Представления у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой

В самом деле, мало кто может точно сказать, не будучи специалистом, что такое биохимия, ядерная физика, социология знания или этология. Но каким-то образом обрывки информации об этих сложных материях просачиваются в массовое сознание, простая сумма сведений о них мелькает в повседневных дискуссиях и разговорах и позволяет даже не очень сведущим людям беседовать на эти сложные темы. В этом процессе принимает участие и предшествующий опыт человека, например, отрывочные сведения, почерпнутые в школе, от знакомых и пр. В общем, с участием многих различных источников представления о «странном» сложным путем проникают в «щель» обыденного сознания и как бы трансформируются в нем в достаточно понятное и не столь странное. Происходит, по мнению С. Московичи, «торжество обычного через овладение странным». Это и есть русло социального познания обыденного человека [Андреева Г.М. Психология социального познания, с. 208].

Все это нужно человеку, чтобы понять смысл окружающего его мира, чтобы облегчить процесс коммуникации с другими людьми по поводу различных событий, наконец, для того, чтобы построить для себя относительно непротиворечивую картину мира. При этом совершается отнюдь не только когнитивная «работа» - трансформации одних понятий и категорий в другие, «понятные». У социального представления «пристрастная», как использовал этот термин А.Н. Леонтьев, природа, поскольку факты окружающего мира подвергаются трансформации и оценке, апеллирующим именно к реальному социальному опыту индивида. По мере введения нового, непривычного, непонятного в сферу обычного представления наполняются реальным смыслом, следовательно, «окрашиваются» определенным образом и как минимум конкретизируются [Андреева Г.М. Психология социального познания, с. 209].

В ряде пунктов теория социальных представлений как бы смыкается с когнитивными теориями соответствия. Как и в них, проводится мысль о том, что в жизни человека поджидает целый ряд неожиданностей и противоречий и это грозит разрушением устоявшейся картины мира - связанной и непротиворечивой. Желание сохранить эту устоявшуюся картину мира приводит индивида - так говорится в теориях когнитивного соответствия - к селективному отбору информации, получению лишь той, которая воссоздает «соответствие». Логика построений в теории социальных представлений сходна, однако здесь нет акцента на потребности человека в «соответствии», но фиксируется потребность понять смысл, т.е. сделать свою жизнь осмысленной, с более или менее ясной стратегией поведения, а для этого ему и приходится преобразовывать «необычное» в «обычное». Поскольку то же самое необходимо и группе, она также участвует в производстве социального представления. Поэтому-то социальное представление и выступает как фактор, конструирующий реальность не только для отдельного индивида, но и для целой группы.

Одна из ключевых идей С. Московичи состоит в том, что социальное представление не есть «мнение» отдельного человека, но именно - «мнение» группы, которое можно рассмотреть как ее своеобразную «визитную карточку». Не случайно Д. Жоделе настаивает на том, что социальное представление - это «общее видение реальности, присущее данной группе, которое может не совпадать или противостоять взглядам, принятым в других группах. Это видение реальности ориентирует действия и взаимосвязи членов данной группы» [Андреева Г.М. Психология социального познания, с. 209].

На рисунке 1.1 представлена структура социального представления.


Рисунок 1.1 Структура социального представления


Рассмотрим более подробно структуру социального представления. Она складывается из трех компонентов: информация, поле представления, установка. Именно эти три компонента пополняются как в ходе социализации, так и в повседневном жизненном опыте:

- информация, как отмечалось, проникает в «щели» обыденного сознания через разные источники;

- поле представления формируется непосредственно в группе - в ней определяется общая смысловая рамка, в которую помещается новая информация, а также диапазон возможных толкований того или иного понятия;

- установка есть интериоризация того, что уже почерпнуто и из полученной информации, и от «поля», созданного в группе, и из собственного опыта [Андреева Г.М. Психология социального познания, с. 210].

Социальное представление выполняет три основные функции:

1) оно является инструментом познания социального мира - его роль здесь аналогична роли обычных категорий, посредством которых индивид описывает, классифицирует, объясняет события;

2) оно есть способ опосредования поведения - способствует направлению коммуникации в группе, обозначению ценностей, регулирующих поведение;

3) оно является средством адаптации совершающихся событий к уже имеющимся, т.е. способствует сохранению сложившейся картины мира [Андреева Г.М. Психология социального познания, с. 210].

Реализацию этих функций обеспечивает особый механизм возникновения социального представления. Он включает в себя три этапа: «зацепление», объектификация и натурализация.

Суть первого этапа - «зацепления» состоит в том, что сначала всякий новый объект (как правило, незнакомый) нужно как-то «зацепить», сконцентрировать на нем внимание, зафиксировать в нем что-то такое, что позволит его вписать в ранее существующую рамку понятий. Тогда на втором этапе можно попытаться превратить обозначение нового неизвестного предмета в более конкретный образ. Этот процесс и называется объектификацией.

Именно в ходе этого процесса незнакомое и абстрактное трансформируется в нечто конкретное, знакомое здравому смыслу. Объектификация чаще всего осуществляется в форме персонализации, т.е. попытки привязать понятие к какой-нибудь личности, более или менее «знакомой». Объектификация может осуществляться и в другой форме: фигурации. При этом содержание понятия, обозначающего для обыденного человека нечто новое, незнакомое, привязывается не просто к имени кого-либо, а к некоторой формуле, связанной с этим именем.

Следующий этап - натурализация, принятие полученного «знания» как некоторой объективной реальности. Неважно, что подобного «знания» едва хватит для разговора в случайной компании, не больше. Важно другое - удовлетворена потребность в приведении новой, встретившейся информации в соответствие с существующей картиной мира, не разрушающей ее; можно сказать, что новое знание «приручено» [Андреева Г.М. Психология социального познания, с. 210-212].

Таким образом, социальные представления рассматриваются как единение природного и духовного начала, природного и духовно-нравственного мира человека. Человек формируется как субъект познания других людей, накапливая и расширяя свой жизненный опыт. Место человека в обществе, его социальная принадлежность, роль в процессе создания материальных ценностей и усваиваемые им в связи с этим морально-этические нормы всегда сказываются на объективности восприятия ими других людей, на его отношение к последним.

Каждый индивид интегрирует и модифицирует в каждый данный момент социальные формы, созданные культурой и отдельными группами. На этом пути ему встречаются различные «посредники»: институты власти, законы, средства массовой информации и пр. Однако самым главным является семья, ее опыт, ее система сложившихся уже ранее представлений. Именно семья призвана обеспечивать ребенку условия, необходимые для его первичной социализации, благодаря которым он осваивает первые социальные роли. У ребенка формируются представления о том, каким должен быть мужчина в семье и о том, какой должна быть женщина. Другими словами формируются определенные полоролевые стереотипы, на которые оказывает влияние структура семьи.


1.2 Специфика полоролевого воспитания в семьях с различной структурой


Половая принадлежность человека – это многоуровневая система, элементы которой формируются на разных стадиях индивидуального развития. Первичное звено этого процесса – хромосомный набор, определяющий пол, который создается в момент оплодотворения и определяет будущую генетическую программу организма. После рождения биологические факторы дополняются социальными. Под влиянием окружающей среды, в процессе социализации формируется половое самосознание, сознание своей половой идентичности и связанная с этим система самооценок и предпочтений [Бороденко М.В., 186].

Совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различают мужской и женский пол, называется половой дифференциацией. Это фундаментальное и уникальное свойство живого, связанное с функцией воспроизведения себе подобных. У человека половая дифференциация имеет социально-культурную обусловленность.

Традиционная система дифференциации половых ролей и связанных с ними стереотипов маскулинности – феминности отличалась характерными чертами:

- мужские и женские виды деятельности и личные качества различались очень резко и казались полярными;

- различия освещались религией или ссылками на природу и представлялись ненарушимыми;

- мужские и женские функции были не просто взаимодополняющими, но и иерархическими – женщине отводилась зависимая, подчиненная роль, так что даже идеальный образ женщины конструировался с точки зрения мужских интересов [Кон И.С., 78].

Другими словами, представления о психологическом типе мужчин и женщин основывались на мифах, религии, сказаниях и письменной литературе. Герои и героини, реальные или вымышленные, несут в себе целый набор стереотипов, что делает их потенциальными поставщиками характеристик, присущих мужскому или женскому полу. Обобщающим понятием здесь выступает категория «маскулинность/фемининность», являющаяся маркером и коррелятом мужской или женской идентичности.

При анализе природы половых различий большинство авторов (И.С. Кон, Т.Б. Щепанская, А.В. Либин, Д.В. Воронцов, Е.П. Ильин, Ш. Берн и др.), отдавая должное генетическим факторам, подчеркивают важность различных условий социализации мальчиков и девочек, начиная с самого раннего возраста. Так, при наблюдении за играми детей было обнаружено, что мальчики стремятся больше к групповому, коллективному общению, ориентируясь на содержание совместной деятельности, разработку правил. Девочки же были более склонны к формированию микрогрупп из двух–трех человек, при этом для них большую роль играет формирование эмоциональной межличностной связи, которая продолжалась бы и вне игры.

Таким образом, мальчики учатся соблюдать установленные правила, овладевают организационными навыками, усваивают роль «обобщенного другого», в то время как игра девочек способствует развитию эмпатии, чуткости, необходимых для принятия роли «конкретного другого».

Как указывает И.С. Кон, половая роль - это нормативные предписания, связанные с принадлежностью к определенному полу, выполнение которых обеспечивает мужской или женский статус. Это существующие в обществе стереотипы маскулинного и фемининного поведения и соответствующие им представления и ожидания, которым индивид должен соответствовать, чтобы быть признанным человеком того или другого пола (1978) [Кон И.С., 82].

Другими словами половая роль - это не абсолютный набор предписаний и моделей, верный в любой ситуации, а целый комплекс ролей, ролевой репертуар, каждая роль которого имеет свои модели, предписания, стереотипы.

Важную роль в полоролевой социализации играет полоролевое воспитание, на специфику которого, несомненно, накладывает отпечаток структура семьи.

Выделяют полные и неполные семьи. Перейдем к описанию особенностей полоролевого воспитания в полных семьях.


1.2.1 Особенности полной семьи

Семья - социальная группа, изначально формирующая личность человека. Она вводит в общество его новых членов, передавая им язык, нравы и обычаи, основные образцы поведения, обязательные в данном обществе, вводит человека в мир духовных ценностей общества, контролирует поведение своих членов. А.З. Шапиро, в частности, говорит о том, что семья создает условия для создания ситуации развития каждого из ее членов [Шапиро А.З., с. 46].

По определению Н.Я. Соловьева «семья – малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми и другими, живущих вместе и ведущих общее хозяйство» [Обухова Л.Ф. Семья и ребенок, с. 49].

Основными функциями семьи, по мнению И.В. Гребенникова, являются:

1) репродуктивная (от лат. productio – самовоспроизведение, размножение, производство потомства) – обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода;

2) экономическая и хозяйственно-бытовая функция – общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности;

3) функция первичной социализации – она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет;

4) воспитательная функция – это сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которой заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственный критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям;

5) коммуникативная функция – это посредничество семьи в контексте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга, отдыха [Гребенников И.В., с. 88].

Семья играет колоссальную роль в жизни и деятельности общества. Функции семьи можно рассматривать как с позиции реализации целей общества, так и с позиции выполнения своих обязанностей по отношению к обществу. Семья как микроструктура удовлетворяет важные социальные потребности и выполняет важные социальные функции.

Благодаря своей репродуктивной функции семья является источником продолжения человеческой жизни. Это та социальная группа, которая изначально формирует личность человека. Семья способствует увеличению созидательных и производительных сил общества. Семья вводит в общество его новых членов, передавая им язык, нравы и обычаи, основные образцы поведения, обязательные в данном обществе, вводит человека в мир духовных ценностей общества, контролирует поведение своих членов. Социальные функции семьи проявляются не только в отношении детей, но и в отношении супругов, т.к. жизнь в браке является процессом, играющим большую роль в жизни общества.

Рассматривая роль семьи в жизни каждого человека, необходимо также отметить ее огромное психологическое значение, т.к. именно в семье формируются личность.

Итак, важность влияния семьи как института воспитания несомненна, и обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Семья является первым институтом социализации, и именно семья является основным агентом полоролевого воспитания.

Полной семьей называется такая семья, в составе которой присутствуют оба родителя и хотя бы один ребенок [Дружинин В.Н., с. 45].

М.С. Мацковский, анализируя типичные нормы традиционной семьи в разных сферах ее жизнедеятельности, пришел к выводу. В этой модели семьи отец - кормилец, персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник во вне семейной общественной жизни. В сфере воспитания одобрялся строгий стиль общения, причем его характер определялся отцом, а непосредственное воспитание осуществлялось матерью. Труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для отцовского авторитета. В отношении лидерства власть в семье неоспоримо принадлежала мужчине, который также и принимал все важные решения по семейным вопросам, потому что из всех членов семьи он наиболее умелый, опытный, сведущий. Эмоциональные чувства, теплота, нежность ожидались только со стороны женщины, в то время как для мужчин наличие таких качеств считалось слабостью.

С точки зрения традиционной семьи женщина занимает второстепенное место, и в семье, и в обществе в целом. От нее ожидается подчиненность, мягкость, хозяйственность, слабость, нежность и другие качества, неприемлемые для мужчины. Следовательно, роль женщины весьма ограниченна и характеризуется понятиями «женщина-мать» и «женщина-хозяйка дома». Ожидая от женщины вышеперечисленных качеств, воспитание мальчиков и девочек в русской семье значительно отличается. Девочка в процессе воспитания осваивает роль матери и хранительницы очага, а мальчик – роль хозяина и держателя власти. Агрессивное поведение со стороны мальчиков если не поощрялось, то, по крайней мере, не встречало крайнего неодобрения, в отличие от агрессивного поведения девочек [Мацковский М.С., с. 55-56].

Таким образом, для традиционной модели семьи характерно доминирование мужчины и подчинение женщины. Воспитанием детей, в основном, занимались женщины, дети обязаны были во всем слушаться отца. В воспитании детей преобладал авторитарный стиль, основанный на безусловном послушании. Если мать могла себе позволить проявления родительской любви по отношению к ребенку, то для отца – это считалось слабостью.

На рубеже XIX–XX вв., в связи с революционными изменениями, происходящими в обществе, был зафиксирован кризис семьи, сопровождаемый глубокими внутренними противоречиями. В.Н. Дружинин дает следующее определение типичной семьи того периода - это «вариант модели аномальной семьи. В такой семье мужчина и женщина борются за доминирование. Аномальность этой семьи в том, что мужчина не несет ответственности за семью в целом» [Дружинин В.Н., с. 89].

Авторитарная власть мужчины была потеряна. Семья утратила функции домашнего производства. Нормативной моделью стала нуклеарная семья, состоящая из супругов и детей.

Для семьи этого исторического периода свойственны следующие особенности. Мужчина и женщина в семье борются за доминирование. Победа достается более сильному - не столько физически, сколько психологически. Существуют противостояние поколений, подавление детей и борьба детей с властью родителей. Мужчина не несет ответственности за семью в целом, ответственность за семью в целом несет женщина [Дружинин В.Н., с. 91].

Иначе говоря, для семьи характерно фактическое главенство женщины, что объясняется ее ведущей ролью, как в домашних, так и во вне семейных делах. Главой современной семьи считается наиболее ответственный среди равных. Практически не обладая преимуществами, он имеет больше обязанностей по сравнению с другими ее членами. Как правило, это женщина, причем чаще тяготящаяся вынужденным главенством в семье. Отсутствием психологической и материальной зависимости от мужа повышает уровень требовательности современной женщины к семье, к мужу.

В ходе исторической трансформации образа семьи, произошло изменение традиционных представлений о роли и месте мужчины и женщины в семье, что привело к ослаблению ее крепости, нарушению исторически сложившегося этикета по отношению к пожилым женщинам, детей к матерям, недостаточности воспитания в молодых женщинах хозяйственных навыков. Исследователи (А.С. Еникеева, Т.М. Мастюгина, В.М. Целуйко, В.А. Александрова) считают, что, несмотря на перемены, в современном обществе идеальными качествами супруги в русских семьях по-прежнему остается скромность, спокойствие, верность, а также «отсутствие честолюбия» и ориентацию на дом [Осорина М.В., с. 120].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты