Психологический анализ чувства любви

является теория романтической, или страстной, любви, разработанная Э.

Уолстер. Эта теория базируется на ряде со теорий эмоций, в которых

подчеркивается момент самоинтерпретации своего состояния как со части

эмоционального переживания. Непосредственно эта теория связана с так

называемой двухкомпонентной моделью С. Шехтера, согласно которой эмоции

возникают лишь при одновременном сочетании двух факторов: физиоло­гическог

возбуждения и возможностью для субъекта интерпретировать его для себя в

терминах эмоций. В ставшем классическим эксперименте, который по­служи

основой для создания этой модели, С. Шехтер и Дж. Сингер с помощью инъекции

возбуж препарата в одном случае, и плацебо — в другом, варьировали

уровень физиологического воз респондентов. Особым образом

организо ситуация эксперимента способствовала либо эмоциональному,

либо неэмоциональному, сугубо физиологическому, объяснению респондентами

своего состояния. Оказалось, что наиболее сильные эмоции переживали те

испытуемые, которые были подверг инъекции возбуждающего препарата и

имели возможность объяснить себе свое состояние в эмо ключе.

Базируясь на представлениях С. Шехтера, Э. Уол предположила, что

романтическая любовь воз в определенных ситуациях как наиболее

при объяснение самому себе состояния своего физиологического

возбуждения. Тогда становится по, что в качестве предпосылок любви

могут выступать как положительные, так и отрицательные эмоциональные

состояния, например страх. Важно лишь, чтобы они обеспечивали определенный

уровень физиологического возбуждения.

Отметим, что связь любви и отрицательных пере закреплена и в

этимологии слов, обозначаю сильные эмоции. Так, слово “страсть”

обозна одновременно и чувство любви и (в современ языке, впрочем,

довольно редко) страдание. Любовь и смерть, любовь и опасность сосуществуют и

на страницах художественных произведений. На, любовь между Ромео и

Джульеттой, пред собой один из признанных в европей культуре

образцов любовных отношений, раз на фоне смертельной опасности,

вызван враждой Монтекки и Капулетти. Реальность опи Шекспиром

ситуации была, кстати, подтверж в исследовании Р. Дрисколла и К. Дависа,

которые обнаружили, что оппозиция родителей обще молодых людей со своими

избранниками явля фактором, способствующим возникновению ро­мантическо

любви. Правда, вторая часть “эффекта Ромео и Джульетты”, как назвали авторы

свои ре, состоит в том, что через несколько месяцев инициированные

таким “внешним” образом чувства затухают или даже сменяются на

противоположные.

Оказалось, что склонность к эмоциональной или;

в нашем случае, “любовной” интерпретации даже важнее, чем наличие состояния

возбуждения. Так, в одном из экспериментов испытуемым-мужчинам предъявились

фотографии полуобнаженных девушек. В ходе эксперимента испытуемые получали

фаль обратную связь относительно ча ударов своего сердца

— в действительности частота выводившихся нэ метроном ударов задавалась

экспериментатором. На одну из фотографий “пульс” изменялся. Оказалось, что

вне зависимости от направления изменения (учащение или урежение) именно эта

фотография вызывала, по данным после замеров, максимальную аттракцию.

Возможность интерпретации своего состояния как любви связана и с наличием в

тезаурусе субъекта оп лингвистических конструкций, и с овла­дение

правилами их использования. Человек должен знать, какие ситуации следует, а

какие не следует интерпретировать тем или иным образом. Это обуче­ни

осуществляется и в период раннего онтогенеза, и в течение всей последующей

жизни. Наиболее важ же ситуациями такого обучения представляются

ситуации, названные Ю. А. Шрейдером ритуальными. Такими по отношению к любви

будут ситуации легкого флирта, в которых, с одной стороны, действия партнеров

достаточно жестко заданы традициями и нормами их субкультуры, а с другой —

остается до свобода для самовыражения и эксперимен. Примером

могут быть балы прошлого века, стро, по словам Ю. М. Лотмана как

“театрали представление, в котором каждому элементу соответствовали

типовые эмоции”, и одно дававшие возможность для достаточно

сво общения между мужчинами и женщинами. Важной чертой таких

ритуальных ситуаций и в про, и в настоящем является их относительная

пси безопасность— прямое и резкое отвержение партнера, в этих

ситуациях представляет со поведение неконвенциональное и поэтому

доста редкое. Это также дает партнерам возможность для своего рода

тренировки.

Выявление роли момента самоинтерпретации в ге чувства любви делает

более понятной и отме многими авторами близость различных ви­до

любви между собой и их взаимную обусловлен. Как говорил А. С.

Макаренко, “любовь не мо быть выращена из недр полового влечения. Си­л

“любовной” любви могут быть найдены только в опыте пеполовой человеческой

симпатии. Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и же, если

он не любил своих родителей, товарищей, друзей”. По-видимому, эта общность

связана с тем, что, хотя объекты любви в течение жизни меняются, сам принцип

— объяснение себе своего состояния как любви, а не как, скажем, корыстной

заинтересованности, остается неизменным. Если человек в детстве научился

такой интерпрета, он будет использовать ее и в принципиально раз­личны

ситуациях.

Большинство людей имеют опыт любовных пере. Так, опрошенные У.

Кепхартом сту влюблялись в среднем шесть-семь раз, из них два раза, по

выражению респондентов, серьезно. Око половины испытуемых были, хотя бы

раз, влюб в двух людей одновременно. В рамках такой инт тенсивности

существует, однако, большое разнообра: есть люди с экстраординарно

большим роман опытом, но есть и такие, которые не испы­тывал

чувства любви никогда. Есть, по-видимому, определенные личностные

особенности, которые спо тому, что, говоря языком двухкомпонент­но

модели, люди в разной степени склонны интер происходящее с ними

как любовь.

Долгое время в психологии была популярна мысль . о том, что склонность к

любви должна быть связана с выраженностью патопсихологических свойств

(ос для таких гипотез служили представления о любви как о

манифестации слабости и дефицитар-ности субъекта — подробнее об этом будет

сказано ниже).

Однако факты опровергли такие представления. Например, в работе У. Кепхарта

было показано, что ни уровень влюбленности в момент исследования, ни число

романов, ни романтические установки не обнаружили в своих средних значениях

связи с пато чертами личности. Крайние же значе этих

характеристик, например очень большое число романов или полное их отсутствие,

оказались связаны с недостаточным уровнем эмоциональной  зрелости.

Наличие такой криволинейной взаимосвязи между интенсивностью романтического

поведения, с одной стороны, и уровнем эмоциональной зрелости, с дру,

позволяет сделать вывод о том, что в ряде слу любовь действительно

выполняет своего рода защитную функцию — об этом свидетельствует со­четани

максимальной интенсивности романтической го синдрома и низкой эмоциональной

зрелости. Од, поскольку отсутствие любовного опыта у взрос человека

тоже сопровождается низкой эмоцио зрелостью, достигающей максимума

лишь при его возрастании, можно предположить, что лю переживания

являются не помехой, а необхо условием высокого личностного развития.

Склонность к переживанию чувства любви ока связанной с такими чертами,

как уровень ро и локус контроля, причем экстернальному локусу

соответствуют большие значения романтиче поведения; обнаружены и другие

зависи. Можно предположить, что связь между склон к любви и

личностными характеристиками опосредуется представлениями людей о желательных

и соответствующих их полу, возрасту и другим пара формах поведения. В

проведенном исследовании связи отношения к себе и отношения к другим было

обна, что высокая самооценка сочетается с высо-коинтенсивным

романтическим поведением у муж и с низкоинтенсивным — у женщин. Это можно

объяснить тем, что нормативный образ “настоящего мужчины” требует значительно

большей романтиче активности, чем вообще менее определенный сте­реоти

“настоящей женщины”.

Мы рассматривали сейчас личностные корреляты склонности к романтическому

поведению. Вопрос же о личностной предрасположенности к сильным и глу­боки

любовным переживаниям (склонность к ро поведению и способность к

глубоким переживаниям — вещи, разумеется, разные) стоит особо. Здесь

фактических данных очень мало. Общепринятой является та точка зрения, что

высокий уровень принятия себя обеспечивает возможность любви;

к другому человеку. Как говорил 3. Фрейд, “либидо, или либидо “я”, кажется

нам боль резервуаром, из которого высылаются привязан к объектам и

в который они снова возвраща”. Именно в отношении к самому себе

отта то искусство любви, о котором говорил Э. Фромм.

Явно недостаточны пока и знания того, какие качества делают человека

привлекательным не в крат (вопрос об этом мы подробно обсужда­л

ранее), а в долговременных любовных отноше. Есть основания предполагать,

что главными детерминантами выступают здесь не отдельные лич свойства

объекта, а его интегральные характеристики, такие, как уровень психического

здоровья, самопринятие, компетентность и т. д.

Такая зависимость, кстати, заставляет предпола наличие одной

закономерности, с трудом, к со, поддающейся экспериментальной

провер. Субъект с благополучно развивающимися эмо отношениями

получает подтверждение своей самооценке, и общий уровень принятия себя у него

возрастает. Это делает его в глазах других лю более привлекательным как

партнера в любовных отношениях. Однако сам он в данный момент к ус­тановлени

новых эмоциональных связей не склонен. С другой стороны, в период распада

близких отноше субъект особенно заинтересован в новой любви, но из-за

падения уровня самопринятия вследствие неудач в сфере эмоциональных отношений

он становится менее привлекательным. . Привлекательность максимальна, когда

она “не нужна”, и минимальна в тот момент, когда потребность в ней выражена

на остро. Интересно, что в большинстве фильмов и литературных

произведений о любви описывается иная ситуация — привлекательный герой

“свободен” от каких-либо привязанностей и потому готов к ус­тановлени

эмоциональных отношений с незнакомым или мало знакомым ему ранее человеком.

Существующие в психологии модели любви резко различаются еще по одному,

оценочному, параметру.

Часть авторов говорит о любви как о свидетельстве слабости и несовершенства

человека, другие указы на конструктивный характер этого чувства.

К моделям первой группы может быть отнесена, например, теория Л. Каслера. Он

считает, что существуют три причины, заставляющие одного человека полюбить

другого. Влюбленный человек относится к объекту своей любви крайне

амбивалентно. Он од испытывает к нему и позитивные чувст,

например благодарность как к источнику жизнен важных благ (прежде всего

психологических), и негативные — ненавидит его, как того, кто имеет над ним

власть и может в любой момент прекратить под. Действительно

свободный человек, по Л. Каслеру, это человек, не испытывающий любви.

Общей логике подобного пессимистического взгляда соответствуют и некоторые

эмпирические данные, свидетельствующие о консерватизме межличностной

аттракции, (ее возникновение в соответствии с принципом сходства и т. д.).

Однако, как уже было показано, в некоторых си аттракция может играть

не только консер, но и конструктивную роль, способствуя расширению

знаний человека о мире. Это позволяет предположить, что и высшая форма

межличностной аттракции, любовь, может быть описана в более оп­тимистическо

духе. Примером является теория А. Маслоу.Любовь психически здорового

че характеризуется, по А. Маслоу, прежде всего снятием тревожности,

ощущением полной безопасности и психологического комфорта. Она никак не

свя с исходной враждебностью между полами (это положение Маслоу вообще

считает ложным). Свою модель он построил на эмпирическом материале — анализе

отношений нескольких десятков людей, отобранных по критерию близости к уровню

самоак. Явное и намеренное нарушение репре оправдано

здесь тем, что задачей ав было описание не статистической нормы, а

нор возможности.

Любовь в описании А. Маслоу резко отличается от тех феноменов, которые

наблюдают, используя то же название, другие исследователи. Так, с его точки

зрения и по его данным, удовлетворенность психоло и сексуальной

стороной отношений у членов пары с годами не уменьшается как обычно, а

увели. Вообще, увеличение срока знакомства парт оказывается

связанным с ростом удовлетворен. Партнеры испытывают постоянный и

растущий интерес друг к другу, заинтересованность в делах друг друга и т, д.

Они очень хорошо знают друг дру, в их отношениях практически нет элементов

иска восприятия, свойственного романтической люб. Им удается

сочетать трезвую оценку другого, осо его недостатков с полным

принятием его та, какой он есть, что и является основным факто,

обеспечивающим психологический комфорт. Они часто любили и оказались влюблены

в момент обсле. Они не стесняются своих чувств, но в то же время

сравнительно редко употребляют слово любовь для характеристики отношений (по-

видимому, это связано с высокими критериями в межличностных от).

Сексуальные связи доставляют испыту А. Маслоу очень большое

удовлетворение, и они всегда связаны у них с близким эмоциональным

кон. При отсутствии психологической близости они в сексуальную связь

не вступают. Интересно, что, хотя секс играет большую роль в отношениях

обследованных А. Маслоу пар, они легко переживают фрустрацию сексуальной

потребности. Отношения этих людей подлинно равноправны, у них нет разде­лени

на мужские и женские роли, нет двойных стан и других предрассудков.

Они хранят верность друг другу, что проявляется, как в повседневной жиз,

например, в отсутствии супружеских измен, так и в период трудностей и

болезней. По выражению А. Маслоу, болезнь одного становится болезнью обоих.

Описанная А. Маслоу ситуация может быть ил одной важной

особенности любви, кото, в идеале всегда должна присутствовать в

любов отношениях. Фактически, устойчивая долговре любовь есть

всегда любовь несмотря на недо, несовершенства партнера, как бы

вопреки им. Длительное и близкое общение не дает человеку возможности не

видеть отрицательных качеств партнера — согласно обыденной логике, выводящей

лю и симпатию из наличия у объекта экстраорди достоинств, это

делает любовь невозможной. Умение же принимать окружающих, характерное для

психически здоровых людей, позволяет им сохранить чувство любви несмотря на

осознание объективных несовершенств друг друга.

III. Заключение

Говоря о любви, крайне трудно отделить любовь как субъективное переживание,

оценку своих отно с другим человеком от любви как специфиче­ског

процесса взаимоотношений с  ним. Интимный характер любви, малодоступность ее

для изучения неизбежно приводят к. фрагментарности наших зна об этом

явлении. Тем не менее можно сказать, что понятие “любовь” репрезентирует для

большин людей определенную психологическую реаль, не смешивается с

другими близкими понятия. Выделены различные типы любви и структуры

любовных переживаний. Склонность к переживанию чувства любви связана с рядом

личностных харак субъекта, в частности, с высоким уровнем

самопринятия. Опыт любви и любовных отношений является необходимым условием

высокого личностно развития. Включение когнитивного компонента в феномен

страстной, или романтической, любви, роль вербальных структур в любовных

переживаниях де   социокультурную   обусловленность любви.

IV. Материалы тестов

Испытуемый:

Сергей Петрович

20 лет

рабочий на бензоколонке

не женат

Тест 1 Работоспособность

Состояние здороиья хорошее, занятие спортом даст хорошие результаты.

Тест 2 Ценити ли вы свое здоровье

Слишком щадит себя. Думает, что поздно заботится о соем здоровье.

Тест 3 Нервность

Раздражается лишь от очень неприятных вещей.

Тест 4 тест Айзенка

Интроверт-холерик.

Тест 5 Как ваше здоровье

Ведет здоровый образ жизни, здоровье не внушает опасения

Тест 6 Коммуникабельность

Замкнут, неразговорчив, предпочитает одиночество

Тест 7 Мотивация к успеху Т. Элерсом

Средний уровень мотивации

Тест 8 Деловые качества

Заботлив, внимателен, не пускает на самотек свои дела

Тест 9 Конфликтность

Не любит конфликты, старается их избежать.

Тест 10 Напористость

Среднее значение

Тест 11 Уверенность в себе Рейдас

Среднее значение уверенности

Выводы: В ряде тестов получены средние значения, что соответствует

реальности. Во всех случаях тесты не противоречат ни другим тестам, ни

реальности

V. Литература

1. Андреева Г. М. “Социальная психология” М., 1980

2. Благонадежина Л. В. “Эмоции и чувства” М., 1970

3. Изард К. “Эмоции человека” М., 1986

    


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты