Проявление акцентуации характера младших школьников в отношении с одноклассниками

Карточка «Н»

Я считаю, что надо жить так, как живут все, не отрываться от коллектива, не отставать от окружающих, но и не забегать вперед. Не люблю оригинальничать. Люблю, чтобы у меня все было, как у людей: хорошая, в меру модная одежда – не такая, чтобы все оборачивались на улице; дома – хорошая обстановка и все необходимое. Стараюсь жить так, чтобы обо мне никто не мог сказать ничего плохого: ни товарищи, ни соседи, ни близкие. Развлекаться люблю как все: посидеть в кругу приятелей, посмотреть телевизор. Каких-нибудь особенных развлечений не ищу. Не люблю тех, кто слишком оригинальничает, модничает, ломает устоявшийся порядок, гонится за новизной. Считаю, что мнение большинства всегда правильно и противопоставлять себя большинству всегда плохо и вредно.

Интерпретация результатов методики производится в соответствии с теми типами характера, которые заняли два первых места. Результаты аутоидентификации необходимо сопоставлять данными наблюдения, беседы, обобщения независимых характеристик и другими методами научного психологического исследования.

Словесные портреты характерологических типов зашифрованы буквенными обозначениями:

А – меланхолический

Б – гипертимный

В – циклоидный

Г – эмоционально-лабильный

Д – неврастенический

Е – сенситивный

Ж – психастенический

З – шизоидный

И – паранойяльный

К – эпилептоидный

Л – истерический

М – неустойчивый

Н – конформный

В данной курсовой работе в качестве материала для диагностики использовались методика изучения типа личности по К. Юнгу и методика акцентуаций‏ характера Э.Г. Эйдимиллера. Данная сводная таблица является общей для двух методик. Результаты исследования оказались следующие:


№ п/п

Ф.И. учащегося

результат

результат

1

Никита А.

75

Ж

2

Дмитрий А.

30

А

3

Анна Б.

80

Е

4

Евгений В.

50

Ж

5

Ольга В.

35

А

6

Наталья Г.

25

В

7

Алексей Г.

30

Г

8

Светлана Д.

75

В

9

Александр Ж.

50

Д

10

Павел Ж.

65

Ж

11

Александр К.

70

Б

12

Владислав Н.

30

Д

13

Юрий Н.

70

Б

14

Татьяна Р.

40

Б

15

Марина С.

75

Б

16

Ольга К.

60

Б

17

Иван Р.

75

Б

18

Сергей Т.

60

Е

19

Максим К.

65

И

20

Татьяна Т.

30

Ж

21

Олег М.

65

И

22

Алексей Ш.

30

А

23

Юлиан П.

40

А

24

Юрий Т.

30

А

25

Ольга П.

35

А


Результаты методики изучения типа личности по К.Юнгу показали, что: 1) 36% учащихся класса являются интровертами;

2) 36% - амбивертами;

3) 28% - экстравертами.

Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г.Эйдимиллера имеет следующие результаты:

6 учащихся выбрали карточку ”А”, которая указывает на мелонхолический характерологический тип;

6 выборов пришлись и на карточку ”Б”, которая характеризует гипертимный тип;

4 человека выбрали карточку ”Ж”- психастенический тип;

по 2 выбора пришлись на карточки ”Д”, Е” и ”И” (неврастенический, сенситивный и паранойяльный типы);

1 учащийся выбрал карточку ”Г”, которой соответствует эмоционально-лабильный характерологический тип.

По результатам методики акцентуаций характера Э.Г.Эйдимиллера можно сделать следующий общий вывод: учащиеся - это ребята с разными акцентуациями характера (от прирожденных пессимистов до жизнерадостных оптимистов). Таким образом, изучив тип личности и акцентуацию характера, можно планировать и проводить психокоррекционную работу, что помогает изменять формы поведения, взаимодействия, перейти к позитивному восприятию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Характер — это индивидуальное сочетание наиболее устой­чивых, существенных особенностей личности, проявля­ющихся в поведении человека. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт), как раз и выражающих различное отношение личности к от­дельным сторонам действительности. Характер влияет практически на все  свойства личности, на ее познавательные, волевые, эмоцио­нальные процессы и состояния.

Общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер.

Формирование характера начинается с раннего детства. Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, чтобы практическая деятельность соответствовала  идейному воспитанию.

Ак­центуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудша­ется взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов — психопатии. Но в отличие от психопатии, акцентуации характера про­являются не постоянно, с годами могут существенно сгла­диться, приблизиться к норме.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992.

Батаршев А.В. Темперамент и характер. Психологическая диагностика

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988.  

Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. Мн., «Народная асвета» 1966

Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., «Просвещение», 1970.

Ковалёв А.Г. Мясищев В.Н. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982

Колесов Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке — М., 1987

Левитов Н. Д. Психология характера, изд. 3. М., «Просвещение», 1969

Левитов Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять. М., 1961.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983.

Макаренко Н.В., Вороновская В.И., Панченко В.М. Связь индивидуаль-ных психофизиологических свойств с успешностью обучения в вузе // Пси-хол.журн. — 1991.— № 6

Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента. – М., 1982

Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., «Наука», 1984.

Немов Р.С. Общие основы психологии, Москва, 1994

Немов Р.С. Психология. М., Владос, 1995.

Осипова А.А. Общая психокоррекция, М., 2000.

Подольский А.И. Исследование учебной деятельности студентов // Вопр.психол. - 1990.- N 5

Рабинович П.Д., Нуждина М.П. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей // Вопр.психол., 1987. N 6

Рогов Е.Н. Психология человека, Москва, 1999

Романова В.Я. Психология - М. изд-во МГУ, 1982 г

Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. 100 ответов по психологии. – Р., «МарТ», 2001

Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.

Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении.

Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1995.

Акцентуации характера. Краткий словарь-справочник. Под редакцией В. А. Попова, С. А. Завражина. Владимир, 1994.

Краткий психологический словарь. – М., 1985.


Приложение 1


Определение акцентуированного поведения человека

(Тест Леонгарда — Шмишека)


Инструкция. Отметьте вопросы-утверждения, с которыми вы согласны. Опросник состоит из 97 вопросов. Работать следует достаточно быстро, долго не раздумывая над каждым вопросом.

Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?

Восприимчивы ли вы к оскорблениям, обидам?

Бывает ли так, что у вас на глаза наворачиваются слезы в кино, театре, в беседе и пр.?

Возникает ли у вас по окончании какой-либо работы сомнение в качестве ее исполнения и прибегаете ли вы к проверке – правильно ли все было сделано?

Были ли вы в детстве таким же смелым, как ваши сверстники?

Часто ли у вас бывают резкие смены настроения (только что парилив облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)?

Бываете ли вы во время веселья в центре внимания?

Бывают ли дни, когда вы без особых причин ворчливы и раздражительны и все считают, что вас лучше не трогать?

Всегда ли вы отвечаете на письма после прочтения?

Серьезный ли вы человек?

Способны ли вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для вас?

Предприимчивы ли вы?

Быстро ли вы забываете обиды и оскорбления?

Мягкосердечны ли вы?

Когда вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, опустилось оно туда или нет?

Требует ли ваше честолюбие того, чтобы в работе или учебе вы были одним из первых?

Боялись ли вы в детские годы грозы или собак?

Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?

Есть ли среди ваших знакомых люди, которые считают вас педантичным?

Очень ли зависит ваше настроение от внешних обстоятельств и событий?

Любят ли вас ваши знакомые?

Часто ли вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?

Ваше настроение обычно несколько подавленное?

Случалось ли вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?

Трудно ли вам долго сидеть на одном месте?

Отстаиваете ли вы свои интересы, когда по отношению к вам допускается несправедливость?

Хвастаетесь ли вы иногда?

Смогли бы вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу?

Раздражает ли вас, если штора или скатерть висит неровно, стараетесь ли вы это поправить?

Боялись ли вы в детстве оставаться дома один?

Часто ли портится ваше настроение без видимых причин?

Случалось ли вам быть одним из лучших в вашей профессиональной деятельности?

Легко ли вы впадаете в гнев?

Способны ли вы быть шаловливо-веселым?

Бывают ли у вас состояния, когда вы переполнены счастьем?

Смогли бы вы играть роль конферансье в веселых представлениях?

Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни?

Говорите ли вы людям свое мнение о них прямо в глаза?

Можете ли вы спокойно смотреть на кровь?

Нравится ли вам работа, когда только вы ответственны за нее?

Заступаетесь ли вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?

Беспокоит ли вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую, темную комнату?

Предпочитаете ли вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делается быстро?

Вы очень общительный человек?

Охотно ли вы в школе декламировали стихи?

Сбегали ли вы в детстве из дома?

Обычно вы без колебаний уступаете место в общественном транспорте престарелым пассажирам?

Часто ли вам жизнь кажется тяжелой?

Случалось ли вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта, что после этого вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу?

Можно ли сказать, что при неудаче вы сохраняете чувство юмора?

Стараетесь ли вы помириться, если кого-нибудь обидели? Предпочитаете ли вы первым делать шаги к примирению?

Очень ли вы любите животных?

Случалось ли вам, уходя из дома, возвращаться, чтобы проверить, не произошло ли чего-нибудь?

Беспокоили ли вас какие-нибудь мысли, что с вами или с вашими родственниками должно что-либо случиться?

Существенно ли зависит ваше настроение от погоды?

Трудно ли вам выступать перед большой аудиторией?

Можете ли вы, рассердясь на кого-нибудь, пустить в ход руки?

Очень ли вы любите веселиться?

Вы всегда говорите то, что думаете?

Можете ли вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?

Привлекает ли вас роль организатора в каком-либо деле?

Упорствуете ли вы на пути к достижению цели, если встречается какое-либо препятствие?

Чувствуете ли вы удовлетворение при неудачах людей, которые вам неприятны?

Может ли трагический фильм взволновать вас так, что у вас на глазах выступят слезы?

Часто ли вам мешают уснуть мысли о проблемах прошлого или о будущем деле?

Свойственно ли было вам в школьные годы подсказывать или давать списывать товарищам?

Смогли бы вы пройти в темноте один через кладбище?

Вы, не раздумывая, вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили их слишком много?

Большое ли значение вы придаете тому, что каждая вещь в вашем доме должна находиться на своем месте?

Случалось ли вам, ложась спать в отличном настроении, следующим утром вставать в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?

Легко ли вы приспосабливаетесь к новой ситуации?

Часто ли вас беспокоят головокружения?

Часто ли Вы смеетесь?

Сможете ли вы относиться к человеку, о котором вы плохого мнения, так приветливо, что никто не догадается о вашем действительном отношении к нему?

Вы человек живой и подвижный?

Сильно ли вы страдаете, когда совершается несправедливость?

Вы страстный любитель природы?

Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыты ли крапы, погашен ли везде свет, заперты ли двери?

Пугливы ли вы?

Может ли принятие алкоголя изменить ваше настроение?

Охотно ли вы принимаете участие в кружках художественной самодеятельности?

Тянет ли вас иногда уехать далеко от дома?

Смотрите ли вы на будущее немного пессимистично?

Бывают ли у вас переходы от веселого настроения к тоскливому?

Можете ли вы развлекать общество, быть душой компании?

Долго ли вы храните чувства гнева, досады?

Переживаете ли вы длительное время горести других людей?

Всегда ли вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых сознаете?

Переписывали ли вы в школьные годы страницы в тетради из-за помарок?

Вы по отношению к людям больше осторожны, недоверчивы, чем доверчивы?

Часто ли у вас бывают страшные сновидения?

Бывают ли у вас такие навязчивые мысли, что если вы стоите на перроне, то можете против своей воли кинуться под приближающийся поезд или можете кинуться из окна верхнего этажа большого дома?

Становитесь ли вы веселее в обществе веселых людей?

Вы человек, который не думает о сложных проблемах, а если и думает, то лишь недолго?

Совершаете ли вы под влиянием алкоголя внезапные импульсивные поступки?

В беседах вы больше молчите, чем говорите?

Могли бы вы, изображая кого-нибудь, так увлечься, чтобы на время забыть, какой вы на самом деле?

Анализ результатов тестирования

Производится подсчет ответов, совпадающих с ключом к опроснику (табл. 3) по каждому из свойств характера (типов акцентуации), и отдельно - по показателю искренности ответов. Сумма баллов по каждому из свойств характера умножается на соответствующий коэффициент, указанный в ключе. Если результат умножения на коэффициент превысит значение 18, то это свидетельствует о выраженности данной акцентуации. Максимальное значение набранных баллов по показателю “застревание” – 22, по остальным – 24.Максимальное значение набранных баллов по шкале “искренность” составляет 10. При сумме баллов, не превышающих 5, можно считать, что ответы испытуемого в большинстве своем вполне искренни. При сумме баллов 6-7 искренность ответов испытуемого подвергается сомнению. При значении 8-10 баллов ответы признаются недостоверными, анализ тестирования не производится.

По данным тестирования акцентуаций характера вычерчива­ется профиль личности испытуемого.

Таблица. Ключ к опроснику


Свойство характера

Коэффи-циент

Ответы “да”

Ответы “нет”

Застревание

2

2, 16, 26, 38, 41, 62, 76, 86, 90

13, 51

Возбудимость

3

8, 22, 33, 46, 57, 72, 82, 95

––

Демонстративность

2

7, 21, 24, 32, 45, 49, 71, 74, 81, 94, 97

56

Педантичность

2

4, 15, 19, 29, 43, 53, 65, 69, 78, 89, 92

40

Гипертимность

3

1, 12, 25, 36, 50, 61, 75, 85

––

Дистимность

3

10, 23, 48, 83, 96

34, 58, 73

Циклотимность

3

6, 20, 31, 44,55, 70, 80, 93

––

Экзальтированность

6

11, 35, 60, 84

––

Тревожность

3

17, 30, 42, 54, 79, 91

5, 67

Эмоциональность

3

3, 14, 52, 64, 77, 87

28, 39

Искренность ответов

1

9, 47, 59, 68, 88

18, 27, 37, 63, 66



Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты