Профессиональная установка как компонент структуры профессионального сознания студентов

Предыстория возникновения профессиональной установки, в самом общем виде, как показано у Л.И. Божович, обусловлена уже сложившимися к данному времени качествами личности, ее взглядами, стремлениями, переживаниями и т.п.

Указание на избирательно-положительное отношение человека к профессии не раскрывает, однако, психологического содержания его профессиональной установки. Понятие "отношение к профессии" само по себе психологически бессодержательно, поскольку отражает лишь направление нашей активности и указывает на ее объект. В основе положительного отношения нескольких человек к одной и той же профессии могут лежать различные потребности и стремления. Только путем анализа системы мотивов, лежащих в основе субъективного отношения, можно судить о его реальном психологическом содержании.

Высокий уровень профессиональной напрвленности - это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения. Повышение уровня профессиональной направленности образует основное содержание ее развития.

П.А. Шавир подчеркивает, что "выбор профессии можно считать оправданным лишь в том случае, если есть надежда, что активность личности приведет к такому взаимоотношению между личностью и трудом, при котором будет успешно происходить дальнейшее развитие творческих и нравственных сил человека. Одним из основных условий прогнозирования такого развития личности является высокий уровень профессиональной направленности".

Соответствие ведущего мотива основному содержанию избираемой профессии не единственная предпосылка возможности найти в этой деятельности свое призвание. Многое будет зависеть и от характерологических особенностей личности, и от качественного своеобразия и уровня развития ее способностей. Однако в этой взаимосвязи профессиональной направленности, черт характера и способностей ведущая роль принадлежит преобладающему мотиву. Отсутствие достаточно глубокой профессиональной направленности у студентов не исключает возможности ее формирования в период учебы в вузе.

Однако задача состоит в том, чтобы выбор профессии оказывался логическим следствием постепенного повышения уровня профессиональной направленности, т.е. формирование в процессе обучения деятельностно-смыслового единства - совпадения ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектов деятельности.

Потребности, увлечения и интересы студента возникают на основе осознания перспектив и адекватной оценки степени рассогласования требований перспектив с наличными склонностями, знаниями и умениями. На основе общезначимых перспектив формируются мировоззрения, взгляды, убеждения и идеалы, система целей и установок, намерения. Перспективы выступают в данном случае в качестве отдельной цели студента.

Таким образом, формирование и поддержание устойчивой направленности личности студента путем подкрепления профессиональной установки представляет собою непрерывный процесс согласования требований перспективы посредством деятельности, посредством обратной связи. Формирование мотивов, равно, как и системы целей и намерений, идет вместе с формированием потребностей. Потребность и другие компоненты (интересы, влечения, цели, намерения) становятся устойчивее, за счет более глубокого познания перспективы и трансформации возникшей потребности человека в конкретные мотивы.

2.3 Профессионально–ценностные установки студентов

Профессиональное формирование человека кроме освоения необходимыми знаниями и навыками подразумевает также изменение структуры личности будущего специалиста. Особенно это касается тех профессий, которые имеют непосредственный контакт с людьми: педагоги, врачи и т.д. Очень часто учитель обладает достаточным знанием своего предмета, эрудирован, имеет педагогические навыки, но он не может на высоком уровне вести педагогический процесс, так как не имеет определенной ценностной установки в отношении своей профессии. Наличие такой установки существенно изменило бы отношение учителя к своей профессии, определило бы успешную профессиональную деятельность. Часто случается и так, что студенты, избравшие определенную профессию, на этапе обучения в вузе разочаровываются в своем выборе. Это обычно связано со стихийностью процесса профессионального самоопределения в школьные годы, его обусловленности внешними и внутренними (личностными) причинами, далеко не всегда оказывающими положительное влияние, недостаточным уровнем профессионального воспитания в самом высшем учебном заведении.

В результате во многих вузах сегодня учится немало студентов, не имеющих соответствующей установки к получению профессии, а лишь мечтающих о заветной «корочке» – дипломе о высшем образовании. Как показывает практика, многие из таких студентов в дальнейшем долгое время не могут найти свое место в жизни. Поэтому еще на этапе вузовского обучения и воспитания необходимо выявление таких структурных изменений личности и соответственно изучение формирования таких личностных новообразований, которые обусловливают профессионально-педагогическое формирование личности будущего учителя.

Данные новообразования педагогами и психологами обозначаются разными названиями (профессиональная направленность, профессиональное сознание, профессиональное становление, профессиональная позиция, психологическая готовность к осуществлению профессиональной деятельности, и т.д.) и имеют разные значения. Мы считаем, что для обозначения данного психологического новообразования наиболее адекватным является понятие профессионально-ценностной установки.

Под профессионально-ценностной установкой будущего специалиста мы понимаем важнейший компонент структуры личности, который выражает предпочтительное отношение к ценностям профессии и находит свое выражение в интересах, потребностях, взглядах, оценках, мотивах. Поэтому, на наш взгляд, «профессионально-ценностная установка будущего специалиста – это осознание личностью своей внутренней позиции, своего отношения, положительной значимости профессиональной педагогической деятельности для саморазвития, самовоспитания и творческой самореализации личности, наличие когнитивной, аффективной, аксиологической и конативной готовности к ее осуществлению в соответствии с требованиями профессиональной педагогической деятельности».

Профессионально-ценностная установка будущего специалиста имеет четыре компонента: знания, эмоции, ценности и действия. Поэтому ее воспитание сводится к изменению одной или нескольких их составляющих (Таблица 1).


Таблица 1 - Формы и методы, используемые для реализации модели формирования профессиональных установок студентов

Формы и методы, используемые для реализации модели воспитания

Формирование проф.установок

Методы стимулирования и мотивации (Л.М. Митина), обучение в сотредничестве (Ш.А. Амонашвили), методы развивающего и саморазвивающего обучения (Е.А. Ямбург, Г.К. Селевко), метод развития профессионально важных качеств (В.Э. Антрушкевич, В.Б. Борейша)

Установка на приобретаемую профессию

Методы интенсификации обучения (В.Ф. Шаталов), индивидуальное творческое задание (метод проектов Ф.Н. Апиш и Н.В. Надеиной), методы групповой работы (А. Осборн, Дж. Айан)

Заинтересованность в приобретаемой профессии

Методы личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская), работа в «экспертных группах», работа в малых группах (И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек), метод «мозговой атаки» А. Осборна

Сформированность профессиональных целей

Метод профессиограмм и психограмм профессии (М.Д. Дмитриева, А.А. Крылов, В.Д. Симоненко), деловые и ролевые игры (Н.С. Пряжников, Е.А. Климов и др.)

Связь будущего с приобретаемой профессией


Существует два основных фактора, которые обусловливают возникновение или изменение профессионально-ценностной установки у студента – будущего специалиста: субъективный (потребности человека) и объективный (внешняя среда). Установка есть внутренняя форма поведения, возникающая под влиянием потребностей и воздействия внешней среды. Любая деятельность связана с приведением личности в соответствующую готовность. Именно настрой личности на деятельность и составляет ее установку. Сам же поведенческий акт характеризует реализацию установки.

«Для профессионально-ценностной установки важен устойчивый интерес. Интерес отражает взаимодействие субъекта и объекта, личности и общества. В процессе взаимодействия рождаются духовные интересы. Только они отражают соответствующий уровень культурного развития личности. Наличие интереса у будущих специалистов к выбранной профессии выступает важнейшим условием формирования их профессионально-ценностной установки».

Установка связана с мотивацией деятельности. Между установкой и мотивацией существует органическая взаимосвязь. Установка влияет на изменение мотивации, но и, в свою очередь, мотивация создает базу для формирования установки. Следовательно, условием формирования профессионально-ценностной установки является взаимодействие мотивации с установкой.

Установка связана с потребностями личности. Более того, в практике интересы и мотивы выполняют функции движущей силой, формой проявления потребностей. Потребности в психологии определяются как нужда, удовлетворение которой вызывает деятельность. Потребность мотивирует готовность, готовность создает базу для формирования профессионально-ценностной установки на профессиональную деятельность.

Потребности, как источник формирования установки, выполняют эту функцию при условии, если потребность связана с выполнением познавательных функций, целеполаганием и целеосмыслением; интеграционной функцией, отражающей перенос умений из одной ситуации в другую, что делает установку подвижной, динамичной, ценностно-ориентировочной, позволяющей целенаправить и укрепить установку.

Таким образом, профессионально-ценностная установка будущего специалиста имеет четыре компонента: знания, эмоции, ценности и действия:

связана с мотивацией деятельности, влияет на изменение мотивации, но и, в свою очередь, мотивация создает базу для формирования установки;

связана с потребностями личности, которые мотивируют готовность, готовность создает базу для формирования профессионально-ценностной установки на профессиональную деятельность.

Глава 3. Исследования проблемы профессиональных установок студентов, обучающихся в вузе

 

3.1 Анкетирование как метод исследования проблем профессиональных установок студентов


Важность изучения профессиональных установок студентов связана с выявлением цели обучения в университете и основной причины, по которой студенты выбирают именно данный тип учебного заведения. Выбор вуза выпускниками школ – это не только выбор места учебы, но и профессиональное самоопределение, признание ими приоритета определенного образа жизни.

С нашей точки зрения, основным методом исследования профессиональных установок студентов, обучающихся в вузе, является анкетирование, так как именно оно способно выявить основные психологические установки объективно.

Для организации исследования необходимо составить анкеты, анализ которых позволит выявить основные профессиональные установки студентов.

Первым вопросом может быть цель обучения в вузе. В качестве вариантов ответов могут быть предложены следующие:

- получение специальности с последующим успешным трудоустройством;

- необходимость получения высшего образования;

- повышение уровня знаний;

- получение второй специальности.

Прагматизм в профессиональной деятельности зачастую играет доминирующую роль среди целей обучения. Иногда существуют чисто образовательные цели («повышение уровня образования»), которые характерны для молодежи, не имеющей четко выраженной профессиональной направленности и жизненного опыта.

Вторым вопросом анкеты можно поставить вопрос: «Что привлекает Вас в обучении в данном вузе?». Варианты ответа:

- доступность образования;

- гибкий график обучения;

- высокое качество обучения.

Третий вопрос – почему Вы выбрали именно этот вуз?

- потому что не поступили в другой вуз;

- по рекомендации знакомых и друзей;

- привлекла реклама вуза лишь. В настоящее время в условиях острой конкуренции вузов в борьбе за абитуриентов важным является качество и эффективность их рекламной деятельности. Реклама отражает позицию вуза, формирует его образ в сознании потенциальных потребителей образовательных услуг.

Четвертый вопрос - на базе какого образования Вы поступили в вуз -предполагает следующие варианты ответов:

- после окончания школы, лицея или гимназии;

- ПТУ или техникум;

- высшее учебное заведение.

Пятый вопрос: хотели бы Вы продолжить обучение после получения степени бакалавра?

Шестой вопрос – Как Вы считаете, какой уровень образования является для Вас достаточным?

- диплом бакалавра;

- диплом специалиста;

- диплом магистра.

Седьмой вопрос – Хотели бы Вы продолжить свое образование для получения ученой степени?

- кандидата наук;

- доктора наук;

- нет.

Восьмой вопрос – Считаете ли Вы, что диплом выбранного Вами вуза создаст для Вас основу для успешного трудоустройства и карьеры?

Девятый вопрос – Укажите, к какому социальному слою Вы хотели бы принадлежать?

Можно предложить следующие варианты ответов:

- индивидуальные предприниматели;

- управляющие и чиновники;

- управленцы среднего звена;

- государственные служащие и рабочие;

- работники крупного негосударственного предприятия;

- работники мелкого бизнеса;

- сельхозслужащие;

- ведение домашнего хозяйства.

Таким образом, подобные вопросы анкеты позволят выявить характеристики ожиданий и установок студентов, обучающихся в вузе. Мониторинг характеристик студентов вуза способен выявить стабильность ряда доминирующих характеристик их профессиональных установок. У студентов вуза становится возможным определить уровень притязаний по отношению к обучению, нацеленность на получение профессии, востребованной в обществе. Анализ этой же анкеты, но предложенной студенту на более поздних курсах обучения позволит выявить изменения некоторых параметров и их динамику.

Заключение


В теоретическом плане проблема обоснования положения о том, что профессиональная установка является базовой, системообразующей характеристикой профессионального сознания студентов; в практическом плане - проблема выявления особенностей формирования и развития профессиональной установки студентов, обучающихся в вузах разных типов, по разным специальностям (профилям).

Установка личности заключает в себе избирательное отношение к чему-то значимому для личности и приноровление к соответствующей деятельности или способу действия уже не отдельного органа, а личности в целом, включая ее психофизический строй. Установка личности, в которой активизировано определенное перцептивное содержание, играет существенную роль в восприятии, вообще в познании человеком действительности. В этом смысле она составляет то, что можно бы назвать апперцепцией, в нашем понимании, т.е. апперцепцией не представлений самих по себе, а всего бытия личности.

Значение теории Д.Н.Узнадзе - в разработке ключевой проблемы психологии - проблеме детерминизма, объяснении и понимании целесообразной активности индивида. Теория установки в исследованиях грузинской научной школы Д. Н. Узнадзе относится к методологическим теориям психологии наряду с теорией деятельности. Установка или аттитюд (франц. altitude - поза) вводится в научную литературу для обозначения психологической готовности человека действовать (поступать) определенным образом в ответ на различные проявления природной или социальной среды Общим для разных авторов в понимании значения данного понятия оказывается тенденция к определенному реагированию, специфическая предрасположенность индивида или группы людей.

Проблема классификации установок в соответствии с непротиворечивым основанием остается одной из самых актуальных в процессе исследования. Профессиональные установки есть такое разноуровневое мотивационно-смысловое образование, проявляющееся как готовность личности воспринимать определенным образом условия деятельности и действовать в них соответствующим образом, которое пронизывает все аспекты профессиональной деятельности от профессионального самосознания до действия или поступка.

Формирование и поддержание устойчивой направленности личности студента путем подкрепления профессиональной установки представляет собою непрерывный процесс согласования требований перспективы посредством деятельности, посредством обратной связи. Формирование мотивов, равно, как и системы целей и намерений, идет вместе с формированием потребностей. Потребность и другие компоненты (интересы, влечения, цели, намерения) становятся устойчивее, за счет более глубокого познания перспективы и трансформации возникшей потребности человека в конкретные мотивы.

Профессиональная установка - совокупность компонентов, отражающих восприятие человеком профессиональной деятельности в соответствии с его интересами, мотивами, потребностями, стремлениями в профессии, и способствующих формированию образа «Я-профессионала» и осуществлению профессиональной самореализации.

Профессионально-ценностная установка будущего специалиста имеет четыре компонента: знания, эмоции, ценности и действия:

связана с мотивацией деятельности, влияет на изменение мотивации, но и, в свою очередь, мотивация создает базу для формирования установки;

связана с потребностями личности, которые мотивируют готовность, готовность создает базу для формирования профессионально-ценностной установки на профессиональную деятельность.

Предлагаемые нами вопросы анкеты позволят выявить характеристики ожиданий и установок студентов, обучающихся в вузе. Мониторинг характеристик студентов вуза способен выявить стабильность ряда доминирующих характеристик их профессиональных установок. У студентов вуза становится возможным определить уровень притязаний по отношению к обучению, нацеленность на получение профессии, востребованной в обществе. Анализ этой же анкеты, но предложенной студенту на более поздних курсах обучения позволит выявить изменения некоторых параметров и их динамику.

Список использованной литературы

 

1.           Алимова М.А. К проблеме становления профессиональных установок будущих специалистов и их связь с различными факторами личностной ригидности //Психологическая диагностика в образовательной практике: Материалы краевой научно-практической конференции. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. - С. 133 - 138.

2.           Алимова М.А. Проблема становления профессионального образа мира будущих специалистов в процессе обучения //Молодежь - Барнаулу: Тезисы докладов научно-практической конференции. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. - С. 160 - 162.

3.           Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 2004. – 627 с.

4.           Волов В.Т., Четырова Л.Б., Чаденкова О.А. Социальный портрет студента российского негосударственного вуза как результат сегментирования образовательного рынка // Труды СГУ.2000. Вып. 17., С. 141.

5.           Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 2003.

6.           Гальперин П.Я. История психологии, xx в М.: Акад. Практ, Екатеринб. Дел. Кн., 2002. – 365 с.

7.           Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б., Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 2005. – 401 с.

8.           Дмитриев А.В. Общая социология: Учеб. пособие. - М., 2001. - С. 136.

9.           Карпенко Л.А., Петровский А.В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 2005. – 851 с.

10.       Кибакин М.В., Лапшов В.А. Социально-типический портрет студента СГИ // Труды СГУ. 1999. Вып. 10. С. 52–62.

11.       Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 2005. – 276 с.

12.       Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 2003. – 312 с.

13.       Лузан, С.С. Профессиональная направленность будущих специалистов как показатель качества профессионального образования // Качество образования: технологии, экономика, законодательство: Сборник материалов VII ежегодной научно-методической конференции. Томск, 2004. С.35-37.

14.       Лузан, С.С. Формирование профессиональной направленности личности в системе вуза Материалы конференции научно-технических работников вузов и предприятий. Ч.II. Новосибирск: НГАВТ, 2003. С.108-110.

15.       Лузан, С.С. Формирование профессиональной направленности у студентов вузов с учетом гендерной социализации //Проблемы учебно-методической и воспитательной работы в вузе: Сборник материалов III межрегиональной научно-практической конференции. Сургут, 2006. С.105-107.

16.       Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2004

17.       Общая психология. Под общ. ред.А.В. Карпова М.: Гарда-рики, 2004. 378 с.

18.       Первин, Лоуренс А. Психология личности: Теория и исслед.: науч. Ред. Пер. В.С. Магуп. - М.: Аспект-пресс 2001. – 324 с.

19.       Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 2002. – 297 с.

20.       Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 2004. 399 с.

21.       Психология: комплексный подход; Под ред. М. Айзенка. – Минск.: Нов. Знание, 2002. – 278 с.

22.       Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – М., 1996. – 537 с.

23.       Шептенко О.Б. Системная детерминация профессиональных установок в реальной жизнедеятельности. Автореф. дис. на соискание уч. степ. к.п.н. – Барнаул, 1998. – 22 с.

24.       Шереги Ф.Э., Харчева В.А., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997. С. 36.

25.Шульц, Дуан П. История современной психологии СПб.: Евразия, 2002. – 384 с.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты