Представление себя другим как способ самопознания

Таким образом, мы можем сказать, что представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть.

Теперь мы обратимся к рассмотрению некоторых прослеженных нами тенденций, общих для всей группы.

Во – первых, наибольшее разнообразие образов Других мы обнаружили у испытуемых в возрасте 20-30 лет и 40-51 (пик приходится на 22-23 и на 48-49). Это объяснимо с точки зрения ситуации развития. В молодости человек ищет себя, свой путь в жизни, хочет во всем себя попробовать. В связи с этим он особо нуждается в самопознании, так как ему необходимо осуществить свой выбор, поставить цели и достигать их. Здесь очень важно не ошибиться в себе самом, чтобы потом не было больно за бессмысленное существование. В возрасте 40 – 50 лет наступает время подведения предварительных итогов. Человек вновь обращается к самому себе с целью познать себя, чтобы смириться со своими ошибками и неудачами и найти новые возможности, поставить новые цели развития. Возраст 30 - 40 лет – это время реализации поставленных целей, самопознание выполняет скорее функцию корректировки пути достижения поставленных целей. Подобная закономерность также косвенно подтверждает нашу главную гипотезу. Когда человек нуждается в самопознании, он привлекает все возможные ресурсы, в том числе начинает представлять себя другим.

Собственно Другой имеет ряд особенностей в каждой возрастной группе (20-30 лет – группа 1, 31 – 40 – группа 2, 40 – 41 - группа 3). В группе 1 (15 человек) в основном прослеживались все модусы, часто даже в одном герое (например, герой видел сны, в которых он и выбирал возможности, и спасал мир, и женился, и был тибетским монахом-отшельником и т.д.). Другой обладал порой совершенно фантастическими характеристиками. Кстати, именно в этой группе чаще всего и отчетливее представлен модус смерти и воскресения. Возможно, это своего рода предчувствие глобальных изменений в жизни, связанных с созданием семьи, началом трудовой деятельности, т.е. с максимально возможной свободой выбора. Это можно объяснить также активным поиском своего настоящего «Я», и места в мире. Испытуемые в большинстве были уверены, что их желания можно осуществить в будущем, чаще всего наблюдался разброс в желаниях. Другой для них – это скорее источник различных возможностей, различных способов самовыражения. Возможно, что представления себя другим помогают им осуществить свой жизненный выбор. В группе 2 (10 человек) наблюдалась высокая удовлетворенность жизнью, своим нынешним положением. У них наблюдались фантазии репродуктивного типа, т.е. они повторяли сюжет собственной жизни, отношение к собственной жизни прослеживалось во всех в отношениях к вымышленным жизням. Были представлены такие модусы как свобода, воля, долг, творчество, забота. Это можно объяснить тем, что человек занят самореализацией. Его самопознание сводится к познанию себя в тех качествах и особенностях, которые помогли добиться желаемого результата, добиться успеха. В группе 3 (15 человек) мы также проследили все модусы существования, представляемые другие были описаны более детально и конкретно. Это можно объяснить достаточно большим опытом испытуемых в самопознании и самовыражении. Много представлений относилось к прошлому испытуемых. Это были своего рода попытки объяснить свою судьбу с смириться с ней, что позволить в дальнейшем двигаться дальше. Это также помогает в осознании некой преемственности самопереживаний, а также позволяет рассмотреть свою жизнь, свое «Я» в контексте причинно-следственных связей.

Все предложенные нами задания оказались сложными для наших испытуемых. В индивидуальной беседе почти все респонденты отметили, что подобная работа заставила их задуматься над собой, над собственной жизнью. Т.е. подобная работа по представлению себя другим обладает большой ценностью для самопознания, что является косвенным подтверждением нашей главной гипотезы.

Обсуждение результатов.

Полученные данные позволяют нам сделать некоторые выводы.

1.                 Представление себя другим выступает как своего рода «примеривание» на себя других обличий, других жизней. В роли другого субъект совершает виртуальные поступки, в которых он себя полностью выражает (М.М. Бахтин). Поступки этих других, их мысли, чувства, стремления заставляют задуматься о том, как бы они поступили в действительности в подобной ситуации, как бы решили возникшую проблему. Это ведет к анализу собственных взглядов, убеждений, ценностей. Представление себя другим позволяет также предположить в каких ситуациях к каким внутриличностным ресурсам можно обратиться, какие качества в себе необходимо развивать, с какими недостатками бороться. Вненаходимость другого позволяет увидеть себя и свое развитие в перспективе. Таким образом, с помощью представления себя другим осуществляется самопроектирование, а также самопознание.

2.                 В ходе нашего исследования мы смогли еще раз убедиться, что далеко не все потребности и желания субъект способен реализовать в реальности. Человек – существо недостаточное (А. Гелен), как только он удовлетворил одно свое желание, то снова появляются новые. Представление себя другим позволяет человеку реализовать любые свои желания, даже самые фантастические. Собственно представляя себя другим человек реализует именно фантастические желания, так как они настолько невозможные, что не существует таких обстоятельств, позволяющих их реализовать. Кроме того, выбор тех или иных фантастических обстоятельств позволяет человеку увидеть самого себя, определить себя («Я и есть мои обстоятельства» - Х. Ортега-и-Гассет). Значит, представление себя другим дает человеку возможность не только реализовать свои протребности и желания часто неосуществимые в реальной жизни, но и увидеть в этих желаниях и обстоятельствах самих себя, т.е. осуществляется самопознание.

3.                 В ходе нашего исследования мы обнаружили, что большинство образов других берется из разнообразных культурных текстов. Испытуемые использовали различные источники:

1)                тексты, которые в течение длительного времени очень широко были распространены в культуре и смогли «устояться». К подобным текстам относятся сказки, религиозные тексты, произведения школьной программы и т.д. Они транслируются и поколения в поколение в разных институтах социализации и составляют некий набор типичных других, а также их возможных интерпретаций;

2)                тексты, получившие широкое хождение в культуре в определенный исторический период. К ним относятся романы XIX века, которые читали молодые барышни, Шолоховым зачитывались в начале ХХ века, современные поколение читает Р. Толкиена, В. Пелевина, Б. Акунина, Д. Донцову и др. В них можно найти тех других, которые являются продуктом пропаганды и идеологии в опрнднлннный период. Представление себя подобными другими может давать знание о себе как о современнике той или иной эпохи;

3)                тексты, не являющиеся пропагандируемыми и частотными, но отобранные субъектом из его опыта. Скорее всего в этих текстах он видит собственные переживания, собственные цели, некоторые мысли, т.е. подобные тексты озвучивают его собственные смыслы. Другой из подобных текстов наиболее близок к «Я» субъекта, в таком другом субъект видит себя как уникального, неповторимого, а потому пригодном для самопознания. Итак, мы можем сделать вывод, что культурные тексты являются источником, из которого черпаются образы других;

4.                 Кризисы становления самосознания, согласно Л.С. Выготскому, связаны с фундаментальными изменениями ситуации развития. Основой является изменение отношений субъекта с окружающим миром. В контексте нашего обсуждения можно предположить, что в экзистенциальных кризисах ситуации начинают предлагать новые модусы для самоинтерпретации, чем те, к которым привык субъект. Они начинают разрушать целостные представления человека о себе, изменять их. Человек начинает искать в разных источниках (в том числе и культурных текстах) таких других, которые позволяют проследить другие модусы существования. В этих других субъект пытается разглядеть себя, свое место в мире. Понятно, что в этом случае субъекту предоставляется возможность расширить самоописание, способы самопрезентирования. Представление себя другим становится, таким образом, своего рода «Я – себя – в – самом – себе – показывающим» (М. Хайдеггер). Это позволяет расширить самоописание, а следовательно, человек лучше представляет, каков он есть на самом деле. Т.е. осуществляется самопознание.

 


Заключение


В меняющемся мире проблемы самопознания становятся особенно актуальны. Мы рассмотрели особенности представления себя другим как способ самопознания. Самопознание посредством представления себя другим характеризуется целостностью: на первый план выходит смысл «Я» в его единораздельной и целесообразной структуре, его событие. Внутренние противоречия не мешают, а сосуществуют, понимаясь как этапы некоторого единого процесса становления, экзистенции и компоненты единой и целостной структуры. Целостность обеспечивает познание не только отдельных своих качеств или психических процессов, а целостного «Я». Прошлое, настоящее и будущее понимаются как взаимосвязанные. Поэтому понимается важность не только сиюминутных «Я», но устремленность «Я» в будущее и учет духовной традиции. Истинное «Я» здесь – это онтологический феномен бытия, соответствующий экзистенциальным законам бытия.

При этом подходе человек понимается как незавершенный, до конца не определенный, открытый в свободном акте самопознания, а следовательно достигается подлинность бытия.

Роль Другого в формировании и функционировании человеческого «Я» огромна. Только через Другого возможно понимание себя. Подлинное знание о себе человек получает возможность познать и понять себя только заняв позицию вненаходимости. Поэтому Другой имеет статус гносеологической и онтологической необходимости. В Другом «Я» видит свое отражение. Личность существует только в своем стремлении к Другому, познает себя только через Другого, обретает себя только в Другом. Представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть. В представлении себя другим человек получает возможность увидеть себя не статичным и завершенным, а в развитии, что дает возможность планировать, размечать стратегию своего собственного развития. В фантазиях о себе человек часто реализует потребности и желания неосуществимые в реальной жизни. Герои художественных произведений являются по отношению к читателю являются Другими, поэтому культурные тексты являются источником, из которого черпаются образы других.

Общая гипотеза была сформулирована следующим образом: представление себя другим является одним из способов самопознания.

Полученные в результате экспериментального исследования данные позволяют нам сделать некоторые выводы.

1.                 Представление себя другим выступает как своего рода «примеривание» на себя других обличий, других жизней. Представление себя другим позволяет также предположить в каких ситуациях к каким внутриличностным ресурсам можно обратиться, какие качества в себе необходимо развивать, с какими недостатками бороться. Вненаходимость другого позволяет увидеть себя и свое развитие в перспективе. Таким образом, с помощью представления себя другим осуществляется самопроектирование, а также самопознание.

2.                 В ходе нашего исследования мы смогли еще раз убедиться, что далеко не все потребности и желания субъект способен реализовать в реальности. Представление себя другим позволяет человеку реализовать любые свои мечты, даже самые фантастические. Кроме того, представление себя другим дает человеку возможность не только реализовать свои протребности и желания часто неосуществимые в реальной жизни, но и увидеть в этих желаниях и обстоятельствах самих себя, т.е. осуществляется самопознание.

3.                 В ходе нашего исследования мы обнаружили, что большинство образов других берется из разнообразных культурных текстов. Испытуемые использовали различные источники:

1)                тексты, которые в течение длительного времени очень широко были распространены в культуре и смогли «устояться»;

2)                тексты, получившие широкое хождение в культуре в определенный исторический период;

3)                тексты, не являющиеся пропагандируемыми и частотными, но отобранные субъектом из его опыта.

Итак, мы можем сделать вывод, что культурные тексты являются источником, из которого черпаются образы других.

4.                 В экзистенциальных кризисах ситуации начинают предлагать новые модусы для самоинтерпретации, чем те, к которым привык субъект. Они начинают разрушать целостные представления человека о себе, изменять их. Человек начинает искать в разных источниках (в том числе и культурных текстах) таких других, которые позволяют проследить другие модусы существования. В этих других субъект пытается разглядеть себя, свое место в мире. Понятно, что в этом случае субъекту предоставляется возможность расширить самоописание, способы самопрезентирования. Представление себя другим позволяет расширить самоописание, а следовательно, человек лучше представляет, каков он есть на самом деле. Т.е. осуществляется самопознание.

Таким образом, можно сделать вывод, что представление себя другим является одним из способов самопознания. Гипотеза нашего исследования доказана.

Полученные в результате нашего исследования данные позволяют лучше понять особенности самопознания в период взрослости. Полученная нами информация может быть использована в процессе консультирования по возрастным, личностным, экзистенциальным проблемам.



Библиография


1.            Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. М.: Искусство, 1986

2.            Бахтин М.М. К философии поступка…М.: Искусство, 1987.

3.            Бахтин М.. Проблемы поэтики Достоевского. М. "Советский писатель". 1963

4.            М.М. Бахтин. Эпос и роман. С-Пб.: «Азбука», 2000.

5.            Бергсон А. Творческая Эволюция. Минск: Харвест,1999

6.            Бинсвангер Л. Бытие в мире. Избранные статьи с критическим введением в экзистенциальный психоанализ Л. Бинсвингера. – М.:КСП+; СПб.: "Ювента", 1999.

7.            Бохеньский Ю. Сто суеверий. М.: Прогресс, 1993

8.            Бьюдженталь Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтами и пациентами в гуманистической психотерапии. – М.: Независимая фирма "Класс", 1998.

9.            Выготский Л.С. Психология. С-Пб.: «Питер», 2001

10.        Гегель. Сочинения в 6-ти томах. М., 1977, т. 4

11.        Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: 2000

12.        Декарт Р. Начала философии. М:1977

13.        Канке В.А. Философская антропология. М: Логос, 2003

14.        Кант И, сочинения в 6-ти томах. М, 1966, т. 6

15.        Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.

16.        Кули. Ч. Человеческая природа и социальный порядок. М: 2000

17.        Лакан Ж. Семинары.2 Кн. М.: 1998.

18.        Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.:2000.

19.        Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Издательство Московского университета, 1982.

20.        Попова Н.Г. Французский психоанализ. М.: «Высшая школа»,1986.

21.        Рассел Б. История западной философии. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002

22.        Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.

23.        Сапогова Е.Е. «Римейки жизни»: конструирование автобиографического нарратива. Известия ТулГУ, 2005

24.        Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки Богов. М.: Политиздат,1990

25.        Сочинения Платона М: Политиздат, 1983

26.        Тодоров Ц. Завоевание Америки: проблема «Другого». М.1992

27.        Философия постмодерна. /Под ред. Андриевского А.П. М.: «Логос», 2000

28.        Философия Фихте. М: «Наука», 1967

29.        Фрейд. З.Я и Оно. Мн.: Хаврест, 2004.

30.        Фромм Э. Душа человека. М.: «Республика», 1992.

31.        М. Хайдеггер. Бытие и время. М.: Ad Mardinem, 1997

32.        Хорни К.Невротическая личность нашего времени, М: 1993

33.        Хрестоматия по социальной психологии /Под ред. Андреевой А.В.М: 1999

34.        Экзистенциальная психология. Под ред. Р. Мэй. С-Пб. 2003

35.        Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах С.-Пб.:2003

36.        Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: «Прогресс», 1996.

37.        Это человек: Антология./ Под ред. Гуревича П.С.. М: Высшая школа, 1995

38.        Юм Д., собр. соч. в 2-х т., М., 1965.

39.        Юнг К.Г. Архетип и символ. Мн.: Хаврест, 2004.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты