Проявление акцентуации характера младших школьников в отношении с одноклассниками

Проявление акцентуации характера младших школьников в отношении с одноклассниками

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1 Характер как система устойчивых черт личности

1.1 Типология характера

1.2 Характер и темперамент

1.3 Формирование характера в ходе учебной деятельности

1.4 Психологические типы акцентуации характеров (по К. Леонгарду и А.Е. Личко)

1. 5 Проявление акцентуации характера младших школьников в отношении с одноклассниками

Глава 2 Исследование акцентуаций характера у младших школьников

2.1 Диагностика акцентуаций характера, типа личности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1


ВВЕДЕНИЕ


В структуре личности характер занимает главное место, так как влияет на познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через черты характера. В характерологических чертах отражаются такие психологические свойства личности, как общительность, готовность к сотрудничеству, доброжелательное отношение к людям, эмоциональная стабильность, эмоционально-волевые качества, высокий самоконтроль и самосознание личности.

Характер определяет индивидуальность и своеобразие личности. От других черт личности характер отличается устойчивостью, ранним формированием. Формирование характера предопределяется образом жизни человека. Он проявляется в манере поведения, в привычках, поступках, действиях и обуславливает осознанные поступки людей в соответствии с их морально-этическими и нравственными нормами, социальными ценностями, потребностями и интересами.

Характерологические особенности, определяющие структуру личности, могут быть определены с помощью диагностики. Диагностика характера весьма актуальна при разработке психолого-педагогических рекомендаций. В связи с этим исследованию характера отводится центральная роль, и грамотно составленная характеристика, основанная на результатах диагностики, в значительной мере облегчает процесс взаимодействия психолога, учителя и учащегося. Зная особенности характера легче понять поведение человека, обосновать его поступки и дать оценку.

При написании данной работы нами в качестве объекта исследования была выбрана диагностика характера

Цель исследования – изучение диагностических методик для оценки психических свойств личности, особенностей личности, определения типов характера.

Задачи исследования:

рассмотреть структуру характера, общие сведения о характере, черты характера, взаимосвязь характера и темперамента;

проанализировать связь характера и поведения;

рассмотреть типологию характеров, акцентуации личности;

изучить диагностические методики по данной теме.

Гипотеза — особенности характера, акцентуации характера оказывают существенное влияние на поведение и формирование качеств личности.

Методы исследования — теоретический метод (анализ педагогической и методической литературы), практические методы — наблюдение, тестирование.

Глава 1 Характер как система устойчивых черт личности


1.1 Типология характера


 Характер — индивидуальное сочетание наиболее устой­чивых, существенных особенностей личности, проявля­ющихся в поведении человека, в определенном отноше­нии:

к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);

к другим людям (индивидуализм или кол­лективизм, эгоизм или альтруизм” жестокость или добро­та, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.);

к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетер­пеливость, ответственность или безответственность, орга­низованность и т.п.);

в характере отражаются воле­вые качества: готовность преодолевать препятствия, ду­шевную и физическую боль, степень настойчивости, са­мостоятельности, решительности, дисциплинированности. [28]

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре ха­рактера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его воз­можных поступках в определенных условиях. К первой груп­пе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонно­сти, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуаль­но-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера. В самом общем виде характер может быть определен как система ус­тойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях челове­ка к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу и т. д. [5]

В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт), как раз и выражающих различное отношение личности к от­дельным сторонам действительности. В первой подсистеме содер­жатся черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, ра­ботоспособность, трудолюбие, или же, наоборот, безынициативность, ленивость и т. д.). Ко второй подсистеме относятся черты личности, проявляющиеся в отношениях человека с другими людьми, т. е. в об­щении (тактичность-бестактность, вежливость-грубость, чуткость-черствость и т. д.). Третью подсистему составляют черты, которые проявляются в отношении человека к самому себе (самокритичность - завышенное самомнение, скромность-наглость и т. д.). Четвертая под­система - это совокупность отношений человека к вещам (аккурат­ность-безалаберность, щедрость-скупость и др.). [9]

Возможна и другая классификация черт характера, например:

свойства, определяющие поступки человека в выборе целей деятельности и общения (расчетливость, рациональность и т. д., или альтернативные им черты);

свойства, относящиеся к действиям, направленным на дости­жение поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, по­следовательность и др., а также противоположные им качества);

свойства, имеющие чисто инструментальное значение, не­посредственно связанные с темпераментом (интроверсия-экстра-версия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, пластичность -ригидность и т. д.) [26]

В мировой психологической науке нет единой типологии характеров, но подавляющее большинство психологов исходили из следующих основных общих идей:

а) довольно рано сформировавшись, характер человека прояв­ляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчи­вое психическое образование;

б) входящие в характер сочетания черт не являются случай­ными. Они в совокупности представляют системы, четко различи­мые по типам, что и позволяет строить типологию характеров;

в) в соответствии с типологией характеров большинство людей может быть разделено на определенные группы.

Наиболее известны следующие типологии характера:

конституционные теории, связывающие особенности ха­рактера с внешним видом человека, с его конституцией, габитусом (Ростан, Ломброзо, Сиго, Кречмер, Шелдон и др.).

Акцентуальные теории, связывающие особенности харак­тера его акцентуацией - чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их совокупностей, представляющей крайние вари­анты психической нормы, пограничные с психопатиями (Леонгард, Личко и др.).

социальная типология характеров, в основе которой - отно­шение человека к жизни, обществу, моральным ценностям (Фромм). [26]

Рассмотрим описание некоторых типов характеров людей, не претендующее на полноту и систематичность.

Гипертимный тип. Таких людей характеризует чрезвычай­ная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики. Это энергичные, инициативные, оптимистически настроенные люди. Вместе с тем они легкомысленны, раздражительны, трудно перено­сят условия жесткой дисциплины, вынужденное одиночество.

Дистимный тип. Для этих людей характерны низкая контакт­ность, немногословие, склонность к пессимизму. Они ведут замкну­тый образ жизни, редко конфликтуют. Серьезны, добросовестны, преданы в дружбе, однако не в меру пассивны и медлительны.

Циклоидный тип. Им свойственны частые периодические смены настроения. Во время душевного подъема они ведут себя по гипертимному типу, спада — по дистимному.

Педантичный тип. Этим людям характерны добросоветсность и аккуратность, надежность в делах, но в то же время они способны изводить окружающих чрезмерным формализмом и занудливостью.

Демонстративный тип. Они артистичны, обходительны, их мышление и поступки неординарны. Они стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к людям. Вместе с тем, такие люди эгоис­тичны, лицемерны, недобросовестны в работе, тщеславны.

Экстравертированный тип. Их побуждает к деятельности и заряжает энергией внешний мир. Не любят уединенных размышле­ний, нуждаются в поддержке и одобрении людей. Общительны, име­ют много друзей. Легко внушаемы, подвержены влиянию. Охотно развлекаются, склонны к необдуманным поступкам.

Интровертированный тип. Они ориентированы на свой внут­ренний мир, поэтому мало контактны, склонны к одиночеству и глу­бокомыслию, не терпят вмешательства в их личную жизнь. Сдер­жанны, редко вступают в конфликты. Одновременно они довольно упрямы, консервативны, им трудно вовремя перестроиться.

Садо-мазохистский тип. Стремясь устранить причины своих жизненных неудач, такие люди склонны к агрессивным действиям. Люди-мазохисты стараются взять вину на себя, и при этом упиваются самокритикой и самобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности и беспомощности. Люди-садисты ставят людей в за­висимость от себя, приобретают над ними безграничную власть, при­чиняют им боль и страдания, испытывая при этом наслаждения.

Конформистский тип. У таких людей почти никогда не бывает ни собственного мнения, ни собственной социальной позиции. Они беспрекословно подчиняются обстоятельствам, требованиям соци­альной группы, быстро и без проблем меняют свои убеждения. Это - тип сознательных и бессознательных приспособленцев.

Мыслительный тип. Эти люди больше доверяют тому, что продумано, логически обосновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь о справедливости. Любят доводить все до полной ясности. Способны оставаться спокойными тогда, когда окружающие теряют самообладание.

Чувствующий тип. Люди такого плана отличаются повышен­ной чувствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огор­чает. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место другого, с удо­вольствием оказывают помощь даже во вред себе. Все принимают близко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности.

Последнее время приобретает все большую популярность типология, предложенная знаменитым швейцарским психологом К. Юнгом в его работе «Психологические типы». Рассмотрим неко­торые ее положения в порядке дополнения к уже приведенной ти­пологии.

У экстравертов мыслительного типа совокупность их жиз­ненных проявлений находится в зависимости от их интеллектуаль­ных выводов, но любое суждение строится на критерии, полученном из внешних условий (традиции и образование). Мыслители - экстра­верты становятся государственными деятелями, адвокатами, почет­ными академиками и удачливыми антрепренерами.

У экстравертов чувствующего типа их чувства согласуются с общепринятыми оценками и переживаниями, находятся под силь­ным воздействием традиционных ценностей. Например, экстраверт этого типа будет воспринимать нечто как «прекрасное» или «хоро­шее» не из-за субъективной, личной оценки, а потому, что другие то­же считают.

Экстравертивного ощущающего типа притягивают те объек­ты (люди, ситуации), которые возбуждают сильные ощущения. Ре­зультатом оказывается мощная сенсорная связь с внешним миром. Этот тип ориентирован на конкретное наслаждение «реальной жиз­нью», жизнью «на полную катушку». Лиц такого типа можно встре­тить среди редакторов, атлетов, бизнесменов, вообще преуспеваю­щих людей.

Для экстраверта интуитивного типа характерна способность воспринимать во внешнем мире то, что происходит «за сценой» собы­тий, угадывать то, что скрыто «за личиной» человека, видеть скры­тые новые возможности. Но у него отмечается недостаток способности к суждению, и он редко реализует возможности сам. Зачастую он начинает дело с нуля и оставляет его на пороге успеха; следователь­но, другие пожинают урожай, посеянный им.

Интровертный мыслительный тип склонен быть теоретиком, но его мышление мало зависит от общепринятых традиций и идей, он следует своим идеалам и критериям. В поиске своих идей упрям, не­податлив внешнему влиянию. Однако наивен, доверителен и беспо­мощен в личных вопросах (этакий «рассеянный профессор»).

Интровертный чувствующий тип отдает себя полностью субъективно ориентированному чувству, не прислушиваясь к фак­там, логике событий. Люди данного типа не блистают и не стремятся обнаруживать самих себя. Их чувства глубоки и нередко иррацио­нальны. Они склонны избегать вечеринок и собраний, они молчаливы и труднодоступны.

Интровертный ощущающий тип руководствуется тем, что есть, что видимо и слышимо, что происходит, а не логическими пост­роениями. Внутренние реакции на внешние впечатления глубоки, но внешняя реакция возникает с задержкой. Про людей этого типа гово­рят, что они, услышав утреннюю шутку, начинают смеяться в пол­ночь. Настроенные на то, чтобы здесь и теперь, на то, что есть, инди­виды этого типа испытывают огромные трудности, пытаясь вообра­зить, что могло бы быть.

Интровертный интуитивный тип обладает интуитивной спо­собностью проникать в будущее, но его интуиция направлена не на объективную реальность, а на субъективный психический мир. Та­кие люди нередки среди шаманов, пророков, поэтов и художников. Они мало озабочены телесным существованием и зачастую погру­жены в бесплодные фантазии. [26]

Первые признаки возникновения и стабилиза­ции характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст­ет 2-3 до 9-10 лет является сензитивным периодом для становления характера. В этот период человеку присуща возрастная сензитивность, оптимальное сочетание условий для развития черт характера. Под влиянием взрослых формируются такие черты (положительные и отрицательные), как доброта, отзывчивость, общительность, либо эгоистичность, безразличие к людям, черствость. Начало их формирования во многом связано с первыми месяцами жизни и сти­лем общения матери (лица, ее заменяющего) с ребенком.

Трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовест­ность, настойчивость и другие так называемые «деловые» качества, как и их антиподы, формируются позднее в детских играх, в доступ­ных видах домашнего труда. При этом необходима стимуляция взрослых. Черты характера, проявляющиеся в отношениях с людь­ми, в общении, оформляются в начальных классах школы, когда у ребенка резко расширяется круг контактов с новыми школьными друзьями и с учителями.

Волевые черты характера развиваются и закрепляются в под­ростковом возрасте, а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы характера - в ранней юности. К окончанию школы характер фактически сформирован.   Характер влияет практически на все иные свойства личности, на ее познавательные, волевые, эмоцио­нальные процессы и состояния. От других черт личности характер во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью.

Полезно иметь в виду, что сложность и многообразие челове­ческой личности не умещается даже в эту пространную типологию. Было бы также ошибочным недооценивать предрасположенность каждого из нас к какому-либо типу или одновременно нескольким (совместным друг с другом) типам.   Поэтому ознакомление с типоло­гией характеров позволяет полнее использовать свои собственные сильные стороны, нейтрализовать (по возможности) слабые, а также помогает «подобрать ключ» к другим людям, поскольку приоткрыва­ет скрытые механизмы человеческих решений и поступков.


1.2 Характер и темперамент


Какова связь темперамента с характером? Характер че­ловека — это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индиви­дуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном тем­пераменте одни черты приобретаются легче, другие труд­нее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, от­зывчивость — меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характе­ра врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при лю­бом темпераменте. [14]

Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:

отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий);

противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П.Викторов, В.Вирениус) ;

признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С.Л.Рубинштейн, С.Городецкий) ;

признание темперамента природной основой характера (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев). [2]

Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. [7]

Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменятся возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить роль в образовании динамических стереотипов также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия. [7]

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты