Психологический анализ агрессивности в старшем подростковом-раннем юношеском возрастах

Мальчики из контрольной группы

ЗАВИСИМОСТЬ

В детстве эти дети получали достаточно эмоционального тепла, чтобы у них сформировался мотив зависимости. Но в дальнейшем за проявление зависимости их наказывали. Отцы отвергали своих сыновей. Матери относились к ним с большей теплотой, чем отцы, но и в этом были непоследовательны. Если ребенок обращался к ним за помощью, то он не только не получал ее, но и был наказан. Вследствие этого у подростка не была сформирована зависимость. Более того, он всячески избегал ситуации, которые могли бы привести к зависимости.

В детстве они получали много эмоционального тепла, внимания со стороны обоих родителей. Чем старше становились мальчики, тем больше совместной деятельности у них было с отцами. Если у подростка возникала проблема, и он обращался за помощью к родителям, то он получал совет и поддержку. В итоге у него была сформирована в нужной степени зависимость.

 РАЗВИТИЕ АГРЕССИИ

Отцы и матери наказывали своих детей за агрессивное поведение (тем самым, подавая пример агрессивного поведения), особенно если оно было направленно против взрослых. Но в некоторых случаях они поощряли агрессию своих сыновей, когда это касалось защиты своих интересов.

Подростки руководствовались страхом наказания за агрессивное поведение, а не чувством вины.

Агрессию  проявляли в редких случаях. Родителями этих подростков никогда не поощряли агрессию своих сыновей. При агрессивном поведении они руководствовались чувством вины.

ОГРАНИЧЕНИЯ, ТРЕБОВАНИЯ

Сильно сопротивлялись ограничениям и требования со стороны родителей. Отцы часто прибегали к наказанию, матери попустительствовали сыновьям, не следили за выполнением своих требований. При воспитании внутреннего контроля родители использовали методы принуждения и наказания.

При воспитании внутреннего контроля использовали метод объяснения.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ, ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ

Мальчики из этой группы показали гораздо меньшую идентификацию со своими отцами.

Не воспринимали своих родителей и других взрослых наделенных властью, а как тех к кому можно обратиться за поддержкой и опорой. Их поведение не зависит от ситуативных воздействий, поскольку они опирались на интериоризированные, четкие формы поведения.

 

Эту же точку зрения разделяют и отечественные психологи. Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как "цикл насилия", Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по отношению друг к другу. Дети, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастает и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и внутри самой личности ( принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности. А.А. Реан в относительно недавних исследованиях выявил высокий уровень агрессии в группе внешних вполне благополучных старшеклассников. 53 % участников эксперимента дали высокие показатели по параметру спонтанная агрессия, а достоверно низкие - только 9%. Спонтанная агрессия - это подсознательная радость, которую испытывает личность наблюдая трудности у других. Такому человеку доставляет удовольствие демонстрировать окружающим их ошибки. Это спонтанно возникающее, немотивированное желание испортить кому-то настроение, разозлить досадить, поставить в тупик своим вопросом или ответом. По параметре реактивная агрессия высокие показатели имели чуть менее половины испытуемых, а низкие только 4%. Реактивная агрессия проявляется в недоверчивости к людям; обид они просто гак, как правило, не прощают и долго их помнят. Очевидна конфликтность личности, агрессивность в отстаивания своих интересов, высок показатель раздражительности как эмоциональной неустойчивости, быстрая потеря самообладания, неадекватно резкую реакцию вызывают даже мелочи. Целесообразно различать типы ординарной и парадоксальной социализации агрессии. Ординарная социализация агрессии - это непосредственное усвоение навыков агрессивного поведения и развитие агрессивной готовности личности либо в результате деятельного опыта, либо как следствие наблюдения агрессии. При парадоксальной социализации агрессии изменения личности происходит независимо от вышеупомянутых факторов. Агрессивность как устойчивая личностная характеристика формируется вследствие значительного опыта подавления возможностей самореализации. Подавление осуществляется вне агрессивного контекста, напротив, блокирование актуальных личностных потребностей чаще всего связано с излишней заботой о личности, в рамках воспитательной стратегии, описываемой как "гипер-опека". Парадоксальную социализацию агрессии можно рассматривать как агрессивный след социального опыта, лишающего личность самостоятельности. Подтверждением этого подхода являются полученные данные о прямой связи таких личностных качеств, как "застенчивость" и "спонтанная агрессивность".

3.Социальные условия, способствующие закреплению агрессии

Подросток в семье

Э. Фромм говорил: «Семья – есть своего рода «психологический посредник» общества, поэтому в процессе адаптации в семье ребенок формирует характер, который затем станет основой его адаптации к обществу и решения различных социальных проблем».

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье. Становление как положительных, так и отрицательных черт, напрямую зависит от стиля родительского воспитания (в равной степени и отцовского, и материнского), от характера и количества дисциплинарных взысканий и наказаний. 

Стиль и поведение родителей – это относительная устойчивость целей, действий и реакций взрослого, направленных на формирование личности ребенка.

М.Мид, изучая примитивные сообщества, сделала очень интересные наблюдения. В тех сообществах, где ребенок имеет негативный опыт, как правило, формируются отрицательные черты личности. В частности, стиль взаимодействия со взрослыми сводится к следующему:

мать рано отлучает ребенка от груди, надолго уходит работать, общение с матерью происходит редко. Дальнейшее воспитание остается достаточно суровым: в основном, используются частые наказания, враждебность детей по отношению друг к другу не вызывает у взрослых осуждения. В результате, формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость.

Эрон и др., проведя обширное обследование, выявили черты родителей, пользовавшихся репутацией жестоких и озлобленных. Было отмечено, что такие родители, как правило, имеют склонность к агрессивности по отношению к своим детям (дети недолюбленные, заброшенные).

А.А.Бодалев  считает, что оценка ребенком другого человека и его действий является простым повторением оценки авторитетным для ребенка взрослым. Отсюда родители являются  эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение. Передавая социально полезный опыт, родители передают и негативные его стороны, являющиеся очень эмоционально заряженным “руководством к действию”. Не имея своего личного опыта, ребенок не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью.

Сами же родители, как заметил Э.Берн, всегда довольны,  хотя могут и не показывать вида, когда дети им подражают, пусть даже в самом дурном отношении.

Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных семей, где появляются дети с отклонениями в поведении. Эти классификации не противоречат, а дополняют, иногда повторяя друг друга.

Бочкарёва Г.П. выделяет семьи

1) с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям;

2) в которых отсутствуют эмоциональные контакты между её членами, безразличие к потребностям ребёнка при внешней благополучности отношений. Ребёнок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;

3) с нездоровой нравственной атмосферой, где ребёнку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.

Дубровина как значимый фактор риска выделяет дисгармоничную семью. Это понятие включает в себя несколько разнородных вариантов психологического неблагополучия:

§ семьи, где один из членов страдает нервно-психическим расстройством или химической зависимостью. К наследственному фактору, делающеющему более вероятным возникновение расстройств у детей,  прибавляются непредсказуемость семейной ситуации;

§ собственно дисгармоничные семьи, где основной проблемой являются отношения между членами семьи;

§ семьи, в которых практикуется неправильный тип воспитания;

Личко А.Е. выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье:

1) гиперопёка различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании; излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

2) гипоопёка, нередко переходящая в безнадзорность; подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

 3) ситуация, создающая "кумира" семьи – постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;

4) ситуация, создающая "золушек" в семье – появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.

Уровни родительских отношений:

        i.      Безразличное отношение к детям, их чувствам, переживаниям, отсутствие полной привязанности к детям, чувства долга и ответственности перед детьми. Уровень индифферентного отношения.

      ii.      Авторитарные родители: показное уважение к детям, любовь, за которым стоит безразличие и лицемерие. Это уровень демонстрации своей власти над ребенком, постоянного подавления мыслей и чувств собственных детей.

    iii.      Угождение капризам ребенка, потакание эгоистическим потребностям. Недоверие к ребенку, чрезмерный контроль за его поведением. Борьба за лидерство, за влияние на ребенка. Игнорируют мнение ребенка, его право на поступок, манипулируют им как вещью. Агрессивный стиль поведения.

   iv.      Доверие между  родителями и детьми, общность интересов семейных и общественных. Совместное обсуждение проблем, участие в их решении, чувство ответственности.

Таким образом, формирование агрессивных тенденций у детей происходит несколькими путями:

1.     Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно, либо показывают пример (модель) соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде.

2.     Родители наказывают детей за проявление агрессивности. Из исследований видно, что:

     ·     Родители, которые очень редко подавляют агрессивность у своих детей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность.
     ·     Родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность.
     ·     Родителям, разумно подавляющие агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.

В.И.Гарбузов (   ) выделил три типа негативных отношений родителей к ребенку:
1. Тип А - отвержение (неприятие ребенка, демонстрация недоброжелательного отношения)
2.    Тип Б - гиперсоциализация (сверхтребовательное отношение: чрезмерная критика, придирчивость, наказание за малейшую провинность)
3.  Тип В - гиперопека (эгоцентрическое воспитание: сверхзаботливое отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно действовать.
          Первый тип формирует у ребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в себе. Ребенок не чувствует поддержки, “стены” за которую можно спрятаться. Кроме того, отвержение разрушает механизм идентификации (ребенок не принимает родительские убеждения). При холодных эмоциональных отношениях он не имеет позитивных поведенческих моделей реагирования. Это снижает способность саморегуляции ребенка.
                    Второй тип (гиперсоциализация), вроде бы предоставляет ребенку образец для развития и направлен на формирование сильной, волевой личности, но все же приводит к негативным результатам - озлобленности, стремлению делать запретное “исподтишка” и прочее. Здесь критика со стороны родителей обычно не является конструктивной и потому не приводит к положительнм результатам. Критика в адрес ребенка формирует у него чувство неполноценности, тревожности и ожидания новых неудач.  Чаще всего, как отмечали Е.Гаспарова (   ), Т.В.Роял (   ), ребенок, занимающий такое положение в семье, оказывается несостоятельным и не способным занять высокое положение в группе. И эта несостоятельность приводит к тому, что агрессивное поведение ребенка служит ему для самоутверждения в группе.
                    Третий тип (гиперопека) также нарушает нормальное развитие личности. Она предоставляет ребенку возможность получения родительской ласки и любви, однако, чрезмерный уход приводит к инфантилизму, несамостоятельности, неспособности принимать решения и противостоять стрессам, снижает личностные способности к саморегуляци.
Такие дети, считают психологи, чаще всего становятся жертвами агрессии. И, учитывая, что они неспособны постоять за себя, у них наблюдается косвенная агрессия, т.е. свои негативные эмоции они вымещают на других предметах (рвут книги, раскидывают игрушки, наказывают игрушки в игре и др.).
Таким образом, неправильное отношение к ребенку в семье также ведет к формированию агрессивных тенденций в поведении ребенка.

Существует ряд особенностей семейных отношения и воспитания, которые способствуют появлению агрессивных качеств личности ребенка (Копченова Е.Е.):

·        Недостаток тепла и ласки со стороны родителей;

·        Незаинтересованность детьми, безразличие к детям;

·        Явное отвержение ребенка, проявляющееся в невнимании, жестокости, избегания контактов родителей с ребенком;

·        Отсутствие или недостаточный контроль за ребенком, сочетается со снисходительным отношением к проявляемому к ним агрессивному поведению;

·        Непоследовательность в применении наказаний;

·        Использование строгих, в том числе физических, наказаний;

Семья должна приспосабливаться к растущей независимости подростка по мере того, как они готовят себя к самостоятельной жизни. Насколько благополучно происходит это взаимоприспособление родителей и взрослеющих детей, в большей степени зависит от стиля родительского поведения и динамики семьи.


 Подросток в группе сверстников

Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.

Когда наступает отрочество, именно тогда внешний мир побуждает ребенка заявить о том, что он покидает свой семейный мир. Ему хочется самому ощутить, если можно так выразиться, то несоответствие между воображаемым и реальностью и самому войти в те социальные группы, о которых он много чего напридумывал, но чье существование подтверждается окружающими. Он тянется к компаниям юношей старше себя, где стремиться стать "своим". Таким образом, выйдя из семьи и смешавшись с соответствующей социальной группой, которая в этот момент играет для него роль поддержки вне семьи, он входит в отрочество.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты