Предмет науки управления и основные этапы ее развития
Содержание
1. Предмет науки управления и основные этапы ее развития
2. Характеристика основных управленческих культур
3. Руководство и лидерство. Функции управленческой деятельности
4. Профессиональные качества руководителя и психология стиля управления
5. Подготовка и принятие управленческих решений
6. Основные параметры трех стилей управления
7. Делегирование управленческих полномочий
8. Личность подчиненного как объект управления
9. Социализация личности и психосоциальные кризисы
10. Система регуляции поведения личности
11. Общение и проблемы межличностного восприятия в управленческой деятельности
12. Проблемы межличностного восприятия в управленческом общении
13. Основы постижения внутреннего мира собеседника
14. Условия эффективного взаимодействия в управленческом общении
15. Кризисные явления в психике личности в процессе ее социализации
16. Система регуляции поведения личности в период воздействия внутренних и внешних факторов
17. Особенности управленческого общения с подчиненными
18. Проблемы межличностного восприятия в управленческом общении
19. Сущность и основные способы управленческого воздействия на подчиненных
20. Характеристика основных способов управленческого воздействия
21. Деловая беседа как форма управленческого труда
22. Особенности подготовки и проведения служебного совещания
23. Закономерности процесса внушения
24. Заражение и подражание как способы управленческого воздействия на подчиненных
25. Убеждение - интеллектуальное психологическое воздействие руководителя
26. Психологические приемы достижения расположения собеседника приемы
27. Распределение деловых ролей и управление социально психологическим климатом организации
28. Коммуникация в организации. Метод диагностики взаимоотношений
29. Межличностный конфликт. Причины, вызывающие конфликты
30. Причины и условия, вызывающие межличностные конфликты
31. Управление конфликтными ситуациями
1. Предмет науки управления и основные этапы ее развития
Под управлением понимается элемент, функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры, организованных систем, поддержание режима их деятельности, реализацию их программы и целей. Управление как наука имеет присущий ей предмет. По мнению большинства отечественных и зарубежных ученых предметом науки управления являются управленческие отношения, то есть отношениямежду субъектом и объектом управления; между членами организации, находящимися на одном и том же иерархическом уровне, направленные на взаимное согласование действий, исходя из поставленных задач; между различными организационными подразделениями в пределах одного и того же объекта управления.
Управленческая деятельность - это особым образом организованный вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации.
В зависимости от функциональной роли в процессе управления выделяют три основные категории персонала управления: руководители или линейные менеджеры (10% работников аппарата управления); специалисты или функциональные менеджеры (60-70% работников аппарата управления); служащие аппарата управления (20-30% работников аппарата управления).
Главная задача руководителей - общее руководство процессом функционирования и развития системы управления. Главное свое внимание руководители сосредоточивают на следующих трех направлениях: принятие решений по всем важнейшим, стратегическим, принципиальным вопросам деятельности; осуществление подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров; координация работы исполнителей, звеньев и подразделений организации в целом.
К специалистам аппарата управления обычно относят инженеров, экономистов, бухгалтеров, юристов, психологов и др. Они призваны решать три взаимосвязанные задачи: получение, обработка и анализ информации о состоянии дел в организации по своему конкретному направлению; разработка, на основе аналитических данных, вариантов решения отдельных функциональных вопросов; подготовка и разработка конкретных управленческих решений; контроль степени реализации управленческих решений по своим направлениям.
Категорию служащих аппарата управления составляют секретари, машинистки, техники, лаборанты и др., то есть все те, кто осуществляет текущий учет и делопроизводство в аппарате управления. Главная их задача - информационное и техническое обслуживание деятельности руководителей и специалистов.
Развитие науки управления можно разделить на три этапа:
1. Возникновение и развитие "классической теории научного менеджмента" (начало XX века - конец 20-х годов). Классический менеджмент основывался на жестком рационализме в управлении. Наиболее полное выражение суть этого этапа была выражена в концепциях "научного управления" Ф. Тейлора, "идеальной бюрократии" М. Вебера и "науки администрирования" А. Файоля.
2. Возникновение и развитие доктрины "человеческих отношений" (30-е - вторая половина 40-х годов). Она основывалась на всемерном учете человеческого фактора и привлекала достижения психологии, социологии, культурной антропологии для углубленного понимания реальной сути управления в организациях.
3. Возникновение и развитие современных теорий управления (с 50-х годов по настоящее время).
Системный подход. В соответствии с этим подходом, любая организация (предприятие, подразделение, воинская часть) является системой. Организация представляет собой открытую систему, то есть она взаимодействует с внешней средой. Внешняя среда в существенной степени определяет выживаемость организации.
Ситуационный подход. Суть ситуационного подхода можно свести к двум тезисам. Во-первых, не существует унифицированного эффективного управления во всех ситуациях. Во-вторых, эффективность управления достигается прежде всего мобильностью и приспособляемостью к той среде (ситуации), в которой работает данная организация.
Эмпирический (прагматический) подход. Сторонники этого подхода выступали за профессионализацию управления, то есть за превращение управленческого труда в особую профессию.
Количественный подход. Это обобщенное название всех приемов в управлении, связанных со знанием математики, статистики, кибернетики. Количественный подход нашел отражение в нескольких управленческих концепциях: "концепция операционного менеджмента"; "концепция управленческих решений"; "концепция математического или научного управления"
2. Характеристика основных управленческих культур
Развитие управленческой мысли в послевоенный период было ознаменовано не только появлением множества концепций и теорий, но и утверждением четырех основных управленческих культур: американской, японской, европейской и советской.
Американское определение управления В основе американской управленческой культуры (впрочем, как и европейской) - англосаксонский генотип, ядром которого является рационализм. В нем отчетливо выражен индивидуализм, преимущественная опора на собственные силы, расчетливый конкурентный прагматизм.
Японская управленческая культура. Концепция японского менеджмента предусматривала подготовку руководителей, прежде всего, посредством опыта. Управленцы различного уровня целенаправленно проводились через цепочку смен должностей в разных подразделениях фирмы. При этом происходило обучение не только делу, но и искусству человеческих отношений. У руководителей постепенно культивировались необходимые качества.
Европейская управленческая культура С одной стороны, европейцы имеют школы бизнеса и центры повышения квалификации по управлению, как американцы, хотя и не в таком количестве. С другой стороны, управление как вид деятельности, которому нужно учиться, до сих пор в перечне карьерных предпочтений находится не на очень высоком месте и, например, в Англии не входит даже в первую десятку.
Советская управленческая культура. Для нее наиболее характерным было не получение специального управленческого образования, а приобретение основательного управленческого опыта и личная преданность рекомендующему. Советскую управленческую культуру отличали высокая эффективность и результативность в экстремальных условиях и относительно низкая в "нормальные" времена. Управленец часто перемещался с должности на должность, каждая из которых требовала специальных знаний и образования.
3. Руководство и лидерство. Функции управленческой деятельности
Основные различия между лидерством и руководством сводятся к следующему:
содержание понятий: руководство предусматривает организацию всей деятельности группы, а лидерство характеризует психологические отношения, возникающие в группе "по вертикали", то есть с точки зрения отношений доминирования и подчинения;
возникновение: руководство есть закономерный и необходимый атрибут процесса возникновения официальной организации, в то время как лидерство возникает спонтанно как следствие взаимодействия людей; соответственно этому руководитель обычно либо назначается официально, либо избирается, а лидер выдвигается стихийно;
Руководство есть процесс правового воздействия, осуществляемый руководителем на основе власти, данной ему государством или группой (в случаях, если руководитель избирается). Руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, Руководство основано на принципах правовых отношений, социального контроля и применения дисциплинарной практики.
В свою очередь, лидерство есть процесс психологического влияния одного человека на других при их совместной жизнедеятельности, который осуществляется на основе восприятия, подражания, внушения, понимания друг друга. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы. Лидерство основано на принципах свободного общения, взаимопонимания и добровольности подчинения.
Самое главное заключается в том, что лидер не командует, не приказывает и "не давит" на работников ради достижения каких-либо, порой далеких от их понимания, целей, а ведет людей за собой на решение общих для данного коллектива проблем.
Руководителя-лидера характеризует:
способность воспринимать общие нужды и проблемы управляемого коллектива и принимать на себя ту долю работы по удовлетворению этих нужд и решению проблем, которую остальные члены коллектива взять на себя не могут; способность быть организатором совместной деятельности: чуткость и проницательность, доверие к людям: представительские склонности эмоционально-психологическое воздействие оптимизм:
Управленческая деятельность требует осуществления (совершения, исполнения) руководителями множества разнообразных управленческих работ. Специализированные виды этих работ именуются функциями управления.
Функция целеполагания заключается в выработке основных, текущих и перспективных целей деятельности.
Функция планирования заключается в выработке направлений, путей, средств и мероприятий по реализации целей деятельности организации.
Последовательность реализации функции организации обычно следующая:
определение целей, задач и особенностей совместной деятельности членов организации;
выявление потребности в ресурсах для осуществления целей и обеспечение бесперебойного снабжения этими ресурсами;
установление последовательности действий исполнителей, продолжительности и контрольных сроков их выполнения; выбор способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей для достижения целей;
установление между членами организации необходимых организационных отношений (соподчиненное, координации и др.);
создание соответствующей мотивации у членов организации в достижении стоящих целей.
Функция стимулирования включает в себя разработку и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности и их результативной деятельности.
Контроль - это та профессиональная услуга, которую управляющий должен оказывать своим сотрудникам.
В числе основных функций управления важная роль принадлежит функции контроля, учета и анализа деятельности.
Содержание этой функции включает комплексное изучение деятельности и предполагает: наблюдение за ходом, динамикой и закономерностями развития процессов в управляемой системе, измерение, регистрацию и группировку данных; сравнение ее параметров с заданной программой функционирования; количественную и качественную оценка эффективности деятельности; выявление отклонений, узких мест в развитии системы; выявление причин сложившегося состояния; определение наиболее целесообразных путей восстановления работоспособности системы.
4. Профессиональные качества руководителя и психология стиля управления
В ходе многочисленных психологических исследований установлено, что в управленческой деятельности руководителей разных рангов есть ряд совпадающих характеристик, позволяющих смоделировать основные качества руководителя. У различных авторов наиболее часто встречаются следующие:
интеллект. Он должен быть выше среднего, но не на уровне гениальности. Существенной является способность к решению сложных и абстрактных проблем;
инициатива и деловая активность. Предполагает наличие мотива к действию, самостоятельность и находчивость;
уверенность в себе, связанная с высокой самооценкой компетентности и высоким уровнем притязаний;
так называемый "фактор геликоптера", или способность подниматься над частностями и воспринимать ситуацию в более широком контексте.
подход Р.Л. Кричевского. Он выделяет следующие качества современного руководителя:
высокий профессионализм. ответственность и надежность. уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных. самостоятельность. способность к творческому решению задан, стремление к достижениям. коммуникабельность, общительность, близость к подчиненным.
Одной из наиболее изученных вопросов в сфере руководства и лидерства является проблема стиля управления. стиль управления - это относительно устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя на подчиненных в соответствии с целями совместной деятельности.
1. Авторитарный стиль. Решение принимает руководитель единолично. Он действует по отношению к подчиненным властно, жестко закрепляет роли участников, осуществляет детальный контроль, сосредоточивает в своих руках все основные функции управления. Этот стиль наиболее эффективен в хорошо упорядоченных (структурированных) ситуациях, когда деятельность подчиненных носит алгоритмизуемый характер (по заданной системе правил). Ориентирован на решение алгоритмизуемых задач.
2. Демократический стиль. Решения принимаются руководителем совместно с подчиненными. При таком стиле лидер стремится управлять группой совместно с подчиненными, предоставляя им свободу действий, организуя обсуждение своих решений, поддерживая инициативу. Этот стиль наиболее эффективен в слабо структурированных ситуациях и ориентирован на межличностные отношения, решение творческих задач.
3. Либеральный стиль. Решения навязываются подчиненными руководителю. Он практически устраняется от активного управления группой, ведет себя, как рядовой участник, предоставляет участникам группы полную свободу. Участники группы ведут себя в соответствии со своими желаниями, их активность носит спонтанный характер. Этот стиль наиболее эффективен в ситуациях поиска наиболее продуктивных направлений групповой деятельности.
5. Подготовка и принятие управленческих решений
Важной функцией руководителя является принятие управленческих решений и доведение их до исполнителей. От правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность всей деятельности. Управленческое решение представляет собой предписание к действию, перечень мер, позволяющих привести систему в требуемое состояние или изменить само требуемое состояние. Процесс принятия управленческого решения начинается с возникновения проблемной ситуации и заканчивается выбором решения.
Управленческие решения, принимаемые руководителем, должны отвечать следующим требованиям:
иметь ясную цель, то есть решение должно быть сформулировано ясно, не вызывать двоякого толкования и сомнения у подчиненных;
быть обоснованным и непротиворечивым, то есть всесторонне согласованным как с внутренними, так и с внешними обстоятельствами, а также с предшествующими и предстоящими решениями;
быть правомочным, то есть опираться на требования законов, указания и распоряжения руководителя и учитывать обязанности и права руководителя и подчиненного;
быть конкретным, то есть иметь адресата и сроки исполнения, отвечать на вопросы, что, кому, как, когда, где и к какому сроку сделать;
быть своевременным и эффективным, то есть наилучшим из возможных в отношении ожидаемого итога к затратам.
Процесс подготовки и принятия рационального управленческого решения предусматривает пять основных этапов:
1) Ориентировочный этап: выявление проблемной ситуации и определение цели решения. Кто-то верно заметил: ни одно решение не бывает правильным или неправильным. Оно бывает только вынужденным.
2) Информационный этап: сбор, обработка и анализ информации по проблеме, а также определение тех ограничений, которые зависят как от него самого, так и от конкретной ситуации.
3) Этап выработки и принятия решения:
выработка критериев принятия решений (экономичность, надежность, оперативность, дизайн и др.);
формулирование набора альтернативных решений с возможным привлечением исполнителей будущего решения.;
оценка альтернативных решений по степени их достоинств, недостатков и возможных последствий;
выбор оптимального решения.
4) Организационный этап: доведение принятого решения и сроков до исполнителей, назначение ответственных, инструктаж, организация взаимодействия.
5) Контролирующий этап: учет и контроль выполнения решения. Как правило, поручается той группе, которая готовила решение.
6. Основные параметры трех стилей управления
Параметры стилей управления |
Виды стилей управления |
|||
|
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
|
1. Принятие решения и определение задач |
Лично руководителем |
С учетом предложений подчиненных |
Одобрение и согласие с мнением подчиненных |
|
2. Способ доведения решения |
Приказ, категоричное требование |
Совет, рекомендация, намек |
Просьба, упрашивание |
|
3. Степень регламентации действия подчиненных |
Высокая |
Оптимальная |
Низкая (максимальная свобода подчиненных) |
|
4. Характер общения руководителя с подчиненными |
Короткое, деловое, сухое |
Более продолжительное, не только деловое, но и личностное |
Может не вступать в общение, если подчиненные не обращаются к нему |
|
5. Характер регуляции поведения и деятельности подчиненных |
Делает упор на взыскания |
Делает упор на поощрения |
Воздерживается от регуляции поведения и деятельности подчиненных |
|
6. Мнение руководителя о подчиненных |
Категоричность, разделение на плохих и хороших, перевода из одной категории в другую практически не делает |
Считает всех подчиненных изначально хорошими, гибкость в изменении оценок |
Оценок подчиненным практически не дает |
|
7. Отношение руководителя к инициативе подчиненных |
Недоверчивое, негативное |
Поощрение проявления инициативы |
Переоценка возможностей инициативы подчиненных |
|
8 Морально- психологический климат в организации |
Напряженный |
Оптимальный |
Крайне изменчив |
|
9. Показатели деятельности организации |
колич |
Высокие |
Средние |
Нестабильные |
кач |
средние |
высокие |
|
|
10 Контроль руководителя за деятельностью подчиненных |
Повышенный |
Средний |
Отсутствует |