Психологические особенности творческой личности


Как же объединить независимость от оценок окружающих с признанием значения их оценок? Возможно ли это? Один из вариантов - оценивать свой труд по достижениям специалистов в твоей области деятельности, или, если ты учишься, оценивать свои достижения по достижениям тех, кто учится вместе с тобой. В этом случае самооценка строится с учетом внешней реальности. Оценки результатов труда людьми знающими, компетентными, находящимися в нормальном психологическом состоянии (настроении) более обоснованны, чем мнения случайных и не подготовленных к этому людей. Поэтому можно определить для себя круг значимых лиц, с оценками которых следует считаться. Самооценка и восприятие оценок со стороны окружающих в этом случае взаимосвязаны.

Отношение к достигнутому в творчестве

Результаты творчества периодически обновляются: то, что достигнуто, подготавливает новые шаги. Поэтому возникает вопрос о соотношении удовлетворения от достигнутого и обновления, которое может быть связано с отрицанием значимости полученных результатов.

В этом тоже возможны различные варианты:



¾              крайняя позиция: можно с восторгом принимать малейший отблеск истины, отбрасывая от себя всякую критику.

¾              все, что сделано, может быть раскритиковано; оно имеет недостатки. Все можно переделать. Поэтому лучше свои работы не показывать и даже не говорить о них. Не хотелось бы, чтобы критиковали.

¾              работы никогда не бывают идеальными и полностью завершенными, но, увидев свет, они "сталкиваются" с другими работами, взаимодействуют с ними и таким образом развиваются.

Личностные отношения, проявляющиеся в творчестве направленное на преодоление воображаемого недоброжелательного отношения. Напряжение может возникать вследствие чрезмерного стремления к обновлению результатов без "положительного подкрепления" достигнутого и т.д.

Формирование основных положений творческой личности к процессу своей деятельности заключается в том, что образ жизни человека, занимающегося творчеством, предполагает необходимость изменения и обновления личностных взглядов, перевод внутренних подсознательных эмоций и стремлений во внешнюю оболочку своей деятельности. Каждая творческая личность обладает определенными качествами. Эти качества называют по-разному: способности, навыки, задатки, черты, свойства, но жизнь творческого человека — это захватывающая борьба личности внутренних и внешних мотивов и её преобразование в нечто новое.


Глава 2. Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов

2.1 Цель, задачи, гипотеза и методики исследования


Каждый этап развития личности связан с решением определенных задач. Наибольшие сложности вызывает описание становления и разворачивания творческого потенциала подростка, так как этот возраст характеризуется разнородностью и неоднозначностью протекающих процессов. Приоритетными направлениями развития является становление самосознания, расширение сферы общения, личностное и профессиональное самоопределение. Приобщение к творчеству происходит через интериоризацию знаний об основных концептуальных эталонах развития культуры, через эмпатическое восприятие произведений литературного и художественного, отражающих интеллектуальные и духовные особенности рассматриваемых эталонов. Создается возможность для становления продуктивного самосознания: системы "Я-сам", "Я-другой", "Я-культура", "Я-деятельность". В ходе чего осуществляется актуализация рефлексивной сферы подростка и укрепление механизмов саморегуляции.

Рассмотрение сущности и особенностей творческой личности, как целостной системы позволит выяснить многофакторный характер развития творческого человека.

Цель исследования: цель данного исследования заключается в определении психологических особенностей творческой личности.

Гипотеза исследования: в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что у творческой личности преобладает определенный тип мышления и устанавливается зависимость к определенному отношению к себе, как к личности.

Цель и гипотеза обусловили постановку основных задач исследования:

1.                 использование научных концепции зарубежных и отечественных исследователей, как база для собственного исследования;

2.                 провести отбор методов, являющихся наиболее эффективными для определения психологических особенностей творческой личности в соответствии с гипотезой;

3.                 выявить тип мышления и уровень самоотношения с помощью специализированных методик;

4.                 сделать анализ результатов проведенного исследования.

Объектом исследования: творческая личность.

Предметом исследования: психологические особенности творческой личности.

В курсовой работе используется психологическое тестирование каждого из испытуемых в отдельности, при помощи методик определяющих их уровень самоотношения и типа мышления, с целью выяснения зависимости между этими показателями.

База для исследования: опрошено 20 учащихся изостудии "Воробьевы горы" Московского городского Дворца творчества детей и юношества, в возрасте от 12 до 17 лет.

Методы исследования:

1.                 методика "Тип мышления", модификация Г.Резапкиной (Приложение №1). Тест предназначен для диагностики типа мышления у респондента, у каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет определить один из следующих типов мышления:

·                               Предметно-действенное мышление – свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.

·                               Абстрактно-символическим мышлением – обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

·                               Словесно-логическое мышление – отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

·                               Наглядно-образным мышлением – обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

·                               Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

2.                 опросник самоотношения В.В. Столин, С.Р. Пантилеев (Приложение №2). Опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В.Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

·                               глобальное самоотношение;

·                               самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

·                               уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему "Я".

В качестве исходного принимается различие содержания "Я-образа" (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

Опросник включает следующее шкалы.

• Шкала S - глобальное самоотношение; измеряет интегральное чувство "за" или "против" собственно "Я" испытуемого.

• Шкала I - самоуважение.

• Шкала II - аутосимпатия.

• Шкала III - ожидаемое отношение от других.

• Шкала IV - самоинтерес.

Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес "Я" испытуемого.

• Шкала 1 - самоуверенность;

• Шкала 2 - отношение других;

• Шкала 3 - самопринятие;

• Шкала 4 - саморуководство, самопоследовательность;

• Шкала 5 - самообвинение;

• Шкала 6 - самоинтерес;

• Шкала 7 – самопонимание;

2.2 Исследование


На первом этапе исследования испытуемым была предложена методика изучения методика "Тип мышления", модификация Г. Резапкиной, которая выявляет определенный тип мышления. С помощью данной методики были получены следующие данные в баллах, которые представлены в таблице ниже:


Испытуемые

П-Д

А-С

С-Л

Н-О

К

Ведущий тип мышления

№1 (жен., 14 лет)

2

0

4

5

6

креативный

№2 (муж., 16 лет)

1

0

1

1

7

креативный

№3 (жен., 12 лет)

3

6

2

5

4

абстрактно-символический

№4 (жен., 14 лет)

3

1

2

1

6

креативный

№5 (жен., 16 лет)

0

2

1

2

4

креативный

№6 (жен., 14 лет)

2

4

6

4

3

словесно-логический

№7 (жен., 15 лет)

0

7

2

2

6

абстрактно-символический

№8 (муж., 15 лет)

2

4

1

5

7

креативный

№9 (жен., 14 лет)

1

0

6

2

4

словесно-логический

№10 (муж., 16 лет)

3

4

1

4

6

креативный

№11 (жен., 12 лет)

4

2

2

6

3

наглядно-образный

№12 (жен., 17 лет)

0

1

4

3

6

креативный

№13 (муж., 17 лет)

2

3

6

0

2

словесно-логический

№14 (жен., 16 лет)

2

7

4

5

4

абстрактно-символический

№15 (жен., 14 лет)

0

4

0

3

6

креативный

№16 (жен., 15 лет)

4

2

1

6

1

наглядно-образный

№17 (жен., 13 лет)

3

4

2

4

7

креативный

№18 (муж., 16 лет)

2

2

6

2

8

креативный

№19 (жен., 14 лет)

0

2

0

2

6

креативный

№20 (жен., 16 лет)

3

3

2

6

2

наглядно-образный


Анализ полученных результатов:

рассматривая полученные данные, мы можем сказать, что большинству испытуемых свойственен креативный тип мышления – 55% испытуемых; с наглядно-образным, словесно-логическим типом и абстрактно-логическим типом мышления по 15% всех испытуемых

Методика №2 - опросник самоотношения

С помощью данного опросника (Приложение №2) нам удалось выявить уровень самоотношения, все данные предоставлены в таблице:


Испытуемые

глобальное самоотношение

Шкала (I)

Шкала (II)

Шкала (III)

Шкала (IV)

№1 (жен., 14 лет)

69,33

44,67

9

17,67

29

№2 (муж., 16 лет)

90,67

86,67

69,67

72,33

71,33

№3 (жен., 12 лет)

69,33

25,33

16

6

71,33

№4 (жен., 14 лет)

74,33

71,33

47

9

92,33

№5 (жен., 16 лет)

74,33

86,67

58,33

91,33

71,33

№6 (жен., 14 лет)

69,33

58,67

21,67

72,33

92,33

№7 (жен., 15 лет)

38,33

25,33

16

27,33

29

№8 (муж., 15 лет)

99,67

71,33

9

17,67

49,67

№9 (жен., 14 лет)

62,67

44,67

21,67

27,33

71,33

№10 (муж., 16 лет)

80

58,67

69,67

53

92,33

№11 (жен., 12 лет)

62,67

58,67

16

17,67

49,67

№12 (жен., 17 лет)

85

86,67

58,33

6

49,67

№13 (муж., 17 лет)

55,33

58,67

69,67

9

71,33

№14 (жен., 16 лет)

49

25,33

9

39,67

29

№15 (жен., 14 лет)

85

71,33

69,67

72,33

71,33

№16 (жен., 15 лет)

74,33

71,33

47

17,67

49,67

№17 (жен., 13 лет)

85

86,67

58,33

53

29

№18 (муж., 16 лет)

80

58,67

21,67

27,33

49,67

№19 (жен., 14 лет)

55,33

25,33

21,67

6

29

№20 (жен., 16 лет)

62,67

71,33

69,67

9

71,33

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты