Предмет и задачи социальной психологии

Предмет и задачи социальной психологии

СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Калининградский филиал









Курсовая работа

по дисциплине социальная психология

Тема:

«Предмет и задачи социальной психологии»


Выполнила студентка:

Белова Нина Евгеньевна


Содержание


Введение

1. Определение предмета социальной психологии

1.1 Дискуссия о предмете социальная психология

2. Современные представления о предмете социальной психологии

3. Задачи социальной психологии в обществе

3.1 Конкретные прикладные задачи

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б


Введение


Само сочетание слов социальная психология указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из родительских дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой психологический аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.

Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась на перекрестке этих двух наук. Все это создает немалые трудности в определении предмета социальной психологии.

Социальная психология как наука вместе с тем потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования таких пограничных проблем, и вряд ли можно ожидать окончательного решения вопроса о предмете социальной психологии для их решения. Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают буквально из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, борьбы с антиобщественным поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д. Можно утверждать, что практические запросы опережают развитие теоретического знания в социальной психологии.

Таким образом, для социальной психологии, как, может быть, ни для какой другой науки, актуально одновременное решение двух задач: и выработки практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике, и достраивание своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Приступая к решению этих задач, естественно, необходимо, пока не прибегая к точным дефинициям, очертить круг проблем социальной психологии, чтобы более строго определить задачи, которые могут быть решены средствами этой дисциплины.

Исходя из этого, тема курсовой работы является весьма актуальной.

Цель курсовой работы – рассмотреть предмет и задачи социальной психологии.

В связи с указанной целью поставлены следующие задачи курсовой работы:

1. Изучить предмет социальной психологии

2. Проследить развитие социальной психологии

3. Выявить задачи социальной психологии


1. Определение предмета социальной психологии


Социальная психология — это отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования психологических явлений, существование которых обусловлено взаимодействием людей в обществе и их включенностью в различные социальные группы.[1] Социальная психология изучает - индивидов, людей, составляющих эти группы - что думает человек о других, как они на него влияют, как он относится к ним. Сюда входит и изучение влияния группы на отдельных людей, а индивида - на группу. Например, рассматривая супружеские отношения, социолог центром своего внимания сделал бы тенденции браков, разводов и т.п., а социальный психолог, в первую очередь, стал бы исследовать то, почему определенные люди привлекают друг друга.

Предметом социальной психологии выступают закономерности возникновения и функционирования социально-психологических явлений и процессов (общественно-психологических феноменов[2]), представляющих собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.

Следует различать понятия «общественная психология» как феномен (нижний уровень) общественного сознания и «социальная психология» — наука, изучающая явления общественной психологии. На практике чаще употребляется термин «социально-психологические», а не «общественно-психологические» явления.

Социально-психологические явления и процессы можно классифицировать по разным основаниям: по принадлежности к различным социальным общностям и субъектам, по отнесенности к различным классам психологических явлений, по устойчивости, по степени осознанности и т. д.

Основополагающей и методологически более значимой выступает классификация социально-психологических явлений по их принадлежности к различным общностям и субъектам, поскольку именно этот критерий определяет большинство закономерностей и особенностей их возникновения и функционирования.

Во-первых, различают социально-психологические явления, возникающие в организованных общностях людей, к которым относятся большие и малые группы.

В больших группах — этносах (нациях), классах, религиозных конфессиях, политических и общественных организациях (партиях, общественных движениях и т. д.) — функционируют специфические социально-психологические феномены, которые получили обобщенные названия «психология нации», «классовая психология», «религиозная психология», «психология политики». Они отличаются сложным содержанием, неоднозначно трактуемым многими учеными, разнообразными формами проявления. Их изучают соответствующие отрасли социальной психологии: этническая психология, психология классов, психология религии, политическая психология[3].

В малых группах функционируют в основном такие социально-психологические явления, как межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции. Следует помнить, что именно в малых группах осуществляются непосредственные и тесные контакты между всеми людьми, их составляющими, в то время как в больших группах такие всесторонние контакты между всеми их членами невозможны. Отрасль социальной психологии, изучающая социально-психологические явления и процессы в малых группах, носит название психологии малой группы.

Во-вторых, кроме организованных общностей существуют еще и общности неорганизованные, под которыми принято понимать массы людей (толпу и другие их разновидности). Социально-психологические явления, которые здесь возникают, обычно называют массовидными, а поведение в них людей — стихийным. К ним обычно относят психологию толпы, психологию паники и страха, психологию слухов, психологию массовых коммуникаций, психологию пропаганды (воздействия), психологию рекламы, психологию рublic relations и др. Отрасль социальной психологии, изучающая эти феномены, называется психологией массовидных социально-психологических явлений.

В-третьих, социальная психология изучает также и личность, поскольку последняя в процессе взаимодействия и общения с другими личностями представляет собой совершенно иной феномен, нежели индивид, не включенный в различные социальные группы и межличностные отношения. Более того, под влиянием этих отношений личность часто трансформируется. Все это и принимает во внимание специальная отрасль — социальная психология личности.

По отнесенности к различным классам психологических феноменов социально-психологические явления можно разделить на рационально осмысленные (социальные взгляды, представления, мнения, убеждения, интересы и ценностные ориентации, традиции людей и их групп), эмоционально упорядоченные (социальные чувства и настроения, психологические климат и атмосфера) и массо-видные (стихийные).

Кроме того, по этому же критерию социально-психологические феномены можно рассматривать как явления, как процессы и как образования. Однако эту классификацию нельзя абсолютизировать, так как психологическая наука считает возможным один и тот же феномен изучать и как явление, и как процесс, и как сложное образование. Все зависит от того, какие цели преследует конкретный исследователь.

По устойчивости социально-психологические явления делятся: на динамичные (например, различные виды общения), дииамико-статичные (например, мнения и настроения) и статичные (например, обычаи, традиции)[4]

И наконец, по степени осознанности социально-психологические явления могут быть осознанными и неосознанными.


1.1 Дискуссия о предмете социальная психология


В истории советской социальной психологии можно выделить два этапа этой дискуссии. Оба эти этапа имеют не только исторический интерес, но помогают более глубоко понять место социальной психологии в системе научного знания и способствуют выработке более точного определения ее предмета.

Россия находилась в условиях идейной борьбы и изменения общественного и политического строя. Вольно или невольно захватив и наложив отпечаток на область социально-психологического знания, происходящие изменения способствуют разработке проблематики данной отрасли науки. Что касается социально-психологических идей, то особенно острая идейная борьба разворачивается именно в эти годы между материалистической и идеалистической психологией. В то время когда социальная психология как наука переживает период острой ломки своих философских и методологических оснований, Г.И. Челпанов[5], встав на сторону идеалистической психологии, предлагает разделить ее на две части: социальную и собственно психологию. Идея его состояла в том, что социальная психология должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология должна остаться эмпирической наукой (независимой от мировоззрения). Это стало своего рода точкой отсчета и признания права социальной психологии на существование. Ценой этого признания явилось отлучение социальной психологии от марксистских философских основ другой части психологии.

Однако, как это всегда бывает в ученой среде, позиция одного ученого оказывается неприемлемой для остальной ее части. Позиция Г. И. Челпанова в данном случае оказалась неприемлемой для тех психологов, которые принимали идею перестройки философских оснований всей психологии, включение ее в систему марксистских знаний. В связи с этим возникает закономерный вопрос: если вся психология становится социальной, зачем выделять еще одну — специальную — социальную психологию?

Так, по мнению В.А. Артемова, единая психология должна быть подразделена на психологию индивида и психологию коллектива. Вразрез с предложенной Г.И. Челпановым идеей был предложен другой подход: с точки зрения получившей в те годы популярность реактологии. Предлагалось сохранение единства психологии. Однако имелось в виду распространение на поведение человека в коллективе именно метода реактологии.

По П.П. Блонскому[6], психология рассматривалась как биологическая наука, которую необходимо было бы включить в круг социальных проблем. Предлагалось рассматривать «социальность» как особую деятельность людей, связанную с другими людьми.

В.М. Бехтерев[7] возражал Г.И. Челпанову, и свое детище, науку рефлексологию, он предлагал использовать для решения социально-психологических проблем, назвав эту отрасль коллективной рефлексологией. Проблемы коллективов он предлагал толковать как соотношение внешних влияний с двигательными и мимико-соматическими реакциями их членов. Такой социально-психологический подход должен был обеспечиваться соединением принципов рефлексологии (механизмы объединения людей в коллективы) и социологии (особенности коллективов и их соотношение с условиями жизни и классовой борьбы в обществе). Впоследствии эта общая методологическая платформа оказалась весьма уязвимой. Например, взять тот же механизм, где соединялось биологическое и социальное в человеке. Хотя личность и объявлялась продуктом общества, но при конкретном рассмотрении выяснялось, что в основу ее положены биологические особенности и прежде всего социальные инстинкты. Рефлексологическая концепция Бехтерева не могла стать основой марксистской традиции в социальной психологии.

Были и такие предложения, как построить марксистскую социальную психологию путем прямого соотношения с историческим материализмом ряда психологических и физиологических теорий (И.А. Рейснер). Но сама психология строится на учении об условных рефлексах. В социально-психологической сфере допускалось прямое отождествление условных рефлексов, например, с надстройкой, а безусловных — с системой производственных отношений. В конечном итоге социальная психология объявлялась наукой о социальных раздражителях разных видов и типов.

Несмотря на субъективное желание многих психологов создать марксистскую социальную психологию, такая задача не была выполнена. Ключевые методологические проблемы социальной психологии не были решены. Не было и четкости относительно предмета социальной психологии. Те, кто принимал первую трактовку (и только ее), утверждали, что результатом перестройки всей психологии на марксистской, материалистической основе должно быть превращение всей психологии в социальную. Исследователи поведения личности в коллективе и самих коллективов не смогли еще овладеть всем богатством марксистских идей настолько, чтобы предложить адекватное решение проблем. И только первая из обозначенных трактовок предмета социальной психологии получила права гражданства как учение о социальной детерминации психики.

Дальнейшие попытки построения социальной психологии как особой дисциплины прекратились на довольно длительный срок. И все же в плане содержания задачи она успешно решалась как часть общей задачи материалистической переориентации психологии. Однако само понятие «социальная психология» в тот период интерпретировалось как синоним реакционной дисциплины, как атрибут лишь буржуазного мировоззрения. Затем наступил длительный перерыв в развитии социальной психологии. Но даже в это время велись отдельные социально-психологические исследования в сфере педагогической науки.

Так, работы Н.К. Крупской и А.С. Макаренко здесь имели значение в изучении вопросов коллектива, где становление марксистской традиции в социально-психологическом знании осуществлялось с меньшими трудностями[8]. В развитии социально-психологической мысли в рамках психологической науки важную роль сыграли исследования Л.С. Выготского[9], имеющие непосредственное отношение к развитию социальной психологии. В первую очередь имеется в виду учение Л.С. Выготского о высших психических функциях, которое в значительной степени реализовало задачу выявления социальной детерминации психики (на языке дискуссии «делало психологию социальной»). Л.С. Выготский доказал, что такие высшие психические функции, как произвольное запоминание, активное внимание, отвлеченное мышление, волевое действие, нельзя принимать за непосредственные функции мозга. Для понимания сущности этих функций он предлагал выйти за пределы организма и искать их корни в общественных условиях жизни. Усвоение общественного опыта не только изменяет содержание психической жизни, но и создает новые формы психических процессов, которые принимают вид высших психических функций. В результате этого конкретные формы общественно-исторической деятельности становятся решающими для научного понимания формирования психических процессов, естественные законы работы мозга приобретают новые свойства, включаясь в систему общественно-исторических отношений. Достаточно вспомнить две известных гипотезы Л.С. Выготского:

1) об опосредованном характере психических функций человека;

2) о происхождении внутренних психических процессов из деятельности первоначально «интерпсихической[10]».

Сформулированные им гипотезы позволили сделать вывод, что главный механизм развития психики — механизм усвоения социально-исторических форм деятельности. Все вышесказанное добавляло общей психологии вес и давало солидную материалистическую основу для решения собственно социально-психологических вопросов. В работах Л.С. Выготского в более непосредственной форме решались многие вопросы, выражалось свое понимание предмета социальной психологии, исходившее из критики того понимания, которое было свойственно В. Вундту, развившему концепцию «психологии народов». Все, что рассматривал В. Вундт в качестве своего предмета — язык, мифы, обычаи, искусство, религию, — Л.С. Выготский называл сгустками идеологии, кристаллами. Свое несогласие он выражает в определении предмета социальной психологии, состоящего не только в изучении психики собирательной личности. По его словам, психика отдельного лица также социальна, поэтому она и составляет предмет социальной психологии. В этом смысле социальная психология отличается от коллективной психологии тем, что предмет социальной психологии — психика отдельного человека, а коллективной — личная психология в условиях коллективного проявления.

Эта позиция только на первый взгляд сильно отличается от современного взгляда на социальную психологию. В действительности отличие здесь чисто терминологическое. Л.С. Выготский сравнивает не «общую» и «социальную» психологию, а «социальную» и «коллективную». Общая психология для него — это та психология, которая усвоила идею культурно-исторической детерминации психики. То, что не сумели увидеть психологи и чему они не сумели найти подлинно научной методологии исследования, Л.С. Выготский обозначает термином «коллективная психология». Теории, идеи Л.С. Выготского, высказанные им и позже, явились необходимой предпосылкой, сформировавшейся внутри психологической науки, для более точного определения предмета социальной психологии.


2. Современные представления о предмете социальной психологии


В последнее время происходит расширение запросов практики, заостряются проблемы сознательного регулирования и управления общественными процессами. Решение возникающих проблем позволяло анализировать психологическую сторону различных проявлений общественной жизни, в условиях которой человеческий фактор приобретает значительную роль. А исследование механизмов конкретного взаимодействия как на социологическом, так и на социально-психологическом уровне оказывается возможным и необходимым провести в преломлении через личность.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты