социально-психологических нормативах (термин М.К. Гуревича) и особенностях выполнения заданий, входящих в различные субтесты, детьми, принадлежащими к различным выборкам.

Э.Ф. Замбацявичене разработала словесные субтесты (по принципу, использованному Р. Амтхауэром в первых четырех субтестах его тестовой батареи), пригодные для обследования мдадших школьников. Предлагаемая ею методика включает 4 субтеста по 10 проб в каждом. Э.Ф. Замбацявичене не только полностью приводит словесные задания, способ их количественной оценки, но и результаты, полученные при обследовании различных выборок детей, обучающихся по массовой и специальной программам в литовских школах.

Экспериментальная апробация предложенных Э.Ф. Замбацявичене субтестов на нормально развивающихся младших школьниках и проверка их пригодности для выявления особенностей словесно-логического мышления детей с ЗПР позволила создать на их основе два модифицированных варианта методики – полный и краткий для проведения экспресс-диагностики, которые отличаются от варианта Э.Ф. Замбацявичене несколько измененной процедурой обследования, оценкой результатов. Кроме того, произведена замена заданий исходного варианта, требующих знаний регионального характера (Л.И. Переслени, 1996 г.).

Краткая характеристика субтестов

1-й субтест направлен на выявление осведомленности.

Задания, составляющие этот субтест, подобны используемым в методике «Выявление существенных признаков». При качественном анализе результатов выполнения заданий выявляется способность испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных и второстепенных, «некритичность и ненаправленность мышления… слабость абстрагирования». Задача испытуемого – закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления и чутья языка. В полном варианте 10 заданий, в кратком – пять. Такое же соотношение проб в 3-м и 4-м субтестах.

2-й субтест - на сформированность логического действия (классификация), способность к абстрагированию.

Аналогичные задания используются в отечественной психодиагностике и патопсихологии в методике «Исключение лишних понятий». При качественном анализе результатов выполнения заданий появляется возможность установить, может ли ребенок отвлекаться от случайных и второстепенных признаков, от привычных отношений между предметами, о его способности использовать такой мыслительный прием, как классификация. Количество заданий – 10.

3-й субтест – на сформированность логического действия «умозаключения» (по решению аналогий).

Задания направлены на исследование способности к умозаключениям по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь устанавливать логические связи и отношения между понятиями. В этом задании выявляется, может ли испытуемый устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач. Поскольку аналогии в разных заданиях строятся по разному принципу и наличие у испытуемого инертности психических процессов значительно затрудняет для него выполнение задания – в последующей задаче он пытается выделять аналогии по принципу предыдущей задачи.

4-й субтест – на сформированность обобщающих понятий (подведение двух понятий под общую категорию – обобщение).

Задания направлены на выделение родового признака. При этом происходит не только анализ свойств предмета или явления, но и устанавливаются определенные отношения между предметами, что обеспечивается психическим процессом более сложного уровня, чем сравнение. Определение предметов может быть точным, когда указываются родовое понятие и видовое отличие, или правильным, но недостаточно точным, когда указывается только родовой признак. Определение на более низкой ступени считается в том случае, когда указывается наличие предмета, и недостаточное определение, когда отмечаются наглядные признаки – форма, цвет.

Данная методика была использована для психодиагностического обследования учащихся 2-го и 3-го классов школы №534.

Методика «Кубик Рубика»

Эта методика предназначена для диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления.

Пользуясь известным кубиком Рубика, ребенку задают разные по степени сложности практические задачи на работу с ним и предлагают их решить в условиях дефицита времени.

Ниже приведены описания девяти таких заданий, вслед за которыми в скобках указано количество баллов, которое получает ребенок, решив данную задачу за 1 мин. Всего на эксперимент отводится 9 мин. (по минуте на задачу).

Замечание. Переходя от решения одной задачи к другой, каждый раз необходимо изменять цвета собираемых граней кубика Рубика.

Задание 1. На любой грани кубика собрать столбец или строку из трех квадратов одного цвета (0,3 балла).

Задание 2. На любой из граней кубика собрать два столбца или две строки из квадратов одного и того же цвета (0,5 балла).

Задание 3. Собрать полностью одну грань кубика из квадратов одного и того же цвета, т. е. полный одноцветный квадрат, включающий в себя 9 малых квадратиков (0,7 балла).

Задание 4. Собрать полностью одну грань определенного цвета и к ней еще одну строку или один столбец из трех малых квадратиков на другой грани кубика (0,9 балла).

Задание 5. Собрать полностью одну грань кубика и в дополнение к ней еще два столбца или две строки того же самого цвета на какой-либо другой грани кубика (1,1 балла).

Задание 6. Собрать полностью две грани кубика одного и того же цвета (1,3 балла).

Задание 7. Собрать полностью две грани кубика одного и того же цвета и, кроме того, один столбец или одну строку того же самого цвета на третьей грани кубика (1,5 балла).

Задание 8. Собрать полностью две грани кубика и к ним еще две строки или два столбца такого же цвета на третьей грани кубика (1,7 балла).

Задание 9. Собрать полностью все три грани кубика одного и того же цвета (2,0 балла).

Оценка результатов

Оценка результатов работы с этой методикой производится следующим способом. Если число баллов, набранных ребенком, равно 10, то его наглядно-действенное мышление считается очень высоко развитым.

Если в процессе решения всех задач ребенок за отведенное время в сумме набрал от 4,8 до 8,0 баллов, то его мышление считается высокоразвитым.

Если общая сумма баллов, набранных ребенком, оказалась в пределах от 1,5 до 3,5 баллов, то его наглядно-действенное мышление рассматривается как среднеразвитое, а сам он – подготовленным к обучению в школе (Р.С. Немов, 1998 г.).

Методика «Четвертый лишний»

Методика «Четвертый лишний» направлена на исследование сформированности операции обобщение.

Ребенку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее».

-     книга, портфель, чемодан, кошелек;

-     печка, керосинка, свеча, электроплитка;

-     трамвай, автобус, трактор, троллейбус;

-     лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;

-     река, мост, озеро, море;

-     бабочка, линейка, карандаш, ластик;

-     добрый, ласковый, веселый, злой;

-     дедушка, учитель, папа, мама;

-     минута, секунда, час, вечер;

-     Василий, Федор, Иванов, Семен.

(«Лишние слова» выделены курсивом).

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный – 0 баллов.

10-8 баллов – высокий уровень развития обобщения;

7-5 баллов – средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов;

4 и менее баллов – способность к обобщению развита слабо.

Результаты исследования заносятся в протокол.

(А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина, 2001 г.).

Методика: «Дополни набор»

Методика разработана для оценки такого аналитического компонента мышления как умение ребенка выделять, анализировать и соотность существенные признаки наглядных объектов. (Методика Н.И. Поливановой и И.В. Ривиной, 1993 г.).

Ход проведения теста

Материал: наборы картинок прогрессирующей трудности, которые требуется дополнить одной картинкой на основе учета определенного числа признаков. Она состоит из четырех серий, отличающихся числом существенных признаков (от 1 до 4), определяющих принцип строения системы. В каждой серии предлагается два задания, различие которые заключается в степени наглядности подлежащих анализу элементов системы. Характер расположения и количество элементов в системе во всех заданиях одинаково. Ребенку предлагается система из восьми фигур, отличающихся по одному существенному признаку – форма геометрической фигуры. От ребенка требуется указать подходящую для данной системы девятую фигуру, выбрав ее из 6 предложенных.

Инструкция: «Внимательно посмотри на 3 ряда фигурок, в верхних рядах – по 3 фигуры, а в нижнем только 2. Ты должен поставить на пустое место (учитель показывает место) девятую фигурку, которая подходит ко всем остальным восьми фигурам. Выбери ее из этих фигур (учитель показывает на 6 фигур, расположенных внизу)»

Подсказки, какую выбрать картинку недопустимы. Если ребенок обращается за помощью, следует просто еще раз разъяснить ситуацию: «Внимательно изучи картинки вверху и сравни с теми, что внизу. А потом самостоятельно выбери ту, которую считаешь наиболее подходящей. Как ты решишь, пусть так и будет».

При переходе ко всем остальным заданиям данной методики учитель поясняет: «Теперь сделай то же самое: подбери подходящую фигуру и поставь ее на пустое место». Перед проведением третьей и четвертой серий учитель говорит: «Это задание еще более трудное. Смотри внимательно на все картинки, не ошибись».

Оценка результатов ребенка в зависимости от следующих нормативов в баллах:


Баллы

 Оценка деятельности

20-24

У ребенка прочно сформирована способность к выделению принципа строения данной системы и установлению взаимосвязи ее существенных признаков.

9-19

У ребенка сформирована способность к выделению по крайней мере двух существенных признаков и их взаимосвязи.

5-8

Вышеуказанная способность сформирована у ребенка недостаточно. Следует развивать данную способность.

2-4

Способность к выделению существенных признаков системы и установлению их взаимосвязи у ребенка не сформирована. Следует специально формировать данную способность.

0-1

Следует повторить диагностику. При аналогичных результатах обратить внимание на общий уровень интеллектуального развития ребенка.


Методики на исследование творческого мышления

В самом общем виде понятие креативности включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде. Креативность рассматривается как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд, Е. Торренс).

Основными факторами креативности признаются: оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, семантическая спонтанная гибкость, способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии и т. д.

Методика «Предложения»

Методика «Предложения» направлена на изучение дивергентной продуктивности при операциях с символическим материалом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты