Психологические особенности социально-личностной компетенции

3.   Накапливайте и фиксируйте собственный опыт педагогических находок, успехов, достижений, добрых слов и дел (помните: доброта завоевывает и разоружает, с нею легко добиться того, что не под силу грубому нажиму или запугиванию).

4.   Будьте тактичны с окружающими, отмечайте похвалой самую малую удачу, а не акцентируйте очевидные неудачи. (М. Твен как-то сказал, что одного комплимента ему хватает на месяц безоблачного настроения.)

5.   Чаще используйте добрый юмором, поддерживающей шуткой. («Здоровье человека зависит не столько от физического состояния, сколько от состояния духа» – считают Елена и Николай Рерихи.)

6.   Если же с Вами случилась оплошность, конфуз, проанализируйте ситуацию, что Вы сделали такого, что результат Ваших действий оказался не таким, как Вы предполагали, сделайте вывод и прекратите самобичевание.

В любом случае, личность не всегда может адекватно оценить свое состояние и решить проблемы, возникающие как при подготовке к профессиональной деятельности, адаптации к ней, так и в процессе профессионального становления и развития, собственными ресурсами, поэтому желательно обращение в центры сопровождения профессионального развития в случае затруднительных ситуаций при похождении профессионального пути.


2.3 Интерпретация результатов


Респондент 1.

Девушка, 22 года. Образование неоконченное высшее – обучается на четвертом курсе в университете, работает в модельном агентстве. В анкете указала псевдоним – «Кисочка», что может говорить о кокетстве, желании понравиться людям, возможно, приписывание себе качеств, присущих этому животному – самостоятельность, стремление к одиночеству, некая игривость. Ситуация обследования – во время учебного дня, после обеденного перерыва в аудитории; отвлекающих факторов не зафиксировано. На вопрос «К какому типу относится Ваша семья» респондент ответил просто «неполная», что соответствует реальности: отец ушел из жизни, когда девушке было 12 лет. Единственный ребенок в семье, воспитывалась матерью. Своих детей нет.

В конфликтной ситуации респондент чаще использует стратегию соперничества (14 баллов): он активен, предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем, способен на волевые решения, не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, старается в первую очередь удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других людей, вынуждает принимать его условия. Также индивид использует стратегию избегания (12 баллов), вероятно, после неудачного столкновения с использованием соперничества, если не удается решить проблему так, как этого хочется ему, респондент старается уйти от конфликта, не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки оптимального решения.

Организаторские способности у индивида выражены на уровне ниже среднего. Он не стремится к общению, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои новые знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, не отстаивает свое мнение. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах респондент предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.

Стрессоустойчивость выражена у индивида на среднем уровне (36 баллов), что свидетельствует о среднем уровне раздражительности, неудовольствия при появлении преграды, блокировании того, что хочется сделать или получить, говорит об умении снимать эмоциональное возбуждение и напряжение физическими нагрузками, переоценкой ценностей; средние навыки самоконтроля и саморефлексии.

Толерантность выражена на уровне выше среднего (44 балла). Респондент проявляет нетерпимость и боязнь неопределенности, неожиданности; стремится следовать четким, устоявшимся взглядам на вещи, дела, поступки; полюсность восприятия: плохой – хороший, добрый – злой, черное – белое, без полутонов; неумение ждать, которое приводит к необдуманным и преждевременным действиям и результатам.

Уверенность в себе выражена на среднем уровне (5 стен из 10). Индивид безмятежен, со спокойным настроением, невозмутимый, его трудно вывести из себя, вызвать агрессию. Уверенный в себе и своих способностях, знающий свои желания и возможности. Гибкий, умеет подстраиваться под ситуацию.

В анкете по определению социально-личностных компетенций индивид указал как не имеющую отношения к профессиональной деятельности СЛК «ведение здорового образа жизни», абсолютно необходимую СЛК – «приверженность к профессиональным этическим нормам», «приверженность к этическим нормам» и «приверженность к правовым нормам». Значимыми для субъекта профессиональной деятельности респондент оценил СЛК эмоциональную устойчивость, ответственность, уверенность, знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина.

Способность к адаптации, дисциплинированность, самоконтроль, самокритику, владение навыками МЛО, толерантность, стремление к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях, организаторские способности респондент оценил как не самые значимые для субъекта профессиональной деятельности.

В целом можно говорить о высоком уровне развития уверенности в себе как социально-личностной компетенции у респондента при довольно низком уровне развития других СЛК.

Респондент 2.

Девушка, 22 года. Образование неоконченное высшее – обучается на четвертом курсе в университете, не работает. В анкете указала только имя. Ситуация обследования – во время учебного дня, после обеденного перерыва в аудитории; отвлекающих факторов не зафиксировано. На вопрос «К какому типу относится Ваша семья» ответила «Полная», что не соответствует реальности: она младшая из четырех детей, отец ушел из жизни, когда ей было семь лет. Воспитывалась матерью и старшими братьями. Есть свой ребенок двух лет.

В конфликтной ситуации респондент активно использует все стратегии поведения: соперничество (9 баллов), избегание (8 баллов), сотрудничество (8 баллов), компромисс (7 баллов) и приспособление (5 баллов). Это свидетельствует о гибкости, умении приспосабливаться к ситуации, оценивать свои возможности и адекватно применять различные стратегии для достижения своих целей. Однако больше всего набрано баллов по стратегии соперничества, это означает, что индивид уже в начале конфликтного взаимодействия применяет агрессивные тактики воздействия, проверяя резерв и возможности своего оппонента.

Организаторские способности выражены на очень высоком уровне. Индивид обладает очень высоким уровнем проявления организаторских склонностей, испытывает потребность в организаторской деятельности, активно стремится к ней, быстро ориентируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе, инициативен, предпочитает в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивать свое мнение и добиваться, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребность в организаторской деятельности.

Стрессоустойчивость выражена на среднем уровне (40 баллов), что свидетельствует о среднем уровне раздражительности, неудовольствия при появлении преграды, блокировании того, что хочется сделать или получить, говорит об умении снимать эмоциональное возбуждение и напряжение физическими нагрузками, переоценкой ценностей; средние навыки самоконтроля и саморефлексии.

Толерантность выражена на среднем уровне (36 баллов). Респондент старается терпимо относиться к неопределенности, неожиданности, умение без раздражения и вражды относиться к чужому мнению, взглядам, характеру, привычкам.

Уверенность в себе выражена на среднем уровне (7 стен из 10). Индивид безмятежен, со спокойным настроением, невозмутимый, его трудно вывести из себя, вызвать агрессию. Уверенный в себе и своих способностях, знающий свои желания и возможности. Гибкий, умеет подстраиваться под ситуацию.

В анкете по определению социально-личностных компетенций индивид указал как слабо значимую социально-личностную компетенцию «ведение ЗОЖа», как абсолютно необходимую СЛК – способность к адаптации, самоконтроль, уверенность, ответственность, навыки МЛО и приверженность к правовым нормам. Умение быть хорошим организатором, стремление к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях и толерантность индивид оценил как значимые для субъекта профессиональной деятельности.

В целом можно говорить о высоко развитых организаторских способностях и уверенности в себе при среднем уровне выраженности других СЛК у индивида.

Респондент 3.

Девушка, 22 года. Образование неоконченное высшее – обучается на четвертом курсе в университете, не работает. В анкете указала только фамилию и сокращенно имя-отчество. Ситуация обследования – во время учебного дня, после обеденного перерыва в аудитории; отвлекающих факторов не зафиксировано. На вопрос «К какому типу относится Ваша семья» ответила «Неполная», что соответствует реальности: она живет с матерью и своим молодым человеком. Воспитывалась матерью с рождения. Единственный ребенок в семье, своих детей нет.

В конфликтной ситуации использует стратегию сотрудничества как доминирующую (13 баллов), при возникновении спорной ситуации первым предлагает оппоненту сесть за стол переговоров и прояснить появившиеся разногласия. Индивид активно участвует в разрешении конфликта, отстаивает свои интересы, стараясь при этом сотрудничать с другим человеком. Также используется стиль приспособления (12 баллов), индивид может пожертвовать своими интересами для разрешения конфликта, для сохранения благоприятных межличностных отношений либо своего душевного комфорта. Если сотрудничество и приспособление не дает результатов, то индивид прибегает к стилю соперничества или компромисса (11 и 10 баллов соответственно). Это говорит о гибкости, умении адекватно оценивать ситуацию и умении выбрать стратегию поведения, позволяющую достичь желаемых результатов.

Организаторские способности развиты на высоком уровне. Индивид не теряется в новой обстановке, быстро находит новых друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомых, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это делает не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям и потребностям.

Стрессоустойчивость выражена на среднем уровне (33 балла), что свидетельствует о среднем уровне раздражительности, неудовольствия при появлении преграды, блокировании того, что хочется сделать или получить, говорит об умении снимать эмоциональное возбуждение и напряжение физическими нагрузками, переоценкой ценностей; средние навыки самоконтроля и саморефлексии.

Толерантность выражена на среднем уровне (33 балла). Респондент старается терпимо относиться к неопределенности, неожиданности, умение без раздражения и вражды относиться к чужому мнению, взглядам, характеру, привычкам.

Уверенность в себе выражена на среднем уровне (5 стен из 10). Индивид безмятежен, со спокойным настроением, невозмутимый, его трудно вывести из себя, вызвать агрессию. Уверенный в себе и своих способностях, знающий свои желания и возможности. Гибкий, умеет подстраиваться под ситуацию.

В анкете респондент оценил как не самые значимые для субъекта профессиональной деятельности СЛК «приверженность к правовым нормам» и «умение быть хорошим организатором». Как значимые оценены СЛК способность к адаптации, дисциплинированность, ведение ЗОЖа, ответственность, навыки МЛО, толерантность, знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина. Как абсолютно необходимые оценены СЛК самоконтроль, стрессоустойчивость, уверенность, самокритика, приверженность профессиональным этическим нормам, приверженность этическим нормам, стремление к конструктивному поведению в конфликтной ситуации.

В целом можно говорить о среднем уровне сформированности данных СЛК у респондента.

Респондент 4.

Девушка, 21 год. Образование неоконченное высшее – обучается на четвертом курсе в университете, не работает. В анкете указала полностью инициалы. Ситуация обследования – во время учебного дня, после обеденного перерыва в аудитории; отвлекающих факторов не зафиксировано. На вопрос «К какому типу относится Ваша семья» ответила «Смешанная», что соответствует реальности: ее мать повторно вышла замуж, когда ей было пять лет; отчим не удочерял, но девушка называет его папой. Единственный ребенок в семье, своих детей нет.

В конфликтной ситуации респондент предпочитает использовать стратегию компромисса (14 баллов), пытается решить проблему, разделив объект разногласия со своим оппонентом поровну, или предлагает равноправное владение спорным объектом. Немного уступает в своих интересах, чтобы удовлетворить их по остальным позициям, стремится частично удовлетворить желание другого, «торгуется».

Организаторские способности у индивида выражены на уровне ниже среднего. Он не стремится к общению, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои новые знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, не отстаивает свое мнение. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах респондент предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.

Стрессоустойчивость выражена у индивида на среднем уровне (35 баллов), что свидетельствует о среднем уровне раздражительности, неудовольствия при появлении преграды, блокировании того, что хочется сделать или получить, говорит об умении снимать эмоциональное возбуждение и напряжение физическими нагрузками, переоценкой ценностей; средние навыки самоконтроля и саморефлексии.

Толерантность выражена на среднем уровне (37 балла). Респондент старается терпимо относиться к неопределенности, неожиданности, умение без раздражения и вражды относиться к чужому мнению, взглядам, характеру, привычкам.

Уверенность в себе выражена на среднем уровне (6 стен из 10). Индивид безмятежен, со спокойным настроением, невозмутимый, его трудно вывести из себя, вызвать агрессию. Уверенный в себе и своих способностях, знающий свои желания и возможности. Гибкий, умеет подстраиваться под ситуацию и адекватно оценивает свои возможности.

Индивид оценил как не самые значимые СЛК дисциплинированность, ведение ЗОЖа, приверженность этическим нормам, навыки МЛО, стремление к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях, приверженность правовым нормам, знание прав и обязанностей гражданина. Как значимые оценены СЛК способность адаптироваться к социально-профессиональным изменениям, стрессоустойчивость, приверженность профессиональным этическим нормам, толерантность, умение быть хорошим организатором. Как абсолютно необходимые оценены СЛК самостоятельность и самоконтроль, уверенность в себе, способность к самокритике, ответственность.

В целом можно говорить о среднем уровне сформированности социально-личностных компетенций у данного индивида.

Респондент 5.

Девушка, 21 год. Образование неоконченное высшее, не работает. В анкете указала фамилию и имя. Ситуация обследования – во время учебного дня, после обеденного перерыва в аудитории; отвлекающих факторов не зафиксировано. На вопрос «К какому типу относится Ваша семья» ответила «Полная», что соответствует реальности. Есть старшая сестра, младший брат, своих детей нет.

В конфликтной ситуации респондент использует стратегию соперничества (15 баллов), в начале конфликтного взаимодействия применяет агрессивные техники воздействия, проверяя возможности оппонента, активен, предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем, не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, зато способен на волевые решения. Старается в первую очередь удовлетворить свои интересы в ущерб притязаниям других, вынуждает принимать его условия решения проблемы. Для достижения цели индивид использует свои волевые качества.

Организаторские способности выражены на очень высоком уровне. Индивид обладает очень высоким уровнем проявления организаторских склонностей, испытывает потребность в организаторской деятельности, активно стремится к ней, быстро ориентируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе, инициативен, предпочитает в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивать свое мнение и добиваться, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребность в организаторской деятельности.

Стрессоустойчивость выражена у индивида на среднем уровне (37 баллов), что свидетельствует о среднем уровне раздражительности, неудовольствия при появлении преграды, блокировании того, что хочется сделать или получить, говорит об умении снимать эмоциональное возбуждение и напряжение физическими нагрузками, переоценкой ценностей; средние навыки самоконтроля и саморефлексии.

Толерантность выражена на уровне выше среднего (42 балла). Респондент проявляет нетерпимость и боязнь неопределенности, неожиданности; стремится следовать четким, устоявшимся взглядам на вещи, дела, поступки; присутствует полюсность восприятия: плохой – хороший, добрый – злой, черное – белое, без полутонов; неумение ждать, которое приводит к необдуманным и преждевременным действиям и результатам.

Уверенность в себе выражена на среднем уровне (5 стен из 10). Индивид безмятежен, со спокойным настроением, невозмутимый, его трудно вывести из себя, вызвать агрессию. Гибкий, умеет подстраиваться под ситуацию. Уверенный в себе и своих способностях, знающий свои желания и возможности.

В анкете респондент оценил как малозначимую СЛК ведение здорового образа жизни. Как значимые СЛК оценены способность адаптироваться, дисциплинированность, уверенность, толерантность, приверженность правовым нормам, знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина, организаторские способности. Как абсолютно необходимые респондент оценил СЛК самоконтроль, стрессоустойчивость, самокритику, ответственность, приверженность профессиональным нормам, приверженность этическим нормам, навыки МЛО и стремление к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.

В целом можно говорить о среднем уровне сформированности социально-личностных компетенций у данного индивида.

Респондент 6.

Девушка 18 лет. Образование неоконченное высшее – обучается на первом курсе в университете. В анкете указала псевдоним, которым называет себя. Ситуация обследования – в спокойной домашней обстановке, в восемнадцать часов вечера, отвлекающих факторов не зафиксировано. На вопрос «К какому типу относится Ваша семья» ответила «Неполная», что соответствует реальности: мать воспитывает ее с рождения. Единственный ребенок в семье.

В конфликтной ситуации использует стратегию избегания (14 баллов), нежелание встречаться с оппонентом, дабы не задевать «больного вопроса», не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для разрешения проблем, уходит от разрешения конфликта.

Организаторские способности у индивида выражены на уровне ниже среднего. Он не стремится к общению, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои новые знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, не отстаивает свое мнение. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах респондент предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты