Психологический портрет юриста
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЮРИСТА…………………………...5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
2. ДАЙТЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ «ЛЕЗТЬ В ДУШУ»……………………………………...16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………19
ВВЕДЕНИЕ
Служение правосудию... отличается от
многих других лишь своею тяжестью
и сравнительно слабым материальным вознаграждением.
А. Ф. Кони
Процесс борьбы с преступностью можно представить как функциональную деятельность, упорядоченную систему действий. Любой вид деятельности определяется ее задачами. Анализ уголовно-процессуального законодательства дает основания прийти к выводу, что общая задача борьбы с уголовно наказуемой деятельностью может быть разложена на ряд составляющих: во-первых, быстрое и полное раскрытие преступлений; во-вторых, привлечение к ответственности виновных и создание необходимых условий для предания их суду; в-третьих, розыск лиц, совершивших преступление; в-четвертых, возмещение материального ущерба, причиненного противоправной деятельностью; в-пятых, выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений; в-шестых, воспитание граждан в духе неуклонного исполнения законов.
Для выполнения этих подзадач органы дознания, предварительного следствия наделены правом производить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, с помощью которых обнаруживаются доказательства; принимать процессуальные решения — возбуждать уголовные дела или отказывать в их возбуждении, избирать меры пресечения, накладывать арест на имущество, отстранять от должности, приостанавливать или прекращать уголовные дела. Им предоставлено право принимать такие решения, которые затрагивают интересы граждан. Поэтому принятие решений, как и производство следственных и судебных действий, обусловлено рядом требований, предусмотренных в УПК, которые надежно гарантируют соблюдение прав граждан и вместе с тем обеспечивают наилучшим образом выполнение задач борьбы с преступностью.
Выявление особенностей юридической деятельности, изучение ее профессиограммы способствует правильному выбору специальности лицами, желающими посвятить себя этому виду деятельности, целенаправленной их подготовке в процессе обучения, рациональному использованию и, наконец, дальнейшему совершенствованию их мастерства в процессе работы. Эта деятельность характеризуется следующими чертами:
♦ строгой правовой регламентацией;
♦ наличием властных полномочий;
♦ противодействием со стороны заинтересованных лиц;
♦ многообразием и творческим характером решаемых мыслительных задач;
♦ необходимостью соблюдения служебной тайны;
♦ дефицитом времени и постоянными психологическими нагрузками;
♦ наличием отрицательных эмоций и посторонних раздражителей.
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЮРИСТА
Под способностями в психологии понимается совокупность относительно стойких черт личности, которые определяют успешность обучения определенной деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней. Способности - это индивидуальные психические свойства личности, которые делают ее пригодной к определенной деятельности. Профессиональные способности, или специальный интеллект, предполагают такие качества, которые в отличие от общих, присущих многим, обеспечивали бы тому или иному лицу наилучшее выполнение определенной работы.
Различают общие и специальные способности. Общие способности развиваются в процессе получения общего образования. К ним относятся: внимание, наблюдательность, воображение, память, сообразительность, способность к выражению своих мыслей и т. п. Специальные способности - те, которые необходимы для успешного выполнения определенных трудовых функций, например способность к устойчивому вниманию, трезвому анализу, принятию независимых и твердых решений, умение сдержать эмоции, воздержаться от преждевременных суждений, не поддаваться посторонним влияниям, противостоять им. Но такие способности как процессуальная дисциплинированность, собранность, умение распознавать правду и ложь окончательно формируются уже в процессе юридической деятельности и являются специальными способностями, присущими юристу и необходимыми ему для выработки профессионального мастерства. Специальными способностями юриста принято считать:
Конструктивные — у людей с такими способностями превалируют память, ум, мышление, богатое воображение, интуиция, основанные на специальном интеллекте, это юристы, как назвал их психолог В. Л. Васильев, мыслительного плана.
Организаторские — юрист с организаторскими способностями при решении вопросов больше полагается не на собственную интуицию, опыт и ум, а на коллективный разум большого количества работников, оказывающих ему помощь в раскрытии и расследовании преступления.
Коммуникативные - обладая такими способностями, юрист устанавливает правильные взаимоотношения с людьми, психологический контакт, с помощью которого получает нужную информацию.
Для юридической деятельности важны и свойства личности, называемые профессиональными качествами: умение распознавать психические свойства лиц, проходящих по делу, контролировать и управлять их психическими процессами. Это качества, необходимые для осуществления и совершенствования в данном виде деятельности.
Профессиональными качествами юриста являются:
1.Исключительная честность, предельная объективность, неутомимый поиск истины, способность принимать решения, соответствующие закону и собственному убеждению. Юрист - беспристрастный исследователь, задача которого - установить истину, добиться полной ясности в деле.
2. Чувство ответственности, или, как писал П. М. Керженцев, «любовь к ответственности», под которой следует понимать желание взять на свои плечи самую трудную задачу с самой тяжелой ответственностью. Чувство ответственности - это не принудительный фактор, а глубокая необходимость повседневной юридической деятельности. Без готовности взять на себя всю полноту ответственности, без решительности в действиях по использованию всей полноты власти невозможно проявить инициативу, сметку и оперативность в расследовании преступлений.
3. Умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, умение врабатываться сразу, набирать темп. За день юристу приходится выполнять до сотни трудовых операций при постоянно изменяющихся условиях труда. Он должен в связи с этим обладать большой приспосабливаемостью, работоспособностью и физической выносливостью [5.C.128-130].
4. Сильно развитое чувство правды, умение распознавать добро и зло, не дать себя обмануть, противостоять чужому влиянию.
5. Настойчивость - осознанная потребность, названная И. П. Павловым рефлексом цели, которая лежит в основе мотивации человека. Чем больше препятствий на пути ее удовлетворения, тем сильнее она проявляется. Исключительная настойчивость, с которой юристы работают при раскрытии сложного и запутанного преступления, - свидетельство большой потенциальной возможности этого рефлекса. Препятствия должны всегда возбуждать чувство азарта, желание во что бы то ни стало преодолевать их. Обращаясь к следователям, Л. Р. Шейнин писал: «Ты - следователь. Завтра в твое производство может поступить дело, которое доставит тебе много хлопот. Ты будешь проверять одну версию за другой и ты, наконец, устанешь. Дело тебе надоест. Тебе покажется, что раскрыть его нельзя, что ты исчерпал все свои силы, все догадки, все возможности. Тебе захочется в бессилии опустить руки и сдать это дело в архив. Преодолей неверие в свои силы, не опускай рук, не складывай оружия. Вспомни, что нет преступлений, которых нельзя раскрыть, а есть следователи, которые не умеют их раскрывать. Нет «скучных» дел, а есть скучающие следователи. Поэтому новыми глазами взгляни на дело, проверь свои шаги, продумай ошибки, отбрось предвзятость и найди тот единственный путь, который приведет к раскрытию преступления».
6. Внутренняя доброжелательность. Злым, мстительным и равнодушным людям - не место среди юристов. Доброжелательность - это качество, которое очень важно для профессии юриста.
7. Способность понимать людей, т. е. быть восприимчивым, готовым всегда принять любую информацию, относящуюся к рассматриваемому делу.
8. Высоко развитое чувство товарищества, коллективизма, так как расследование — это усилие целого коллектива.
9. Деловой оптимизм. Юрист - профессионал в чужом горе. Профессия юриста не из веселых. Однако вера в торжество справедливости, умение видеть в людях не только плохое - черты, свойственные юристу.
Для успешного выполнения всех пяти аспектов деятельности (познавательного, коммуникативного, организаторского, воспитательного и удостоверительного) юрист должен обладать набором определенных морально-волевых личностных качеств, а для профессионального совершенствования обязан их культивировать. Рассмотрим эти качества применительно к аспектам профессиограммы юриста.
Морально-психические качества, обеспечивающие познавательный аспект юридической деятельности. Сюда относятся определенные свойства ума, мышления, воображения, внимания, наблюдательности и памяти, т. е. свойства, обеспечивающие успешное протекание мыслительных процессов, выявление и закрепление доказательств.
Для юриста наиболее предпочтительны следующие качества ума:
1) гибкость, быстрота переключения с одного вида умственной деятельности на другой, поскольку юристу приходится оценивать доказательства, несущие различный объем информации, к тому же информация эта бывает ненадежной, недостаточной, вероятностной;
2) самостоятельность мышления - умение не поддаваться чужому влиянию, внушению, все подвергать проверке;
3) широта ума - умение вникать в сущность предмета с помощью обобщения большого числа фактов;
4) глубина ума - умение вскрывать первопричины, вникать в самую основу сущности предмета;
5) быстрота ума - умение решать мыслительные задачи в минимальное время;
6) целеустремленность - последовательное и планомерное осмысление задачи, способность продолжительное время удерживать ее в сознании.
Мышление - это процесс, подготавливающий личность к сознательной деятельности, определенному поведению на основании воспринятой информации и имеющегося прошлого опыта. Основное в мышлении - это решение мыслительных задач, которое осуществляется при помощи: а) анализа - сознательного расчленения объекта на отдельные части для последующего изучения целого по частям; б) синтеза — мыслительного обобщения, сделанного на основе анализа; в) сравнения одного объекта с другим; г) обобщения - выявления общего в ряду наблюдаемых явлений; д) мыслительного отвлечения, под которым понимается построение абстрактных заключений.
Для юридической деятельности важны следующие качества мышления:
- быстрота, но не торопливость, при которой упускаются логические связи, что приводит к ошибкам;
- последовательность или логичность;
- самоконтроль, который состоит в анализе хода мыслительных операций, умение возвращаться к исходной точке, чтобы найти возможную ошибку.
При выдвижении и проверке версий важно преодолеть стереотипность, косность мышления. Иногда следователь бывает не в силах оторваться от какой-либо одной версии, посмотреть со стороны, возвыситься над нею. Эта версия становится для него доминантной. И хотя некоторые данные «не вписываются» в эту версию, начинается их подтасовка в ущерб объективности. Здесь важно уметь отделить эмоциональное от рационального. Юрист должен научиться пользоваться помощью специалистов, экспертов, но не идти слепо за их мнением.
Воображение - мыслительное создание нового в форме образа, идеи. Создание нового невозможно без воображения - этого образования новых временных связей на базе прошлого опыта [7.C.147-149].
Воображение подразделяется на непроизвольное, при котором мыслительные картины появляются под воздействием речи другого человека либо проходящих мимо явлений, и произвольное, которое в свою очередь делится на воспроизводящее (воссоздающее) и творческое воображение. При выдвижении версий следователь прибегает именно к творческому воображению, используя при этом и воспроизводящий вид воображения.
Внимание - направленность сознания, сосредоточенность на определенном предмете, благодаря чему человек хорошо ориентируется в окружающей действительности и более четко ее воспринимает. Это способность выделять определенные объекты из всей их суммы. Сознание и вся деятельность человека благодаря вниманию организуются в определенном направлении.
Внимание подразделяется на:
а) непроизвольное, которое не сопровождается сознательным намерением, не требует напряжения воли и обусловливается особенностями объекта наблюдения (силой раздражителя, изменениями в предмете, его новизной и необычностью);
б) произвольное, которое вызвано напряжением воли и имеет избирательный характер.
Для юриста важным является воспитание целенаправленного, произвольного внимания. Лучший способ стать внимательным, - утверждают психологи, - никогда не позволять себе делать работу невнимательно.
Качество, противоположное вниманию, — рассеянность - быстрая смена объектов внимания, интересов, неумение сосредоточиться. Рассеянный человек редко доводит до конца начатое дело, он не способен к длительным, терпеливым усилиям. То одно, то другое обстоятельство ускользает из поля его зрения, так как многочисленные детали окружающего привлекают его, заставляя на время забывать предмет своих занятий.
Наблюдательность - планомерное и целенаправленное восприятие, умение логически осмысливать результаты наблюдения. Основное качество наблюдательности - ее острота, которая зависит главным образом от профессии человека. Опыт показывает, что, наблюдая за человеком в течение одинакового времени, люди разных профессий обратят внимание на разные детали. Это объясняется избирательностью наблюдения.
Наблюдательность всегда носит объяснительный характер, она направлена на отыскание следов преступления, которые могут быть доказательствами по делу. Здесь важно обладать психологической наблюдательностью, «видеть» мысли человека. Это выражается в умении подмечать и улавливать внешние проявления внутреннего мира людей, в способности понимать их чувства, переживания, побуждения, мотивы и цели, распознавать психические свойства личности, угадывать «психологический подтекст» каждого действия и поступка. Важно также научиться наблюдать за собой, видеть себя со стороны. Это необходимо для самовоспитания и самоконтроля.
Все воспринятое человеком сохраняется в коре головного мозга, образуя временные связи. Их восстановление и воспроизведение тем или иным способом называется памятью. Память, - по меткому выражению Э. Беркли, - передача информации во времени. Это умственная деятельность, выражающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении того, что уже было в сознании. В зависимости от того, что мы запоминаем, память подразделяется на слуховую, зрительную (образную), моторную (двигательную), словесно-логическую и эмоциональную. Способность к запоминанию, сила памяти у разных людей различна. У одних лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - словесно-логическая и т. д. Так, например, математик запоминает лучше цифры, художник — лица, а музыкант - звуки. Такая память называется профессиональной [10.C.201-203].
Память самым тесным образом связана с процессом запоминания, укреплением временных связей в коре головного мозга. Запоминание может быть осмысленным, если оно заключается; в сознательном увеличении количества временных связей, и механическим, когда оно сводится к сумме привычных приемов, позволяющих человеку запоминать.
Запоминание может быть произвольным и непроизвольным. При произвольном запоминании преднамеренно прилагаются усилия к удержанию в памяти явления либо предмета. Однако самое распространенное - непроизвольное, непреднамеренное запоминание, без специально поставленной цели запомнить что-либо.
Память характеризуется такими качествами, как быстрота, полнота, точность и прочность запоминания, готовность к воспроизведению, т. е. оперативность. Юрист должен обладать хорошей оперативной памятью, так как он имеет дело с большим объемом информации, которую надо быстро обработать и быть готовым в любой момент ее воспроизвести.
С течением времени уменьшается отчетливость воспринятых событий вплоть до полного выпадения их из памяти. Количество и качество информации, поступающей в память человека извне, зависит от энергии и времени действия внешнего раздражителя, среды, через которую проходят сигналы информации, и состояния рецепторов. Интенсивность запоминания зависит от силы впечатления, которое оказывал тот или иной факт на человека в момент восприятия; от того, была ли поставлена цель на точность или длительность запоминания; последующих усилий удержать этот факт в памяти; времени, прошедшего с момента события, и наличия дефектов памяти.
Морально-психические качества, обеспечивающие коммуникативный аспект юридической деятельности, установление коммуникативных связей. К ним относятся:
♦ общительность, которая для юриста не менее важна, чем профессиональная подготовка. Под общительностью понимается природное обаяние, душевная отзывчивость, талант к общению, притягательная сила простоты в общении;
♦ эмоциональная устойчивость, душевное равновесие (человек, который все время нервничает, легко теряет спокойствие, не может быть хорошим юристом), вспыльчивость, нетерпеливость, раздражительность, грубость - признаки профессиональной слабости;
♦ умение разговаривать с людьми, «говорить эффективно» - одно из важных качеств, обеспечивающих коммуникативный аспект;
♦ культура речи, под которой понимается умение правильно, грамотно и доступно выражать свои мысли, это внешнее выражение грамотности и внутренней культуры, которая приходит вместе с культурой мыслей и чувств;
♦ манера поведения и внешний вид юриста также сказываются на установлении коммуникаций.
Морально-психические качества, обеспечивающие организаторский аспект юридической деятельности. К ним в первую очередь следует отнести деловитость, инициативность, организаторские способности. Некоторые люди в силу своих личных качеств совершенно не способны выполнять функцию организатора, но бывают прекрасными исполнителями.
Страницы: 1, 2