Предмет и задачи социальной психологии

Произошли серьезные изменения в самой психологической науке, превратившейся в развитую дисциплину, располагающую как солидными теоретическими работами, так и практикой экспериментальных исследований. Выросла квалификация кадров в профессиональном и методологическом плане. В связи с этим начали возникать предпосылки для очередного обсуждения вопроса о предмете, задачах и методах, а также о месте социальной психологии в системе наук. Все это становилось очевидным и возможным.

В социальной психологии сложилось три подхода. Первый подход, получивший наибольшее распространение, представлял социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». Исследователи рассматривали разные явления, подпадающие под это определение, иногда акцент делался на изучении психологии классов и других больших социальных общностей, а также на отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, таких как традиции, нравы, обычаи и т.п. С другой стороны, наибольшее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким массовым явлениям, как мода. И все-таки в рамках данного подхода велись непрерывные разговоры о необходимости изучения коллектива. Таким образом, наблюдается разделение терминов на «общественную психологию» (уровень общественного сознания, характерный для отдельных социальных групп, прежде всего классов) и «социальную психологию» (науку об этой общественной психологии).

Второй подход, являющийся главным при исследовании личности в

социальной психологии, делает акцент на психических чертах, особенности личности, ее положении в коллективе, типологии личности, а уж потом исследуются положение личности в коллективе, межличностные отношения, вся система общения.

Уже позднее в процессе дискуссии возник вопрос о месте так называемой психологии личности в системе психологического знания. Изучалось: это раздел общей психологии, эквивалент социальной психологии или вообще самостоятельная область исследований? Сторонники данного подхода, оказавшегося популярным в среде психологов, называют его более психологичным, позволяющим представить социальную психологию как разновидность именно психологического знания.

Третий подход представляет собой синтез двух предыдущих. Здесь социальная психология рассматривается как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положения (в обществе) личности в группе. Впоследствии проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой и охватывала практически весь круг вопросов.

Наиболее полное представление о том, что изучает социальная психология, дает схема, предложенная Б.Д. Барышевым[11], по мнению же В.Н. Мясищева[12], социальная психология исследует другие стороны.

При всех частных расхождениях предложенных схем остается общая основная идея, состоящая в том, что предмет социальной психологии достаточно широк, и поэтому к его определению можно подходить, как минимум, с двух сторон: как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений. Это более всего отвечало складывающейся практике исследований, а значит, практическим запросам общества. Именно поэтому оно и оказалось если и не единогласно принятым, то во всяком случае наиболее укоренившимся.

Далее встает закономерный вопрос о «границах» социальной психологии. Здесь выделяют четыре позиции социологии:

1) социальная психология есть часть психологии социологии;

2) социальная психология есть часть социологии;

3) социальная психология есть наука на стыке психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко[13]:

а) социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии;

б) она захватывает «ничью землю» — область, не принадлежащую ни социологии, ни психологии.

Иногда так или иначе проскальзывало такое мнение, что место социальной психологии нужно отыскивать внутри одной из «родительских дисциплин» или на границах между ними. Но все же какая же «граница» отделяет социальную психологию от психологии, с одной стороны, и от социологии с другой? Ведь где ни «помещать» социальную психологию, она все равно при любых условиях граничит с этими двумя дисциплинами. Если она часть психологии, то где граница именно социально-психологических исследований внутри психологии? Так или иначе социология, оказавшись за пределами социальной психологии, также граничит с ней в силу своей специфики. То же самое относится и к социальной психологии внутри социологии.

Рассмотрим «границы» с двух сторон при помощи выделения трех уровней, таких как общая социологическая теория (исторический материализм), специальные социологические теории (например, теории личности), конкретные социологические исследования. Кроме этого, в системе теоретического знания имеются два уровня, каждый из которых соприкасается непосредственно с проблемами социальной психологии. Вопрос об уровнях развития общественного сознания — один из вопросов этой проблемы. Наряду с идеологией анализируется и низший уровень — общественная психология, представляющая интерес для социальной психологии. Однозначно здесь проходит одна из границ.

Если взять области специальных социологических теорий, можно найти несколько таких, где очевидны и социально-психологические подходы, например: социология массовых коммуникаций, общественного мнения, социальные личности. Но именно в этой сфере особенно трудны разграничения, а само понятие «границы» весьма условно. Сами различия по предмету сложно отыскать, хотя при помощи выделений специфических аспектов это сделать можно.

«Границы» между общей психологией и социальной психологией определяются еще более сложно. Если оставить в стороне первую интерпретацию социальной психологии как учения о социальной детерминации психики человека, ибо вся психология социальна, то специфическая проблематика социальной психологии, естественно, будет ближе всего к той части общей психологии, которая обозначается как психология личности. По мнению А.Н. Леонтьева, личность с самого начала рассматривается как «заданная» обществом[14],

В каких бы условиях и формах ни проходила деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества. Таким же образом в общей психологии исследуется структура потребностей, личности. Но так или иначе остается класс специфических задач для социальной психологии, которые не решаются, в частности, общей психологией, например динамика развития межличностных отношений в группах, сама природа совместной деятельности людей в группах и форма складывающегося общения и взаимодействия. В отношении личности у социальной психологии есть своя собственная точка зрения на эту так называемую границу. А вопрос заключается в том, как конкретно действует личность в различных реальных социальных группах. Причем вопрос о том, как формируются мотивы, потребности, установки личности, почему те или иные мотивы, потребности, установки сформировались у данной личности, в какой мере это зависит от группы, в которой эта личность действует, весьма не прост.

Итак, как мы видим, сфера собственных интересов социальной психологии просматривается четко, что и позволяет нам отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии. Это не прибавляет аргументов в пользу более точного выявления статуса социальной психологии между двумя указанными дисциплинами, что, однако, не мешает определению областей исследования. Проблемы определения статуса решаются на Западе с принципиально иных методологических и теоретических позиций. Представителями их выступают французские исследователи Р. Пэнто и М. Гравитц. Они обосновывают линию этой проблемы тем, что до возникновения социальной психологии были две линии развития проблематики личности и общества. Психология как бы анализировала природу человека, социология анализировала природу общества. И, как следствие, возникла самостоятельная наука — социальная психология, которая анализирует природу человека в отрыве от природы общества. Однозначно теперь уже трудно отыскать такого рода психологическую теорию, хотя многие из них, признавая факт влияния общества на человека, не находят конкретного решения проблемы о способах этого влияния. Вероятнее всего, что предмет социальной психологии и его статус в системе наук, понимании роли и задач зависят от понимания предметов как психологии, так и социологии.


3. Задачи социальной психологии в обществе


На сегодняшний день существуют две социальные психологии: одна — с более «социологической проблематикой», другая — с «психологической» проблематикой[15]. Любая двойственность порождает ряд неудобств. Она может иметь место на начальном этапе развития, когда все споры и дискуссии способствуют наиболее полному и однозначному решению вопроса. Сегодня же социальная психология характеризуется некой неопределенностью своего положения в системе наук. Взять хотя бы социально-психологическое знание, характеристикой которого является «включенность» в политическую и социальную проблематику общества. Несомненно, это касается в основном таких проблем социальной психологии, как психологические характеристики больших социальных групп, массовых движений и т.д. Но и при исследовании малых групп области условий их социализации так или иначе связаны с конкретными задачами, которые решаются обществом определенного типа. Что касается теоретической части этого социально-психологического знания, то, безусловно, здесь просматривается влияние определенной идеологической позиции, и, как следствие, возникает проблема соотношения классового и общечеловеческого содержания. Здесь может возникнуть задача критического анализа зарубежной социальной психологии (теоретических концепций), методов и результатов исследований. Так, большинство практически ориентированных исследований в социальной психологии было вызвано к жизни совершенно конкретными потребностями практики. Может возникнуть также задача тщательной обработки проблемы прикладного исследования в социальной психологии. Очевидно, что направленность практических рекомендаций и есть та сфера, где социальная психология непосредственно «вторгается» в общественную жизнь. Совершенно естественно возникает вопрос о профессиональной социально-психологической этике и о формировании личностной позиции.

Существует мнение, подтверждающее вышесказанное, — задачи перед социальной психологией ставит именно общество, оно диктует ей проблемы.

Также это означает, что социальный психолог должен понимать эти проблемы общества, улавливать и осознавать их. Так называемая социальная чуткость должна органично вплетаться в понимание сущности идеологической функции этой научной дисциплины.

Здесь уместно коснуться сфер приложения социальной психологии в современном обществе, ведь ее специфика состоит не только в идеологической направленности, теории и методологии. Многие из явлений, таких как межличностные отношения, коммуникативные процессы, лидерство, сплоченность, присущи любому типу общественной организации. Однако возникают обстоятельства, когда одни и те же явления, описанные в традиционной социальной психологии, могут приобретать совершенно иное содержание. Казалось бы, процессы остаются теми же: люди общаются друг с другом, у них формируются определенные социальные установки и т.д. Но важнее всего то, каково содержание различных форм их взаимодействия, какого рода установки возникают по отношению к определенным общественным явлениям. Все это определяется содержанием конкретных общественных отношений, а это означает, что анализ этих традиционных проблем приобретает новое значение. Принцип методологии включения именно содержательного рассмотрения социально-психологических проблем продиктован в первую очередь и общественными проблемами. Возьмем хотя бы проблемы коллектива. Идея о том, что именно общество диктует проблемы социальной психологии, должна быть дополнена идеей о том, что долг социального психолога — уметь выявлять эти проблемы.



3.1 Конкретные прикладные задачи


Кроме задач общетеоретического плана, общество ставит перед социальной психологией и конкретные прикладные задачи, которые выдвигаются буквально из всех сфер общественной жизни и не могут ожидать решения теоретических вопросов[16]. Ряд важнейших направлений прикладных исследований определяется сегодня задачами, связанными с теми изменениями в массовом сознании, которые обусловлены именно радикализмом социальных преобразований. Здесь же коренятся и новые возможности для деятельности социального психолога-практика, которому сплошь и рядом приходится не только проводить прикладные исследования, но и напрямую вмешиваться в происходящие процессы. Такого рода деятельность породила специфическую область социальной психологии, получившую название «практическая социальная психология».

Задачами социальной психологии выступают[17]:

♦ Выявление или уточнение вместе с другими общественными науками:

а) специфики и своеобразия феноменов, составляющих психологические сущность и содержание общественного сознания людей и психологии их больших и малых групп;

б) соотношения между различными их компонентами;

в) влияния последних на развитие социального бытия и социальных отношений.

♦ Всестороннее осмысление и обобщение данных:

а) об источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов;

б) об их воздействии на поведение и поступки людей как представителей различных социальных общностей.

♦ Исследование наиболее значимых особенностей и отличий социально-психологических явлений и процессов от других психологических и социальных феноменов в различных группах.

♦ Выявление закономерностей возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов в обществе.

♦ Социально-психологический анализ взаимодействия, межгрупповых и межличностных отношений, общения, восприятия и познания людьми друг друга, а также факторов, обусловливающих специфику и эффективность влияния этих базовых общественно-психологических феноменов на их совместную деятельность.

♦ Всеобъемлющее изучение социально-психологических особенностей личности и своеобразия ее социализации в различных общественных условиях.

♦ Осмысление специфики функционирования социально-психологических явлений и процессов в малой группе и их влияния на возникновение конфликтов, формирование психологического климата и атмосферы в ней.

♦ Выявление роли и значения религиозной психологии в жизни общества, ее социально-психологического содержания и форм функционирования, а также особенностей ее влияния на взаимодействие и общение как верующих, так и неверующих.

♦ Обобщение имеющихся представлений о мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и других характеристиках представителей различных наций и классов.

♦ Всестороннее изучение психологического содержания политической жизни и политической деятельности людей и их групп, своеобразия трансформации сознания общества под воздействием политических процессов, развивающихся в нем.

♦ Исследование разнообразных массовидных социально-психологических явлений и процессов, их значения в общественной жизни, а также выявление их влияния на поступки и поведение людей в обычных, экстремальных и других условиях.

♦ Прогнозирование политических, национальных и других процессов в развитии государства (общества) на основе учета социально-психологических факторов и закономерностей их формирования и развития.

Решение задач, стоящих перед социальной психологией, может достигаться различными способами. Во-первых, должна осуществляться тщательная и всесторонняя разработка теоретических и методологических основ этой отрасли знаний. Во-вторых, широкое поле для исследовательской деятельности представляет сравнительное изучение социально-психологических явлений и процессов, происходящих в нашей стране и за рубежом. В-третьих, социальная психология обязана сотрудничать с представителями других наук — социологами, политологами, педагогами, этнографами, антропологами и др.


Заключение


В процессе написания и исследования курсовой работы, я для себя уяснила, что социальная психология - отрасль психологического знания, имеющая короткую, но насыщенную историю своего развития. Как самостоятельное направление психологической науки, она существует менее 100 лет. Официально годом рождения социальной психологии считается 1908 год, когда одновременно вышли две книги с аналогичным названием, заявившие себя как первые учебники по новой гуманитарной дисциплине. Интересно отметить, что один учебник вышел в Америке, другой в Европе, один был написан социологом, другой – психологом.

Само сочетание слов "социальная психология" указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук - психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, который приводит к тому, что каждая из "родительских" дисциплин довольно охотно включает её в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, который сам по себе может быть исследован лишь при помощи объединённых усилий двух наук: психологии и социологии.

В истории социальной психологии представляется исторический интерес и дает возможность определить место данной отрасли психологии в системе научных знаний. Два этапа дискуссии о предмете социальной психологии в после революционный период. Современные представления о предмете социальной психологии.

Все это, несомненно, стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе. Необходимость этого усугубляется еще двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что в истории существования советской социальной психологии как самостоятельной науки был довольно длительный перерыв и новый этап бурного оживления социально-психологических исследований начался лишь в конце 50-х начале 60-х годов. Во-вторых, тем, что социальная психология по своему существу является наукой, стоящей весьма близко к острым социальным и политическим проблемам, а потому принципиально возможно использование ее результатов различными общественными силами.

Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, - раскрыть конкретный механизм "вплетения" индивидуального в ткань социальной реальности. Это необходимо, если мы хотим понять, каков результат воздействия социальных условий на деятельность личности. Но вся сложность заключается в том, что этот "результат" не может быть интерпретирован так, что сначала существует какое-то "несоциальное" поведение, а затем на него накладывается нечто "социальное". Нельзя сначала изучить личность, а лишь потом вписать её в систему социальных связей. Сама личность, с одной стороны, уже "продукт" этих социальных связей, а с другой стороны, - их созидатель, активный творец.

Задача тщательной отработки проблемы прикладного исследования в социальной психологии. Исследования, проводимые непосредственно в различных звеньях общественного организма, требуют не только высокого профессионального мастерства, но и гражданской ответственности исследователя. Направленность практических рекомендаций и есть та сфера, где социальная психология непосредственно «вторгается»-в общественную жизнь. Следовательно, для социального психолога весьма остро стоит не только вопрос о профессиональной этике, но и о формулировании своей социальной позиции. Французский социальный психолог С. Московией справедливо заметил, что задачи для социальной психологии задает именно общество, оно диктует ей проблемы.

Для себя я осознала, что социальный психолог должен понимать эти проблемы общества, уметь чутко улавливать их, осознавать, в какой мере и в каком направлении он может способствовать решению этих проблем.


Глоссарий

Новые понятия

Содержание

1.                    

Антропология

Комплекс дисциплин, занимающихся изучением человека и человеческого общества

 

2.                    

Детерминация

это процесс определения дальнейшего пути и развития клеток на основе блокирования отдельных генов

 

3.                    

Коллектив

Группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.

 

4.                    

Малая группа

относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами

 

5.                    

Методология

система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности людей; в то же время методология является учением об этой системе понятий и их отношений

 

6.                    

Конфессия

особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания

 

7.                    

Рефлексология

направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность человека как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды на нервную систему.

 

8.                    

Социология

наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей.

 

9.                    

Ценностные ориентации

Более сложная социальная установка, когда психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.

 

10.                 

Этнография

Область науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение, состав, расселение, особенности психологии поведения.

 



Список использованных источников


Специальная литература

1.          Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 286 с.

2.          Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/ Г.М. Андреева.-5-е изд. Испр. И доп.- М.: Аспект Пресс, 2004.

3.          Бандура А. Теория социального научения/Пер. с англ. Под ред. Н.Н, Чубарь.-СПб.: Евразия,2000.

4.          Белинская, Е П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, - 2001. - 301 с.

5.          Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии / Отв. ред. Е.А. Будилова, Е.И, Степанова; РАН, Ин-т психологии, - М.: Наука, 2003.

6.          Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 3-е, стереотипное. Т2. Пер. с Франц. - М.: 2002.- с.376

7.          Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для вузов –М.: Юнити,2005.

8.          Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. СПб: «Питер»,2008.

9.          Левин, К. Теория поля в социальных науках: пер. с англ. / К. Левин. – СПб.: Сенсор», 2003.

10.     Лурия А.Р. лекции по общей психологии: учебник для вузов.-СПб.: Питер,2008.

11.     Миглрам, С. Эксперимент в социальной психологии / С. Миглрам. - СПб.: Питер, 2000.

12.     Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1: Основы общей психологии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

13.     Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / ИГУ П. - СПб.; ИГУП, 2003.

14.     Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М.: ООО ТК Велби, 2005.

15.     Столяренко Л.Д. Основы психологии: (учеб. пособие для вузов).-19-е изд.-Ростов н/Д: Феникс,2008.

16.     Социальная психология: учеб. пособие для вузов/А.Л. Журавлев,В.А. Соснин,М.А. Красников.-М.: Форум: Инфра-М,2006.

17.     Социальная психология/под ред. С. Московичи; пер. с фр.Т. Смолянской.-7-е изд.-СПб.: Питер,2007.

18.     Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003.

Справочная и другая литература

19.     Большой психологический словарь/ сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко-3-е изд. Доп. И перераб.-СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК,2008.

20.     Еникеев М.И., Кочетков О.Л. общая, социальная и юридическая психология: крат. энцикл. слов.-М.: Юрид. лит., 2002.

21.     Современный психологический словарь/Под ред.: Б.Г. Мещеряков,В.П. Зинченко.-СПб.: Прайм-Еврознак,2007.


Приложение А


Схема 1 Изучение социальной психологии по Б.Д. Барышеву

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 ИЗУЧАЕТ (Б.Д. Барышев)


                                                     социальные отношения

социальную психологию

 личности

                                                                  формы духовной деятельности

социальную психологию общностей и общения



Приложение Б













Рис.1 Варианты определения места социальной психологии


[1] Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. СПб: «Питер»,2008.С.10.

[2] Там же. С.11. Следует различать понятия «общественная психология» как феномен (нижний уровень) обществен­ного сознания и «социальная психология» — наука, изучающая явления общественной психологии. На практике чаще употребляется термин «социально-психологические», а не «общественно-психо­логические» явления.

[3] Можно относить к этой группе социально-психологических феноменов и явления, обусловленные половой, возрастной и профессиональной принадлежностью людей, поскольку половозрастные и профессиональные группы реально присутствуют в обществе и влияют на его жизнь. Однако тради­ционно так сложилось, что их изучают самостоятельные отрасли психологической науки (например, возрастная психология, психология управления и др.). Социальная психология, естественно, не ос­тавляет их вне поля зрения, но при этом распределяет свои усилия поровну с представителями этих областей знаний. Кроме того, сюда следует отнести и психологию общества в целом, однако эта от­расль социальной психологии пока еще практически не разрабатывалась отечественными и зарубеж­ными психологами.

[4] Социальная психология/под ред. С. Московичи; пер. с фр. Т. Смолянской.-7-е изд.-СПб.: Питер,2007.С.47.

[5] Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М.: ООО ТК Велби, 2005.С.27

[6] Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М.: ООО ТК Велби, 2005.С.28.

[7] Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии / Отв. ред. Е. А. Будилова, Е. И, Степанова; РАН, Ин-т психологии, - М.: Наука, 2003.С.31.

[8] Социальная психология: учеб. пособие/Н.М. Титова.-2-е изд., испр.-М.: Флинта: МПСИ,2007.С.6.

[9] Лурия А.Р. лекции по общей психологии: учебник для вузов.-СПб.: Питер,2008.С.61.

[10] Современный психологический словарь/Под ред. : Б.Г. Мещеряков,В.П. Зинченко.-СПб.: Прайм-Еврознак,2007.С.44.

[11] См. Приложение А Схема 1

[12] См. Приложение А Схема 2

[13] См. Приложение Б. Рис.1

[14] Социальная психология: учеб. пособие для вузов/А.Л. Журавлев,В.А. Соснин,М.А. Красников.-М.: Форум: Инфра-М,2006.С.82.

[15] Большой психологический словарь/ сост. и общ. ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко-3-е изд. Доп. И перераб.-СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК,2008.С.112.

[16] Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/ Г.М. Андреева.-5-е изд. Испр. И доп.- М.:  Аспект Пресс, 2003.С.26.

[17] Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. СПб: «Питер»,2008.С.13-14.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты