Психологический портрет юриста

Психологический портрет юриста

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1.     ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЮРИСТА…………………………...5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15

2.     ДАЙТЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ «ЛЕЗТЬ В ДУШУ»……………………………………...16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………19






























ВВЕДЕНИЕ

Служение правосудию... отличается от

 многих других лишь своею тяже­стью

и сравнительно слабым  мате­риальным    вознаграждением.

А. Ф. Кони


Процесс борьбы с преступностью можно представить как функциональную деятельность, упорядоченную сис­тему действий. Любой вид деятельности определяется ее задачами. Анализ уголовно-процессуального законода­тельства дает основания прийти к выводу, что общая за­дача борьбы с уголовно наказуемой деятельностью может быть разложена на ряд составляющих: во-первых, быстрое и полное раскрытие преступлений; во-вторых, привлечение к ответственности виновных и создание необходимых условий для предания их суду; в-треть­их, розыск лиц, совершивших преступление; в-чет­вертых, возмещение материального ущерба, причи­ненного противоправной деятельностью; в-пятых, вы­явление и устранение причин и условий, способствую­щих совершению преступлений; в-шестых, воспита­ние граждан в духе неуклонного исполнения законов.

Для выполнения этих подзадач органы дознания, предварительного следствия наделены правом произво­дить следственные действия и оперативно-розыскные ме­роприятия, с помощью которых обнаруживаются доказа­тельства; принимать процессуальные решения — возбу­ждать уголовные дела или отказывать в их возбуждении, избирать меры пресечения, накладывать арест на имущество, отстранять от должности, приостанавливать или прекращать уголовные дела. Им предоставлено право принимать такие решения, которые затрагивают интере­сы граждан. Поэтому принятие решений, как и произ­водство следственных и судебных действий, обусловлено рядом требований, предусмотренных в УПК, которые на­дежно гарантируют соблюдение прав граждан и вместе с тем обеспечивают наилучшим образом выполнение задач борьбы с преступностью.

Выявление особенностей юридической деятельности, изучение ее профессиограммы способствует правильному выбору специальности лицами, желающими посвятить себя этому виду деятельности, целенаправленной их под­готовке в процессе обучения, рациональному использова­нию и, наконец, дальнейшему совершенствованию их мастерства в процессе работы. Эта деятельность характе­ризуется следующими чертами:

♦    строгой правовой регламентацией;

♦    наличием властных полномочий;

♦    противодействием со стороны заинтересованных лиц;

♦  многообразием   и   творческим   характером   решае­мых мыслительных задач;

♦   необходимостью соблюдения служебной тайны;

♦   дефицитом времени  и постоянными психологиче­скими нагрузками;

♦  наличием   отрицательных   эмоций   и   посторонних раздражителей.

















 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЮРИСТА


Под способностями в психологии понимается совокуп­ность относительно стойких черт личности, которые опре­деляют успешность обучения определенной деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней. Способности - это индивидуальные психические свойства личности, кото­рые делают ее пригодной к определенной деятельности. Профессиональные способности, или специальный интел­лект, предполагают такие качества, которые в отличие от общих, присущих многим, обеспечивали бы тому или ино­му лицу наилучшее выполнение определенной работы.

Различают общие и специальные способности. Общие способности развиваются в процессе получения общего образования. К ним относятся: внимание, наблюдатель­ность,  воображение,  память,  сообразительность,  способность к выражению своих мыслей и т. п. Специальные способности - те, которые необходимы для успешного выполнения определенных трудовых функций, например способность к устойчивому вниманию, трезвому анализу, принятию независимых и твердых решений, умение сдержать эмоции, воздержаться от преждевременных суждений, не поддаваться посторонним влияниям, про­тивостоять им. Но такие способности как процессуальная дисциплинированность, собранность, умение распознавать правду и ложь окончательно формируются уже в процессе юридической деятельности и являются специальными способностями, присущими юристу и необходимыми ему для выработки профессионального мастерства. Специаль­ными способностями юриста принято считать:

Конструктивные — у людей с такими способностя­ми превалируют память, ум, мышление, богатое вообра­жение, интуиция, основанные на специальном интеллек­те, это юристы, как назвал их психолог В. Л. Васильев, мыслительного плана.

Организаторские — юрист с организаторскими способ­ностями при решении вопросов больше полагается не на собственную интуицию, опыт и ум, а на коллективный разум большого количества работников, оказывающих ему помощь в раскрытии и расследовании преступления.

Коммуникативные - обладая такими способностями, юрист устанавливает правильные взаимоотношения с людьми, психологический контакт, с помощью которого получает нужную информацию.

Для юридической деятельности важны и свойства лич­ности, называемые профессиональными качествами: умение распознавать психические свойства лиц, проходя­щих по делу, контролировать и управлять их психиче­скими процессами. Это качества, необходимые для осуществления и совершенствования в данном виде деятельности.

Профессиональными качествами юриста являются:

1.Исключительная честность, предельная объектив­ность, неутомимый поиск истины, способность прини­мать решения, соответствующие закону и собственному убеждению. Юрист - беспристрастный исследователь, за­дача которого - установить истину, добиться полной яс­ности в деле.

2.  Чувство ответственности, или, как писал П. М. Кер­женцев, «любовь к ответственности», под которой следу­ет понимать желание взять на свои плечи самую трудную задачу с самой тяжелой ответственностью. Чувство ответ­ственности - это не принудительный фактор, а глубокая необходимость   повседневной   юридической  деятельности. Без готовности взять на себя всю полноту ответственно­сти,   без  решительности  в действиях  по  использованию всей полноты власти невозможно проявить инициативу, сметку и оперативность в расследовании преступлений.

3.  Умение  быстро  переключаться  с одного  вида дея­тельности на другой, умение врабатываться сразу, наби­рать темп. За день юристу приходится выполнять до сот­ни трудовых операций при постоянно изменяющихся ус­ловиях труда. Он должен в связи с этим обладать боль­шой приспосабливаемостью, работоспособностью и физи­ческой выносливостью [5.C.128-130].

4.  Сильно развитое чувство правды, умение распозна­вать добро и зло,  не дать себя обмануть, противостоять чужому влиянию.

5.  Настойчивость - осознанная потребность, названная И. П. Павловым рефлексом цели, которая лежит в основе мотивации человека. Чем больше препятствий на пути ее удовлетворения, тем сильнее она проявляется. Исключи­тельная настойчивость, с которой юристы работают при раскрытии сложного и запутанного преступления, - сви­детельство   большой   потенциальной   возможности   этого рефлекса. Препятствия должны всегда возбуждать чувст­во азарта, желание во что бы то ни стало преодолевать их.   Обращаясь  к  следователям,   Л.   Р.   Шейнин  писал: «Ты - следователь. Завтра в твое производство может по­ступить  дело,   которое доставит  тебе  много  хлопот.   Ты будешь проверять одну версию за другой и ты, наконец, устанешь. Дело тебе надоест. Тебе покажется, что раскрыть его нельзя, что ты исчерпал все свои силы, все догадки, все возможности. Тебе захочется в бессилии опустить руки и сдать это дело в архив. Преодолей неверие в свои силы, не опускай рук, не складывай оружия. Вспомни, что нет пре­ступлений, которых нельзя раскрыть, а есть следователи, которые не умеют их раскрывать.  Нет  «скучных» дел,  а есть   скучающие   следователи.   Поэтому   новыми   глазами взгляни на дело, проверь свои шаги, продумай ошибки, отбрось предвзятость и найди тот единственный путь, кото­рый приведет к раскрытию преступления».

6.  Внутренняя  доброжелательность.   Злым,   мститель­ным и равнодушным людям - не место среди юристов. Доброжелательность - это качество, которое очень важно для профессии юриста.

7.  Способность понимать людей, т. е. быть восприим­чивым,   готовым   всегда   принять   любую   информацию, относящуюся к рассматриваемому делу.

8.  Высоко развитое чувство товарищества, коллективиз­ма, так как расследование — это усилие целого коллектива.

9.  Деловой оптимизм. Юрист - профессионал в чужом горе. Профессия юриста не из веселых.  Однако вера в торжество   справедливости,   умение   видеть   в   людях   не только плохое - черты, свойственные юристу.

Для успешного выполнения всех пяти аспектов дея­тельности (познавательного, коммуникативного, организа­торского, воспитательного и удостоверительного) юрист должен обладать набором определенных морально-волевых личностных качеств, а для профессионального совершенст­вования обязан их культивировать. Рассмотрим эти качест­ва применительно к аспектам профессиограммы юриста.

Морально-психические качества, обеспечивающие по­знавательный аспект юридической деятельности. Сюда относятся определенные свойства ума, мышления, вообра­жения, внимания, наблюдательности и памяти, т. е. свой­ства, обеспечивающие успешное протекание мыслитель­ных процессов, выявление и закрепление доказательств.

Для юриста наиболее предпочтительны следующие качества ума:

1)  гибкость, быстрота переключения с одного вида ум­ственной   деятельности   на   другой,   поскольку   юристу приходится оценивать доказательства, несущие различ­ный объем информации, к тому же информация эта бы­вает ненадежной, недостаточной, вероятностной;

2)  самостоятельность мышления - умение не поддавать­ся чужому влиянию, внушению, все подвергать проверке;

3)  широта ума - умение вникать в сущность предмета с помощью обобщения большого числа фактов;

4)   глубина  ума  -  умение  вскрывать  первопричины, вникать в самую основу сущности предмета;

5)  быстрота ума - умение решать мыслительные зада­чи в минимальное время;

6)   целеустремленность   -   последовательное   и   плано­мерное осмысление задачи, способность продолжительное время удерживать ее в сознании.

Мышление - это процесс, подготавливающий личность к сознательной деятельности, определенному поведению на основании воспринятой информации и имеющегося прошлого опыта. Основное в мышлении - это решение мыслительных задач, которое осуществляется при помо­щи: а) анализа - сознательного расчленения объекта на отдельные части для последующего изучения целого по частям; б) синтеза — мыслительного обобщения, сделанно­го на основе анализа; в) сравнения одного объекта с дру­гим; г) обобщения - выявления общего в ряду наблюдае­мых явлений; д) мыслительного отвлечения, под кото­рым понимается построение абстрактных заключений.

Для юридической деятельности важны следующие ка­чества мышления:

-  быстрота, но не торопливость, при которой упускаются логические связи, что приводит к ошибкам;

-   последовательность или логичность;

- самоконтроль, который состоит в анализе хода мысли­тельных операций, умение возвращаться к исходной точке, чтобы найти возможную ошибку.

При выдвижении и проверке версий важно преодолеть стереотипность, косность мышления. Иногда следователь бывает не в силах оторваться от какой-либо одной вер­сии, посмотреть со стороны, возвыситься над нею. Эта версия становится для него доминантной. И хотя некото­рые данные «не вписываются» в эту версию, начинается их подтасовка в ущерб объективности. Здесь важно уметь отделить эмоциональное от рационального. Юрист дол­жен научиться пользоваться помощью специалистов, экспертов, но не идти слепо за их мнением.

Воображение - мыслительное создание нового в фор­ме образа, идеи. Создание нового невозможно без вооб­ражения - этого образования новых временных связей на базе прошлого опыта [7.C.147-149].

Воображение подразделяется на непроизвольное, при котором мыслительные картины появляются под воздействием речи другого человека либо проходящих мимо явлений, и произвольное, которое в свою очередь делится на воспроизводящее (воссоздающее) и творческое вооб­ражение. При выдвижении версий следователь прибегает именно к творческому воображению, используя при этом и воспроизводящий вид воображения.

Внимание - направленность сознания, сосредоточен­ность на определенном предмете, благодаря чему человек хорошо ориентируется в окружающей действительности и более четко ее воспринимает. Это способность выделять определенные объекты из всей их суммы. Сознание и вся деятельность человека благодаря вниманию организуют­ся в определенном направлении.

Внимание подразделяется на:

а)  непроизвольное, которое не сопровождается созна­тельным намерением, не требует напряжения воли и обу­словливается особенностями объекта наблюдения (силой раздражителя, изменениями в предмете, его новизной и необычностью);

б)  произвольное, которое вызвано напряжением воли и имеет избирательный характер.

Для юриста важным является воспитание целена­правленного, произвольного внимания. Лучший способ стать внимательным, - утверждают психологи, - никогда не позволять себе делать работу невнимательно.

Качество, противоположное вниманию, — рассеян­ность - быстрая смена объектов внимания, интересов, неумение сосредоточиться. Рассеянный человек редко до­водит до конца начатое дело, он не способен к длитель­ным, терпеливым усилиям. То одно, то другое обстоя­тельство ускользает из поля его зрения, так как много­численные детали окружающего привлекают его, застав­ляя на время забывать предмет своих занятий.

Наблюдательность - планомерное и целенаправлен­ное восприятие, умение логически осмысливать резуль­таты наблюдения. Основное качество наблюдательности - ее острота, которая зависит главным образом от профессии человека. Опыт показывает, что, наблюдая за чело­веком в течение одинакового времени, люди разных про­фессий обратят внимание на разные детали. Это объясня­ется избирательностью наблюдения.

Наблюдательность всегда носит объяснительный ха­рактер, она направлена на отыскание следов преступле­ния, которые могут быть доказательствами по делу. Здесь важно обладать психологической наблюдательностью, «ви­деть» мысли человека. Это выражается в умении подме­чать и улавливать внешние проявления внутреннего мира людей, в способности понимать их чувства, пере­живания, побуждения, мотивы и цели, распознавать психические свойства личности, угадывать «психологи­ческий подтекст» каждого действия и поступка. Важно также научиться наблюдать за собой, видеть себя со стороны. Это необходимо для самовоспитания и само­контроля.

Все воспринятое человеком сохраняется в коре голов­ного мозга, образуя временные связи. Их восстановление и воспроизведение тем или иным способом называется памятью. Память, - по меткому выражению Э. Берк­ли, - передача информации во времени. Это умственная деятельность, выражающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении того, что уже было в сознании. В зависимости от того, что мы запоминаем, память подразделяется на слуховую, зрительную (образ­ную), моторную (двигательную), словесно-логическую и эмоциональную. Способность к запоминанию, сила памяти у разных людей различна. У одних лучше развита зри­тельная память, у других - слуховая, у третьих - словес­но-логическая и т. д. Так, например, математик запоми­нает лучше цифры, художник — лица, а музыкант - зву­ки. Такая память называется профессиональной [10.C.201-203].

Память самым тесным образом связана с процессом запоминания, укреплением временных связей в коре го­ловного мозга. Запоминание может быть осмысленным, если оно заключается; в сознательном увеличении количества временных связей, и механическим, когда оно сводится к сумме привычных приемов, позволяющих че­ловеку запоминать.

Запоминание может быть произвольным и непроиз­вольным. При произвольном запоминании преднамеренно прилагаются усилия к удержанию в памяти явления ли­бо предмета. Однако самое распространенное - непроиз­вольное, непреднамеренное запоминание, без специально поставленной цели запомнить что-либо.

Память характеризуется такими качествами, как бы­строта, полнота, точность и прочность запомина­ния, готовность к воспроизведению, т. е. оператив­ность. Юрист должен обладать хорошей оперативной памятью, так как он имеет дело с большим объемом ин­формации, которую надо быстро обработать и быть гото­вым в любой момент ее воспроизвести.

С течением времени уменьшается отчетливость вос­принятых событий вплоть до полного выпадения их из памяти. Количество и качество информации, поступаю­щей в память человека извне, зависит от энергии и вре­мени действия внешнего раздражителя, среды, через ко­торую проходят сигналы информации, и состояния рецеп­торов. Интенсивность запоминания зависит от силы впе­чатления, которое оказывал тот или иной факт на челове­ка в момент восприятия; от того, была ли поставлена цель на точность или длительность запоминания; последующих усилий удержать этот факт в памяти; времени, прошед­шего с момента события, и наличия дефектов памяти.

Морально-психические качества, обеспечивающие коммуникативный аспект юридической деятельности, установление коммуникативных связей. К ним относятся:

♦    общительность,   которая   для   юриста   не   менее важна,   чем   профессиональная   подготовка.   Под   общи­тельностью понимается природное обаяние, душевная от­зывчивость,   талант   к   общению,   притягательная   сила простоты в общении;

♦ эмоциональная  устойчивость,  душевное равнове­сие (человек, который все время нервничает, легко теря­ет   спокойствие,    не   может   быть хорошим юристом), вспыльчивость, нетерпеливость, раздражительность, гру­бость - признаки профессиональной слабости;

♦  умение разговаривать с людьми, «говорить эффек­тивно» - одно из важных качеств, обеспечивающих ком­муникативный аспект;

♦  культура речи, под которой понимается умение пра­вильно,  грамотно  и доступно  выражать свои  мысли,   это внешнее выражение грамотности и внутренней культуры, которая приходит вместе с культурой мыслей и чувств;

♦  манера  поведения и  внешний вид юриста также сказываются на установлении коммуникаций.

Морально-психические качества, обеспечивающие организаторский аспект юридической деятельности.  К ним в первую очередь следует отнести деловитость, инициативность, организаторские способности. Неко­торые люди в силу своих личных качеств совершенно не способны выполнять функцию организатора, но бывают прекрасными исполнителями.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты