Психологические особенности творческой личности

Третьим элементом личности, называемым далее волей, является мотивационный элемент. Он приводит в движение мотивационный процесс и определяет его общее направление, поддерживает, прерывает или завершает мысли и действия, влияет на расходование энергии и время их продолжения. Источники такого типа действий в индивидуальной системе потребностей, являющихся самой важной частью третьего элемента личности. Активация потребностей путем стимулов, поступающих из среды, или путем внутренних факторов (последовательность мыслей) приводит в движение мотивационный процесс.

Я. Козелецкий классифицирует потребности творческих людей, принимая в качестве критерия пространство, в котором они функционируют. Согласно этому критерию он выделяет четыре их вида:

o        первый — жизненные потребности (основные, естественные), являющиеся врожденными, сформированными генетически. Их удовлетворение необходимо для поддержания существования индивидуума и рода Homo sapiens.

o        Вторая группа представляет собой познавательные потребности, которые человек удовлетворяет в области науки, философии, литературы, музыки, изобразительного искусства, информатики (потребность в компетенции, информации, эстетические потребности).

o        Третья группа проблем является более сложной. К ней относятся социальные проблемы, названные автором интерперсональными (например, потребность аффилиации, любви, братства, доминирования или власти над другими, потребность социальной безопасности). Эту группу потребностей можно удовлетворить во внешнем пространстве.

o        К последней группе принадлежат личные потребности, более других связанные с внутренним миром субъекта. Они в большей мере влияют на уникальность и неповторимость личности. Сюда автор относит такие потребности, как потребность индивидуальных достижений, потребность собственной ценности, потребность смысла жизни, или трансценденции [19; 76 – 85].

Следующим составным элементом личности является эмоциональный элемент. Он очень сложен и охватывает постоянные нейрофизиологические и психические системы, генерирующие эмоциональные состояния и процессы, аффекты и настроения. Уникальным свойством эмоционального элемента является то, что он связан почти со всеми элементами личности. Оценочные суждения насыщены позитивными или негативными эмоциями. Эмоциональность относится к главным измерениям темперамента и невротичности. Эмоциональные структуры включаются в мотивационные процессы, поэтому эмоциональность "обслуживает" все остальные составные элементы творческой личности. Козелецкий выделил еще один элемент личности — личный, понимаемый им как глубокая нейрофизиологическая, психическая и духовная структура, в которой находится экзистенциально-тождественное (личностное) содержание, касающееся данного лица [19; 79-83].

Творчество субъекта, личности следует рассматривать, учитывая макросоциальные факторы: культурные, политические и экономические. Системные концепции творчества ломают "персонологическую" точку зрения, согласно которой творчество ограничивается человеческим существом — его познанием, психикой или личностью. В системном рассмотрении человек является частью более широкой системы, участвующей в создании творческого произведения [16; 39-43].

Человек представлен в творчестве многоразмерно, поскольку он состоит из биологических, психологических и социальных структур, работает на сознательном и бессознательном уровнях благодаря познавательным, эмоциональным и волевым системам. Человек неповторим, живет одновременно во внешнем и внутреннем мири.

1.2           Сущность творчества как психологического процесса, стадии творчества

Творчество - это созидание нового, это и механизм развития личности. При психологическом изучении творчества обычно большое внимание уделяется процессу творчества, изменению состояний человека, создающего новое.

Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что главное в творчестве происходит на переходе от видения - слышания - чувствования явлений к их логико-понятийному осмыслению. Из этого следует, что психологическим языком, адекватно отражающим процесс творчества, будет язык, использующий переходы от художественно-образного отражения изучаемых явлений к их логико-понятийному осмыслению, логико-смысловой интерпретации.

Я. А. Пономарев пишет: "Через всю историю психологии творчества в виде ее магистральной линии проходит ставшая классической проблема фаз (стадий, ступеней, этапов, актов моментов) творческого процесса, их классификации, интерпретации" [5; 3-5]. Он анализирует работы Т. Рибо, Б. А. Лезина, П. К. Энгельмейера, А. М. Блоха, Ф. Ю. Левинсон-Лессинга, Г. Уоллеса и др. и отмечает, что чаще всего выделяются следующие стадии:

ü    "Первая фаза (сознательная работа) - подготовка (особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи).

ü    Вторая фаза (бессознательная работа) - созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи).

ü    Третья фаза (переход бессознательного в сознание) - вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла).

ü    Четвертая фаза (сознательная работа) - развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка" [17; 96-110].

Интересное описание процесса творчества в целом дает в книге "От мечты к открытию" известный канадский врач и биолог Ганс Селье. Он сравнивает научное творчество с воспроизведением потомства и выделяет семь стадий творчества. Приведем фрагменты его характеристик.

1.                 "Любовь ши, по крайней мере, желание. Первой предпосылкой для научного открытия является пылкий энтузиазм, страстная жажда познания, которая должна быть удовлетворена".

2.                 "Оплодотворение". "Разум... оплодотворен фактами, собранными посредством наблюдений и изучения...".

3.                 "Созревание". "На этой стадии ученый вынашивает идею. В начале он может даже не сознавать этого...".

4.                 "Родовые схватки". "Ощущение, что в вас есть что-то, требующее выхода, хотя вы не знаете, как помочь этому". По мнению Г. Селье, это ощущение можно сравнить с желанием и невозможностью произнести слово, когда оно "вертится на кончике языка".

5.                 "Рождение". "Это случается совершенно неожиданно и значительно позже, обычно непосредственно перед засыпанием или пробуждением".

6.                 "Обследование". "Как только новорожденная идея возникает из подсознания, она должна быть обследована и проверена путем сознательных рассуждении и логически спланированного эксперимента".

7.                 "Жизнь". "Все открытия, заслуживающие этого названия, имеют теоретическое приложение... но определенное внимание всегда должно уделяться и возможным практическим приложениям".

Г. Селье не является профессиональным психологом. Однако, по его словам, он старался наиболее точно и полно отразить свой опыт, к тому же представлял свои взгляды, будучи руководителем научной школы. Поэтому его описание процесса творчества с эмпирической точки зрения можно считать достаточно выверенным, реалистичным [5; 8-12].

Описания процесса творчества даются в литературе с различных сторон. Возникает задача - с учетом новых наработок создать единое представление, отражающее процесс творчества в целом. В качестве прототипа такого представления можно рассматривать описание процесса творчества, сделанное Г. Селье. Выделенные им семь стадий творчества можно увеличить: работу разума разделить на наблюдения и осмысление явлений. Получается десять стадий, которые можно изобразить в виде нуга, подчеркивая то, что творческая личность находится "в круге горчества" постоянно.


Можно отметить, что в обычном решении задач наблюдения часто заменены припоминанием информации, имеющей отношение к интересующему явлению.

1.                 НАБЛЮДЕНИЯ, осмысление (доминирует наблюдение). В научных исследованиях часто проводится работа по сбору различного рода данных, имеющих отношение к интересующему явлению. Размышления в момент наблюдений в основном заторможены, хотя наблюдения строятся от идеи (или идей) и влияют на возникновение идей.

2.                 Наблюдения, ОСМЫСЛЕНИЕ, кристаллизация. Когда накапливается достаточно данных, человек все больше и больше старается их осмыслить, "определить", классифицировать, "привести в порядок" соображения, связанные с ними, старается понять общие закономерности и связи, скрывающиеся за явлениями. При этом осмысление независимо от того, осознает это человек или нет, перегруппировывает данные наблюдений, что-то выдвигает вперед, что-то отодвигает, т. е. расставляет "метки". Во время осмысления явлений возникает состояние, противоположное состоянию во время наблюдений, человек отрешается от окружающего, "уходит в себя". Поведение "наблюдателя" тормозится, человек превращается в "мыслителя". В зависимости от типологических особенностей конкретного человека, от степени знакомства с изучаемым им явлением вторая и третья стадии творчества могут меняться местами: определенные логические выводы и соображения могут вызывать внимательное отношение к тому или иному явлению, человек может обращаться к наблюдениям после размышлений. Если речь идет о познании сложного явления, осмысление рано или поздно исчерпывает себя. Мысли повторяются, человек легко пробегает в уме ходы умственных действий, часто многочисленные, однако это ни к чему не приводит.

3.                 Осмысление, КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ, свобода. В таких случаях возникает чувство, что "идея должна созреть", что усилия стоит на некоторое время оставить и вернуться к ним позже. Наступает стадия вынашивания решения или кристаллизации нового представления в подсознании. Процесс кристаллизации нового представления скрыт от сознания. Со временем наступает момент, когда человек чувствует, что в тайниках его души что-то созрело, его что-то беспокоит, что-то привлекает к себе его внимание.

4.                 Кристаллизация, СВОБОДА, грезы. Завершение кристаллизации нового представления в подсознании создает стремление к свободе: необходимо освободиться от контактов, от дел, от повседневных забот, чтобы "уйти в себя", уделить внимание себе, тому, ч го происходит в душе (в подсознании).

5.                 Свобода, ГРЕЗЫ, постижение. М. Микалко удачно сравнивает то, что находится в подсознании, со звездами, которые при дневном освещении не видны. Подобным образом "свет сознания" (сосредоточенное, активное мышление) делает содержание подсознания не доступным. Чтобы добраться до того, что находится в подсознании, необходимо "притушить" свет сознания, расслабиться, перейти в состояние грез. Один из субъективных признаков состояния грез - усиление воображения.

6.                 Грезы, ПОСТИЖЕНИЕ, радость. Если человек, управляемый подсознанием, погружается в мир грез (образов, интонаций, звуков, ощущений), он обычно не сразу выходит к "прозрению", постижению нового. В начале наблюдаются скачки, переключения от образа к образу по соположению. Через некоторое время значимый образ все же улавливается, поскольку на него "отзывается" и левое, логически мыслящее полушарие, возникает миг или в некоторых случаях даже некоторый период перевода информации из подсознания в сознание. Это состояние вызывает чувство радости: наконец-то! То, что хотелось, достигается, нечто проясняется и понимается!

7.                 Постижение, РАДОСТЬ, проверка. Состояние радости в творчестве превосходит чувство радости в его обычном понимании. Это не просто получение нового результата, более-менее частного или более-менее значительного, но момент (или иногда даже период) согласия, согласования подсознания и сознания, нового представления и его всестороннего понимания, момент согласованной работы правого и левого полушарий мозга, то, что переживается как момент внутренней целостности, согласия с самим собой, иногда - высшего счастья.

8.                 Радость, ПРОВЕРКА, внедрение. Проверка предполагает восприятие со стороны того, что создано, анализ "вдоль и поперек", она ведет к полному сознательному принятию нового результата. Она осуществляется не только с позиций логики или оценки соответствия созданного реальности, но и с позиций интуитивной оценки целого. Если в изложение нового представления внесены необходимые поправки или все оказалось правильным, появляется желание рассказать другим о том, что получилось, внедрить новое в жизнь.

9.                 Проверка, ВНЕДРЕНИЕ, интерес к новому явлению. После проверки человек принимает новое всем своим существом, в нем все согласно с новым. В этом - одна из причин желания нести новые результаты в жизнь. Внедрение нового в жизнь обычно связано с преодолением инерции среды, тех или иных трудностей, препятствий, недопонимания. Полученный результат и пережитое состояние радости способствуют возникновению интереса к изучению новых явлений. Перевод информации из подсознания в сознание является важнейшим, "высшим" моментом в творчестве

При регулярном повторении процесса творчества формируется творческая личность. Понятие "творческая личность" в приложении к конкретному человеку, по-видимому, следует относить с достаточной осторожностью. Его использование обосновано лишь в приложении к полностью сформированной творческой личности [5; 16-24].

1.3           Влияние творчества на развитие отношений личности

Схемы, представляющие различные варианты отношений, могут быть трехступенчатыми, могут быть пятиступенчатыми, семиступенчатыми, девятиступенчатыми, в зависимости от градаций, выделенных в описании (различении) вариантов отношений или подвариантов отношений. При тщательном анализе какого-либо отношения число определяемых ступеней может быть увеличено.

Подсознание в творчестве

Отношение творческой личности к движениям в подсознание можно выразить в следующем схематическом построении:



Предположим, что человек, которому открылось Вдохновение, научился совмещать сознательное поведение и внимание движениям подсознания. Поскольку известно, что большинство людей отмечают у себя тенденции к экстраверсии или интроверсии (хотя бы выраженные слабо), то следующая задача освоения творчества: дозировать внимание - внешнему, объекту исследования, изучения, познания, на который направлено творчество, и внимание - самому себе, своим внутренним состояниям, самонаблюдение.

Самонаблюдение в творчестве

Отношение к объекту познания и к самонаблюдению можно вывести в следующую схему:



Однако, если думать только об объекте, отвлекаясь от своих состояний, от самонаблюдения, создание условий творчества, приводящих к результату, может выпасть из внимания, в итоге новые результаты будут получаться вследствие совпадения тех условий, которые не контролируются и возникают в значительной степени случайно. Другой вариант - интерес к процессу творчества, попытки разобраться в состояниях творчества, с тем, чтобы лучше ими управлять, интерес к трансформациям состояний у себя, самонаблюдение, самоанализ. Знание этих состояний позволяет создать более благоприятные условия для творчества, следовательно, способствует получению новых результатов. Новые результаты способствуют изучению процесса творчества у себя, шлифовке творческого поведения и т. д.

Баланс сознательного поведения и внимания к подсознанию, а также баланс интереса к объекту творчества и самонаблюдения неизбежно выводит на вопрос соотношения общения и уединения. Без уединения самоанализ, самонаблюдение невозможны. Да и самовыражение результатов творчества требует времени, взаимодействие с другими при этом обычно не предполагается. Поэтому следующая группа "выясняемых" отношений - баланс общения и уединении, представлена в схеме ниже:

Общение и уединение в творчестве

Человек - член общества, и без окружающих людей он не выжил бы.


Человек приспосабливается к природе и выдерживает конкурентную борьбу с остальной частью природы, принадлежа к массе людей, к обществу. Он работает для себя и для других людей. Общение с людьми дает информацию, создает мотивы творческой деятельности, в том числе воспринимаемые бессознательно, ставит жизненно важные вопросы. Но погружение в общение рассредоточивает, не позволяет объединить все получаемое разнообразие знаний и впечатлений. Оно отвлекает от погружения в собственный внутренний мир. Однако в чрезмерном уединении - обеднение внутренней жизни, обеднение мотивов деятельности, скука, однообразие. Важно не только восприятие информации, что осуществляется, в частности, в общении, важна и качественная переработка воспринятого, а также выражение результатов этой переработки, что предполагает уединение. Таким образом, одно дополняет другое.

Оценка и самооценка в творчестве

Человек, время от времени получающий новые результаты, представляет их окружающим. Поэтому, сталкиваясь с оценками полученных им результатов, он может сопоставлять самооценку и оценку. Возникает вопрос соотнесения того и другого. Каждый человек может быть непосредственным, как ребенок. Э. Берн в каждом человеке выявляет инстанцию личности, которую так и называет: "ребенок". Дети впечатлительны, непосредственны, зависят от оценок окружающих. Восприятие оценок окружающих с позиции детской непосредственности не чуждо и творческой личности. После вдохновения возникает желание поделиться успехом с окружающими. Однако чрезмерное обращение к оценке со стороны окружающих, как отмечает Е. И. Николаева, заставляет человека искать поощрения от окружающих вновь и вновь, перекладывает оценку результатов труда на них, что может надоедать окружающим или даже становиться мучительным для них. Вряд ли человек может быть удовлетворен только своей оценкой. Самооценка не должна быть оторванной от реальности, в том числе и от оценок окружающих. В прямую зависимость от отзыва самооценку тоже ставить не стоит, даже если в отзыв вносить поправки: кто сказал, что сказал и почему - все равно будешь зависеть от отзыва. В то же время самооценка включена в структуру воли творческого человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты