Как видно из данной таблицы, все испытуемые разделяются по количеству набранных баллов, как в отдельных фазах, так и по общему количеству набранных баллов.
Всю выборку можно разделить на три группы, по такому критерию как, сформированность фаз:
1 группа – синдром полностью сформировался хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз больше или равно 61);
2 группа – синдром находится в стадии формирования хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз находится в промежутке от 37 до 60 баллов);
3 группа – синдром не сформировался (т.е. итоговое количество баллов ни в одной из фаз не превышает 36 баллов).
В первую группу вошло 19 педагогов, что составляет 47,5%;
во вторую группу 13 человек, что составляет 32,5%;
в третью группу 8 человек, что составляет 20%.
Рисунок 2.1 - Степень эмоционального выгорания педагогов
Таким образом, можно увидеть, что самой многочисленной оказалась группа педагогов с синдромом выгорания, сформировавшимся хотя бы в одной из фаз. А самой малочисленной - группа с не сформировавшимся синдромом.
В следующей таблице 2.2 представлена выраженность фаз и симптомов в различных группах.
Таблица 2.2 - Представленность фаз и выраженность симптомов синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Фаза |
|
|
1 группа |
2 группа |
3 группа |
всего |
||||
|
|
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
|
|
симптомы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Напряжения» |
1 |
«переживания психотравмирующих обстоятельств» |
|
|
|
|
|
|
|
|
сложившийся |
15 |
37,5 |
6 |
15,0 |
|
|
21 |
52,5 |
||
складывающийся |
|
|
3 |
7,5 |
|
|
3 |
7,5 |
||
2 |
«неудовлетворенности собой» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сложившийся |
2 |
5,0 |
1 |
2,5 |
|
|
3 |
7,5 |
||
складывающийся |
11 |
27,5 |
6 |
15,0 |
1 |
2,5 |
18 |
45,0 |
||
3 |
«загнанности в клетку»: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сложившийся |
6 |
15,0 |
4 |
10,0 |
|
|
10 |
25,0 |
||
складывающийся |
6 |
15,0 |
4 |
10,0 |
|
|
10 |
25,0 |
||
4 |
«тревоги и депрессии»: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сложившийся |
9 |
22,5 |
1 |
2,5 |
|
|
10 |
25,0 |
||
складывающийся |
2 |
5,0 |
3 |
7,5 |
2 |
5,0 |
7 |
17,5 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Резистенции» |
1 |
«неадекватного эмоционального реагирования» |
|
|
|
|
|
|
|
|
сложившийся |
12 |
30,0 |
1 |
2,5 |
|
|
13 |
32,5 |
||
складывающийся |
4 |
10 |
7 |
17,5 |
|
|
11 |
27,5 |
||
2 |
«эмоционально-нравственной дезориентации» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сложившийся |
7 |
17,5 |
|
0,0 |
|
|
7 |
17,5 |
||
складывающийся |
4 |
10,0 |
4 |
10,0 |
1 |
2,5 |
9 |
22,5 |
||
3 |
«расширение сферы экономии эмоций» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сложившийся |
13 |
32,5 |
5 |
12,5 |
1 |
2,5 |
19 |
47,5 |
||
складывающийся |
4 |
10,0 |
3 |
7,5 |
|
|
7 |
17,5 |
||
4 |
«редукции профессиональных обязанностей»: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сложившийся |
9 |
22,5 |
1 |
2,5 |
|
|
10 |
25,0 |
||
складывающийся |
2 |
5,0 |
3 |
7,5 |
2 |
5,0 |
7 |
17,5 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Истощения» |
1 |
«эмоционального дефицита» |
|
|
|
|
|
|
|
|
сложившийся |
8 |
20,0 |
1 |
2,5 |
|
|
9 |
22,5 |
||
складывающийся |
3 |
8 |
4 |
10 |
1 |
2,5 |
8 |
20,5 |
||
2 |
«эмоциональной отстраненности» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сложившийся |
7 |
17,5 |
|
|
|
|
7 |
17,5 |
||
складывающийся |
7 |
17,5 |
4 |
10,0 |
1 |
2,5 |
12 |
30,0 |
||
3 |
«личностной отстраненности»: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сложившийся |
11 |
27,5 |
|
|
|
|
11 |
27,5 |
||
складывающийся |
3 |
7,5 |
5 |
12,5 |
2 |
5,0 |
10 |
25,0 |
||
4 |
«психосоматических и психовегетативных нарушений»: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сложившийся |
9 |
22,5 |
1 |
2,5 |
|
|
10 |
25,0 |
||
складывающийся |
5 |
12,5 |
7 |
17,5 |
|
|
12 |
30,0 |
Анализируя показатели таблиц можно сказать, что в фазе «напряжение», в первой и во второй группах доминирует симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» (соответственно 37,5 % педагогов и 15 %), это означает, педагоги этих групп в настоящее время испытывают воздействие психотравмирующих факторов, нарастает напряжение, которое выливается в отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию явлений «выгорания». Для сравнения, в третьей группе, нет ни одного человека со сформировавшимся данным симптомом.
Ощущение «неудовлетворенности собой» сформировалось у очень небольшого количества педагогов 1-й и 2-й групп (5 % и 2,5 %), это говорит о том, что в основном педагоги не испытывают недовольства собой в профессии и конкретными обстоятельствами на рабочем месте. Но у 45 % педагогов из всех трех групп этот симптом начинает складываться, и можно говорить о том, что начинает действовать механизм «эмоционального переноса», то есть вся сила эмоций направляется не во вне, а на себя. Это проявляется в интенсивной интериоризации обязанностей, повышенной совестливости и чувстве ответственности, что, несомненно, нагнетает напряжение, а на последующих этапах «выгорания» может провоцировать психологическую защиту.
Симптом «загнанности в клетку» в первых двух группах сложился у 25 % педагогов и еще у 25 % находится в стадии формирования. Это значит, что данные люди ощущают или начинают ощущать состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. К этому могут приводить организационные недостатки, повседневная рутина и т.д. В третьей группе этот симптом не наблюдается.
Последний симптом в данной фазе, симптом «тревоги и депрессии» сложился у значительного количества педагогов (22,5 %) из первой группы, это свидетельствует о том, что данные люди испытывают напряжение в форме переживания ситуативной и личностной тревоги, разочарование в профессии. Сложившийся симптом нервной тревожности означает начало сопротивления стрессовым ситуациям и начало формирования эмоциональной защиты. Во второй группе данный симптом выражен гораздо меньше (2,5 %). В третьей группе симптом не сложился и складывается у очень небольшого количества людей (5 %). В целом фаза «напряжения» сформировалась у 27,5 % педагогов, находится в стадии формирования у 30%, и не сформировалась у 42,5 %.
Рисунок 2.2 - Представленность фазы «напряжение» у педагогов
В фазе «резистенция» доминирующим является симптом «расширения сферы экономии эмоций». Этот симптом сложился у 47,5 % педагогов, у 17,5 % – складывается. Из них 32,5 % приходится на первую группу, 12,5 % на вторую и только 2,5 % на третью группу. Это говорит о том, что данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области – в общении с родными, друзьями. На работе эти люди держатся соответственно нормативам, а дома замыкаются или, хуже того готовы послать всех подальше.