Психологический портрет юриста

К этой же группе качеств следует отнести наличие сильной воли и компоненты, ее определяющие: принци­пиальность, решительность, бдительность, самооблада­ние, настойчивость, самокритичность. Воля — это прису­щая человеку способность психофизических усилий и напряжений, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Она проявляется в принятии и осу­ществлении решений. Нерешительность или отсутствие определенного мнения и решения всегда дезорганизующе сказывается на работе. Отсутствие твердых убеждений и сильной воли мешает исполнению задуманного, а иногда приводит к отказу довести дело до конца [8.C.165-166].

Для обеспечения организаторского аспекта следствен­ной деятельности требуется и высокая самоорганизован­ность, под которой понимается исполнительность, акку­ратность, дисциплинированность и самоконтроль. Следо­ватель может быть талантливым, правильно строить вер­сии по делу, но если у него отсутствует самодисциплина, то он будет не в состоянии довести правильную посылку до логического завершения. При этом следует иметь в виду, что дисциплинированность может быть внешней и внутренней. Легче быть дисциплинированным внешне: приходить вовремя на работу, выполнять порученное де­ло. Но если юрист решил сделать что-либо к назначен­ному сроку и не сделал только потому, что его за это ни­кто не осудит, ибо решение он принял сам для себя, то это значит, что внутренне он еще недостаточно дисцип­линирован, недостаточно настойчив, не выработал в сво­ем характере столь необходимых ему качеств.

Множественность операций, выполняемых юристом, отсутствие публичной критики и общественного контроля, ограниченность элементов состязательности, самостоя­тельность и независимость при наличии широких власт­ных полномочий увеличивают возможность ошибок, спо­собствуют тому, что человек работает не в полную силу.

Вот почему каждому следственному работнику так нужны высокая сознательность, самокритичность и самоконтроль.

Морально-психические качества, обеспечивающие воспитательный аспект юридической деятельности. Лю­бая профессия налагает на своего представителя опреде­ленные правовые и нравственные обязанности. Однако есть такие виды служебной деятельности, для осуществ­ления которых недостаточно усвоить только определен­ную сумму специальных знаний и навыков. Для этого необходимо еще и моральное право, высоконравственное поведение. К числу таких профессий относится и труд юриста.

Квалифицированный юрист, вооруженный опытом, тактом педагога, уже на первоначальных стадиях рассле­дования закладывает основы исправления и перевоспи­тания лица, совершившего преступление. Убедить может лишь тот, кто обладает опытом, знаниями, имеет педаго­гические способности, кто достаточно хорошо убежден сам, имеет твердые принципы, кто показывает личный пример. Нужно самому быть таким, каким хочешь вос­питать другого. Авторитет юриста — это общественное признание его заслуг перед обществом. Он завоевывается бескорыстным служением делу, упорным трудом, глубо­кими знаниями [12.C.120-122].

Необходимо, чтобы семейная и личная жизнь самого юриста служила примером. Он должен правильно воспи­тывать своих детей, вести семейную жизнь в соответст­вии с принципами морали, интересоваться жизнью коллектива и активно в ней участвовать. Для юриста важно образование, но столь же важно и воспитание. Отсутст­вие воспитания при наличии образования особенно заметно и даже опасно. Еще Дидро говорил: «Мне очень хотелось бы знать, где та школа, в которой обучают чув­ству». От этики юриста, его воспитания, от добросовест­ности, деликатности и благородства, от силы его воздей­ствия профессиональной и общей культуры зависит качество расследования, а нередко - судьбы людей.

Морально-психические качества, обеспечивающие удостоверительный аспект юридической деятельности. В эту группу качеств относятся: деловитость, исполни­тельность, пунктуальность, уважительное отношение к закону.

Удостоверительная функция является специфической для юридической деятельности. Если познавательный аспект характерен больше для научной деятельности, для педагогической деятельности - коммуникативный и воспитательный, а для производства - организаторский, то для юридической — удостоверительный. Нет в природе ни одной профессии, кроме юридической, где заранее были бы расписаны все трудовые операции. Такими сво­дами правил на уровне законов у юристов являются ко­декс, инструкции, наставления.

Итак, каким должен быть человек, посвятивший себя юридической деятельности?

Юрист, прежде всего, должен быть справедливым. Са­мо слово юрист является производным от латинского (justitia), что в переводе означает справедливость, чест­ность, порядочность. «Честность, порядочность - это уже половина счастья», - утверждал Э. Золя, а Ж. Санд кон­статировала: «Честность умирает, когда продается».

Юрист - самый дисциплинированный человек. Сле­дует различать дисциплинированность внешнюю и внут­реннюю. Легче быть дисциплинированным внешне: при­ходить на работу к назначенному часу, выполнять функ­циональные обязанности и т. д. Но если человек решил сделать что-либо к назначенному сроку и не сделал толь­ко потому, что его никто за это не осудит, это значит, что внутренне он еще недостаточно дисциплинирован.

Человек, наделенный властью, должен быть скром­ным. Это значит, что какую бы должность он ни зани­мал, следует помнить, что не место красит человека, а человек место и что сущность человека проверяется вла­стью. Отсутствие скромности наиболее ярко проявляется в общении. Быть скромным - не значит не верить в соб­ственные силы. Хорошо воспитанный человек умеет вес­ти себя спокойно, сдержанно, обладает в хорошем смыс­ле слова чувством собственного достоинства.

Юрист обязан быть тактичным. Такт - чувство меры, умение вести себя правильно по отношению к людям. Прежде чем сказать или сделать что-то, тактичный чело­век всегда подумает, как его слова и поступки будут восприняты, не нанесут ли они незаслуженной обиды, не оскорбят ли человека и тем самым приведут к обратным результатам. Метко сказал М. Горький:  «Не всегда важно, что говорят, но всегда важно, как говорят». И в под­тверждение наших слов о такте еще одна ссылка: «Такт — одно из важнейших человеческих качеств, от­сутствие которого часто сказывается роковым образом на лучших талантах» (У. Симмс).

Вежливость - неотъемлемое качество интеллигентного человека. Вежливость может быть активной и пассивной. Пассивная форма вежливости - не мешать. Но этого ма­ло. Важно быть активно вежливым, предупредительным, готовым прийти на помощь другому человеку. И не только тогда, когда об этом просят.

Отличительная черта юриста - делать людям добро. К этому его обязывает долг. «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла», - подчеркивал историк В. О. Ключевский. Обращаясь к молодежи, А. П. Чехов советовал: «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро». Слова-напутствия, как заве­щание, звучат в письме М. Горького к сыну. Сын уехал в Россию, а М. Горький, оставшись на острове Капри, пи­сал ему: «Ты уехал, а цветы, посаженные тобой, оста­лись и растут. Я смотрю на них и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя нечто хорошее -цветы. Вот если ты всегда оставлял бы после себя людям только хорошее - цветы, дела, славные воспоминания о себе - легка и приятна была бы тогда твоя жизнь. Ты то­гда всегда бы чувствовал себя нужным людям, а это де­лало бы тебя богатым душой».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Профессиональное мастерство в работе может быть обеспечено только грамотными работниками, с высокой культурой поведения. Деятельность юриста проходит в постоянном общении с людьми, затрагивает их интересы, поэтому важно, чтобы его действия были справедливы­ми, понятными широким массам. А это не только кор­ректность, подтянутость, строгость и скромность внешне­го облика, но, прежде всего - стиль работы.

Профессия юриста необычная. Она требует призвания, мастерства, глубоких знаний, прочных навыков, полной отдачи всех физических и душевных сил. Но если юри­дическая деятельность столь трудна, сложна, ответствен­на и чревата массой неприятностей, то что привлекает к ней и удерживает на этой работе, что рождает такое ко­личество энтузиастов, влюбленных в свое дело, отдаю­щих ему все свое время, силы, способности, самого себя? Ответ прост: то, что было названо в качестве трудностей, несет в себе и огромную притягательную силу. Немногие человеческие знания представляют такой многосторон­ний, высокий и захватывающий интерес. Перед юристом проходят и развертываются все стороны человеческой природы, он сталкивается с наиболее выпуклыми и рез­кими явлениями социальной жизни. Общественная поль­за, благородство профессии, острота борьбы, исследова­тельский поиск, торжество справедливости, творчество, наука, искусство - трудно даже приблизительно очертить все привлекательные черты этой работы. Каждая из них, даже отдельно взятая, стоит того, чтобы посвятить себя этому делу.





 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     ДАЙТЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ «ЛЕЗТЬ В ДУШУ»


Чтобы такое слово, как «душа», могло нормально функционировать в языке, выражая некий общепринятый объем исходных свойств, допущений и представлений, оно нуждается в каком-то «вещественном» подкреплении. Сознание носителя языка, широко пользуясь аналогиями, стремится закрепить за этой ненаблюдаемой сущностью вполне конкретные, ощущаемые или, по крайней мере, мыслимые свойства. Множество всех метафорических перевоплощений «души» парадоксальным образом уживаются вместе и никак не противоречат друг другу,  а только расширяют наше представление о ненаблюдаемом «вживую» явлении, увязывая его с тем, что мы вполне в состоянии «пощупать руками».

Итак, что же такое «душа»? Это, прежде всего орган чувств («Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем». А.С. Пушкин). Но «душа» еще и орган предчувствий, с помощью которого человек может интуитивно постигать то, что произойдет в будущем, а также то, что было в прошлом или происходит в настоящий момент (Я душой чувствую, что он вернется/ был там/ жив). «Душа» - это орган внутренней жизни человека, то есть всего того, что не связано непосредственно ни с физиологией, ни с деятельностью интеллекта. Это средоточие внутреннего мира человека, его истинных чувств и желаний - всего жизненно важного для данной личности (В душе она хотела уйти; Его душа была полна сомнений; В глубине души он понимал, что им придется расстаться). «Душа» представляется находящейся где-то внутри человека, в его теле, а именно в груди. С «душой» связано представление о каких-то особых, происходящих внутри нее процессах (Что происходило тогда в его душе?). Эти процессы ассоциируются с какими-то особыми функциями, которые выполняет «душа». Тем самым «душа» сближается с обычными человеческими органами - легкими, сердцем, печенью и т. п., которые тоже находятся внутри человеческого тела и выполняют особые функции. Однако, в отличие от обычных органов, «душу» нельзя увидеть ни при каких обстоятельствах - это особый невидимый орган. Подобно некоторым обычным органам может болеть (Душа  болит - так описывают специфическое физическое ощущение, локализованное в груди).

   «Душа» может отождествляться с личностью человека, с его внутренним «Я»; с его сущностью, «душа» - alter ego человека. В этом значении «душа» употребляется в данных выражениях: низкая/ высокая/ мелкая/ нежная / чуткая/ благородная душа. «Душа», как и человек, может испытывать страдания, боль, жить, быть живой, а также умереть как человек: Душа болит/ страдает, живая душа/ умерла, усталость души и т. п. С точки зрения этики, «душа» является носителем некоего этического идеала: чистая душа, запачкать душу; хоть мошна пуста, да душа чиста (поговорка) и т. п. «Душа» - это самое ценное, что есть у человека, причем как с точки зрения «наивной» анатомии, так и с точки зрения этики. Согласно первой точке зрения, человек состоит из двух частей: «души» и тела, причем «душа» не материальна и не связана ни с каким человеческим органом. Она мыслится как некое невидимое средоточие жизни человеке - находясь внутри тела, “душа” делает человека живым. Анатомическое представление о “душе” сохранилось в устойчивых выражениях: в чем душа держится; душу вытрясти/ вынуть (из кого).

С точки зрения этики, «душа» - носитель этического идеала, которому должна соответствовать, причем это ценится больше всех материальных благ (хоть мошна пуста, да душа чиста), поэтому «душа» может становиться объектом особой заботы человека, осознающего ее ценность. Человеческая «душа» не всегда соответствует предъявляемым ей высоким требованиям, однако под влиянием жизненных обстоятельств она может в той или иной степени приближаться к идеалу («Душа не выстрадает счастья, Но может выстрадать себя»  Ф. И. Тютчев). Этический и анатомический взгляды на «душу» тесно переплетаются. Бесплотная «душа» противопоставляется материальному телу, которое, сближая человека с материальным миром, само по себе не представляет никакой этической ценности («Ты любишь только мое тело, а не душу! - горько сказала однажды Катя» И. Бунин).

С религиозной точки зрения, «душа», как средоточие сознательной, внутренней жизни, связывает человека с высшим духовным началом. «Душа» - это тот орган, с помощью которого человек ощущает мистический, потусторонний мир (Душа тянулась к Богу). При этом “душа” осознается как нечто, данное человеку Богом. В отличие от материального тела «душа» бессмертна, не зависит от тела и после смерти человека возвращается в потусторонний мир (Отдать Богу душу - умереть). Связь «души» с Богом особенно повышает ее ценность для религии, приобретают особую значимость сознательные усилия человека, направленные на самоусовершенствование (спасать душу). «Душа», с точки зрения религии, сохраняет себя во время всего жизненного пути человека, но не разрушается после его смерти, поэтому - душа  живая. Это устойчивое в религиозном дискурсе выражение.

Одно из наиболее употребительных значений «душа-вместилище». Скрытые от посторонних мысли и чувства находятся в глубине этого вместилища (в душе,  в глубине души), а те состояния, которые имеют внешнее проявление или, по крайней мере, не противоречат таковым, находятся где-то на его поверхности (на душе). Поведать другому свои даже самые сокровенные мысли или чувства - значит раскрыть душу, а нежелательное вмешательство в частную жизнь человека, приставания с целью выведать те мысли и чувства, которые он прячет от посторонних, описывается выражением лезть в душу. Если же неосторожным словом или поступком мы оскорбляем что-то, что человек бережно хранит в тайниках своей души, то мы плюем ему в душу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.     Барков А.В. Реализация этических начал в уголовном законодательстве / Теоретич. и правовое обеспеч. реформы в сфере борьбы с преступностью в Республике Беларусь // Материалы Междунар. науч.-практич. конф. Мн., 2003.

2.     Бибило В. Н. Судоустройство в Республике Беларусь. Мн., 2001.

3.     Букреев В.И., Римская И. Н. Этика права: От истоков этики и пра­ва к мировоззрению. М., 2003.

4.     Дулов А.В. Этико-правовой анализ Конституции / Материалы Меж­дунар. науч.-практич. конф. Мн., 2004.

5.     Дулов А.В. Нравственные основы культуры судебной деятельности / Юстиция Беларуси. 2002. № 1

6.     Карнеева Л. Судебная этика и тактика допроса / Социалистическая законность. 2004. № 4.

7.     Кобликов А. С. Юридическая этика. М., 2003.

8.     Кокорев Л. Д., Котов Д. П. Этика уголовного процесса. Воронеж, 2004:

9.     Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. Собр. соч. В 8 т. Т. 4. М., 2004.

10. Мартысюк П. Г. Правовая этика. Мн., 2004.

11. Мартысюк П. Г. Этика. Мн., 2002.

12. Максимов Л. Г., Максимова Л. П. Профессиональная этика юриста. Мн., 2003.

13. Порубов Н. И. Тактика допроса на предварительном следствии. М., 2002.

14. Судоустройство / Под ред. А. А. Данилевича, И. И. Мартинович. — Мн., 2003.

15. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. М., 2004.







































Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты