Психологические и психофизиологические особенности спортсменов-хоккеистов

Период, в течении которого определяется цель, характеризуется взаимовлиянием двух личностей – тренера и спортсмена. Совместная постановка цели способствует, как минимум, двум положительным моментам в подготовке спортсмена. Первый связан с дифференцированным подходом в выработке цели. Самому спортсмену иногда очень сложно разобраться в значимости цели, особенно ближайшей, конкретной, связанной с непосредственным качественным выполнением задания: “выиграть схватку на туше”, “победить с явным преимуществом”, “проплыть дистанцию лучше”, “прыгнуть в высоту с запасом”, ”показать лучший результат” и т.п. При плохом выполнении задания теряется значимость цели, а действия спортсмена обретают приспособленность к заданию, к указанию тренера, к нормативу. Особенно это проявляется у спортсменов, не достигших спортивной зрелости. Поэтому дифференцированная постановка цели и дополнительные указания тренера весьма существенны.

Второй момент обусловлен субъективными переживаниями спортсмена как в определении цели, так и в её реализации. Уже сама постановка цели вызывает переживания. Реальная цель находится в прямой зависимости от уровня притязаний, который может быть завышенным или заниженным, что всегда должно привлекать внимание тренера. Постановка цели нуждается в осознании её и принятии спортсменом. Совместимыми усилиями тренеру и спортсмену легче преодолеть сомнения в достижении цели. [4].

А.А.Деркач и А.А.Исаев в книге “Педагогическое мастерство тренера” о цели тренировки пишут: “Однако главная цель тренировки состоит не столько в том, чтобы юные спортсмены овладели той или иной системой упражнений, сколько в том, чтобы они поняли и усвоили определённые правила развития тех или иных закономерностей овладения конкретными спортивными умениями, пользуясь которыми, они могли бы “проиграть” любую спортивную ситуацию. Очень важно, чтобы юные спортсмены отчётливо понимали, что в тренировке является наиболее важным, существенным, во что им следует основательно вникнуть, что запомнить, а что только принять к сведению. К сожалению, наши исследования показали, что только на 23% занятий тренеры определяют и доводят до юных спортсменов учебную цель тренировки. На 53% тренировок объясняется только тема, но не указывается учебная цель, а на 36% не формируется чётко даже тема занятий”.[9].

Значимость цели тренировки можно сравнить со значимостью тех обстоятельств жизни, которые создают перспективу для личности в целом. Вмешательство тренера в постановку и реализацию цели спортсмена должно быть аргументировано разумным переключением (при необходимости) компонентов психических процессов спортсмена и отношением его к постановленной цели.

Близкие и промежуточные цели при совместной деятельности тренера и спортсмена определяются быстрее. Они имеют форму задания тренера или самого спортсмена. Без конкретных заданий трудно представить содержание отдалённой цели. Усвоение близкой цели должно проходить оперативно, в непосредственной спортивной борьбе.

Когда знакомишься с жизнью и спортивными достижениями прославленных чемпионов и рекордсменов, довольно часто слышишь такие высказывания: “Раньше я даже не мечтал достичь такого результата в спорте” или “Сначала хотел быть здоровым и сильным и не думал о рекордах и громких спортивных титулах” и т.п. В данном случае самая высокая цель в спорте была сформирована на основе близких, промежуточных целей, которые вызывали систематическое проявление волевых компонентов. Но все эти близкие цели до конца усваивались спортсменом и таким образом были законченными в своём исполнении. Следует сказать, что отдельные промежуточные цели иногда достаточно высоки, но реальны в достижении. Спортсмен придаёт им большое значение и стремится реализовать их качественно, проявляя волю и спортивное мастерство. Основным условием для постановки близких и конкретных целей является непрерывность их определения в процессе спортивной тренировки. Они должны предусматривать все компоненты, составляющие подготовку спортсмена. Причём здесь, на этапе выбора конкретной цели, самое незначительное, казалось бы, задание уже может повлиять на общую цель спортсмена. Если спортсмен не научился усваивать и глубоко осознавать промежуточные цели, вряд ли он осознаёт более значимую цель. [9].

Особого внимания заслуживает вопрос о постановке цели молодыми людьми, занимающимися физическими упражнениями самостоятельно, без тренера. Большие возрастные параметры, недостаточная физическая подготовленность или отклонение в состоянии здоровья закрывают двери в спортивные секции перед многими желающими. Внешне у таких людей спортивная цель носит обобщенный характер – человек не хочет стать спортсменом, а просто желает заняться спортом, чтобы удовлетворить потребности в физических упражнениях. Его цель зависит от жизненного личного опыта, как правило, она нуждается в более тесной взаимосвязи с жизнью, насыщении её самостоятельными переживаниями и активностью. Качество цели – не в её уровне.

Реально существующая цель у самостоятельного спортсмена обязательно имеет волевые предпосылки, однако уверенность в её достижении требует дополнительных волевых затрат и самоприказов. Тренера рядом нет, поэтому сомнения в достижении цели приходится переживать одному. А если ещё эти сомнения “подогреваются” длительным отсутствием желаемого спортивного результата?

Как не вспомнить здесь Н.М.Амосова, который подчёркивал, что человеку более свойственно расслабление, чем напряжение. Но расслабление необходимо заслужить после напряжённой физической работы, иначе следует говорить не о расслаблении, а о безволии и лени. О какой цели может идти речь, если человек боится вступить в контакт с физическими упражнениями? Поставив перед собой цель улучшить те качества, которые у него есть, или приобрести новые, спортсмен в известной степени решает проблему самовоспитания, что уже представляет большую социальную ценность. [9].

В самостоятельных занятиях сложнее постановка отдалённой цели, отвечающей требованиям личности и интересам общества. Чаще здесь встречается ближайшая, непосредственная и практическая цель, без разработанных многолетних перспективных планов подготовки. Отсюда возникает сложность перерастания одной цели в другую, так как ближайшая цель может стать самоцелью, ограничивающей возможности личности. К примеру, конечный результат общей физической подготовки, по убеждению спортсмена, состоит в улучшении силовых параметров и красоте его тела. При этом он решает лишь частичные задачи подготовки, без взаимосвязи с другими. Стремление к неоправданному росту одних силовых показателей стало для спортсмена самоцелью. Следует отметить следующие недостатки в его физической подготовке:

не расширяется диапазон средств и методов подготовки;

не обеспечивается на основе воспитания силы воспитание других качеств – быстроты или ловкости;

не видна перспектива физической подготовки;

не формируется психическая готовность к длительным занятиям и т.д.

Практический опыт показывает, что успешно поставленные цели, содержательность, динамичность и повышение их уровня обусловлены развитием волевых процессов и единством общих задач всей социальной системы воспитания личности.

В последние годы организаторы физической культуры и спорта справедливо заботятся об увеличении числа занимающихся спортом. При этом возрастные параметры учитываются очень редко, особенно в группах общей физической подготовки и группах здоровья. При таком наборе характерна бессистемность занятий. Ведущему занятия не хватает времени изучить особенности каждого, в конечном итоге он изучает их в процессе занятий. Человек пришёл в зал или на стадион с надеждой на успех, с надеждой избавиться от болезней, недугов, плохого настроения.

Стремление физически усовершенствовать себя иногда связывают с частными рекомендациями, например: стоит ежедневно столько-то ходить пешком, поднимать определённый вес, делать утреннюю гимнастику и… в скором времени будешь совсем здоровым и сильным. А если человек нуждается в других, более близких его интересам рекомендациях? Он хочет по-настоящему ощутить влияние спорта на себе, быть исследователем своего организма.

Рекомендациями не надо пренебрегать. Научно обоснованные и методически грамотные, они всегда полезны. Но ограничиваться нормативными занятиями – значит ощутить частное воздействие физической культуры и спорта на личность, не обеспечить продолжительность спортивной деятельности. [18].

Действенность физической культуры и спорта не определяется нормативными показателями. Одним из злободневных вопросов является вопрос положительного влияния спортивной деятельности на личность. Чем продолжительнее занятия, тем больше они изменяют психофизиологические функции, качества и свойства личности. Иногда мы нацеливаем личность на то, что благоприятствует лишь частичным положительным сдвигам в организме, но не думаем, что необходимо организму в дальнейшем. Так, успокоившись после улучшения отдельного параметра, мы ошибочно считаем это упражнение “панацеей” от всех болезней, бед и недостатков, не думает закреплять успех длительными занятиями.

Укрепление здоровья и повышение работоспособности следует понимать не как временное явление для удовлетворения частных интересов, а как возможность предельного раскрытия потенциала человека. Деятельный, с высоким уровнем активности человек представляет ценность для общества. Но только тот может стать активным и деятельным, кто стремится к этому всю жизнь.

Трудно определить тот период в жизни человека, которому доступен пик тренированности, когда выявляются наивысшие показатели физического развития, подготовленности, функционального состояния. Здесь подразумевается не только спорт высших достижений. Пик наивысшего физкультурно-спортивного результата определяет следующие наиболее существенные стороны и позиции спортивной деятельности:

а) закладывает фундамент для активных занятий спортом;

б) является ориентиром состояния тренированности. При этом занимающийся спортом учитывает не только свои прошлые “заслуги” в достижении определённого уровня показателей, но и систематично использует полученные навыки для обеспечения экономичной работы сердечно-сосудистой системы, восстановления сил, поддержания работоспособности;

в) предохраняет от возможных негативных психофизиологических реакций и стрессовых ситуаций. Спортсмен успешно участвовал в спортивных соревнованиях, физкультурно-оздоровительных мероприятиях и умеет предугадать непредвиденные ситуации;

г) вырабатывает подробность в физических упражнениях. С возрастом усиливается подробность в общении с людьми, поэтому можно говорить о комплексе потребностей, источников которого является наивысший спортивный результат;

д) способствует взаимовлиянию с другим видом занятий. Например, мысль “я показал в спорте достаточно высокий для себя результат, почему же мне не показать высокий результат и в труде?” – вполне реальна и правдоподобна. Возможна и другая связь, определяющая физическую культуру и спорт как средство удовлетворения духовных потребностей в жизни. [9].

Для молодого человека потребность в физических упражнениях будет в том случае желаемой, если у него появится собственное понимание спорта, как специфичной формы культуры личности, как помощника в жизни. Поэтому, когда речь идёт об эффективности физической культуры и спорта, целесообразно выяснить, прочен ли фундамент спортивных результатов или показателей физической подготовленности в плане возможности широкого использования его в жизни. [9].

Иногда мы не задумываемся о продолжении пути к намеченным целям, о полезности своего увлечения спортом и не осмысливаем свои действия и поступки. Иногда мы перестраховываемся во избежание последствий от физических нагрузок – переутомлений, психического перенапряжения, временной загруженности и т.п. Иногда нас просто одолевает лень.

Заниматься физическими упражнениями необходимо всю жизнь. В молодости – с максимальными нагрузками, в пожилом возрасте к нагрузкам следует подходить дифференцированно. С возрастом максимальные нагрузки должны применяться более осмотрительно, но полностью исключать их из процесса подготовки нельзя.

Для молодых людей, регулярно занимающихся физической культурой, интенсивность тренировочных нагрузок можно определять по частоте сердечных сокращений (ЧСС) с использованием трёх показателей: пороговой, пиковой и средней ЧСС. Пороговая ЧСС – это наименьшая интенсивность, ниже которой не возникает тренирующего эффекта, и она выражает 75% от максимальной ЧСС. Пиковая ЧСС – это наибольшая интенсивность, которую желательно не превышать (95% от максимальной); средняя ЧСС – средний показатель интенсивности нагрузки тренировочного занятия.

Стремясь к познанию себя, необходимо соблюдать следующую последовательность в самоанализе спортивной деятельности:

- показанные нормативы и упражнения закреплять систематическими занятиями и соревнованиями с целью их роста и совершенствования;

-    параллельно использовать их в практике.

Познание себя убеждает спортсмена или физкультурника в необходимости всестороннего и прочного изучения своего организма под воздействием физических упражнений. Оно также является стимулирующим звеном в выработке системы мотивации. Что же касается недостатков в спортивной деятельности, то они обнаруживаются и ликвидируются занимающимися намного быстрее при глубоком и прочном изучении и усовершенствовании знаний, умений и навыков физической культуры и спорта в сочетании с другими видами деятельности. [9].

Глава II. Методы исследований

Экспериментальная часть проводилась на базе спортивного клуба “Ракета” г.Казань. Контингент – 15 спортсменов по хоккею с мячом в возрасте от 19 до 26 лет. Использованы тесты по определению поведенческого типа реакции – ПТР (МYТН), стрессорности и темперамента.


2.1 О тесте “Коронарная личность”

Стресс – это напряжение, мобилизация и неспецифическая реакция организма при действии факторов среды. Стресс так же подразделяется на стадии:

1. Мобилизация (адреналин, норадреналин, дезадаптация );

2. Тревожность (кортизол, дизадаптация);

3. Истощение (усиление окислительных процессов, за которыми следует депрессия, как вынужденная мера покоя, для экономизации функций, энергии, восстановления резервов).

1. Реакция тревоги

2. Стадия резистентности

3. Стадия истощения

Депрессия – это естественное состояние при потере или ослаблении контроля над состоянием организма и нарушениях в образе жизни, чередовании труда и отдыха, сна и бодрствования, смены эмоций, питания и др. Усталость, утомляемость, снижение работоспособности, ослабление памяти, ухудшение концентрации внимания – всё это признаки надвигающейся депрессии. Опасна не столько сама депрессия, сколько страх пред ней. Паническое осознание бессилия – главное заблуждение, усугубляющее стрессорность.

Озабоченность широким распространением сердечно-сосудистых заболеваний среди населения актуализируется поиском причин, приводящих к отклонению в здоровье. О роли, значении психологического состояния и поведения человека в развитии сердечно-сосудистых заболеваний писали ещё в XVII столетии – Харвей, XVIII – Хантер, XIX – Корвисар, Ослер.

Резкое увеличение сердечно-сосудистых заболеваний XX веке было замечено врачами и их последователями в период “Великой депрессии” в США в 30-е годы. Донбар обратил внимание на связь сердечно-сосудистых заболеваний с типом поведенческой реакции человека. Начала складываться концепция “коронарного” поведения. Начиная с 1942 – 43 гг., Р.Розенман и М.Фридман на протяжении более 40 лет проводили многочисленные исследования, в том числе и среди детского населения. В 1963 году этими исследованиями была предложена классификация поведенческого типа А – ПТА и типа Б – ПТБ, дифференциация которых осуществлялась по тесту-опроснику с незначительными модификациями в соответствии с возрастом.

Тест-опросник MYTH (Matthews youth test for health) включает 17 пунктов. Оценивая ответ или результат наблюдений по 10-бальной системе каждый пункт, суммировать конечный результат.

2.2 О тесте “Формула темперамента”

В данном тесте даётся формула для вычисления процентного соотношения темперамента, т.е. сколько процентов холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика в данном человеке.


Фт = (Х Ах . 100%) + (С Ас . 100%) + (Ф Аф . 100%) + (М Ам . 100%)

А                                   А                         А                         А


где Фт – формула темперамента;

Х – холерический темперамент;

С – сангвинический темперамент;

Ф - флегматический темперамент;

М – меланхолический темперамент;

А – общее число плюсов по всем типам;

Ах – число плюсов в “паспорте” холерика;

Ас - число плюсов в “паспорте” сангвиника;

Аф – число плюсов в “паспорте” флегматика;

Ам – число плюсов в “паспорте” меланхолика.

В конечном виде формула темперамента приобретает, например, такой вид:

Фт = 28% Х + 46% С + 14% Ф + 10% М

Эта формула говорит о том, что данный темперамент на 28% холерический, на 46% сангвинический, на 14% флегматический и на 10% меланхолический. Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данных тип темперамента доминирует, если 30 – 39%, то качества данного типа выражены достаточно ярко, если 20 – 29% - то среднее, если же 10 – 19% - то в малой степени.


2.3 О тесте “Темперамент спортсмена”


Темпераментом называются прирождённые свойства человека, которыми определяются особенности динамики его психической деятельности. Автор двухфакторной модели личности английский психолог Ганс Айзенк в качестве основных показателей темперамента использовал двухмерную модель из биполярных шкал: экстраверсию – интроверсию и эмоциональную стабильность – нестабильность (нейротизм).

Свойства темперамента, составляющие структуру личности по Айзенку, генетически детерменированы, тесно связаны в личности с её психическими состояниями и с чертами характера, проявляющимися в деятельности, поведении и общении. Эмоциональная нестабильность (нейротизм) – синоним состоянию тревожности, проявляется как эмоциональная неустойчивость личности, эмоциональная возбудимость и импульсивность, состояние психоэмоциональной напряжённости, раздражительности, импульсивности в разговоре, переживание тоски и депрессивности.

К основным свойствам темперамента психологи относят сенситивность (чувствительность), реактивность, активность (энергичность), темп реакций, поведенческую адаптивность (пластичность-ригидность). Выраженность этих свойств связана со скоростью выработки условных рефлексов и их прочностью, с балансом процессов возбуждения-торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации. Наиболее разработанным из названных свойств на психофизиологическом уровне в теории и практике спортивной психологии является учение Айзенка об экстраверсии-интроверсии и его методика выявления этих свойств.

Применение концепции Айзенка в спортивной психологии. Спортсмен-экстраверт, по сравнению со спортсменом-интровертом, труднее вырабатывает вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности тренировки, чаще отвлекается во время объёмной и однообразной работы на тренировках и др. типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, чаще всего весел и несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, бывает остроумным, не всегда обязателен.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты