Психологические и психофизиологические особенности спортсменов-хоккеистов

В начале ХХ в. Н.Лосский предлагает свою классификацию характеров в зависимости от уровня воли и преобладания стремлений. Он делит людей на типы: чувственный, эгоцентричный и сверхличный. Сверхличный тип отличается преобладанием сверхличных стремлений, источник которых лежит не в потребностях организма, а в факторах высшего порядка: религиозных, научных, эстетических. Эти люди действуют как бы не от себя, а от лица высшей воли. [27].

В начале ХХ в. А.Ф.Лазурский впервые предложил создать психосоциальную классификацию характеров, которая учитывает не только субъективные особенности людей, но и их мировоззрение, их “социальный аспект”. [27].

Дальнейшие исследования приводили к обогащению понимания характера:

1.                Возникло понятие “социального характера”. “В социальный характер входит лишь та совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни” (Э.Фромм). “если характер индивида более менее совпадает с социальным характером, то доминантные стремления индивида побуждает его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условия его культуры”. [27].

2.                Характер представляет вариант усвоения каждым человеком культурных норм, содержавшихся в “базисной (основной) личной структуре”. Базисная личностная структура разделяется большинством членов общества в результате сходного опыта в раннем детстве (это “основная, модальная личность”) (А.Кардинер). [27].

3.                Если личность отражает культуру, отражённую в индивидуальном поведении, то характер отражает мировоззрение, отражонное в индивидуальном поведении (Д.Хонигман, Н.Д.Левитов). [27].

4.                Анализируя типологию индивидуальных характеров (когда внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой), психоаналитик Фрейд постулировал идею структуры характера, доказывая, что “можно вывести формулу формирования основного характера из определённых черт; причём первоначальные импульсы, либо сублимацию их, либо вызванное ими реактивное образование”. [27].

5.                В психоаналитическом направлении сейчас существуют несколько определений характера:

·   “характер определяется как направленность, вызываемая произвольными импульсами человека, это совокупность реакций человека на его социальное окружение” (Абрахам).

·   “Привычные способы приспособления “Я” к внешнему миру, “ОНО” и “Сверх-я”, а также типичные сочетания этих способов между собой образуют характер” (О.Фенихел).

·   “Структура характера может быть осмыслена как организация потребностей и эмоций внутри каждого человека, приспособленная для адекватного реагирования на основные социальные ценности группы” (Бингхлоул).

·   “Характер состоит из привычных положений и отношений человека, постоянного паттерна его реакций на различные ситуации. Он включает сознательное отношение и ценности, стиль поведения (застенчивость, агрессивность и т.д.), физические позы, привычки держаться и двигаться и пр. Каждое характерное отношение имеет соответствующую ему физическую позу, поэтому характер человека выражается в его теле в виде мышечной ригидности, мышечного панциря. Этот панцирь первоначально возникает в результате конфликта между инстинктивными потребностями и внешним. Его дальнейшее укрепление и причина существования обусловлены продолжающимися конфликтами тех же сил” (Райх).

·    А.Лоуэн вообще предложил ограничить понятие характера только патологическими состояниями. “Человек здоров, если у него нет типичных способов поведения, т.е. характера. Это означает, что в реальности он ведёт себя спонтанно, адаптируясь к рациональным требованиям ситуации”. [27].

6.                В современной американской психологии используют два альтернативных определения характера:

·     “Характер – это этический и моральный аспект личности”;

·     “Характер – мотивационный аспект личности”. [27].

7.                В советской психологической литературе используются такие определения характера:

·     “Характер – общая стилистика в привычках, навыках, усвоенных тактиках, это общий рисунок, манера поведения, сформированная в результате особого, индивидуального приобретённого опыта в конкретном социальном окружении” (А.Г.Шмелёв).

·      “Характер – содержательный и общественно-значимый компонент личности, проявление направленности, мировоззрения в его поведении” (Н.Д,Левитов).

·      “Характер – индивидуальное сочетание приобретённых в течении жизни, наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определённом отношении к себе, к другим людям, к порученному делу, к различным трудностям”.

·      “Характер – это сплав врождённых свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами”.

·      “Характер – это индивидуально ярко выраженные и относительно устойчивые психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки” (К.К.Платонов, Н.Д.Левитов).

·      “Характер – психологический склад личности, выраженный в её направленности отношение к людям, к себе, деятельности, вещам и воле” (Н.Д.Левитов). [27].


1.4 Темперамент

Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей к небольшому числу типичных портретов.

Гиппократовские черты типа темперамента – наиболее древний и наиболее известный пример типизации, выделения общих закономерностей среди индивидуальных вариаций психики.

Темперамент – это те врождённые особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента, необходимо подчеркнуть, что лучших или худших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть 6направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врождённости темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней.

Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщённых портретов – типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определённым темпераментом в конкретных жизненных ситуациях. [27].

Темперамент в переводе с латинского – смесь, соразмерность. Древнейшее описание темпераментов принадлежит “отцу” медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырёх жидкостей организма преобладает; если преобладает кровь (“сангвиник” по-латыни), то темперамент будет сангвиничный, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь (“холе”), то человек будет холериком – желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь (“флегма”), то темперамент флегматичный – спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает чёрная желчь (“меланахоле”), то получается меланхолик – несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, спокойный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствительный к невзгодам. Эту теорию темперамента можно назвать гуморальной теорией (от латинского “гумор” – жидкость). Некоторые современные приверженцы гуморальной теории показывают, что соотношение и баланс гормонов внутри организма определяют проявления темперамента, например избыток гормонов щитовидной железы обусловливает повышенную раздражимость и возбудимость человека, проявления холеричного темперамента.

В начале ХХ в. возникла конституционная теория темперамента (Кречмер, Шелдон), главная идея которой заключалась в установлении связи темперамента с врождённой конституциев человека. [27].

Академик И.П.Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение торможение – отражают деятельность головного. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности: 1) “безудержный” (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) – соответствует темпераменту холерика); 2) живой” (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с соответствует темпераменту сангвиника); 3) “спокойный” (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответствует темпераменту флегматика); 4) “слабый” (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обусловливает темперамент меланхолика). [27].


1.5 Стрессе и стрессорность


Соображения практики выдвинули в спортивной науке на одно из важных мест проблему напряжения, адаптации и перенапряжения, т.е. проблему стресса.

Учение о стрессе в настоящее время получило достаточно широкую известность. И в спортивной научной литературе теории стресса посвящены мотографии, подробные обзоры, материалы симпозиумов. Тем не менее, хоть и кратко, представляется необходимым обсудить наиболее существенные итоги исследований.

Ещё исследования В.Кеннона показали, что организм стремится обеспечить постоянство (гомеостазис) своей внутренней среды, постоянство уровней функционирования своих систем. Когда возникают новые условия, происходит перестройка, когда через цепь преобразований восстанавливает прежнее равновесие, но уже на ином уровне. Новые условия могут определяться не только физическими раздражителями, но и психологическими причинами. [2].

Термин "стресс" и его расшифровка первоначально были изложены канадским учёным Г.Селье, который показал независимость процесса приспособления от характера раздражителя или нагрузки. Воздействия (стрессоры) могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей они ведут к цепи однотипных изменений, обеспечивающих приспособление. Ведущим звеном в этой цепи адаптации Г.Селье считал эндокринно-гуморальную систему. [2].

Общий адаптационный синдром имеет (по Г.Селье) определённые и хорошо известные стадии:

1) реакция тревоги, во время которой сопротивление организма понижается ("фаза шока"), а затем включаются защитные механизмы;

2) стадия сопротивления (резистентности), когда напряжением функционирования систем достигается приспособление организма в соответствии с новыми условиями;

3) стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций. [2].

Все процессы в организме взаимосвязаны. Согласование функций осуществляется высшими интегративными отделами нервной системы. Независимо от того, на какую систему или на какой процесс в организме падает преимущественная нагрузка, приспособление к ней осуществляется интегративными отделами, обеспечивающими необходимую для оптимальной работоспособности взаимосогласованную деятельность основных функций. Когда напряжение становится чрезмерным для интегративных отделов и они не могут выполнять свою основную задачу, первым следствием и проявлением наступающего истощения (и начала третьей стадии) оказывается нарушение согласования в деятельности функций, их рассогласование, дезинтеграция.

Р.Лазарус, развивая учение о стрессе, выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек (на основе индивидуальных знаний и опыта!) оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную. Такая оценка вызывает эмоции и такую же адаптационную перестройку в организме, как и любой другой (механический, термический и пр.) раздражитель. Если при физиологическом стрессе адаптационный синдром возникает в момент встречи с раздражителем, то при психическом стрессе адаптация предшествует ситуации, наступает заблаговременно. [2].

В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического стресса и стресса психического. В физиологическом стрессе всегда есть психические элементы и наоборот. Реакция организма единая, затрагивает многие его системы и функции, и поэтому обозначение стресса уточняется: цельная психофизиологическая реакция, в которой физиологические и психические компоненты, их удельный вес могут быть различными. [2].

Соглашаясь с этим и признавая условность разделения физиологического и психологического стресса, в изложении мы должны будем анализировать в основном примеры, в которых большее значение имеют психические компоненты стресса. Поэтому, хотя и предполагается применять обозначение "психический стресс", но с учётом отмеченного выше.

В психическом стрессе предстоящая ситуация воспринимается с учётом накопленного опыта как угроза, как потенциальная трудность. Это проходит при участии лимбической системы головного мозга, связанной с сенсорными и моторными зонами коры. Воспроизведение такой информации опосредовано путями, соединяющими отделы лимбической системы с гиппокампом и средним мозгом. Отсюда сигналы через таламические ядра возвращаются к ассоциативным зонам. В зависимости от предстоящей ситуации высшими отделами нервной системы формируется эмоциональная реакция, которая в крайних своих проявлениях (гнев или страх) способствует соответственно крайнему поведению (нападение или бегство). Однако такое поведение может быть и задержано, если оно оценено сознанием как нецелесообразное.

Возникновение эмоции активизирует деятельность гипоталамуса, координирующего вегетативные, гормональные и моторные механизмы выражения эмоций. Отсюда входящие сигналы активизируют высшие отделы нервной системы. Отсюда же нисходящие импульсы усиливают деятельность симпатических и парасимпатических отделов вегетативной нервной системы. Уже в этом случае усиливается секреция адреналина или норадреналина. Другой путь влияния гипоталамуса на эндокринные функции лежит через гипофиз.

Понимание роли эмоций как запускающего фактора в образовании последующей цепи сменяющих друг друга состояний позволило академику П.К. Анохину ещё в 1965 г. подчеркнуть исключительную важность изучения всех переходов, всей гаммы эмоций: от нормальной поведенческой до фиксированной патологической. [2].

Различные эмоциональные состояния поддаются физиологической дифференции. Симптомы, сопровождающие повышение уровня бодрствования и симпатоадреналовую активизацию (движение к полюсу эмоции "гнева" и поведенческим проявлениям "нападения") обозначают термином "эрготропный синдром", выражающий готовность организма к действию с интенсификацией катабологических процессов. [7].

Противопожарностью эрготропного синдрома является "трофотропный синдром", характеризующийся снижением уровня бодрствования с парасимпатической активацией и с тенденцией к парасимпатическим обменным сдвигам (движение к полюсу эмоции "страха" и поведенческим состояниям обороны "бегства").

Таким образом, внешние проявления этих изменений выражаются стремлением либо к полюсу возбуждения, либо к заторможенности. Всегда - либо "плюс", либо "минус".

Однако, хотя эмоции обуславливают физиологические эффекты и энергию активности, но они сами по себе ещё не определяют действий взрослого человека в какой-либо ситуации, так как переживания данного момента интегрируются в целостное поведение на базе опыта. Особая роль в этом принадлежит лобным долям головного мозга.

Практически важно отметить тенденцию отвечать на сходные стрессовые ситуации одинаковыми и характерными реакциями: однообразие подтверждено и физически. Объяснение такого относительного постоянства - выработавшаяся в процессе индивидуального развития система психологических механизмов (в том числе мотивов). Без анализа индивидуальных систем невозможно ни понимание деятельности спортсмена в экстремальных условиях, ни прогноз его поведения, ни тем более обоснованное вмешательство.

В условиях спортивной деятельности наряду с физиологическими компонентами и психические аспекты могут стать сильными стрессорами. Исследователи отмечают, что психическая адаптация в спорте связана с интеллектуальными и эмоциональными процессами. Не сама ситуация, конечно, является стрессором, а отношение спортсмена к ситуации может сделать её стрессовой. Вообще, нет ни одной абсолютно стрессогенной ситуации, но каждая ситуация, в зависимости от отношения к ней, может оказаться стрессором. Отсюда и роль психологических мотивационных факторов, определяющих отношение.[19].

Роль психологического компонента стресса в спорте отмечают не только исследователи. Многие выдающиеся тренеры мира, воспитавшие победителей крупнейших соревнований, основывают свою систему тренировки с учётом особенностей психики спортсменов. Американский тренер Джордан считает, что для достижения успеха в спортивных соревнованиях эмоциональная сторона состояния как минимум так же важна как и физическая. Известный тренер по академической гребле К. Адамс стрессу у гребцов даже посвящает специальные исследования. Воспитатель целой плеяды олимпийских победителей в плавании Д.Каунсильмен отводит стрессу специальный раздел в своей монографии "Наука о плавании". В частности, он пишет: "Мы есть то, что мы есть, потому что мы подвергаемся воздействию стресса и адаптируемся к различным видам стресса. Состояние нашего тела, нашего ума и нашего характера есть результат этих адаптаций". [2].

Всё приведённое подчёркивает не только актуальность проблемы стресса, в частности - психического стресса, для спортивной науки, но и обосновывает интерпретацию многих явлений, наблюдающихся в спортивных ситуациях, с позиции современного понятия о стрессе.

Один из исследователей психического стресса в спорте П.Шмидт (высшая гимнастическая школа Меклинген в Швейцарии) рассматривает психический стресс, пользуясь следующей схемой:


Стрессоры окружающей среды, индивидуально переживаемые как угрожающие

Соматические предрасположения и другие отягчающие факторы

Функциональные расстройства

Поражение органов

Психологический стресс

Психовегетативная дисрегуляция

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты